Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Наиболее часто обнаруживающиеся у подростков стратегии совладания





 

1. стратегия сверх актуализации будущего. Она выражается в том, что преграды, связанные с болезнью, трудности рассматриваются подростком как в принципе преодолимые, прозрачные, доступные разрешению. И в этом случае подросток не обнаруживает выраженной картины прерванности жизни. Подростки в этом случ ориентированы в будущее (это на выходе в ремиссию), планируется будущее. Планируется достаточно реалистично, с учетом тех потерь, кот возникли вследствие болезни.

Нарп девочка, кот предполагала быть танцовщицей, пережившая ампутацию, в этом случае планирует будущее с учетом этого дефекта. «Люблю театр. Все равно буду работать в театре, буду костюмером, гримером». И тд. Реалистические планы.

Или подросток - лыжник с моторным дефектом, кот прерывает его спортивную карьеру, говорит, что любит компьютер, будет заниматься компьютером.

Дефект не камуфлируется, рассматривается как реальность жизни. Встраивается в структуру жизни, телесного Я. Принимается целиком. Только в этом случ возможно построение реальных планов на будущее.

Подростки с такой сверх актуализацией будущего - открыты контакту, общению, и поэтому психологу в этом случае работать относительно легко. Чел готов обсуждать свои проблемы. Здесь нужно некот психологич сопровождение, чтобы помочь выстроить эти планы. Обрести психологич устойчивость.

 

2. 2 другой достат распростр путь - уход в фантазии - фантазийный вариант

В этом случ подросток обнаруживает эффект отрицания болезни. Выстраивает иногда сложный и красочный мир фантазийный. Мир для него комфортный, в кот дефект отсутствует. В силу этой условной комфортности этого мира фантазии, нередко такой больной оказывается целиком и полностью погруженным в этот мир, и на этой фоне закрыт для общения. При попытке эти психологич барьеры разрушить или смягчить возникает реакция агрессии в отношении человека - специалиста или матери, кот делают попытки проникнуть в этот фантазийный мир



Иногда такого рода фантазии прорываются в рисуночной продукции подростков. Т о видим, что в этом случ комфорт, кот подросток обретает в фантазиях не способствует его адаптации в мире, его комфорту в реальной жизни.

И следовательно этот мир фантазий нуждается в коррекции в сторону приближения к реальной жизни, в особенности в тех случ, когда болезнь в знач степени в прошлом. Когда выход в ремиссию, но с ущербом. Этот фантазийный мир надо смягчать, приближать подростка к реальной жизни. В этом случ показана коррекция. Здесь все средства хороши. Изобретательность терапевта необходима. На первых этапах нужна инд работа. И только после того, как пройдет первый этап преодоления психологич барьеров, можно включать в группы, групповые тренинги. Это м б арт группы и т д.

Нет жесткой программы. Начинать надо с инд работы.

 

3. 3 стратегия совладания, с кот часто сталкиваемся у больных подростков - тоже стратегия самоизоляции, это самоизоляция с упрочиванием симбиоза подростка с одним из членов семьи или с семьей в целом, с образование жесткой, ригидной симбиотической системы семейной. Систему м было бы описать - все члены семьи и сам ребенок в позиции активной защиты по отношению ко всему внеш миру. Чем тяжелее болезнь, тем больше м б выражен тип защиты.

Если это проявляется в этом возрасте, подростковом, для кот характерна автономизация, отдаление от взрослого. В этом случае наблюдаем фактор укрепления и симбиоза иногда более прочного чем в первые годы жизни.

Это неблагополуч картина.

Такая ситуация м привести к задержкам психического развития в целом. Учитывая, что это подростковый - отставание оформления самосознания, дифференциации структур самосознания.

Мы наблюдаем картины зеркального повторния и оценки ближайшего взрослого эхосамооценка.

Предположим применили самооценочные шкалы. Напр Дембо - Рубинштейн.

Эхо самооценка - оценка подростка по тем же шкалам целиком и полностью повторяет самооценку взрослого. Такие картины в норме бывают в более раннем возрасте. В норме по различ параметрам рождение самооценки - фактор автономизации в норме. В данном случае идет клише.

Другой пример торможения со стороны взрослого человека - совместное выполнение психологич методик, тестов. Напр проба складывания куба Линка - если предлагаем такое совместное складывание с матерью здоровому подростку, он хочет делать сам. Такой самости на фоне симбиоза мы не обнаруживаем. Мама диктует, что нужно делать. Такую эксперимент модель совместной деятельности можно организовать на любой методике. Иногда чем грубее выражен фактор симбиоза, тем отчетливее мы видим, как мать диктует, контролирует мельчайшие шаги.

В такой семье, особенно если в ней есть депрессивные или ипохондрич формы, они устаиваются ребенком. Это отягощает осн картину.

 

В этом случ психологу необходимо работать с семьей в целом. Необходима диагностика семейной системы, и затем смотреть, как расшатать эту жесткую симбиотич систему, чтобы предотвратить развитии инфантильной личности, неспособной к самоконтролю.

 

 

17. Современные представления о психологической саморегуляции.

Ее роль в симптомогенезе.

!!!Не уверен, будет ли это в тему, но расскажу здесь про копинг-стратегии и теорию стресса.

 

Обратиться к концепции стресса. Лазарус. Копинг стратегии и т.д. таблица из лекции.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под «копингом» (от англ. to cope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998).

Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

• разрешение проблем;

• поиск социальной поддержки;

• избегание.

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный (Averill et al., 1971). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarus, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

• непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

• косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

• совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное – устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3.Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (Либина, Либин, 1998). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина, 1996).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм, 1992), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг, 1976), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями. На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1995; Либина, 1995 а, б), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян, 1994).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен (Lasarus, Folkman, 1984) подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей (Costa, McCrae, 1992) делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ (Lehr, Thomae, 1993) уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладания связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье, 1991).

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по-разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса (Lazarus, 1966; 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора – рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.

Своеобразным «срезом» адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути – целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

1. соматический (телесный) – отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);

2. личностный (индивидуально-психологический) – отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;

3. ситуационный (социально-психологический) – отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно– и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы. Если жизненный путь, состоящий из множества ситуаций, рассматривать в континууме здоровья/болезни, то окажется, что на полюсах этого континуума окажутся совершенно разные личности, т. е. имеются в виду в первую очередь различные системы ценностей, различный приоритет жизненных значимостей. Для больного человека наиболее значимыми представляются ситуации, имеющие отношение к его заболеванию, его возникновению, течению и исходу. При болезни круг остальных значимых переживаний резко сужается. На полюсе «здоровье» для человека важны совсем другие ситуации, в первую очередь связанные с социальным, профессиональным статусом.

Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее (Либина, Либин, 1998).

Смещение по шкале производимой личностью оценки слева направо при анализе значимости конкретной ситуации говорит о необходимости перейти от эмоциональных переживаний к решительным действиям. Если стадия негативных переживаний затягивается, особенно когда стрессовое событие получает субъективно высокую оценку, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий неуправляемую и неадекватную реакцию. В этом случае стресс грозит перейти в дистресс.

Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы.

Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям пожара) (Томпсон, 1986):

• обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов («Зато мы теперь живем вместе с детьми»);

• сознательное сравнение с другими погорельцами («У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей…»);

• представление более трагических последствий ситуации («Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!»);

• попытки забыть о случившемся («Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли»).

Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

В работе (Либина, Либин, 1998) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения (табл. 1). В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а – 4в) опросника «Стиль поведения» (Лазарус, 2000).

Таблица 1

Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях

 

18. Внутренняя картина болезни как сложный психосоматический феномен.

см. ВКБ

 

19. Влияние социальной ситуации на развитие психосоматических заболеваниях.

Это отсылает к культурно – историческому псих подходу в психосоматике. Проблема – эта проблема находится в стадии разработки..

В отеч психологии мы м найти ряд теоретич положений, кот м стать основой для возникновения нового подхода для понимания телесных реалий человека, подхода сугубо теоретич. Это прежде всего школа Выг - культурно - историч психология

У Выг в его работах мы не находим обращения к психосоматич проблеме. Она не входила в круг его интересов. Только в последние годы, в записных книжках он формулирует ряд положений. Эти книжки были опубликованы лет 20 назад, и там положения, кот позволят сформулировать новый взгляд на психосоматику.

− 1 необходимы новые подходы к психоофизич и психосоматич проблеме, подходы, опирающиеся на новые реалии чел существования. Опирающиеся на то, что чел - существо наделенное сознанием, и это не м не отразиться на протекании его организменных процессов.

− Чел - существо, включ в культ - историч контекст, развивающееся за счет овладения культ - историч опытом. И это тоже накладывает отпечат на все процессы чел

− Необходима вершинная т зр в психофизич, психосоматич т зр - т е главенство психического в развитии функций.

 

Эти положения Выг легли в основу цикла исследований, кот в теч послед лет ведутся на кафедре. Осн гипотеза, кот была сформулирована - базируется на положениях Выг.

1. тезис - организм человека, как врожденное единство функций, и его телесность не тождественны

2. телесность человека есть феномен прижизненного развития. Телесность чел развивается в ходе онтогенеза и имеет культ - историч детерминацию

3. пути психологического развития телесности аналогичны развитию впф.

 

Теперь первая тема, к кот мы обратимся в контексте этой гип





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.