84 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания..
смысле занималась не столько его научным исследованием, сколько именно технической, «инженерной» разработкой без обращения к социокультурным основаниям догмы права. С учетом вышеизложенного, допустимо полагать, что именно юридическая догма, представленная как «овеществленная» правовая культура, как собственное содержание права, может рассматриваться и как реализованная догматическая юриспруденция, объективированное юридическое мышление. При таком подходе положения юридической догмы, с одной стороны, как бы «оестествляются» т. е. начинают требовать к себе отношения как к определяемым его природой естественным свойствам права, а с другой - являются материалом для научной реконструкции способов юридического мышления16. В этом смысле не исключено, что обнаружение собственных, не зависящих от конкретного общества закономерностей права, его собственных оснований становления и развития может состояться именно на пути теоретического исследования правовой догмы, догматической юриспруденции. Надо сказать, что вопрос о собственной природе и собственных основаниях развития права, в тех или иных контекстах, поднимался в юридической литературе. Так, полемизируя с представителями социологической школы, Н. Н. Алексеев отмечал, что «право, вырастая на почве общественных отношений, может и не сливаться по своему существу с общественными явлениями, может обладать своей собственной, вовсе не социальной природой»11. О развитии права из самого себя писал Питер Арчер18. Думается, что анализ становления и развития юридической догмы как юридического мышления и теоретического правоведения является ключевым подходом к обсуждению данной проблематики.
В связи с этим юридическая догма может быть представлена в виде специально-юридического метода познания права. Здесь, как действующее юридическое мышление со своими единицами и собственной юридической «логикой», она должна быть осмыслена в 16 Важно иметь в виду, что к различению «естественного» и «искусственного» здесь следует относиться не по подобию противопоставления физического мира и человеческой деятельности, а как к противоположности естественного и искусственного в истории и обществе, которая «внутренне присуща всему процессу формирования и развития человечества». Нерсе-сянцВ. С. Юриспруденция. С. 19. " Алексеев Н. Н. Указ соч. С. 29. 18 Си. Арчер П. Английская судебная система. М., 1959. С. 27. 2. 2. Проблема методологии... 85 плане ее своеобразия, той специфики, которая, позволяя отличать юридическое мышление от любого другого, и делает право элементом культуры, а юриспруденцию - самостоятельной сферой общества. Теоретическое исследование данного аспекта догматического правоведения не менее, а возможно, более актуально, нежели практического. Однако данное исследование уже должно носить не столько предметно-научный, сколько рефлексивно-методологический характер. Это означает, что поскольку методологическое исследование в области науки направлено, прежде всего, на сам процесс научного познания19 и, в этом смысле, на познающее научное мышление20, то рассматриваются не позитивные проблемы права, а проблемы средств и методов исследования проблем права, т. е. в качестве предмета исследования выступает само юридическое мышление. Не исключено, что результатом усилий юристов в данной области может стать, например, достаточно обоснованная гипотеза о правомерности обсуждения юриспруденции как особой рациональности, а юридической науки - как имеющей существенное методологическое своеобразие в сравнении не только с естественными, но и с гуманитарными науками21.
Как известно, в отечественном правоведении господствовало принципиально иное отношение к праву и правовой науке, диктовавшееся методологическим влиянием модели «базис-надстройка». В советское время, с исследовательских позиций, находящихся в жестких рамках экономического детерминизма, право ставилось в безусловную зависимость не только от экономического базиса, но и зачастую от иных социальных факторов. Все это приводило и к таким крайним позициям, когда праву отводилась в обществе просто служебная роль. В частности, Д. А. Керимов писал: «Общая теория государства и права в тесном сотрудничестве с другими отраслями 19 В специальной литературе данное положение, фактически, обще 20 По замечанию А. А. Писюппеля, взгляд на научное мышление как объект 21 В философской литературе, например, отмечается, что «одной из 86 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... научного знания формулирует научные законы, понятия и определения государственных и правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы государства и права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни (выделено мной. - Н. Т. ), но и использовать государство и право в целях революционного преобразования общества»22. Вряд ли есть смысл оспаривать данную методологическую установку и теоретическое представление по их основаниям, тем более что критики по данному поводу в современной литературе вполне достаточно. В конечном счете, это простое следствие принятия определенной философской онтологии. Другое дело, что в эвристическом отношении данная позиция, по сути, закрывала исследования собственного содержания права, специфики исследовательских методов правовой науки и ее собственной методологии. Важно и понимание социальных последствий такой парадигмы. Думается, подобная научная позиция отечественных юристов сыграла не последнюю роль в формировании такого профессионального юридического сознания и социального статуса юридической профессии, когда правоведы, по сути дела, видели свою профессиональную задачу в обосновании идеологических установок и оформлении политических действий власти.
Надо сказать, что идея социально-экономической детерминации права весьма серьезно внедрилась в наше научное правосознание. Определенные следы ее обнаруживаются и в сегодняшних теоретических работах, причем явно тяготеющих к поискам нового взгляда на правовую проблематику и привлекающих современные методологические представления. Так, исследуя правовую культуру, А. П. Семитко исходит, в частности, из того, что форма собственности закономерно порождает массу достаточно определенных и весьма однозначных последствий практически во всех сферах жизни общества23. Подчеркнем, что изложенное отношение касается не влияния экономики на право, а установки экономического детерминизма, закрывающей перспективы исследования собственной природы и оснований развития права. Отрицать же влияние экономических (как 22 Керимов Д. Л. Общая теория государства и права: предмет, структура, 23 См.: Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой про 2. 2. Проблема методологии... 87 и многих других) факторов на право, его становление и развитие, разумеется, нелепо. Признание зависимости права от социальных и, прежде всего, экономических факторов имело место в нашей юридической мысли в начале XX века. Возможно, подобное видение места права в социальной действительности предопределяется, в частности, и традиционным вниманием исследователей к его фор-мальным-качествам. Так, например, еще в начале XX векаБ. А. Кис-тяковский, относя право к духовной культуре, расценивая его именно как наиболее совершенную развитую форму, хоть и «отчасти», но связывал его содержание с изменчивыми «экономическими и социальными условиями»24. Можно сказать, что и В. С. Нерсесянц, разрабатывая «либертатно-юридическую» концепцию правопонима-ния, характеризует ее как формально-юридическую, в том числе потому, что считает право «формой отношений равенства, свободы и справедливости»25. В силу такой традиции подход к праву как форме разработан в нашей литературе почти исчерпывающе.
Следует отметить, что в современной литературе появляются исследования, проблематизирующие идею экономического детерминизма, как одно из предельных методологических оснований нашей науки, с позиций сегодняшнего дня. В частности, И. С. Скловский пишет: «Освобождение права от экономического детерминизма, равно как от идеологии прогресса, и предоставление самому себе, собственным ценностям, превращение права из средства в цель заставляют переоценить роль основного инструмента, используемого на правах заимствования, - логики и соответственно заново взглянуть на рациональность права»26. При этом, провозглашая освобождение права от идеологии детерминизма, автор идет дальше, ставит вопрос о переосмыслении представлений рациональности относительно права. Обсуждая проблему в терминах закономерности и случайности, естественного и искусственного в праве, исследователь, по сути дела, усомневает безусловную ценность логической организации права и догматического правового мышления. Тем самым полагается ценность естественности в праве, неявно отождествляемая с идеалом римской и современной англо-американской юриспруденции, предполагающей иной тип рациональности, нежели наша континентальная традиция. 24Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 615. 25 Нерсесянц В. С. Юриспруденция. С. 5. 26 Склоеский К. И. Собственность в гражданском праве. М, 1999. С. 30. 88 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... Как исследовательский подход, данная установка безусловно интересна и, видимо, эвристически перспективна, если не упускать из виду разницу интеллектуальных традиций, касающихся не только права, но и культурного типа мышления, сознания в целом. Однако категорические суждения в данной области явно способны привести к существенному упрощению проблемы. Так, по видению И. С. Скловского, «искусственность строго рационального права -вещь, очевидно, небезобидная. Напор и победительность логического подхода с первых же шагов обнаруживают себя в допущении насилия, а затем и в опоре на силу как единственный метод. Это, вообще говоря, парадокс: почему истина, доказанная с непреложностью арифметического правила и претендующая, стало быть, на очевидность, никого не убеждает и почти без промедления вынуждена прибегать к насилию? »27.
Нетрудно заметить, что в данном рассуждении тип организации сознания странным образом связывается с пространством социального действия. Тем более, что с точки зрения социальной политики значение имеет не доказанность любого положения, а его «при-нятость» в качестве ценности. Поэтому считать, что логическое мышление в большей степени предполагает насилие, нежели естественное сознание - значит делать весьма сильное допущение. Во всяком случае, историческое оправдание данного постулата -дело не слишком простое. В отношении же права можно привести свидетельства, явно расходящиеся с обсуждаемым автором тезисом. По этому поводу чрезвычайно интересно замечание Пухты, который говорит об имевшем место в Европе сопротивлении распространению римского права в связи с возникшим убеждением, что оно будет слишком способствовать укреплению верховной власти. «Мнение это имело сторонников и между германскими учеными; однако ложность его блистательно доказала история, опровергнувшая множество других теоретических заблуждений; обыкновенный ход исторических событий был таков: с возрастанием значения римского права уменьшалась сила верховной власти» (выделено мно^-Я. Г. )28. 27 Скловский К. И. Указ. соч. С. 37. 28 Пухта Г. Ф. Указ. соч. С. 5. Не находится ли это обстоятельство, под 2. 2. Проблема методологии... 89 Наконец, при обсуждении данной проблематики вряд ли стоит онтологизировать методологическую конструкцию «естественного-искусственного», поскольку, строго говоря, любой социальный процесс характеризуется не как естественный или искусственный, а как естественно-искусственный или искусственно-естественный. Таким образом, излишняя однозначность в выводах, особенно касающихся социально значимых последствий, способна скорее затруднить, нежели продвинуть обсуждение проблемы освобождения права от идеологии детерминизма и постановку вопроса об особом типе правовой рациональности. Для большинства исследователей вопрос о собственных основаниях и закономерностях права продолжает оставаться не слишком популярным. Одна из причин этого состоит, видимо, в неясности его перспектив и значения для решения стоящих перед юриспруденцией конкретных прикладных задач. Однако не связан ли обсуждаемый кризис, например, западной правовой традиции, не говоря уже о России, с господствующим отношением к праву как способу оформления ценностей современной цивилизации? 29 Данная неясность, вполне вероятно, может быть в некоторой степени устранена, и если предположить, что в современном обществе право, как и наука, религия, техника, приобрело иное социокультурное значение, нежели 200 - 300 лет назад. В этом случае сложившийся спектр отношений к нему как форме общественных (прежде всего - экономических) отношений или как к этическому минимуму или форме социальной свободы сегодня имеет право, по меньшей мере, на расширение. Действительно, при обращении к истории становления и развития права можно выделить периоды, в которые право преимущественно воспринималось обществом с какой-либо одной стороны. С определенной долей огрубления можно сказать, что для Рима право было прежде всего инструментом и регулятивной практикой. В Средние века доминирует религиозно-этический план. Новое время, формирующее в европейском обществе институт личности, связало право с социальной свободой30. Данная идея про- 29 О кризисе западной традиции права см.: Берман Г. Дзк. Указ. соч. С. 30 Здесь необходимо оговориться, что обсуждение понятия права или 90 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... должает оставаться ведущей и в современной юриспруденции. В европейской истории идеи свободы, равенства, справедливости приобрели такую тотальную привлекательность, что могут расцениваться как ведущие понятия европейского сознания с эпохи просвещения31. Как общепризнанные идеи, как базовые ценности современной цивилизации они неоспоримы. Поэтому, для сегодняшнего правосознания само собой разумеющимся является, например, отношение к идее свободы как содержанию права, а праву как форме свободы. «Правда, - оговаривается Б. А. Кистяковский, - это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода, возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой»32. Несмотря на доминирование в различные эпохи различных идей права, можно заметить, что все они ставили право в зависимость от иных сфер общества. Если попытаться выйти за рамки данного представления, то гипотеза об изменении социокультурного статуса права в современном обществе может быть вполне мыслимой. С методологических позиций, не касаясь обсуждения конкретных теоретических идей, здесь интересен, например, вопрос о корректности рассмотрения права как «равноправной» социальной сферы, находящейся с иными сферами общества (экономика, политика и пр. ) не в отношениях зависимости или инструментального обеспечения, а как минимум, взаимовлияния и взаимообусловленности. Данное полагание оправдывает, и отношение к догматической юриспруденции, при котором она может рассматриваться уже как специальное, собственно юридическое исследование права. Итак, если попытаться теперь кратко обобщить все изложенное по поводу позитивистского характера нашего правоведения, то мож- вовой действительностью, правовой реальностью. См., например: Козлов В. А. Указ. соч. С. 15. Поэтому в данном контексте термин «право» удовлетворяет любому из существующих в юридической науке понятий, безотносительно его содержания, истинности и пр. Другими словами, «право» в данном случае - это просто понятие права, например, как эпистемологическая единица предмета юридической науки. 31 Правда, в философской герменевтике таковыми обозначаются и иные 32 Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 617. 2. 2. Проблема методологии... 91 но выделить, по меньшей мере, три смысла, которые могут придаваться термину позитивизм в юриспруденции. 1. Прикладные разработки действующего (позитивного) права в целях обеспечения и воспроизводства текущей юридической практики. 2. Исследование права в системе юридических представлений и собственно юридическими «догматическими» методами33. 3. Исследования права с позиций научного позитивизма, поскольку, отождествляя себя с научным способом познания, правоведение не может не обращаться к данной методологии, особенно в теоретической области. Позитивистскими в этом смысле, в отличие от догматического юридического исследования, могут рассматриваться, например, социологические исследования права. Таким образом, для обеспечения предметных содержательных дискуссий все современные претензии к нашему правоведению по поводу царствования в нем духа позитивизма должны получить более точный адрес. Изложенные представления содержательно близки к некоторым взглядам в рамках современной аналитической юриспруденции, которая, в отличие от традиционного позитивизма, наряду с юридической догматикой обращается и к социальным контекстам права, и к рефлексии оснований правовых наук34. В то же время, с методологических позиций, учитывая ранее изложенные соображения о перспективах в современном правоведении гносеологического и методологического плюрализма, нет достаточных рациональных оснований полагать данный методологический подход единственно пригодным для юридической науки, равно как и считать его в современных условиях, как это иногда делается, устаревшим. Тем более проблематично подвергать, в современной ситуации, подобным однозначным оценкам конкретные юридические исследования, пос- 33 Мы ограничиваемся указанием на исследование права, поскольку 34 См.: Несесянц В. С. Юриспруденция. С. 115 -118. 92 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... вященные специальным проблемам права. Задача юристов, как уже говорилось, не столько в присоединении одной из методологических традиций, сколько в их осмыслении с точки зрения собственных исследовательских задач. Избрание же в данном исследовании линии, развиваемой в философии и методологии науки, направления юридической мысли, обобщаемого в современной литературе как аналитическая юриспруденция35, связано с убеждением автора, что возможности этой методологической традиции правоведы не только не исчерпали, но и не реализовали в должной мере. Особенно, учитывая гуманитарный характер правоведения и особенности юридического исследования. Оправданно заметить также, что возможные отрицания перспективности позитивизма как научной методологии и, следовательно, методологии юриспруденции должны учитывать, что иной методологии науки, в строгом смысле, на сегодняшний день просто не существует. Отсюда, если считать позитивизм методологией, неприемлемой для правоведения, то придется «выводить» правоведение из числа наук. В принципе, такое развитие юриспруденции можно помыслить, но сложно принять как ее перспективу. Тем более что все упреки в адрес нашей науки по поводу ее позитивистской ограниченности, если разобраться, формулируются не столько в научном, сколько в философском пространстве. Причем современное науковедение, как отмечалось, большинство из них фактически переосмыслило за счет введения представлений о неклассическом и постнеклассическом типах научной рациональности. В этой связи, прежде чем разворачивать сегодня борьбу с позитивизмом в правоведении, видя в этом залог принципиального ухода от всех наших предыдущих трудностей, разумно обстоятельно проанализировать, насколько данная методологическая традиция реально влияла на нашу исследовательскую деятельность и каковы ее перспективы для правопознания в неклассической и постнеклассической трактовках. Тем более, насколько нам известно, советскими юристами такая работа практически не проводилась. Вообще, надо сказать, что к позитивизму как научной методологии правоведы всегда относились достаточно свободно. Приняв установку на выведение научного теоретического знания о праве путем обобщения и анализа эмпирических фактов, мы практически оставили без внимания сами методы построения наших теорий, за- 35 См.: Алексеев С. С. Восхождение к праву. С. 5. 2. 2. Проблема методологии... 93 менив их в большинстве случаев следованием образцам или опорой на авторитеты. А чтобы избежать обвинений в произвольном усмотрении, метафизических полаганиях, ссылаемся на специфику правоведения как гуманитарной науки, где уже сам объект не позволяет формализовать ни процедуры, ни результаты исследований. Отсюда полагается, что метод юриспруденции как система особых, строгих правил научного мышления по поводу права в нашей науке существовать не может36. В литературе подобная точка зрения широко распространена как в теоретическом, так и в прикладном плане, причем, чаще всего, без специального обоснования. Однако в некоторых теоретических работах, когда параллельно с предметным содержанием излагается методологический план исследования, можно встретить и соответствующую аргументацию отказа от строгих правил теоретического мышления в правовой науке. Так, например, строит свое исследование А. П. Семитко, который стремится раскрыть методологические основания принципиальных теоретических положений. В отношении гуманитарных наук автор, в частности, опирается на методологическую идею М. Хайдеггера о том, что в отличие от математического естествознания, являющегося строгой наукой в силу точной «привязанности» к своей предметной сфере, «все гуманитарные науки и все науки о жизни именно для того, чтобы остаться строгими, должны непременно быть неточными», и в этом смысле «неточность исторических гуманитарных наук - не порок, а лишь исполнение существенного для этого рода исследований требования»37. Таким образом, неточность гуманитарных исследований (в сравнении с естественно-научными) принимается не только как их характеристика, но и как одно из методологических обоснований избранного способа работы. Усилив свою позицию тезисом, что нельзя мыслить точно и о человеке как существе, обладающем свободой воли, автор заключает: «В гуманитарных науках нельзя быть од- 36 Судя по всему, на сегодняшний день это действительно так. Однако в чем причины такой особенности юриспруденции? Объяснение одной принадлежностью по основанию объекта исследования к гуманитарным, социальным наукам явно неудовлетворительно. Тем более что известны гуманитарные науки (психология, социология), которые имеют достаточно «технологически» разработанные методики исследования и способы формализации результатов. 31Хайдеггер М. Указ. соч. С. 44. 94 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... нозначным и нетерпимо бескомпромиссным. Необходимо всегда сверять систему ценностных и целевых координат исследования, учитывая уникальность и многообразие вплоть до бесконечности общественной жизни и культур разных эпох, времен и народов, не забывая, конечно, и об универсальности, общечеловечности культуры, выходя на анализ самых глубинных, фундаментальных и в какой-то мере бесспорных базовых ценностей человеческого существования: свободы, независимости, достоинства личности»38. В целом очень привлекательная и бесспорная по своему гуманистическому пафосу, эта позиция, с методологической точки зрения, все-таки нуждается в некоторых уточнениях. Легко заметить, что здесь соединено несколько по сути разноплановых требований к гуманитарному исследованию. Прежде всего - этическое, в части нетерпимости и бескомпромиссности, ибо если интерпретировать его как методологическое, то неясно, как относиться к точности, определенности научной позиции и последовательному ее отстаиванию. Упоминаемые ценностно-целевые координаты исследования в соединении с базовыми ценностями человеческого существования тяготеют к постнеклассическому пониманию науки, а бесспорность базовых ценностей человеческого существования говорит, скорее, о философских основаниях. Наконец, самое для нас важное требование - учитывать уникальность и многообразие, вплоть до бесконечности, общественной жизни и культур разных эпох. По существу, это указание на исследование не научного в собственном смысле, а герменевтического типа39, где методологической нормой является как раз установка на уникальность и бесконечное многообразие общественной жизни. Однако, в этом смысле, здесь неизбежна проблематизация применимости общих законов и научных абстракций к социальным явлениям. Думается, именно это обстоятельство побудило автора упомянуть о требовании не забывать универсальности, общечеловечности культуры, что уже явно тяготеет к методологии позитивизма. Подробный методологический анализ данного фрагмента преследует единственную цель: показать, что методологические установки позитивизма в юридических исследованиях не являются тотальными, а размываются уже за счет привлечения правоведами идей его оппонентов. Свои 38 СемиткаЛ. П. Указ. соч. С. 126. 39 Об этом говорит и опора на позицию М. Хайдеггера, видевшего ме 2. 2. Проблема методологии... 95 результаты в юриспруденции сегодня, как отмечалось, способны принести и традиционные научные (позитивистские), и герменевтические, философские методы. Важно, может быть, только более строго различать их в процессе применения и понимать как эвристические возможности, так и статус результатов соответствующего исследования. И еще одно замечание. Все изложенное А. П. Семитко, бесспорно, важно и актуально при построении рамок правового исследования, однако к собственно юридическому исследованию имеет отношение постольку, поскольку последнее характеризуется автором как гуманитарное исследование, т. е. такое же, как психологическое, педагогическое и пр. Такое отношение к проблеме является в сегодняшней юридической литературе доминирующим. Конституируя себя как науку гуманитарную, наше правоведение не слишком обращает внимание на свою методологическую специфику, неявно полагая в этом отношении некую очевидную общность всех гуманитарных наук. В то же время, указание на методологические особенности правоведения как гуманитарной науки может оказаться недостаточным для понимания его своеобразия. Не случайно, касаясь методов своей науки, теоретики всегда непринужденно и достаточно развернуто обсуждали диалектический, исторический, конкретно-социологический и т. п. методы теории права и, как правило, испытывали определенные сложности относительно характеристики собственно юридических методов. На сегодняшнем уровне разработанности обсуждаемой проблемы говорить о методологической специфике юридической науки приходится, главным образом, в гипотетическом плане. Вполне возможно, что в будущем соответствующие исследования приведут к выводу об отсутствии методологических особенностей правоведения, помимо традиционно отмечаемой специфики его объекта. Однако нельзя исключить и обратное - выявление своеобразия науки права не только в сравнении с гносеологическим идеалом естественно-научных исследований, но и познанием в иных гуманитарных областях. С учетом изложенного, представляется исключительно важным обратить внимание в современных исследованиях на два подхода к методологической проблематике юридической науки. Генетический, позволяющий, в частности, акцентировать внимание на юридическом мышлении, рассматривать его как фактор правовой культуры, говорить об относительной самостоятельности 96 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... движения юридической мысли, преемственности достижений юридической науки, вне прямой зависимости от смены экономических и политических эпох в истории человечества. Системный - в нашем понимании связанный с системным отношением к предмету и методу правоведения. Что и потребовало, в частности, рассмотрения проблем методологии юридической науки в соотнесении с соответствующей проблематикой иных наук, ме-танаучными разработками, гносеологическими конструкциями. Выделение данных подходов из ряда прочих вызвано не усмотрением, скажем, их какой-то особой органичности для правоведения40. Привлекает иное. С одной стороны, возможность выйти за рамки представлений ортодоксального детерминизма, утвердить отношение к праву и юридической науке как самостоятельным факторам исторической судьбы общества, условиям существования цивилизации. С другой - углубить наше осознание особенностей правоведения в контексте современных представлений научного познания. Понятно, что в отдельном конкретном исследовании маловероятно прийти относительно высказанных гипотез к завершенным выводам. Тем более, в форме точно сформулированных теоретических положений или конструкций. Более реально рассчитывать приблизиться к ним через обозначение актуальных методологических проблем современной юридической науки, в первую очередь -проблем ее предмета и метода. Одним из условий обоснованного их рассмотрения является, как нам представляется, обращение к вопросу становления и развития современной юридической науки, юридического мышления. 40 Различные подходы используются и в данной работе. Названные же отмечены, главным образом, для привлечения внимания к направлениям и задачам, ключевым для понимания предпринятого исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|