Практическое занятие № 2
Тема: Пищеварительная система. Общая анатомия зубов. Цель и содержание занятия: На практическом занятии по изучению общей анатомии зубов необходимо твердо усвоить части зуба (коронка, шейка, корень, полость зуба, пульпа зуба), поверхности зубов. Изучить признаки кривизны коронки, угла и кривизны корня. Дать понятие окклюзии и ее видов. Выяснить, что такое периодонт, его зубодесневые, зубоальвеолярные, межзубные, верхушечные пучки коллагеновых волокон. Четко определить, что такое пародонт, маргинальная и альвеолярная часть десны, межзубный сосочек, зубодесневая бороздка, желобок, карман. Выучить современную зубную формулу. Все эти знания необходимы для изучения стоматологических дисциплин. Оснащение занятия: Лекции по анатомии пищеварительной системы, учебник анатомии человека, атлас, рабочая тетрадь, схемы строения десны, твердого и мягкого неба, методические разработки, ситуационные задачи, тесты, цветные карандаши, таблицы, учебные препараты (органный комплекс пищеварительной системы, сагиттальный распил головы, череп, язык), муляжи сагиттальных сечений головы на разных уровнях, муляжи зубов разных групп.. Вопросы исходного уровня знаний: 1. Из каких эмбриональных закладок и на каких сроках развиваются зубы? 2. Где располагаются зубы? 3. Какой тип соединений существует между корнем зуба и альвеолой? 4. Назовите части зуба? Где они располагаются? 5. Назовите группы зубов молочного и постоянного прикуса 6. Что такое десна? Ориентировочная основа действий студентов на занятии. Важно помнить, что закладка зубов происходит на 6-7 неделе эмбрионального развития из эктодермы первичной полости рта и мезенхимы первой жаберной дуги. Эмаль зуба имеет эктодермальное происхождение, а все остальные ткани (дентин, пульпа, периодонт) развиваются из мезенхимы. Молочные зубы начинают развиваться с 6 недели эмбрионального периода и заканчивают после прорезывания. Постоянные зубы начинают формироваться на 20 неделе внутриутробного развития, заканчивают также после полного прорезывания. Образование корней происходит после рождения. Образование твердых тканей происходит в две стадии. Сначала закладывается органический матрикс, а затем в нем происходит минерализация. Процесс созревания эмали начинается на окклюзионной поверхности зуба, постепенно спускаясь к шейке. Если во время формирования зубов на эмбрион, плод или ребенка воздействуют неблагоприятные факторы, то возможно развитие аномалий как отдельных зубов (изменение величины и формы, числа, недоразвитие эмали, дентина, сроков и последовательности прорезывания), так и зубных рядов (формы зубного ряда, неправильная последовательность зубов в ряду, изменение промежутков между зубами, аномалии окклюзии и прикуса). При изучении общей анатомии зубов важно сразу четко запомнить, что каждый зуб состоит из коронки (выступающей над десной части зуба), корня, (находящегося в альвеоле (лунке) челюстных костей) и шейки (места перехода коронки в корень). Коронка покрыта эмалью, под которой находится дентин. Под ним внутри зуба имеется полость, заполненная мягкой тканью зуба – пульпой. В коронке выделяют коронковую пульпу в канале(ах) корня(ей) – корневую. Каналы корней зубов заканчиваются верхушечным (апикальным) отверстием. У коронки выделяют несколько поверхностей: вестибулярную – обращенную в преддверие полости рта (у центральных зубов – губная , у латерально расположенных – щечная ), мезиальную – обращенную к впереди стоящему зубу, дистальную – к позади стоящему. Эти поверхности также называют контактными. У зубов верхней челюсти выделяют – небную(оральную), нижней – язычную(оральную) поверхности. Поверхность смыкания зубов называется окклюзионной.
В стоматологической практике в коронке и корне выделяют трети при делении зубов различными плоскостями. Найдите в коронке при делении горизонтальной плоскостью – окклюзионную, среднюю и шеечную трети. Фронтальной плоскостью – мезиальную, среднюю и дистальную. Сагиттальной – вестибулярную, среднюю и язычную трети. В корне различают шеечную, вреднюю и верхушечную трети. Зубы в челюстях располагаются последовательно, коронки образуют верхнюю и нижнюю дуги, их проводят по точкам пересечения вестибулярной и окклюзионных поверхностей зубов. В каждой дуге в постоянном прикусе: 4 резца, 2 клыка, 4 премоляра, 6 моляров. В молочном – 4 резца, 2 клыка, 4 моляра. Найдите эти группы. При смыкании зубных рядов верхние и нижние зубные ряды занимают друг по отношению к другу определенное положение, которое называется окклюзией. Рассмотрите внимательно положение зубов этом случае, оно может быть различным в зависимости от положения нижней челюсти. При центральной окклюзии происходит наиболее полный и физиологический контакт зубов – антагонистов. При передней окклюзии нижний ряд по отношению к верхнему выдвигается вперед. Б оковая окклюзия – смещение нижней челюсти вправо ли влево. Характер смыкания зубных рядов в центральной окклюзии называется прикусом. Он определяется при рассмотрении передних зубов. К физиологическим прикусам относят: ортогнатию (небольшое перекрытие резцами верхней челюсти резцов нижней челюсти), прогению (нижние зубы перекрывают верхние), бипрогнатию (небольшой наклон вперед верхних и нижних зубов), прямой прикус (верхние и нижние центральные резцы соприкасаются между собой режущими краями. Для того, чтобы определить местоположение зуба в зубной дуге справа или слева, используют признаки угла коронки, кривизны эмали коронки, признак корня. Признак угла коронки выражается в том, что – угол, образованный окклюзионной и мезиальной поверхностями, более острый, чем между окклюзионной и дистальной поверхностями. Признак кривизны эмали коронки: переход вестибулярной поверхности на мезиальную всегда более крутой, чем на дистальную. Признак корня – корень всегда отклонен в дистальном направлении. Определите из предложенного набора принадлежность зуба к правой или левой стороне.
Зубы находятся в альвеолах (лунках) челюстей и окружены мягкими и твердыми тканями. Важно четко усвоить, что комплекс структур, расположенных между костной альвеолой и цементом, называется периодонтом. Промежуток, в котором находится этот комплекс, получил название периодонтальной щели. В состав его входят различные клетки и волокна соединительной ткани (коллагеновые, эластические, ретикулярные, окситалановые волокна), их направление различно в разных участках и соответствует линиям силовых воздействий на зубочелюстной сегмент или зубной орган (зуб, периодонт и участок челюсти с альвеолой). Выделяют зубодесневые волокна, от цемента корня у альволарного края и переходят в соединительную ткань десны. Циркулярные волокна – вокруг шейки зуба, межзубные волокна – над вершинами межзубных перегородок и соединяют соседние зубы друг с другом, зубоальвеолярные волокна – соединяют цемент корня со стенкой альвеолы в разных направлениях препятствуя качанию, вращению, погружению зуба в глубину альвеолы. На рентгенограммах найдите части зуба, периодонтальную щель, костную ткань челюсти. Комплекс тканей, окружающих зуб вместе с десной называется пародонтом. В него входит цемент корня зуба, периодонт, альвеолярная часть костей и покрывающая ее десна. Зубодесневая бороздка узкое пространство между зубом и десной от ее маргинальной части до эпителия прикрепления (0, 5-1, 8 мм) при глубине свыше 3 мм ее рассматривают как десневой карман, желобок, зубодесневой карман это состояние пародонта с нарушенным зубодесневым соединением. Отдельно в клинике выделяют пародонтальный карман – карман с частичным разрушением всех тканей пародонта. Обозначение зубов в зубной дуге носит название зубной формулы. Для написании клинической формулы используют две пересекающиеся под прямым углом линии (горизонтальную и вертикальную). Выше горизонтальной линии записываются зубы верхней челюсти, ниже – нижней. Правая и левая половины изображаются в зеркальном положении. Слева от вертикальной – зубы правой половины, справа от нее – левой. Такое обозначение удобно при осмотре пациента, сидящего напротив врача.
Каждая из получившихся четвертей делит обе зубные дуги на 4 сегмента: верхний правый(1), верхний левый (2), нижний левый (3), нижний правый (4). Обозначение зуба по ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) производится по месту его положения в зубной дуге и в соответствии с сегментом в постоянном прикусе: 1- центральный резец, 2-латеральный резец, 3-й клык, 4 – первый премоляр, 5 – второй премоляр, 6- первый моляр, 7- второй моляр, 8 – третий моляр. Например, правый верхний(1) клык(3) обозначается как 13 зуб, нижний правый (4) латеральный резец(2) как 42, и т. д. В молочном прикусе обозначение сегментов начинается также с правого верхнего (5), затем левого верхнего (6), левого нижнего(7), правого нижнего(8). В молочном прикусе нет премоляров, поэтому центральный резец (1), латеральный резец (2), клык (3), первый моляр (4), второй моляр (5). Запишите в тетрадях зубную формулу постоянного и молочного прикусов. Формула постоянного прикуса: 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
Формула молочного прикуса: 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
Вопросы для определения конечного уровня знаний: 1. Нарисуйте схематично строение зуба, укажите его части и ткани из которых они состоят. 2. Что такое пульпа, каково ее значение? 3. Что такое полость зуба, какие части она имеет? 4. Что такое периодонт, какова его роль? 5. Какие связки зуба вы знаете, какова их роль? 6. Чем различаются между собой зубодесневая бороздка, желобок и карман? 7. Что такое пародонт? Каково его значение? 8. Что такое зубная формула, каково ее значение? 9. Напишите развернутую клиническую формула постоянного прикуса. 10. Напишите развернутую клиническую формулу молочного прикуса.
Дополнительно литература: 3. Быков В. Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. - С. -Петербург, спец. Лит., 1999, с. 38-70 4. Косоуров А. К., Дроздова М. М., Хайруллина Т. П. Функциональная анатомии полости рта и ее органов. - С. -Петербург, Элби, 2006, с. 26-51 5. Колесников Л. Л., Чукбар А. В. Анатомия зубов. - Учебное пособие. - Москва, 2007, 48 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|