Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы передачи материнского состояния м б различны.




1. это м быть мех подражания тем стереотипам отношения и поведения, кот реб наблюдает у матери и присваивает эти стереотипы

1. это м б мех импринтинга - запечатления опред телес проявлений

2. это м мех суггестии - внушение матерью реб опред паттернов поведения

3. присвоение через обучение факторов, кот м создавать риск соматизации у реб

Т о мать, чел, кот явл осн фактором становления реб как личности, м обладать опред качествами, кот дают риск соматизации ребенка.

 

● Еще одним фактором явл особенности взаимодействия реб с матерью. Особенно на ранних этапах онтогенеза. Можно назвать 2 наиболее патогенных

1. 1 длительно длящийся симбиоз. Что в этом случ влияет на психологич становление телесности. Мать, в случ длительно длящегося симбиоза, выступает активным партнером взаимодействия. Выступает в кач чел, кот консервирует ранние телесные способы взаимодействия с реб, непроизвольно тем самым тормозит его психосоматич развитие.

 

В таком случ мать манипулирует реб, сохраняя преимущественно способы телесной коммуникации, оставляя в кач ведущего язык тела.

Примеры того, как это м выглядеть в случ длительного симбиоза.

Работа Коваленко - на кафедре. Исследовались особенности психосоматич развития детей в возрасте 6-9 лет. Здоровые и дети больные ба. Некот показатели ТОО, как протекает социализации телесности у детей с ба.

57% детей в этом возрасте одевают родители.

44% - кормят родители.

73% - не могут самостоятельно засыпать, только в присутствии матери.

Понятно, что мать проявляет пристальное внимание к больному ребенку. Это психологич понятно, но мать с ее опекой вносит свой вклад в ход психосоматич развития. Она тормозит это развитие.

 

В др работе наблюдали, когда дети с ба, обнаруживающие приступы удушья, будучи помещенными в стационар даже без лечения обнаруживают прекращение приступов (часть детей). Тормозящее влияние матери. Реб использует симптом для воздействия на мать, с целью получения желательного для него взаимодействия.

 

Еще пример. Эти задержки в психосоматич развития нельзя р отдельно от общего хода психич развития. Это тесно переплетающиеся аспекты развития - психич развитие и психосоматич развитие.

Подросток. Девочка 15 лет. Наблюдение не в клинике, житейское. Воспитывалась родителями больше занятыми самими собой, чем ребенком. Не симбиоз, а была предоставлена сама себе. Попадает во вторую семью своего отца и нач жить с мачехой, женщиной очень семейной ориентации. Обнаруживает отчетливую задержку психосоматич развития. Девочка тянется к телесному контакту, как кошка - подойти, прижаться, требование телесной ласки, садится на колени к мачехе. Это дефицит эмоц контакта, реализуемый с пом языка тела, как это бывает на более ранних этапах развития. Язык тела остается в активе. Занимает большое место во взаимодействии со взрослым.

Подобные наблюдения у психологов, кот работают в интернатах - многочисл факты преобладания языка тела во взрослые периоды жизни. Язык тела остается актуальным. Дефицит телесного и эмоционального контакта.

 

2. Т о симбиоз с одной стороны - Депривация с другой

 

3. Третий тип - авторитарное отношение матери со скрытым отвержением ребенка. В этом случ создается психологич особая сит, в кот наибольшую активность в общении со взрослым обнаруживает реб, кот с пом телесных проявлений старается привлечь внимание матери к собств проблемам, желаниям, телес состояниям. В этой сит реб уже манипулирует матерью с целью привлечения ее внимания

Именно в этих сит возникают коммуникативные симптомы как головная боль. Живот болит и т д. Симптом возникает на порыве манипуляции с целью достижения опред уровня эмоц взаимодействия с матерью

 

Пример исследования, кот выполнено на кафедре - Мотовилин. Изучал проблему развития представлений о теле у ребенка в возрасте от 9 до 16 лет. Это были дети из полных семей и воспитывающиеся в интернатах без выраженной психологич и соматич патологии.

В отношении здоровых диагностировался стиль детско – материнского отношения.

Были выявлены дети с отвергающей матерью. Т о был выделены 2 группы здоровый детей

− адекватное отношение матери

− авторит мать со скрытым отвержением (по опросникам. И тд)

− Интернатские дети.

Оказалось, что по характеру выраженности процесса становления представлений о теле интернатские дети обнаруживают задержку - в более поздний период формируется категориальная структура - структура прописаний телес проявлений.

В более поздние возр периоды происходит дифференциация телес и эмоц проявлений.

В более поздние периоды целостное телесное Я

А дети с авторитарной матерью со скрытым отвержением занимают промежут положение между нормой и интернатскими детьми.

Т о м сказать, что этот фактор скрытого отвержения или отсутствия материнского влияния создает риск таких задержек в психосоматич развитии

 

● Говоря о факторах, кот влияют на психосоматич развитие нужно назвать семью в целом.

М перечислить наиболее значимые характер семьи как целостности, кот влияют на психосоматич развитие

1. 1 особый эмоц климат семьи, не поощряющий свободное выражение чувств. Прежде всего отрицат эмоций, в силу особой системы ценностей семьи – сдерживания, терпения. Сем стереотипы подавления отриц чувств присваиваются реб, и создают фон подавления отриц эмоций с риском соматизации.

2. 2 неспособность родителей к раннему распознаванию, считыванию телесных проявлений. состояний ребенка. и означиванию, наделению смыслом. Это м б ненаблюдательные родители, неготовые к вып родит функций, не готовые замечать проблемы ребенка. В этом случ возникает риск появления такого феномена как алекситимия. Риск невозможности дифференциации телес и эмоц состояний.

3. 3 Еще один существенный факто семьи, имеющ патогенное влияние - неспособность семья в целом к вербальному разрешению конфликтов, с включением ребенка в семейный конфликт, с использование реб в кач средства разрешения семейного конфликта. В этом случ семья в целом выступает как фактор манипуляции ребенком. Семья часто сплачивается, разрешает свои конфликты в случ болезни ребенка. Семья за счет симптома реб разрешает свои конфликты. Такая работа была выполнена - Ивановой, изучала группы детей с разными психосоматич патологиямий - патологией кожи и нормальных

Обнаружила значит группу детей, у кот обострения болезни возникают регулярно в сит конфликта в семье, и как только возникает заболевание, конфликт в семье разрешается.

Такого же рода особенности описаны и для других заболеваний - гол боли, язва желудка.

 

Пример - подросток лет 12 с язвой желудка, стационируется многократно. Патология столь выражена, что исчерпаны способы фармакологич лечения. Назначена операция. Срок операции был отодвинут и была поставлена задача перед психологом подготовить реб к операции, на 2- 3 недели была отсрочена операция. Велась раб с мальчиком и родителями. Пред операцией - повторное обследование - язва зарубцевалась. Каждый раз, когда возникал конфликт между супругами, у реб обострялась язва, как только наступало обострение родители консолидировались в опеке. Вывод - необходима пролонгированная работа с семьей.

 

Что кас отдаленного катамнеза - его нет. Но м предположить, что если семья осталась конфликтной, возможно повторение болезни. Если удалось организовать раб с семьей, возможно никакие доп средства не понадобились.

 

Нельзя р все случ язвы, как возникшие в рез конфликтов семьи. Но очевидно, что семья оказывает влияние и объектом работы психолога становится вся семья

 

4. еще одна сем характеристика – соматизация, как стиль семейной адаптации в целях извлечения выгоды и избегания ответственности. В этих случ как показывает опыт дети усваивают эти стереотипы сем реагирования - избегания ответственности со ссылкой на симптом – «не могу, потому что голова болит».

Если этот путь становится постоянным, хронич средством извлечения выгоды и избегания ответственности, то этот путь м породить действительный симптом, как путь закрепления поведенч стереотипа избегания ответственности

 

Например исследование школьников с разными патологиями - ба, гол боли. Двойка в школе - приступ ба - и никакой ответственности. Это м быть симптом любой локализации - боли в животе, гол боли.

То же самое у взрослых сит ответственности, наказания, неуспеха - реакция симптом, кот закрепляется по мех хронизации

 

5. 5 еще одна характеристика семьи - хронич соматич болезнь у кого-нибудь из взрослых членов семьи. Часто наблюдаем усвоение реб стереотипов болезненного телесного реагирования - боли в сердце, головные., кашель. Симптом, возникший как реакция подражания, может быть закреплен и стать настоящим симптомом.

 

Т о многие факторы оказывают влияние на психосоматич развиитие реб - и семья и мать, и характер взаимодействия.

 

23. Мигрень: картина личности.

Приступы мигрени представляют собой особую форму головных болей, характеризующуюся преимущественно латеральной пульсирующей болью, тошнотой, рвотой, светобоязнью и сопровождающей неврологической симптоматикой. Больные часто демонстрируют подавленную враждебность, которая, по Fromm-Reichmann (1959), «представляет собой враждебную завистливую установку, специфически направленную против интеллектуальных достижений других. Это имеет значение при выборе органа страдания».

Мы можем понимать мигрень как «жульничество». Она служит сокрытию душевных конфликтов, которые больной «не должен» сообщать. Приступ мигрени может давать больному элементы вторичного удовлетворения: он дает возможность манипулировать семьей или наказывать окружающий мир.

Типичный пациент с головными болями, как показал в своих классических трудах Wolff (1948), - это обязательный, добросовестный, аккуратный, неуклонно стремящийся к достижениям и успеху человек, который тем не менее терпит крушение, почти достигнув своей цели. Высокую интеллектуальность пациентов с головными болями отмечают почти все авторы, указывая при этом на слаборазвитую эмоциональную сферу. Loch (1965) говорит, что, вероятно, «нужно уметь мыслить на относительно высоком уровне, чтобы стать пациентом, страдающим головными болями».

 

 

24. Картина личности при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма (БА) является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс (Boiten, Frijda, 1994).

По данным ряда исследований (Lehrer et al., 1993), личность больных БА характеризуется рядом специфических особенностей.

Психологическая метафора бронхиальной астмы - затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание - это единственная функция человека, которая появляется только после рождения. Все другие признаки нашей жизнеспособности формируются еще в материнской утробе, где уютно и безопасно, а все жизненные потребности обеспечены автоматически (Радченко, 2002).

Момент рождения - это тяжелый труд и сильный страх: «Что за мир там, снаружи?». К счастью, там существуют мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт. Но если их внимания и заботы не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, - это дыхание. Впрочем, бывает и другая причина - забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает их сделать за тебя. Недостаток заботы и ее избыток в равной мере лишают способности быть нестесненным, «дышать свободно».

Дети бессознательно ищут выхода, срабатывает жизнен-

   
   

Болезни органов дыхания

ный инстинкт, и более тяжелые проявления болезни у них появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

 

 

25. Синдром гипервентиляции: картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность (Rose, 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию (Bach, 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

 

26. Эссенциальная гипертония: картина личности.

Поскольку в большинстве случаев четко датировать начало заболевания не представляется возможным, трудно говорить и о вызывающей ее ситуации. Однако в качестве причинных ситуаций описаны определенные внутренние конфликты (Gentry, et al., 1982; Irvine, et al., 1991; Saab, Schneiderman, 1993). Артериальная гипертония часто начинается тогда, когда человек пребывает в ситуации хронического напряженного ожидания (Grace, Graham, 1952). Типичные высказывания гипертоников: «я должен быть готов ко всему», «я такой, что принимаю на себя все трудности», «никто меня не удержит, я готов на все». Провоцирующими ситуациями часто бывают длительные состояния страха, нехватка времени и нарастающее напряжение. Кроме того, описываются ситуации, в которых имеется возможность разрядки враждебности и агрессивности, но этого не происходит в силу торможения или щепетильности.

Многочисленные эксперименты как с животными, так и с людьми показали, что при страхе, гневе и озлобленности повышается давление и что хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертонии (Coeher, 1971, Groen et al.,1971, Angermeier, Peters, 1973; Cannon, 1953; Reindell et al., 1971). Общепринято мнение, что у гипертоников существует связанная со страхом хронически подавляемая агрессия.

Для больных гипертонией описывают типичную невротическую личностную структуру с преобладанием навязчивых состояний, в результате чего часто возникают внутренние и внешние конфликты, что затрудняет эмоциональную разрядку (Groen et al.,1971).

 

27. Ишемическая болезнь сердца и стенокардия: картина личности.

Психосоматические факторы приводят к злоупотреблению курением и алкоголем и оказывают воздействие на поведение в виде повышения пищевой потребности, что приводит к ожирению. эти больные вытесняют свои неприятные ощущения и до поры до времени склонны считать их пустяками. Коронарные больные отличаются толерантностью к симптомам своей болезни и даже безразличием к ним. Вторжение угрозы самой жизни вследствие болей отвергается и вытесняется. Roseman, Friedman (1959) впервые описали угрожаемое инфарктом поведение как поведение типа А, которым эта группа больных на основе своих личностных характеристик реагирует на различные ситуативные требования. Они противопоставили этому поведение типа Б, которое занимает противоположный полюс на шкале поведенияТрадиционно считалось, что враждебно настроенные лю-ди чаще болеют ишемической болезнью сердца (ИБС). Пусковые социальные ситуации, которые в соединении с психической предрасположенностью могут вызвать инфаркт, часто означают переживание потери объекта.

Межличностные разочарования с выраженным характером расставания и профессиональными неуспехами с отчетливым эмоциональным компонентом потери представляют для потенциального больного инфарктом в особенности большую угрозу, поскольку у пациента одновременно имеется нар-циссическое нарушение.

Нарциссическое нарушение представляет собой важное условие для неудовлетворительной переработки потери объекта. Такой пациент переживает ее как грубую нарциссическую обиду. Появляется неустойчивость таких душевных качеств, как внутренняя уверенность и чувство благополучия, обозначаемая также как «лабильное самовосприятие» и имеющая отчетливо депрессивную окраску. Это лабильное самовосприятие, в скрытом или явном виде, обнаруживается у тех потенциальных больных инфарктом, которые характеризуются описанными психодинамическими процессами.

 

 

28. Кардиофобический невроз: картина личности.

Конфликт, который с большим постоянством обнаруживается при кардиофобическом неврозе, это конфликт разрыва у высокоамбивалентной личности, которая обнаруживает, с одной стороны, способность к самозащите, а с другой - ограниченность своих возможностей и угнетающую зависимость. Конфликт в виде разрыва четко связан с вызывающей его ситуацией (смертью близких, отъездом, болезнью) - со всем, что угрожает одиночеством в представлении больного. Существует также связь с депрессивным типом реагирования личности с сильной амбивалентной установкой, причем в фантазиях постоянно фигурирует агрессивное желание смерти и одновременно ожидание чудесного спасения Что касается личности, то, как и при других психосоматических заболеваниях, имеется два противоположных типа личности (поведения): тип А, который демонстрирует непосредственно симбиотическую зависимость, и тип Б, который не терпит этих унизительных ситуаций и ведет себя подчеркнуто независимо, проявляя демонстративные псевдонезависимые реакции в своих осознанных и неосознанных поступках (Richter, Beckmann, 1973).

У подавляющего большинства больных можно наблюдать обычную зависимость, нарастающее сокращение жизненных связей, щажение себя, характерную для фобий вообще позицию ухода от трудностей. Некоторые прекращают работать, не в состоянии жить самостоятельно, без поддержки психотерапевта и близких. Они избегают сексуальных контактов, занятий спортом и в конце концов любых физических усилий, которые связаны с учащением сердцебиения. Многие полностью фиксированы на наблюдениях за своей сердечной деятельностью, читают всю относящуюся к этому литературу, ходят от психотерапевта к психотерапевту, распространяют свои самонаблюдения на другие части тела. Считается, что ипохондрик всегда найдет причину изучать себя, и даже здоровый

 

29. Нарушения сердечного ритма: картина личности.

. Приступы часто возникают в периоды внутреннего напряжения и при кумуляции эмоций. Соматическое возбуждение и усиление сердцебиения, беспокойство, нарушения ритма занимают место конфликта самоотвержения и могут толковаться как фрагменты подавленной психофизической реакции.

В личностном плане чаще встречаются пациенты, склонные контролировать свои чувства, подавлять их, рассматривать их проявление как слабость: «Я не показываю, что со мной творится».

Пациенты склонны к тому, чтобы упорно защищать свой эмоциональный мир. В то же время они избегают противостояния, борьбы, споров и склонны к рационализированию. Провоцирующими приступ ситуациями для них являются ситуации искушения, которые близки к «эмоциональной самоотдаче» или к скрытой агрессии, которая при угрожающем крушении защиты разряжается в виде приступа

 

30. Нервная анорексия: картина личности.

По личностной структуре и внутреннему созреванию женщины с анорексией оказываются не готовыми к своей зрелости. Больше, чем другие девушки, они переживают физическое созревание, прежде всего менструации и рост молочных желез, как свою подготовку к исполнению женской роли, считая ее чуждой и чрезмерной для себя. Нередко это приводит к амбивалентности в отношении своего полового созревания у женщин (реже у мужчин), проявляющейся в характер-ном для пубертатного периода стремлении вести аскетический образ жизни, причем молодые люди внутренне и внешне дистанцируются от половых ролей и от эндогенно возникающих потребностей и интенсивно ищут другие занятия. Личностная предрасположенность манифестирует при анорексии особой дифференцированностью в интеллектуальной сфере и ранимостью - в эмоциональной. Примечательны также прослеживаемые в анамнезе сенситивность и недостаточная контактность, хотя девочки ничем не привлекают к себе внимания. У больных анорек-сией женщин чаще наблюдаются черты шизоидной личности. Во многих случаях еще до начала болезни обнаруживаются аутистические установки и социальная изоляция. В процессе развития болезни преобладают все более тяжело воспринимаемые, сходные с бредом шизоидные аутистические признаки. Больные часто являются единственными дочерьми, имеют братьев и сообщают о чувстве неполноценности относительно их (Jores, 1976). Часто они производят впечатление внешне социально компенсированных, добросовестных и послушных вплоть до полной подчиняемости. При этом они, как правило, обладают высоким интеллектом и являются блестящими учениками. Их интересы духовны, идеалы аскетичны, трудоспособность и активность в деятельности высоки.

 

31. Булимия: картина личности

Больные булимией внешне благополучны: у них идеальная фигура, они успешны и активны. Превосходный фасад скрывает, однако, крайне низкую самооценку. Они постоянно спрашивают себя, что от них ожидают окружающие, правильно ли они ведут себя. Они стремятся к большему успеху и часто путают любовь, которой они добиваются, с признанием. По первому впечатлению больные часто представляются сильными, независимыми, целеустремленными, честолюбивыми и выдержанными. Это, однако, значительно отличается от их самооценки, отмеченной чувством внутренней пустоты,

Часто они происходят из семей, в которых коммуникация импульсивна и имеется значительный потенциал насилия. Структура отношений в семьях отмечена высокой конфликтностью и импульсивностью, слабыми связями между собой, высоким уровнем жизненного стресса и малоуспешным проблемно-решающим поведением при высоком уровне ожиданий социального успеха.

В этой ситуации больные рано принимают ответственные задания и родительские функции. Собственные опасения не справиться и оказаться во власти произвола и ненадежности родителей контролируются и компенсируются заботливым поведением; слабые и зависимые аспекты собственной личности сдерживаются и, в конце концов, отреагируются в приступах переедания и избавления от еды

 

 

32. Ожирение: картина личности.

Ожирение может быть вызвано родителями, когда они систематически на любое внешнее выражение ребенком потребности отвечают предложением пищи и ставят свое проявление любви к ребенку в зависимость от того, ест ли он. Эти структуры отношений ведут к недостатку силы Я, в результате чего фрустрации не могут переноситься и прорабатываться и должны лишь стираться за счет «подкрепления» (Bruch, 1957). У больных с ожирением часто наблюдается очень тесная привязанность к матери, доминирование матери в семье, в которой отец играет лишь подчиненную роль (Petzold, Reindell, 1980). Мать своей чрезмерной заботой задерживает двигательное развитие и готовность к социальному контакту и фиксирует ребенка в пассивно-рецептивной позиции (Brautigam, 1976).Психодинамически повышенное поступление калорий объясняется как защита от негативных, в особенности от депрессивно окрашенных эмоций и страха.

Какой-то единый тип больных описать не удается. У больных проявляются черты внутренней задерганности, апатически-мрачного отчаяния и признаки бегства в одиночество. Процесс еды сдвигает - хотя и временно - негативные эмоции в свободную от депрессии фазу.

Больные чувствуют себя несовершенными, ранимыми, несостоятельными. Гиперфагия, снижение активности и, как результат этого, избыточный вес дают известную защиту от глубокого чувства недостаточности: став массивным и внушительным, человек с ожирением кажется себе более сильным и защищенным. В отдельных случаях имеется отчетливая временная связь появления и усиления тяги к еде с какой-то фрустрацией.

Отличительной особенностью психологической защиты у таких больных является преобладание механизма психологической защиты по типу реактивных образований (гиперкомпенсации). Содержательная характеристика этого варианта психологической защиты предполагает, что личность предотвращает осознание неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Происходит как бы трансформация внутренних импульсов в их субъективно понимаемую противоположность. Для больных также типичны незрелые протективные механизмы психологической защиты, один из которых сопряжен с агрессией, перенесением на окружающих собственных негативных представлений (проекция), а другой - с переходом к инфантильным формам реагирования, ограничению возможностей альтернативного поведения (регрессия).

 

 

33. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки: картина личности.

Больные я.ж. делятся на пять видов:

1. “психически здоровый” язвенный больной. стабильная функция Я и стабильные объектные отношения, которые при массивной неспецифической или специфической нагрузке при сильной регрессии Я, ресоматизации и определенной предрасположенности желудка заболевают язвой в качестве единой психосоматической реакции

2. Язвенный больной с неврозом характера, формированием псевдонезависимых реакций или обсессивно-депрессивными чертами с оральными конфликтами, заметными окружающим (например, руководящий работник, распространяющий вокруг себя агрессивное напряжение). Конфликт декомпенси-руется при хроническом течении вследствие особых переживаний обиды, неудачи, любовной потери после двухфазного вытеснения.

3. 3. Социопатический язвенный больной. Пассивно-зависимые больные со слабым Я, чрезмерной зависимостью от объектов, склонные к прорыву инстинктов или параноидно-кве-рулятивным типам поведения, внешне проявляющие свои оральные конфликты как «асоциальные больные» (например, больные язвой алкоголики, рентные невротики), заболевают уже при мелких внешних отказах в любви и обращении к себе. Их расстройство желудочно-кишечного тракта становится понятным как соответствующие их психическим потребностям органный модус или физиологические корреляты.

4. 4. «Психосоматический» язвенный больной. Невыразительные личности с бедной фантазией, представляющиеся своеобразно ригидными и механическими в образе жизни и объектных отношениях, производящие при исследовании чувство полной пустоты отношений. Они в состоянии видеть в окружающих лишь самих себя и при специфических нагрузках и кризисах (часто - в связи с потерей объекта) привычно психосоматически реагируют. Часто наряду с язвенной болезнью наблюдаются и другие психосоматические нарушения, такие как лихорадка, сердечные симптомы, ревматизм и т. д. Кроме того, у таких пациентов констатируют учащение несчастных случаев и оперативных вмешательств.

5. 5. «Нормопатический» язвенный больной, чрезмерно ориентированный на нормальность поведения, чрезмерно адаптивный, с отчетливыми ограничениями Я на основе выраженной тенденции отрицания (например, реальности собственного состояния истощения и физического самочувствия). Как рабочие или мелкие служащие, часто работающие дополнительно по совместительству, они находятся в состоянии хронической саморазрушающей стрессовой перегрузки, на фоне которой часто молниеносно появляется язвенная симптоматика.

Пассивный язвенный тип склонен к субдепрессивному фону настроения и прямо выражает свои потребности в зависимости. Он считается манифестно-зависимым. Язвенный приступ наступает, «когда бессознательные или сознательные желания зависимости встречают отказ».

При гиперактивном язвенном типе желания зависимости очень сильны, однако отвергаются больными. Они отказываются от своих желаний, происходящих из оральной сферы переживаний, и тем самым фрустрируют сами себя. Гиперактивный тип лишен покоя. Он агрессивно преследует свою цель, компенсаторно стремится к независимостиПациент нуждается в таком подтверждении, поскольку не в состоянии обеспечить себе чувство защищенности иным способом, кроме достижения успеха. Этот тип ищет успеха, но в целом неуспешен, поскольку предметом его стремлений являются признание себя и престиж

 

34. Гипертиреоз: картина личности.

Классический психосоматический подход, представленный Александером (2002), видит психодинамические истоки заболевания в отсутствии защищенности, надежности в самом раннем детстве, когда эта защищенность нарушается смертью или родительским отвержением и/или нездоровыми семейными взаимоотношениями. Неудовлетворенное желание привязанности побуждает больных идентифицироваться с объектом стремлений. Эта ранняя идентификация приводит, однако, к физиологической и психологической перегрузке и заканчивается постоянной борьбой, неуверенностью и страхом в связи с низкой самооценкой.

Склонность перевыполнять свои задания, стремление к успеху, форсирование усилий. К описанной Александером классической психодинамической конфигурации принадлежат ярко выраженное сознание ответственности и готовность к деятельности, которые, однако, подавляются чувством страха, проявляясь посредством контрафобий.

35. Сахарный диабет: картина личности.

Диабетик точно знает, что деятельность по меньше мере одной системы его организма нарушена. Из этого возникает чувство неуверенности. Хронический дефект может негативно влиять на жизненную стратегию диабетика: часто он организует всю свою жизнь вокруг своего страдания («диабет как образ жизни»).

Bleuler (1975) описывает различие между взрослыми (тип II) и больными юношеским диабетом (тип I). Взрослые не представляются выраженно анксиозными, хотя тенденции к ларвированной депрессии несомненны. Их скорее открытая, эго-синтонная личность склонна к депрессивным реакциям при нагрузках. Личностные черты, достигающие шизоидно-сти, скорее характерны для больных юношеским диабетом, при нагрузках здесь характерны отрицание и селективное восприятие проблем.

Rudolf (1970) следующим образом обобщил литературные данные о психосоматических концепциях в возникновении диабета.

1. Конфликты и неоральные потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата.

2. Вследствие приравнивания еды и любви друг к другу при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.

3. Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.

Психические факторы, в особенности при I типе сахарного диабета, существенно влияют на течение и терапию. Groen, Loos (1973) придают особое значение свойственным этим больным чувству незащищенности и эмоциональной заброшенности. Alexander (1950) описывает, кроме этого, сильные рецептивные желания заботы о себе и активный поиск зависимости от других

 

36. Кожные заболевания: картина личности.

Установлена коррелляция с остротой конфликтной или психотравмирующей ситуацией, а также степенью эмоциональных нарушений (эмоциональной напряженности, тревоги, депрессии и страха, принимающего подчас характер фобий). Переход на другую работу или переезд в новую квартиру, болезнь и смерть близких или развод, страх перед экзаменом или боязнь нежелательной беременности ложатся в основу подобной симптоматики, развивающейся впервые или, чаще, рецидивирующей после более или менее длительной (порой многолетней) ремиссии. Эмоциональная напряженность, подозрительность и настороженность, толкают больных на путь негативизма и социальной изоляции. Не случайно большинство таких больных предпочитают прогулки в одиночестве и избегании контактов с внешним миром. В дерматологической практике основную массу больных с необоснованными жалобами составляют лица, охваченные тревогой и страхом по поводу изменения своей кожи и волос. Страх потери привлекательности и неизбежной при этом «неполноценности» порой ломает всю жизнь человека. Самые ничтожные косметические недостатки, самые заурядные кожные изменения превращаются в «болезнь» за счет патологического преломления их в сознании эмоционально нестабильного индивида и его сверхценного к ним отношения.

 

 

37. Ревматоидный артрит: картина личности.

У больных на отдаленных этапах состояния бросается в глаза их терпимость и невзыскательность (Zautra et al., 1994). Их терпеливая непритязательность находится в противоречии с объективными данными о заболевании.

В преморбиде пациенты характеризуются как тихие, малозаметные люди. Их отличает старательность и добросовестность. Часто заметно их альтруистичное поведение, что, в сочетании с энергией и жаждой деятельности, делает их непревзойденными матерями и неутомимыми сиделками. Будущие пациенты уделяют крайне мало внимания своей телесности, отличаясь бедным самовосприятием и редуцированным самопознанием. Их терпеливость, вероятно, соответствует внутреннему запрету на открытое выражение остаточных агрессивных побуждений (Александер)

 

38. Психовегетативные синдромы: картина личности.

психовегетативные синдромы возникают преимущественно в возрастной группе от 30 до 60 лет. Это - фаза наивысших профессиональных нагрузок. В анамнезе часты честолюбивые установки, лихорадочный темп работы, давление невыполненных обстоятельств и общая неудовлетворенность выполняемой деятельностью.

Для частых на приеме больных с функциональными нарушениями в области сердечно-сосудистой системы характерна лабильность поведения как в соматике, так и в межличностных отношениях. Эти люди ставят сами или позволят другим ставить перед собой цели, но действия, которые должны привести к достижению этих целей, застревают на уровне помыслов в силу свойственной этим больным общей неуверенности в себе. Их поведение - постоянный компромисс. Тихие, замкнутые. описывается проблема зависимости/независимости, коренящаяся в неудовлетворяющих, разочаровывающих отношениях со значимыми лицами в детстве. Тенденции к самостоятельности и экспансивные импульсы скорее подавляются, чем культивируются, замещаясь страхом быть покинутым и не перерабатываясь, а лишь компенсируясь в ходе развития

 

39. Функциональные сексуальные расстройства: картина личности.

В основе отсутствия сексуальной реактивности женщины, с психоаналитической точки зрения, лежат глубинные невротические расстройства из прегенитальной фазы развития. С точки зрения коммуникативной теории, фригидность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...