Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спланхнология. Пищеварительная система. Практическое занятие №1.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

СПЛАНХНОЛОГИЯ

Методические рекомендации для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

по нормальной анатомии человека

 

ЧГМА – 2009


 

 

С. Л. Мельникова, Н. Ю. Ким, М. Д. Жалсараев, Т. Н. Степанова

 

 

Спланхнология. - Методические разработки для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. – Чита, 2009,   с.

 

Методические разработки по разделу анатомии человека «Спланхнология» составлены  в помощь студентам 1-2 курсов всех факультетов медицинской академии при самостоятельной работе в аудиторное и внеаудиторное время, а также при подготовке к итоговым занятиям и экзамену по анатомии человека.

 

    Печатается по решению ЦКМС Читинской государственной медицинской академии.

 

 

Рецензенты:

 

Зав. кафедрой гистологии

д. м. н.                                                          А. В. Патеюк

 

д. м. н., профессор                                         Л. П. Малежик

 


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Практическое занятие №1.

Тема: Пищеварительная система. Общий обзор. Строение начального отдела пищеварительной трубки. Полость рта.

Цель и содержание занятия: На первом практическом занятии по пищеварительной системе необходимо четко усвоить последовательность продвижения пищи по пищеварительному тракту, определить принципиальное различие в строении полых трубчатых и паренхиматозных органов пищеварительной системы. Кроме того, особо внимание на первом занятии уделяется развитию и строения начального отдела пищеварительной трубки (полости рта), четкому проведению границ преддверия и собственно полости рта, а также строению губ, щек, десен, языка, твердого и мягкого неба, слюнных желез. Знания по анатомия начального отдела пищеварительного тракта необходимы при изучении нормальной и патологической физиологии полости рта, фармакологии, внутренних, инфекционных и детских болезней, терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, стоматологии детского возраста.

Оснащение занятия: Лекции по анатомии пищеварительной системы, учебник анатомии человека, атлас, рабочая тетрадь, схемы строения десны, твердого и мягкого неба, методические разработки, ситуационные задачи, тесты, цветные карандаши, таблицы, учебные препараты (органный комплекс пищеварительной системы, сагиттальный распил головы, череп, язык), муляжи сагиттальных сечений головы на разных уровнях.

Вопросы исходного уровня знаний:

1. Чем принципиально отличается строение полого трубчатого (слоисто-оболочечного) органа и паренхиматозного органа?

2. Последовательно перечислите по латыни слоисто-оболочечные органы пищеварительной системы.

3. Перечислите паренхиматозные органы пищеварительной системы.

4. На каких сроках внутриутробного развития закладываются и развиваются органы пищеварительной системы.

5. Когда заканчивается внутриутробное формирования органов лица и полости рта?

6. Назовите отделы полости рта и их границы.

7. Перечислите органы, располагающиеся в полости рта.

8. Перечислите слюнные железы.

Ориентировочная основа действий студентов на занятии. В начале самостоятельной работы на практическом занятии обратите внимание на принципиальное различие в строении полых трубчатых и паренхиматозных органов. Найдите на препаратах органов пищеварительной системы граница полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого отдела кишечника. Найдите на сагиттальном сечении головы паренхиматозные органы пищеварительной системы (слюнные железы), в органном комплексе пищеварительной системы найдите печень и поджелудочную железу. Обратите внимание, что к полым трубчатым органам относят весь пищеварительный тракт, включая полость рта, которая вы_______________________________________________________________________________________________________________________________стлана, как и все другие отделы, стракт включая полость ртаубчтах органов и паренхиматозного органа? ицы, вательностьлизистой оболочкой, под которой располагается средняя оболочка, различающаяся в своем строении в разных участках.

Важно четко различать строение преддверия полости рта и собственно полости рта. Границей между ними являются десны и зубы.

Преддверие ограничено спереди и с боков губами и щеками.

Губы – это сложные многослойные образования, построенные по принципу типичного трубчатого органа, вместо наружной оболочки покрытые кожей. Основу губ составляют мимические мышцы (круговая мышца рта, мышцы, поднимающие и опускающие угол рта и верхнюю и нижнюю губу и т. д. ). Кожа губ сращена в мышечным слоем, обратите внимание, что в ней выделяют две части: кожную и промежуточную. Промежуточная (красная кайма), это тоже кожа, но с залегающими близко на поверхности капиллярами. В этой части также выделяют две зоны: наружную (гладкую) и внутреннюю (ворсинчатую), различающиеся гистологическим строением.

Верхняя губа – отделяется от щек носогубной складкой, в зависимости от особенностей развития выделяют центральную (среднюю) и две латеральные части верхней губы. На нижней поверхности средней части имеется бугорок, который значительно выражен у новорожденных и грудных детей. На передней поверхности верхней губы расположен подносовой желобок.

Нижняя губа ограничивается от подбородка подбородочно-губной бороздой. Верхняя и нижняя губа при соединении образуют углы рта, где располагаются спайки губ.

При изучении щек обратите внимание на то, что они устроены подобно губам, однако кожа щек несколько толще, чем у губ и под кожей на щечной мышце расположен жировой комок щеки (Биша), о нем подробно изложено в разделе функциональная анатомия мышц головы и шеи.

В преддвериинаходятся уздечки верхней и нижней губы, которые в норме прикрепляются к основанию десневого сосочка, длина их индивидуальна. Выделяют центральные и латеральные уздечки. В преддверии полости рта в области второго моляра верхней челюсти справа и слева расположен сосочек, на котором открывается проток (Стенонов) околоушной слюнной железы.

Десна – часть слизистой оболочки полости рта непосредственно окружающей зуб. Она подразделяется на три части:

1. Прикрепленную, граничащую со слизистой, покрывающей альвеолярный отросток, она прочно сращена с надкостницей альвеолярных отростков, поэтому поверхность ее волнообразная, причем волны больше выражены у мужчин, чем у женщин. Важно помнить, что эта волнообразность исчезает при первых признаках отека.

2. Свободную или краевую, прилегающую непосредственно к зубу, и отделяется от него десневой бороздой.

3. Десневые межзубные сосочки – участки десны, треугольной формы, располагающиеся между соседними зубами. Границей между свободной и прикрепленной частями десны является десневой желобок, идущий параллельно десневому краю на расстоянии примерно 0, 5-1, 5 мм.

Собственно полость рта. При изучении собственно полости рта нужно помнить, что она посредством межзубных и позадизубных (ретромолярных) промежутков сообщается с преддверием полости рта. На препаратах сагиттального сечения головы найдите границы собственно полости рта. Верхнюю – твердое и мягкое небо; переднюю и боковые – десны и зубы; нижнюю – дно полости рта; короткую заднюю (лишь в верхней части) – небную занавеску, ниже которой располагается зев-отверстие, ведущее в ротовую часть глотки. Затем подробно изучите строение этих стенок, поскольку каждая из них имеет свои особенности, знание которых необходимо для клиники.

Твердое небо – в основе своей представлено костной основой небного отростка верхней челюсти и горизонтальных пластинок небной кости. Покрыто слизистой оболочкой, строение которой довольно сложно и отличается в разных топографических зонах твердого неба. Обратите внимание, что в центре слизистая оболочка прочно сращена в области шва с надкостницей (зона небного шва ). В переднем его отделе (в проекции резцового канала) располагается резцовый сосочек. Латеральнее срединного шва под слизистой оболочкой появляется жировая клетчатка и слюнные железы. В соответствии с этим выделяют спереди жировую зону (передняя одна треть), а кзади расположенную железистую (две трети), которая граничит с мягким небом. В области жировой зоны на слизистой оболочке есть валики (гребешки) слизистой оболочки, расположенные перпендикулярно небному шву. Эти валики особенно развиты у новорожденных и грудных детей.

При изучении мягкого неба, обратите внимание, что оно состоит из двух частей – передней, которая является продолжением твердого неба, расположенной почти горизонтально, и задней, свободно свисающей – небной занавески. Основу мягкого неба составляет апоневроз и мышцы, покрытые слизистой оболочкой. Задний край заканчивается язычком и двумя небными дужками: небно-глоточной и небно-язычной. Между которыми находятся скопления лимфоидной ткани – небные миндалины. Подробно их строение описано в учебниках анатомии человека.

Дно ротовой полости - комплекс образований, заключенных между слизистой оболочкой дна полости рта и поверхностью кожи в области надподъязычного треугольника. Слизистая оболочка дна полости рта переходит на нижнюю поверхность языка и формирует уздечку, расположенную вертикально, ее можно увидеть, если поднять язык к небу. Если язык прижимается кончиком к области резцового сосочка, то становятся видны поперечно расположенные подъязычные складки, под которыми залегают подъязычные слюнные железы. Обратите внимание на то, что по бокам от уздечки, на медиальных концах этих складок расположены подъязычные сосочки, на которых открываются общие протоки поднижнечелюстной и подъязычных слюнных желез. Топографически в области слизистой дна полости рта сзади можно выделить челюстно-язычные желобки, расположенные между боковой поверхностью челюсти и языком, кпереди - подъязычное пространство.

Мышечная основа дна полости рта - челюстно-подъязычная и подбородочно-подъязычная мышца, расположенные под слизистой оболочкой, а снизу, сразу под кожей располагается переднее брюшко двубрюшной мышцы. Между этими образованиями формируются клетчаточные пространства, на которые необходимо обратить внимание, имеющие большое значение для клиники:

- Боковые клетчаточные пространства - между слизистой оболочкой сверху и челюстно-подъязычной мышцей снизу

- Внутренний межмышечный промежуток – между двумя подбородочно-подъязычными мышцами

- Наружные межмышечные промежутки – между подбородочно-подъязычной и подъязычно-язычной мышцами

- Нижний межмышечный промежуток – между челюстно-подъязычной и передними брюшками двубрюшной мышцы

- Поднижнечелюстное клетчаточное пространство – между листками собственной фасции шеи.

При изучении желез полости рта, обратите внимание, что их две большие группы: Крупные (типичные паренхиматозные органы) парные железы, которые расположены вне пределов полости рта и лишь открываются в нее своими протоками. Это околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и язычные (нунновы) железы. Мелкие железы, расположенные в разных участках слизистой полости рта и там же открываются своими протоками. Подробно строение слюнных желез и топография их протоков описаны в учебниках по нормальной анатомии человека. Найдите на препаратах места выхода их протоков. Запомните, что проток околоушной слюнной железы открывается в преддверии на слизистой оболочке щекив области второго моляра верхней челюсти. Протоки поднижнечелюстной и подъязычных слюнных желез объединившись, открываются   вподъязычном сосочке по обе стороны от уздечки языка.

Язык. При изучении строения языка обратите внимание, что его основу составляют две группы мышц ( собственные и скелетные ). Корень языка образуют в основном скелетные мышцы, а тело и кончик – собственные мышцы языка. Наиболее сложно устроена слизистаяоболочка языка, выполняющая очень важные функции. Причем имеются существенные различия в строении слизистой нижней и верхней поверхности языка. В слизистой оболочке спинки языка имеются специальные образования – сосочки (нитевидные, конусовидные, грибовидные, листовидные, желобоватые), в которых располагаются рецепторы вкусовой и общей чувствительности.  Подробно о них вы можете узнать из учебников по анатомии человека. В области корня языка находится скопление лимфоидной ткани – язычная миндалина.

Вопросы для определения конечного уровня знаний:

1. Покажите на препаратах и назовите слоисто-оболочечные органы пищеварительной системы последовательно по ходу пищи.

2. Покажите на препаратах и назовите границы преддверия и собственно полости рта.

3. Расскажите строение верхней и нижней губы, иллюстрируя свой ответ демонстрацией препарата.

4. Расскажите о строении щек.

5. Назовите и покажите части десны.

6. Почему в области твердого неба выделяют несколько зон? Расскажите о их строении.

7. Что такое мягкое небо? Что такое небная занавеска? Покажите на препаратах эти образования.

8. Что такое дно полости рта? Что такое челюстно-язычный желобок, где он расположен?

9. Назовите клетчаточные пространства дна полости рта.

10. Нарисуйте зоны разных видов вкусовой чувствительности на языке.

11. Расскажите о строении языка, покажите на препаратах части языка.

12. Чем отличается строение слизистой оболочки тела и кончика языка?

13. Расскажите о строении слюнных желез. Чем отличаются крупные и мелкие слюнные железы?

 

Дополнительно литература:

1. Быков В. Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. - С. -Петербург, спец. Лит., 1999, с. 38-70

2. Косоуров А. К., Дроздова М. М., Хайруллина Т. П. Функциональная анатомии полости рта и ее органов. - С. -Петербург, Элби, 2006, с. 26-51

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...