Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

проблем методологии. современной. юридической науки




проблем методологии

современной

юридической науки


1. 1. Философско-методологические основания советской юридической науки

В

 принципе, критика состояния методологических исследо­ваний в нашей науке, если исходить из целей формирования в России гражданского общества, построения демократического пра­вового государства, рыночной экономики и т. д., имеет все резоны. Даже только по основаниям характера возникающих в правоведении, в связи с указанными целями, проблем и масштаба исследовательс­ких задач именно методология становится одной из наименее раз­работанных областей нашей науки и в первую очередь - в плане общей теории права. Причина этого, на первый взгляд, выглядит почти банальной и связывается, главным образом, с двумя обсто­ятельствами: объективно обусловленной деактуализацией в совре­менной российской юридической науке марксистских гносеологи­ческих установок и отсутствием, при этом, сложившихся философс-ко-методологических подходов, альтернативных марксизму1. В яв­ном или неявном виде, но именно эти обстоятельства служат осно­ванием и определяют пафос критических оценок состояния мето­дологии науки права.

В целом, такое видение вполне понятно и достаточно оправдан­но. Вместе с тем, на данном этапе исследований, суть сложившейся сегодня в нашей науке методологической ситуации определяется, пожалуй, не столько деактуализацией марксистских гносеологичес­ких установок, сколько процессом обращения юристов к иным, не­марксистским философско-методологическим основаниям право­ведения. Отсутствие в сегодняшней юридической науке философско-методологических концепций альтернативных марксизму не только по мировоззренческим основаниям, но и по уровню теоретической разработанности, и масштабам реализованное™ в исследователь­ской практике вполне естественно. Очевидно, что в советский период они возникнуть не могли в принципе, а для их появления в постсо­ветской юриспруденции требуется иной период времени и иной масш-

1 См., напр.: Поляков А. В. Указ. соч.


1. 1. Философско-методологические основания...            17

таб усилий научного сообщества. Поэтому для понимания сегод­няшней ситуации в методологии правоведения важнее фиксировать не отсутствие альтернативных марксизму философско-методоло-гических подходов к праву, а степень исследовательской активности в данной сфере юридической науки.

Что же касается влияния официального марксизма на форми­рование сегодняшней ситуации в области методологии правоведения, то оно исключительно велико независимо от оценки исторической судьбы марксистского учения. Это предопределено уже самим фак­том многолетнего существования нашей юридической науки в рам­ках официальной доктрины марксизма. Под влиянием марксизма сложился понятийный аппарат, язык юриспруденции, многие теоре­тические конструкции, исследовательские стереотипы и, может быть, самое главное - определенный стереотип методологического мышления юристов.

Суть данного стереотипа состоит в том, что на протяжении многих десятилетий, в силу официального господства в стране марк­систского учения, отечественное научное юридическое сознание от­носилось к методологии правовой науки почти исключительно нор-. мативно, а не рефлексивно. Императивное политическое «вменение» материалистической диалектики как единственно верной методо­логии научного познания ограничило исследовательские возмож­ности правоведов в данной области, в основном, интерпретацией (в жанре «творческого применения») тех или иных постулатов марк­сизма применительно юридической предметности. И хотя протесты против механического распространения категорий материалисти­ческой диалектики на область права встречались в литературе не­редко, собственно методологические, проблемные исследования, предполагающие критику философских оснований и методологичес­ких установок юридической науки, по сути, исключались. Реальные возможности здесь ограничивались, в основном, простой комбина­торикой частных методов правоведения, «по принципу» находящихся в рамках разного рода «модификаций» материалистической диа­лектики. Словом, существовавшая методология исследования права в нашей науке, по сути дела, не проблематизировалась и разраба­тывалась, а обосновывалась и реализовалась. Причем, надо приз­нать, реализовалась тотально и безусловно, хотя в массовой научно-исследовательской практике, как правило, достаточно декларативно.


18                               Глава 1. Социокультурные основания...

Сложившееся в этих условиях наше теоретическое правосоз­нание может быть охарактеризовано с двух сторон.

С одной стороны, можно утверждать, что для советских юрис­тов марксистская методология являлась своеобразным «символом веры», унифицированным набором законов и категорий, «методо­логических формул», неукоснительно применяемых в их научной де­ятельности, правда, с оговоркой: «сообразно специфике исследуе­мых объектов»2.

С другой, не касаясь исторической оправданности господство­вавших философских постулатов и эвристической состоятельности общепринятых методологических средств, надо признать, что со­ветское правоведение, по сути, являлось, может быть, одной из на­иболее методологизированных научных юридических традиций как в плане осмысления философских оснований и фундаментальных принципов исследования, так и по характеру отношения к данной проблематике. Другое дело, что в содержательном плане методо-логизированность эта уже рассматривается как неудовлетворитель­ная относительно реалий сегодняшнего дня, формирующихся цен­ностей российского общества и наиболее актуальных в современных условиях исследовательских задач. Что же касается практического отсутствия в советской юридической науке рефлексивно-пробле-матизирующего способа методологической работы, приводящего к разнообразию ее философских оснований, созданию альтернатив­ных онтологии права и гносеологических установок правоведения, то для существовавшей в тот период, как представлялось, единст­венно верной и универсальной исследовательской традиции он был просто не нужен3.

2 Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследо­
ваний. С. 14.

При этом естественно, что вопросы оценки состоятельности господст­вующей методологии просто не ставились. И если в философии подобные проблемы обсуждались, хотя бы в плане «дальнейшего обоснования и раз­вития», то в юриспруденции они выносились за скобки любого исследования как в силу авторитета философских разработок данной области, так, видимо, и по причине отсутствия в правоведении проблем, требующих исследова­ний такого рода.

3 Автор этих строк не сторонник встречающегося сегодня отношения к
советской юриспруденции как теоретически неактуальному прошлому. Бе­
зусловно, известные причины «деформировали» отечественную правовую
мысль, предопределили ее методологическую односторонность, исследо-


1. 1. Фил ософско-методол огические основания...                      19

Данная оценка, учитывая ее важность для понимания последу­ющего изложения и позиции автора, нуждается в некоторых пояс­нениях.

Говоря о «ненужности» в советский период критического отно­шения правовой науки к собственным философским основаниям, гносеологическим установкам их проблематизации, мы имеем в виду как существовавшие социально-политические условия, так и характер научного правосознания, который являлся органичным для тотально идеологизированного интеллектуального пространства на­шего общества4. Критика идеологизированности, политической анга­жированности советской правовой науки нынче представлена прак­тически в любом философском, историческом или теоретическом исследовании, нам же важнее обратить внимание на другой аспект вопроса. Бытующие сегодня утверждения о том, что марксизм в Советском Союзе превратился в идеологию и догму, а теория права,

вательскую «монохромность». В то же время такая односторонность поз­волила разработать до исключительно высокого уровня юридическую догму, образовать, в этой части, развернутый категориальный аппарат, в значи­тельной мере работающий и в современной ситуации, создать ряд ориги­нальных специально-юридических теорий.

По-разному можно относиться к результатам исследований собственно философского, методологического плана. Однако и они выполнили, по мень­шей мере, ту культурную функцию, что довели до определенной логической завершенности исследования в рамках одной, господствующей парадигмы. При этом не мешает помнить, что оценка возрастания или утраты научной парадигмой эвристического потенциала не осуществляется на основании мировоззренческих предпочтений, а является одной из фундаментальных проблем методологии науки. См. напр.: ЛакатосИ. Указ. соч. С. 474-475. К тому же «не нужно думать, что вышедшие из моды теории были бесп­лодны и не нужны». Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С. 203.

4 Весьма симтоматично в этом смысле высказывание МВ. Немытиной. «На протяжении более 70 лет мы жили в замкнутом правовом пространстве и искренне верили в то, что наше советское право - самое лучшее. Как результат - не знаем других правовых систем, не владеем сравнительным правоведением. Мы отказались от накопленного столениями в ходе эволюции политических и правовых институтов отечественного опыта-отечествен­ная правовая традиция в России оказалась прерванной.

В условиях господства одной идеологии мы отучились жить в науке в условиях многообразия, использовать разные подходы». Научно-методо­логический семинар: «Актуальные проблемы методологии юридической науки» // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 1. С. 188.


20                               Глава 1. Социокультурные основания...

основываясь на его постулатах, фактически перестала быть наукой, имеют свои основания5. Однако, как бы сегодня ни оценивался мар­ксизм относительно его идеалов и ценностей или теоретической сос­тоятельности6, он продолжает оставаться одной из самых мощных интеллектуальных традиций. И в этом смысле (безотносительно к содержательной оценке, т. е. формально), советское правоведение «в лице марксизма» имело фундаментальное методологическое обеспечение. Таким образом, в существовавшей социокультурной ситуации марксистская теория права и советская юридическая прак­тика вполне справлялись со своими задачами и без критически ори­ентированной философско-методологической рефлексии.

Второй момент касается понимания смысла утверждения о фор­мальном, декларативном отношении советских исследователей пра­ва к методологическим постулатам марксизма. Имеется в виду, что в большинстве отдельно взятых научных трудов того времени следование марксистской методологии ограничивалось декларацией марксистско-ленинского учения как методологической основы ис­следования и воспроизведением ряда «подтверждающих» цитат из трудов классиков марксизма-ленинизма и документов партии. Про­фессиональное же содержание работ, особенно посвященных тра­диционной юридической проблематике, строилось, скорее, на усто­явшихся правовых представлениях, восходящих еще к римскому праву, классической юридической догме, сохранившейся, преиму­щественно, в цивилистике. Отсюда, содержательные результаты советского позитивного правоведения далеко не всегда однозначно соотносилось с марксистскими методологическими «провозглаше­ниями». Именно поэтому многие достижения нашей юридической мысли, в том числе и в области общей теории права, сохранили свое значение и в современных условиях7.

5 См., напр.: Раянов Ф. М. Теория государства и права. Уфа, 1998. С. 4.

6 Вариант такого анализа см.: Нерсесянц В. С. Философия права. М.,

1988.

7 По-иному оценивает существовавшее положение дел В. М. Сырых.
«В этих условиях казалось, - пишет автор, - что любой вывод советского
правоведа, подкрепленный одной или несколькими цитатами из работ ос­
новоположников, и является последним что ни на есть подлинно научным
словом о праве. Все, что лишено опоры на цитаты их классиков или решения
очередного съезда партии либо пленума ее Центрального Комитета - это от
лукавого, антинаучно и за пределами марксистско-ленинского правоведе­
ния». Сырых В. М. Указ. соч. С. 21.


1. 1. Философско-методологические основания...            21

Такое положение вещей кажется достаточным основанием для утверждения о существовании в советской юридической науке об­ластей исследования, развивавшихся на основе собственных мно­говековых традиций правоведения и относительно эмансипированных от непосредственного методологического диктата официальной марксистской философии8.

Относительно ряда традиционных общетеоретических вопро­сов кажется довольно сходным, правда, с несколько иным оценоч­ным отношением, наблюдение В. М. Сырых. «В советском варианте общей теории права, - замечает исследователь, - влияние марк­сизма более или менее явственно ощущалось лишь при трактовке вопросов, связанных с причинами и закономерностями возникновения права, его историческим развитием, типологией и классовой приро­дой. Остальные проблемы общей теории права (источники, система права, правоотношения, реализация права, правонарушение, юри­дическая ответственность и др. ) интерпретировались с традицион­ных позитивистских позиций, основанных на главном постулате по­зитивизма, что позитивный закон и есть действительное, единственно возможное реальное право»9. С методологических позиций, данная констатация привлекает внимание и тем, что служит поводом для оцен­ки марксизма и позитивизма как противостоящих гносеологических установок правовой науки, конкурирующих подходов к праву, несов­местимых в рамках одной теоретической дисциплины. «Но можно ли, - задается в связи с этим риторический вопрос, - такое эклектическое соединение марксизма с позитивизмом, конгломерат принципиально противоположных правовых учений всерьез воспринимать и выдавать за подлинную науку, за систему объективных, подлинно научных знаний о предмете общей теории права? Советские авторы не только полагали, что можно, но и неукоснительно верили в это»10.

Представляется, что в данном случае автор пожертвовал справедли­востью оценки в пользу ее эффектности. Далеко не всегда подкрепленные цитатами, идеи и выводы конкретных исследований рассматривались нашим научным сообществом как подлинно научное слово о праве. Достаточно вспомнить, например, известную дискуссию 70-х годов о хозяйственном праве.

" Напомним, что мы рассуждаем здесь методологически и, в этом смыс­ле, формально. Поэтому вопрос о правомерности определения советского марксизма как «подлинного» здесь не существен.

9 Сырых В. М. Указ. соч. С. 17.

10 Там же.


22                               Глава 1. Социокультурные основания...

Касательно приведенного понимания позитивистских приори­тетов советской теории права в области специально-юридической проблематики, методологической конкуренции позитивизма и марк­сизма представляются уместными некоторые уточнения. В част­ности, полезно уточнить понимание позитивизма юридической науки и возможности его сосуществования с марксистским учением о праве.

Отчетливое присутствие позитивистской традиции в нашей нау­ке, как и всей европейской правовой мысли, бесспорно11. Доста­точно широкий круг вопросов, касающихся соотношения позитивизма с основными правовыми доктринами (в том числе с марксистской) рассматривает, например, французский правовед Жан-Луи Бер-жель12. В логике наших рассуждений оправданно ограничиться только одним - различением в сфере права позитивизма как фун­даментальной гносеологической идеи правовой науки и позитивизма как установки практически ориентированного корпоративного юри­дического сознания13. Условно говоря, это различение между пози­тивизмом в науке права и позитивизмом в юридической профессии, который возникает значительно раньше первого и к научному поз­нанию права, строго говоря, не относится.

Обращения к такому разграничению в рамках обсуждения гно­сеологических проблем юридической науки встречаются, например,

" По оценке Н. Н. Алексеева, правоведение конца XIX - начала XX века «превратило теорию положительного права в своеобразную философию». АлексеевН. Н. Указ. соч. С. 140.

12 См.: Бержель Ж. -Л. Общая теория права. Пер. с фр. М., 2000. С. 47 и
след.

13 Преследуя цель установить «различия между юридическим и науч­
ным позитивизмом, чтобы потом установить различия между социологи­
ческим и другими формами научного позитивизма», Ж. -Л. Бержель пишет:
«Позитивизм правовой (юридический) состоит в том, чтобы признавать в
качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право
к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая
внимания на то, справедливо это право или нет. Тогда право предстает некоей
автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выраже­
нием которого такое право и является». Там же. С. 48. В отличие от юриди­
ческого позитивизма, замкнутого на право как автономную дисциплину,
позитивизм научный, по мысли исследователя, воплощается в доктринах,
рассматривающих право в связи с историей, экономикой или социологией
и изучающих его с использованием методик соответствующих наук. См.:
Там же. С. 51.


1. 1. Философско-методологические основания...            23

у российских юристов начала XX века. В частности, специальная постановка данного вопроса обнаруживается у Ф. В. Тарановского, который, характеризуя становление позитивной юридической науки в духе Опоста Конта, считает принципиальным отличать ее от по­зитивной догматической юриспруденции. Обращая внимание на не­однозначное употребление в сфере юриспруденции термина «поло­жительный» (позитивный), исследователь замечает, что наряду с его новым гносеологическим и методологическим смыслом, «у юристов издавна существовало свое профессиональное понятие по­ложительности»14. Прежде всего, данным термином юристы изна­чально противопоставляли право официально установленное, дейст­вующее в пределах конкретного государства, «праву естественному, как не действующему, не установленному и не признанному госу­дарственной властью, постулируемому (выставляемому в качестве требования) разумом»15. Такое профессионально-юридическое по­нимание «положительности», указывает автор, еще с XVII века ре­ализовалось юриспруденцией, «которая занималась разработкой действующего права для целей его практического применения в су­де» и противопоставляла себя школе естественного права16. Таким образом, позитивная юриспруденция противопоставляет себя школе естественного права как прикладную, сугубо профессиональную де­ятельность юридического мышления, непосредственно обеспечи­вающую юридическую практику. Сам Ф. В. Тарановский весьма од­нозначен в отношении обсуждаемого различения. «Положительная юриспруденция, - пишет он, - не исследует правовых явлений в научном смысле; она только приспособляет наличный материал действующего права путем толкования и систематизации для прак­тического его применения. Позитивная наука о праве делает поло­жительное право предметом своего исследования, выясняет его про­исхождение и связь со всеми остальными сторонами общественной жизни. Положительная догматическая юриспруденция служит для науки о праве только материалом, но не тождественна с нею»17. Нетрудно заметить, что, производя указанное различение, Ф. В. Тара­новский главным образом преследует цель показать осознание юрис­тами своей науки в духе позитивизма как исторический этап ста- ^

14 Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С. 42.

15 Там же. С. 43.

16 См.: Там же.

17 Там же.


24                               Глава 1. Социокультурные основания...

новления научного правосознания, связанный с философско-мето-дологическими разработками О. Конта, чтобы предостеречь сов­ременников от устаревшего понимания гносеологических задач пра­воведения. Однако оно поддается и иным интерпретациям. Разли­чение позитивизма как установки профессионального юридического сознания на прикладные разработки практики официально действу­ющего в стране права и как гносеологической установки юриди­ческой науки дает для методологического исследования некоторые дополнительные возможности. В частности, это позволяет более определенно рассмотреть черты правоведения, присущие любой на­уке, научному познанию, а значит, полнее выявить и его гносеоло­гические особенности, методологическое своеобразие. Кроме того, дает дополнительное основание для отдельных исследований сфор­мировавшейся в тысячелетней истории права и восходящей еще к римской юриспруденции собственной деятельности юристов как про­фессиональной юридической культуры, как сферы юридического

мышления.

Сказанное не означает, что юридический позитивизм как гно­сеологическая установка правоведения и как практическая уста­новка профессионального сознания должны рассматриваться изо­лированно.

Прежде всего, позитивистские установки в научном и собственно юридическом смыслах, как правило, тесно переплетаются в конк­ретных юридических исследованиях. Наиболее распространено, в этом плане, отношение юристов к нормам научного исследования и профессиональным соображениям как аргументам равного статуса, выражающееся, например, в обосновании содержательной идеи, на­ряду с правилами логики, положениями действующего законода­тельства и практической стороной дела18. Такое положение дел яв-

18 См., напр.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 -1989. М.,

2001. С. 158-159.

Весьма характерно в этом плане следующее высказывание Г. П. Ново­селова. Рассматривая логические основания классификации объектов прес­тупления, автор пишет: «Подобного рода трактовка «непосредственного» объекта преступления породила конструкции, которые, хотя формально и не вступают в очевидное противоречие с исходным тезисом, явно имеют «налет» искусственности и схоластичности и, самое главное, ничего не дают для практики применения уголовно-правовых норм». Новоселов Г. П. Уче­ние об объекте преступления. Методологические аспекты. М., 2001. С. 24.


1. 1. Философско-методологические основания...            25

дяется, судя по всему, одной из особенностей научного правосозна­ния и имеет свои культурные основания19.

Кроме того, оформившиеся в философской рефлексии XIX века позитивистские установки научного познания попали в юриспруден­ции на благоприятную почву именно юридического позитивизма. Генерализация же юридического позитивизма уже в качестве фун­даментальной гносеологической установки инициировала, например, становление одного из наиболее радикальных проявлений позити­вистской идеологии в правоведении, иногда именуемого-«легизм». В трактовке В. С. Нерсесянца «теоретико-познавательный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки эмпирически данного позитивного права, все рассуждения о сущности права, идее права, ценности права и т. д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схо­ластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значе­ния»20.

Справедливости ради следует заметить, что позитивистская методология в юридической науке, должна соотноситься не только с традицией Юридического позитивизма. Фактически прямой реа­лизацией идеи О. Конта, рассматривавшего юридическую науку в рамках социологии, явился так называемый «юридический со­циологизм». Характеризуя его становление, Н. Н. Алексеев писал: «Юридический социологизм, как научный метод, превращается в философию путем поднятия вывода, утверждающего простую опыт­ную связь между правом и обществом, на степень истины, утвер­ждающей, что в связи этой обнаруживается какая-то высшая логи­ческая необходимость. Философствующие социологи склонны ут­верждать, что связь между правом и обществом есть связь эйде­тическая, что право нельзя мыслить без общества, что сущность права определяется его социальной природой»21. Характеристика, кстати, вполне соотносимая с методологическими представлениями советского правоведения.

Обратимся, однако, к позитивизму юридической науки в его наи­более распространенном понимании. Здесь, как упоминалось, прин­ципиальной характеристикой позитивистской позиции в плане гно­сеологической установки является не столько формальное отож-

19 Подробно об этом в гл. 2.

2(1 Нерсесянц В. С. Юриспруденция. СП.

21 Алексеев Н. Н. Указ. соч. С. 27.


26                               Глава 1. Социокультурные основания...

дествление права и закона, сколько абсолютное исследовательское безразличие ко всему, что выходит за рамки позитивного права (от философских идей до социальной действительности)22. Исследо­вания такого рода достаточно широко представлены в юридической литературе советского периода. Тем не менее, весьма затрудни­тельно считать советское правоведение ориентированным на идеи юридического позитивизма, в ущерб марксистскому учению, даже при исследовании «догматической проблематики». Обращение к фи­лософским идеям, социальной действительности, ее закономернос­тям как факторам влияния на позитивное юридическое регулирова­ние общественных отношений и его ограничениям - принципиальная методологическая позиция советской юриспруденции. Это касается и инструментального отношения к праву и правовому регулирова­нию23, и подходов к исследованию правоотношений24, применения права25, проблем юридической ответственности26 и т. д. Позити­вистские исследовательские установки, безусловно, присутствовали в исследовательской практике советской юриспруденции. Однако действовали они, безусловно, в рамках господствующего правового учения и лишь постольку, поскольку не противоречили его основным постулатам. Надо сказать, что к такому положению дел, кроме со­циально-политических обстоятельств, приводят и иные факторы.

Замечено, что методологические идеи и разработки актуали­зируются в предметном содержании науки как бы двумя путями и могут проходить два этапа. Первый - когда та или иная методоло­гическая идея, получив рефлексивное осмысление в проблемном поле той или иной науки, непосредственно реализуется в конкретном исследовании или исследовательской программе. Являясь, с точки зрения методологии науки, наиболее оптимальным и эффективным,

22 Подр. см., напр.: Алексеев Н. Н. Указ. соч. С. 140 и след.

23 См., напр.: Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. М., 1976.
С. 56 - 57; Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования об­
щественных отношений. Свердловск, 1972. С. 22.

24 См., напр.: Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории право­
отношений. М., 1980.

25 См., напр.: Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. М.,
1974.

26 См., напр.: Шабуров А. С. Социальная ответственность личности в
условиях перестройки. Свердловск, 1990; Щербак АИ. Социальный меха­
низм юридической ответственности должностных лиц. Киев, 1986.


1. 1. Философско-методологические основания...            27

данный механизм, тем не менее, в научной практике развернуто представлен, преимущественно, при проведении фундаментальных проблемных исследований, связанных с принципиальными научными идеями. Создаваемые в результате такой работы теоретические системы иногда называют «теории-образцы». Получив в данном процессе развернутую теоретическую реализацию, методологичес­кая конструкция начинает функционировать уже в единстве с пред­метным содержанием конкретной науки27 и воспроизводиться в дальнейших исследованиях не только в процессе методологической рефлексии, но и через простое следование такой частной теории как образцу, подкрепленному авторитетом конкретного ученого или научной школы. Именно «теории-образцы» и представляют собой «второй путь» (и этап), через который методологические идеи вос­производятся в исследовательской практике, оказывают наиболее действенное влияние на ход и направление научных исследований, становятся регулятивными факторами развития конкретной науки28. В этом случае допустимо говорить о влиянии методологических идей на исследовательскую практику конкретной науки и без пос­тоянной актуализации плана методологической рефлексии. Что и происходило, на наш взгляд, в отношении марксистских гносеоло­гических установок в советском правоведении.

Иллюстрация такого представления обнаруживается, например, в исследовании Г. П. Новоселова. В частности, автор прямо указы­вает, что понимание объекта преступления как общественного от­ношения сложилось в советской науке уголовного права в силу ее ориентации «на марксистско-ленинское мировоззрение»29. Анали­зируя процесс становления господствующей доктрины, автор за­мечает, «что советская уголовно-правовая наука сначала сделала вывод о том, что именно общественные отношения суть объект

27 В этом смысле следует согласиться с В. С. Нерсесянцем, что «любая
теория (в том числе и определенная юридическая теория) является систем­
ным и структурным выражением соответствующего юридического метода
познания права и государства, результатом его познавательной и констру­
ирующей (системообразующей) функций». Нерсесянц В. С. Юриспруден­
ция. С. 65.

28 См., напр.: Кузнецова Н. И. Научная рефлексия как объект историко-
научного анализа // Рефлексия в науках и обучении. Новосибирск, 1984.
С. 64-65; Методология в сфере теории и практики. С. 70 - 72.

29 Новоселов Г. П. Указ. соч. С. 17.


28                               Глава 1. Социокультурные основания...

преступления, и лишь затем стала размышлять о том, что же выс­тупает им в каждом конкретном случае»30. Отвлекаясь от содер­жательной стороны исследования, можно утверждать, что, по сути дела, исследователь фиксирует, относительно обсуждаемой проб­лемы, как раз подчинение позитивистской исследовательской нормы марксистской гносеологической установке. Иначе говоря, в оценке автора, уголовно-правовая наука в данном случае реализовала не методологическую норму юридического позитивизма, предполага­ющую описание объектов преступления в действующем законода­тельстве, их обобщения и классификации и, как результат, форму­лирование общего понятия, а сформировала последнее на основании господствующей гносеологической установки. Сформировавшиеся же в данной установке теоретические положения относительно объекта преступления и выступают образцом для конкретных ис­следователей этой проблематики в дальнейшем, независимо от их целевого обращения к своим философским основаниям и анализа методологических норм осуществляемого исследования. В пользу такого видения говорит и вывод Г. П. Новоселова о том, что советс­кая уголовно-правовая наука, двигаясь в данной проблеме не от частного к общему, а от общего к частному, фактически «запрог­раммировала» себя «на необходимость понимания общественных отношений как объекта каждого преступления»31.

О конкурентных марксизму позитивистских методологических установках в теоретических исследованиях нашим правоведением специально-юридической проблематики сложно говорить и еще по одному основанию. Как известно, философско-методологическим антиподом юридического позитивизма является естественно-пра­вовая доктрина. Именно их противостояние решающим образом влияло на развитие правовой мысли несколько столетий. Марксизм же в равной степени «упраздняет» оба этих подхода и формирует в рамках утверждаемой философской картины мира и гносеологичес­кой установки совершенно иное отношение к праву, базирующееся на методологической оппозиции отношений базиса и надстройки, идее экономического детерминизма32 и понимании права как клас-

30 Там же. С. 23.

31 Там же.

32 Известное выражение данной идеи доведено Марксом буквально до
завершенности методологической формулы. «Что же такое общество, какова
бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди


1. 1. Философско-методологические основания...            29

сового, а значит, политического по своей природе института. Такой подход, как известно, оказался достаточным основанием для раз­вития в советской юриспруденции идей этатизма, адекватных ут­верждавшемуся тоталитаризму33. В связи с этим видеть причины пренебрежения советской теории права, например, к правам чело­века или правовому государству в юридическом позитивизме, значит, как минимум, предъявлять претензии не совсем по тому адресу.

Итак, все вышеизложенное позволяет считать оправданными следующие, значимые в методологическом плане, утверждения.

Советское правоведение, целевым образом реализующее в сво­ей предметности марксистскую диалектику, являлось вполне ме-тодологизированной исследовательской традицией как с формальной точки зрения, так и с учетом стоящих перед ним задач. Подавляю­щее большинство принципиальных теоретических представлений советской юриспруденции сформировались в соответствии с фун­даментальными положениями марксистского учения и развивались в его рамках.

Учитывая возможность влияния методологических идей на ход и содержание научных исследований через теории-образцы можно утверждать, что официальные марксистские философско-методо­логические установки осуществляли «методологическое управле­ние» исследовательской практикой советской юридической науки независимо от степени их осознания и целевого применения каждым конкретным исследователем34. Тем более что в рассматриваемый

в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите опре­деленную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена [соттегсе] и потребления. Возьмите опреде­ленную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы полу­чите общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите оп­ределенное гражданское общество, и вы получите определенный полити­ческий строй, который является лишь официальным выражением гражданс­кого общества». Маркс К. Письмо к П. Анненкову // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402.

33 Подробно см., напр.: Нерсесянц В. С. Юриспруденция. С. 131 и след.

34 Здесь необходимо сделать два замечания, прямо не относящихся к
логике данного вопроса, но имеющих принципиальное значение для иссле­
дования в целом.

Первое-возможность влияния методологических конструкций на юри­дические исследования через теории-образцы не освобождает науку от ве


30                               Глава 1. Социокультурные основания...

период теории-образцы, особенно в общественных науках, как из­вестно, не возникали случайным образом, но тщательно «селекци­онировались» п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...