Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От чего зависит возникновение того или иного типа направленности.




Это проблема, на кот развернуто ответить на сегодняшний день трудно. Судьба этих изменений зависит от склада преморбидной личности. От того, какие ценности, система интересов доминировала в том периоде. Насколько чел в преморбиде был ориентирован на себя. Хотя прямого переноса из преморбида в постморбидную направленность нет. Могут быть внезапные очень резкие перестройки. Преморбид исследовать очень трудно - ретроспективно, по характеристикам.

 

3. Еще изменение, кот важно для судьбы чел как личности - сокращение временной перспективы с ограничением (часто самоограничением) всего жизненного пространства состоянием здесь и теперь. Это частый вар, психологически неблагоприятный. Потому что любое психическое развитие или успешная компенсация дефекта предполагает ориентацию в будущее. Цели, перспективы должны быть открыты, иначе развитие невозможно. А точки стояния не существует. Либо развитие вверх, либо вниз. Сокращение временной перспективы, ограничение смыслов чревато деградацией. Утрата смысла, отсутствие целепорождения - деградация.

 

Возникает ряд вопросов. Мы говорим об изменениях личности. Психич трансформациях человека, вопрос - какое это имеет отношение к психосоматике?

1. эти изменения утяжеляют основную картину болезни.

2. Могут порождать по психологическому механизму вторичные психосоматические симптомы.

 

16. Возрастная динамика внутренней картины болезни.

Реб в разном возрасте не пассивное существо. Соматич болезнь ограничивает формы активности – выносливость и т д. Соматич болезнь влияет на функциональное сост мозга. Вместе с тем в разные возрастные периоды характер, содержание, формы этой активности в отношении самого себя различны.

Меленькие дети в раннем возрасте обнаруживают у самих себя некот неблагополучие - плохое самочувствие, слабость. Но в полной мере всю тяжесть заболевания обнаруживаются только в том случ, когда психологич средства развиты, и у реб есть понимание того, что с ним происходит.

В подростковом возрасте нач появляться и ипохондрич состояния (в более раннем это почти исключено), нач выделяться депрессивно - тревожные сост, связ с болезнью.

 

Осн тезис - психологич содержание, наполнение вкб в детском возрасте диктуется не столько конкретным характером болезни, ее локализацией и т д, сколько возрастно - психологическими закономерностями того периода, в кот болезнь настигла ребенка.

В эмоциогенной ситуации - возникновение синдрома с образованием психосоматического круга.

Обратились к теме внутренней картины болезни. Отметили что это психологич феномен. Кот возникает вследствие активности самопознания больного. Познания себя в кач больного.

Этот психологич феномен возникает всегда сам, пац - автор этого произведения. Это соматоперцептивный образ, кот оформляется как образ сознания структурно, в рамках одного из подходов. Говорили о хар вкб. Есть динамика, кот р по-разному в разных подходах

либо как смена элементов вкб с выделением ведущего, эта динамика диктует принципы коррекции

Р что саматоперц образ возникает

Выделяют стадии

− первич означения,

− вторич означения и

− стадию личностного смысла.

Остановились на особенностях вкб в детском возрасте. Говорилось, что как и взрослый больной, ребенок активен в процессе самопознания - познания себя как больного. С расширением психологич средств эта активность оснащается все новыми психологич инструментами. И то, чего мы не наблюдаем в детстве - депрессии и т д, в подростковом возрасте могут возникать.

Завершили тезисом -

Содержание вкб, ее психологическое наполнение у детей диктуется не столько характером болезни, ее конкр проявлениями, локализацией, качеством болезни и т д, сколько возрастно - психологич закономерностями, характерными для того периода, в кот болезнь настигает больного.

Т е не болезнь опред характер вкб, а его психологич характеристики.

Рассматривая каким обр возрастно- психологич характ влияют на вкб, разделим детскую выборку на 2 периода. Разделим на 2 возрастных периода (в этом некорректность)

− Младший от 5-6 до 10-11 лет

− Старший после 10-11 до 14 лет.

 

Рассмотрим последовательно, какова внутр картина болезни у детей в эти периоды

Младший возраст

5-6 лет - языковая система уже сложилась. (Выборка диктовалась тем, что у детей сложилась языковая система).

В этом возрастном диапазоне - младшем - наблюдая за детьми заболевшими разными соматич болезнями, видим проявления интереса к собств состоянию, попытки разобраться в своем сост. Попытки создать представление, что происходит. Эта собст познават активность реб в этом возрасте наталкивается на трудности - недостаточность психологич средств для самопознания.

1 как показывают эмпирич данные (исследования на кафедре) у детей еще нет эталонного представления о том, что такое болезнь и здоровье, не сформированы эти понятия.

Т о не сформирована в достаточной степени система абстрактных понятий. (Параллелограмм развития). Процессы самоконтроля, произвольной регуляции находятся еще в стадии становления. И т о активность самопознания недостаточно обеспечена психологич средствами.

На этом этапе суждения детей, когда обсуждаются вопросы – «болезнь - это когда здоровья нет», «здоровье - это когда нет болезни», или «здоровый играет в футбол, больному это не разрешается» - через конкр ситуации.

Следовательно, в этом возрасте внутр картина болезни у детей не м опираться еще на анализ собственного самочувствия. И как правило такого анализа не наблюдаем. Но из этого не следует, что у детей в этом младшем периоде не возникает вкб. Становление вкб происходит и в этом возрасте. На какой почве? В этом возрасте основой для становления вкб, для ее объективации становится система ограничений, внеш, ситуационных, с кот сталкивается заболевший ребенок.

На основании эмпирич исследований можно выделить несколько таких ситуаций ограничений, кот служат основой для становления вкб

Ограничение двигательной активности. Масштабы этих ограничений различны в зав от того, чем болен реб. В любом случае такой дефицит двиг активности становится фактором, тормозящим психич развитие

Дефицит двиг активности сказывается на осн ведущей деятельности этого возраста, особенно когда говорим о детях 5- 6 лет. Ограничение игры. Нарушение или даже разрушение игры. Осн формы вед деятельности, деят в кот реб познает мир, мир социальных отношений, соц норм. Эта игра есть одновременно средство самопознания. Овладения собой, своими возможностями. Средство познания внутреннего мира.

Открывает много возможностей для психич развития. Эриксон говорит - самый естественный способ врачевания - это игра (психологич способ), нарушение игры - наруш ориентацию реб не только в сист отношений но и в самом себе.

(На этот фактор психологам (фактор состояния игры) надо обратить внимание по ряду обстоятельств. Активность игровой деятельности в стационарах - есть способ врачевания. В т вр организация наших стационаров такова, что эти формы активности чаще всего не удается реализовать. Парадокс - невозможность привлечения детей к игровой деятельности в стационаре часто связана не с тем, что нет игровых комнат или игрушек, а со сложившимся порочным стереотипом ограничения всяческой активности детей. В известных детских стационарах есть игровые комнаты с игрушками, игрушки уложены в шкафы, шкафы закрыты на ключик. Если в штате нет психолога, когда психологи говорят о необходимости активности, спрашивает о наличии игрушек, выясняется, что игрушки есть, но детям они недоступны).

Отсутствие игры влияет и на соматич сост, и на психич, и на становление вкб

 

− Др фактор - фрустрация познавательной потребности, выражается в опред соц статусе – статусе школьника. Обязательное посещение школы становится интересным и желательным для реб, кот нах в стационаре. При проведении диагностич обследований - дети оценивают себя как тотально несчастливых именно потому, что они не имеют возможности жить как все, посещать школу. И т о болезнь предстает перед ними в качестве этого ограничения

 

− ситуации лечения - лечебные процедуры. Чем массивнее, чем труднее эти леч воздействия, чем длительнее, болезннее, тем значительнее становится это ограничения для детей.

И тогда эти состояния, неприятные ощущения, боль при уколах, страхи леч процедур становятся основой, факторами, кот презентируют болезнь ребенку. Не столько сама болезнь, сколько ситуация лечения.

И тогда в связи со значимостью этого фактора мы получаем психодиагностич продукции детей, в их рисунках, характерные проявления страхов, болей и т д.

И тогда в проективных рис появляются изображения - врачи и медсестры в виде монстров в белых халатах. Или появляются рис - моя болезнь, ее лечение. Здесь много тематич вариаций - напр команда врачей со шприцами через плечо наступает на ребенка. Эти шприцы как винтовки. И т д. Для детей мл возраста проективность сюжетов чрезвычайно высока. Страхи находят отражение в рисунках.

 

Т о не столько сама болезнь и анализ самочувствия, сколько совокупность ситуац трудностей, ограничений.

Было бы неправильно считать, что только ситуац фактором.

− Важнейшим становится ближайший взрослый. Это конечно мать, кот и выполняет для реб в этом возрасте функцию означения его телесного самочувствия. Мать дает в распоряжение ребенка словарь описания его телесных состояний. Т е то вербальное средство, с пом кот можно осознать собств телесное состояние. И тогда в суждениях детей – «мама сказала, что у меня желудок болит», «легкие слабые» и т д.

Или напр другой близ взрослый - это мед персонал и лечащие врачи. И тогда операцию означения, т е когнитивного опосредования телесного сост м осуществлять врач или медсестра. И тогда – «доктор говорит, что у меня нарушена формула крови», или что «мало гемоглобина».

 

Т о ближ взрослый формирует опред содержание вкб за счет предъявления реб словаря, т е средства для описания своего самочувствия. Здесь серьезная практическая психологич проблема. В зав от того, как строится общение ближ взрослого с реб, в зав от того, какими словами пользуется мать, в зав от этого строится опред вербализованная картина болезни. Эти словари описаний, кот предъявляет взрослый ребенку, могут быть ятрогенными.

Наблюдая за детьми в стационарах, видим картины ятрогении. Это ненамеренные небрежности в общении взрослого с ребенком. На этом этапе в этом возрасте необходимо психологич сопровождение ребенка в случ болезни, и при амбулат наблюдении, и при стационарном лечение. Цель - не только общение с реб, но и с матерью, и тактичное взаимодействие с леч персоналом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...