Практическое занятие №4.. Вопросы для определения исходного уровня знаний:
Практическое занятие №4. Тема: Строение и топография глотки. Зев, лимфоэпителиальное кольцо Н. И. Пирогова. Цель и содержание занятия: На занятии студенты должны изучить и усвоить строение и топографию глотки, её отделов, обратив особое внимание на строение зева и миндалин, образующих кольцо «Пирогова-Вальдейера», дать возрастную характеристику, что имеет важное значение для стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и терапии а также лор-болезней. Оснащение занятия: Череп, влажные препараты и муляжи сагиттального сечения головы, таблицы, рисунки, схемы, рабочие тетради, музейные препараты, лекции. Вопросы для определения исходного уровня знаний: 1. Назовите отделы глотки. 2. Перечислите слои глотки. 3. Назовите мышцы, формирующие мышечный слой глотки 4. Какую функцию выполняет глотка как орган? 5. Перечислите миндалины, образующие лимфоэпителиальное кольцо «Пирогова-Вальдейера» 6. Что такое зев? Обозначьте его топографию.
Ориентировочная основа действия студентов на занятии: На препарате сагиттального распила головы и на муляжах найдите части полости глотки: носовую, ротовую, гортанную части. Ее сообщения с полостью носа - через хоаны, среднего уха - через евстахиеву трубу, с полостью рта через зев, с гортанью и пищеводом. Одновременно обратите внимание на то, что слизистая оболочка носовой части покрыта мерцательным эпителием в соответствии с дыхательной функцией этой части глотки, в нижних же отделах эпителий многослойный, плоский. В области свода глотки слизистая оболочка утолщена за счёт скопления лимфоидной ткани, образующей глоточную миндалину, а вокруг глоточного отверстия слуховой трубы и в толще передней поверхности трубного валика найдите трубные миндалины. В области зева, между небными дужками находитсяпарная небная миндалина. В корне языка – язычная миндалина.
Особенностью строения стенки глотки является наличие фиброзной оболочки, которая находится под слизистой оболочкой и является мягким скелетом глотки, прикрепляясь к следующим образованиям: От tuberculum pharyngeum -> pars basilaris ossis occipitalis -> synchondrosis petrooccipitalis-> нижняя поверхность пирамиды височной кости (кпереди от foramen caroticum externum)-> synchondrosis petrosphenoidalis -> lamina medialis processus pterygoidei далее по фиброзной полоске, которая находится между крючком крыловидного отростка и ветви нижней челюсти к linea mylohyoidea. Мышечная оболочка глотки включает две группы мышц: 1. Мышцы-сжиматели – их – 3 ( верхний, средний и нижний констриктор ), волокна этих мышц имеют поперечное и косое направление. 2. Мышцы, поднимающие глотку – их 2 ( шилоглоточная мышца и нёбно-глоточная мышца), имеющие продольное направление мышечных волокон. Используя препарат черепа, покажите места их прикрепления. Адвентициальная оболочка покрывает снаружи мышечную оболочку глотки. С помощью соединительной ткани она рыхло связана с соседними органами и с предпозвоночной пластинкой собственной фасции шеи, благодаря этому глотка обладает подвижностью. Сзади и сбоку от глотки находится окологлоточное пространство, где можно выделить заглоточное и боковое окологлоточное пространство. Возрастные особенности глотки: глотка новорождённого имеет форму воронки с высокой и широкой верхней частью и короткой суженной нижней частью. Проекция нижнего края глотки у новорождённого находится на уровне межпозвоночного диска III-IV шейных позвонков, в 11-12 лет на уровне V-VI шейного позвонка, в подростковом возрасте – на уровне VI-VII шейного позвонка. Носовая часть глотки короткая, свод уплощён, к двум годам размеры её увеличиваются в 2 раза. Глоточное отверстие слуховой трубы у новорождённого расположено на уровне твёрдого нёба, близко к нёбной занавеске, имеет вид щели, зияет.
Миндалины наиболее сильно развиваются в течение первых двух лет, а затем растут медленнее. Глоточная миндалина у новорождённого расположена в толще слизистой верхнезадней стенки глотки и выступает кпереди. Трубная миндалина новорождённого расположена кзади и книзу от щелевидного отверстия слуховой трубы и нередко соединяется сзади с глоточной миндалиной, книзу и кпереди с нёбной. Вопросы для определения конечного уровня знаний: 1. Дайте анатомическую характеристику слизистого слоя глотки. 2. Что такое глоточно-базиллярная фасция? В чём особенности фиброзного слоя глотки, его функция? 3. Определите топографию и функцию каждой мышцы глотки. 4. Назовите сообщения глотки и покажите на препаратах. 5. Что такое зев? Чем он ограничен? 6. Какие миндалины образуют лимфоэпителиальное кольцо? Опишите их топографию. 7. Назовите возрастные особенности строения глотки.
Практическое занятие №5. Тема: Строение и топография пищевода и желудка. Цель и содержание занятия: Студент в процессе занятия должен изучить и усвоить анатомическую характеристику пищевода и желудка, их топографию и функцию; научиться находить изучаемые органы на препаратах и трупном материале, запомнить возрастные особенности строения органов, что важно для изучения пропедевтики внутренних болезней, хирургии, рентгенодиагностики, детских болезней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|