2.2. Проблема методологии. отношение современного правоведения. к методологическим традициям
2. 2. Проблема методологии естественных и гуманитарных наук: отношение современного правоведения к методологическим традициям
ышеизложенные представления о науке, методологии научного познания в основном принято относить и к естественным, и к социальным и гуманитарным наукам1. Правда, считается, что социальные и гуманитарные науки имеют серьезную специфику, обладают, в сравнении с естественными (точными) науками, существенными особенностями, в том числе в плане метода. Однако взгляды на характер данной специфики и методологические особенности социальных наук весьма различны. Основные разногласия по этому вопросу связаны главным образом с пониманием природы социальных и гуманитарных наук, их соотношения с науками естественными (точными). Данная проблема вновь актуализируется в XIX веке в связи с возрождением представлений о принципиальной разнице способов познания природы и общества Как методологическая, она развернуто обсуждается, в частности, неокантианцами2. Сущест- 1 До сегодняшнего дня не поставлена точка в дискуссих о понятии гу Поскольку в рамках настоящей работы различение социальных и гуманитарных наук не принципиально, мы будем понимать их обобщенно в духе «наук о культуре» Г. Риккерта.
Любопытно замечание Х. -Г. Гадамера, считающего, что термин «гуманитарные науки» получил трактовку «наук о духе» главным образом благодаря переводчику «Логики» Джона Стюарта Милля, поставившего на место английского «тога1 заепсез» (науки о морали) немецкое «§е151ез\м5-зепзсЬайеп» (науки о духе). См.: ГадамерХ. -Г. Указ. соч. С. 44. 2 См. напр.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. 2. 2. Проблема методологии... 77 вующие в современной литературе разногласия в трактовке природы гуманитарных наук и их соотношения с науками естественными (точными) можно обобщить в рамках двух основных позиций. Представители первой считают, что независимо от особенностей исследуемого объекта гносеологическая установка, принципиальные правила исследовательской деятельности, отношение к методу познания, способы проверки теоретических конструкций и т. д. едины для любого научного познания, идеал которого наиболее полно реализован в естественных науках. Этому идеалу должны следовать и «науки об обществе». Сторонники оппозиционной точки зрения убеждены, что гуманитарные науки в силу принципиального отличия объекта исследования, своих социокультурных контекстов обладают столь кардинальными особенностями в организации исследовательской деятельности и отношении к методу, что могут считаться полностью автономными от естественно-научной традиции и не подчиняться сложившимся в ней правилам и критериям науки. Данные позиции обычно соотносят с двумя основными традициями в методологическом мышлении. Первая - уже упоминавшийся позитивизм, восходящий к истокам натурализма и оформившийся, в том числе, в философской программе О. Конта. Наиболее фундаментальными «догмами» данного направления считаются единообразное отношение к научному методу, независимо от области научного исследования, принятие точных естественных наук в качестве методологического образца для всех наук, в том числе и гуманитарных, использование в качестве механизма научного объяснения подведение конкретных случаев под общие законы3. Вторая традиция, зародившаяся в конце XIX века как реакция на господство позитивизма, стала его методологическим антиподом и получила широкую известность в середине XX века как герме-невтико-диалектическая философия, или герменевтика4. В числе наиболее видных ее представителей обычно называют В. Дильтея, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Р. Коллингвуда. Сторонники данного направления отвергают идею универсальности научного метода, ограничивая действие позитивистских познавательных установок и средств областью естественных (точных) наук. В социальных науках противопоставляют поиску общих законов изучение ин-
3 См.: Фон ВригтГ. Х. Указ. соч. С. 43. 4 См.: Там же. С. 66. 78 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... дивидуального, объяснению через подведение единичного явления под общий закон - понимание явления в его «однократной и исторической конкретности», строят объяснения в терминах не законов, причин и следствий, а целей, намерений, условий. Методологический идеал «антипозитивизма» достаточно отчетливо выражен в следующем высказывании Х. -Г. Гадамера. «Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Что бы ни означало здесь слово «наука» и как бы ни было распространено в исторической науке в целом применение более общих методов к тому или иному предмету исследования, историческое познание тем не менее не имеет своей целью представить конкретное явление как случай, иллюстрирующий общее правило. Единичное не служит простым подтверждением закономерности, которая в практических обстоятельствах позволяет делать предсказания. Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности. При этом возможно воздействие сколь угодно большого объема общих знаний; цель же состоит не в их фиксации и расширении для более глубокого понимания общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, каковы этот человек, этот народ, это государство, каково было становление, другими словами - как смогло получиться, что они стали такими»5.
На сегодняшний день противоречия между данными традициями настолько глубоки, что, говоря словами Г. Х. фон Вригта, выбор между ними можно характеризовать как «экзистенциальный» - это выбор точки зрения, которая не имеет дальнейшего обоснования»6. С позиций конкретной науки считать, что истина находится в лагере одной из сторон, было бы иллюзией. Для правоведения важнее видеть те перспективные моменты, которые обнаруживаются в каждой из соперничающих методологий, их взаимной критике и позволяют наиболее эффективно решать его собственные исследовательские задачи. В то же время, учитывая критику последних лет в адрес позитивной юриспруденции, обращение в современных юридических исследованиях к установкам и положениям герменевтики, уточнить возможное отношение юридической науки к названным традициям 5 ГадамерХ-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. 6 Фон Вригт Г. Х. Указ. соч. С. 68. 2. 2. Проблема методологии... 79 представляется необходимым не только в прагматическом, но и в теоретическом плане. Различие гуманитарных и естественных наук по объекту исследования давно стало непреложным фактом нашего сознания. Именно в таком плане, как правило, рассматриваются и особенности правоведения как науки гуманитарной. Связанные с этим особенности его метода всегда обсуждались в значительно меньшей степени, поскольку, с одной стороны, известно, что законы научного познания едины, а с другой - традиционно считалось, что особенности метода науки определяются спецификой ее объекта. Однако в чем состоит эта специфика, кроме отказа от числовых измерений и математического инструментария естественных наук, насколько далеко она может зайти в отношении гносеологических установок, может ли правоведение, отказавшись от принципиальных методологических установок позитивизма, оправдывать себя как науку и относиться к юридическому знанию как научному? Эти вопросы весьма полезно удерживать в поле зрения во всех случаях сегодняшней непримиримой критики позитивизма как «тупикового» направления юридической науки, отжившего свой век и не соответствующего требованиям времени.
В методологической литературе, надо сказать, даже оппоненты позитивизма отмечают, что «не существует никакого собственного метода гуманитарных наук», а проблематизируется только вопрос, «в каком объеме здесь употребляется понятие метода и не влияют ли на стиль работы в гуманитарных науках некоторые связанные с ними условия в большей степени, нежели индуктивная логика»7. Для исследования методологии правоведения отношение к позитивистской традиции может предстать, например, как проблема эпистемологического статуса юриспруденции. Иначе говоря - является правоведение наукой с точки зрения соответствия критериям научной рациональности в смысле позитивизма или в смысле герменевтической традиции. Вопрос, вроде бы, не самый актуальный для насущных прикладных задач юриспруденции. Однако это в том случае, если не учитывать следствий его решения, которые неизбежно распространяются и на область прикладных юридических исследований. От ответа на данный вопрос зависит, в том числе, вправе ли юристы обсуждать свои теории, результаты исследований, юридическое знание в категориях истины, как это присуще позитивной 7 ГадамерХ-Г. Указ. соч. С. 49. 80 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... науке, или это следует делать в стиле, например, герменевтической традиции в терминах цели и намерений, так называемых финалистс-ких представлениях. Это, в свою очередь, влечет разное отношение к юридическим понятиям. В частности, являются ли юридические понятия выражением законов правовой реальности или имеют статус простых конвенций, нормирующих юридическое отношение к действительности т. д. Меняется и понимание теоретических законов юриспруденции. Если в позитивистской идеологии юриспруденция претендует на открытие объективных законов социальной реальности, теоретическое объяснение состояния правовой сферы общества и предсказание ее развития и т. д. 8, то при герменевтическом подходе она должна принять установку, например, на понимание правовой сферы, права «единичного», исторически конкретного общества9. В этом случае цель исследования будет усматриваться «не в открытии законов, а в понимании сути явлений»10. Формулируемые же общие положения уже могут быть оценены не как универсальные законы, а, главным образом, как «некие общие формулы, которые, группируя дотоле разрозненные факты, слагают их в определенные серии»1'.
В юридической науке, очевидно, продуктивны оба подхода. Можно предположить различную степень их применимости в тех или иных областях юриспруденции, однако тотальный переход правоведения от позитивизма к герменевтической методологии сегодня представляется маловероятным12. Хотя, в исследованиях проблем 8 Такой подход достаточно развернуто представлен, например, в работе 9 По данному поводу Г. Риккерт писал: «Есть науки, целью которых яв 10 ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991. С. 70. 11 Там же. С. 22. 12 Наибольшее признание познавательные идеалы герменевтики полу 2. 2. Проблема методологии... 81 правоприменения, толкования, конкретной отраслевой проблематики герменевтический подход может получить определенное признание. Так что речь должна идти не о выборе «методологического знамени» юридической науки, а о необходимости, учитывая, в рамках какого подхода осуществлено исследование, адекватно интерпретировать его результаты и, следовательно, осуществлять всестороннюю разработку проблем методологии самого правоведения. В таких очертаниях проблема самоопределения современного правоведения относительно господствующих методологических традиций и в области гуманитарных наук явно утрачивает сложившийся в нашем сознании образ чисто академических «интеллектуальных упражнений» и приобретает прямые практические смыслы. Надо признать, что отечественная юриспруденция традиционно предпочитала не углубляться в данную область методологической проблематики, считая ее прерогативой официальной философии. Тем не менее, и в юридической литературе при обращении авторов к принципиальным вопросам можно обнаружить фактически выраженное с той или иной степенью определенности отношение к названным позициям и традициям методологического мышления. очень негибкой, поистине контовской схемой мира естественных наук. Распространяя эту чудодейственную схему на всю совокупность духовных богатств, они полагали, что настоящая наука должна приводить путем неопровержимых доказательств к непреложным истинам, сформулированным в виде универсальных законов. То было убеждение почти всеобщее... Они действительно считали возможной науку об эволюции человечества, которая согласовалась бы с этим, так сказать, «всенаучным» идеалом, и не щадя сил трудились над ее созданием... умственная атмосфера нашего времени уже не та... мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некоторая область познания, где не имеют силы евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, претендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность -это вопрос степени. Мы уже не чувствуем" своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы существовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться». БлокМ. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. С. 12-14. 82 Глава 2. Правоведение в контексте научного познания... Принято считать, что подавляющее большинство юридических исследований сегодня выполняется в рамках позитивизма, являются, безусловно, позитивистскими. Однако для целей нашего исследования данное утверждение нуждается в определенных уточнениях. Прежде всего необходимо добиться достаточной ясности в представлениях о позитивизме, уточнить, что в случае такого рода квалификаций понимается под позитивизмом. Неоднозначность употребления термина «позитивизм» позволяет выделить различные смыслы, которые могут придаваться ему в юриспруденции. Выше уже затрагивался вопрос о целесообразности различения юридического позитивизма в смысле установки профессионального сознания и позитивизма как методологии юридической науки. При этом отмечалось, что их смешение способно приводить к существенным методологическим и теоретическим недоразумениям, вносить искажения в оценки конкретных юридических исследований. Однако представляется, что и в отношении юридического позитивизма недостаточно ограничиться его представлением как классификаторской и интерпретаторской деятельности, обращенной к действующему (позитивному) праву, в целях его практического применения, являющейся только предметом юридической науки и не осуществляющей собственно научного исследования права (Ф. В. Тарановский). На наш взгляд, сводить всю данную сферу, именуемую автором положительной догматической юриспруденцией, только к систематизации и толкованию позитивного права исключительно в целях его практического применения - значит недооценивать ее роль в праве и правопознании. Для целей данного исследования представляется допустимым обозначить два аспекта рассмотрения юридического позитивизма. Первый - прикладные, главным образом «технические», разработки действующего (позитивного) права. Сюда можно отнести все разработки, касающиеся построения и оформления юридических текстов, систематизации законодательства, юридического документооборота, организационных схем и процедур профессиональной юридической практики и т. п. При этом, как правило, оставляются за рамками рассмотрения социокультурные контексты позитивного права, его отношение к культурно-историческим традициям, а основные исследовательские смыслы связываются с текущей политической и юридической практикой. Второй - осмысление положительного права с точки зрения «юридической догмы». Обычно говорят, что юристы имеют дело с 2. 2. Проблема методологии... 83 «догмой права». По мнению С. С. Алексеева, здесь «имеется в виду не что иное, как специфический предмет юридических знаний, особый сектор социальной действительности - юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел»13. При этом слово «догма», считает автор, призвано отразить отношение к позитивному праву как непререкаемому основанию поведения людей, действий государства и выносимых им решений14. В рамках предпринимаемого различения, такое понимание догмы права, догматической юриспруденции тяготеет к первому аспекту юридического позитивизма. Поэтому для наших целей важнее обратить внимание на другой план рассмотрения догмы и догматики в юридическом позитивизме, который у С. С. Алексеева обнаруживается при оценке культурно-исторического значения пандектистики. Она, по оценке автора, является «первой в истории универсальной системой юридических знаний, а положения юридической догматики (нашедшие воплощение в германском гражданском уложении, в российских законопроектах по гражданскому праву, в современном гражданском законодательстве) -одним из наиболее высоких достижений юридической мысли, которое вполне обоснованно находит признание как феномен наднационального порядка»15. При таком взгляде догма права получает представленность в юридической мысли, а основанием отношения к ней как юридической догме становятся не только императивы позитивного права, но и авторитет правовой культуры. В силу этого, юридическую догму оправданно рассматривать как социокультурный феномен и понимать как фундаментальные правовые установления и конструкции, средства и методы правового регулирования, формы и правила юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах. Таким образом, юридический позитивизм может рассматриваться в плане как юридической практики, так и правового мышления, юридической культуры. Кстати говоря, наша теоретическая наука традиционно недооценивала догматический аспект позитивной юриспруденции, относясь к нему как чисто инструментально-техническому, и в этом " Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 12. 14 См.: Там же. 15 Там же. С. 31.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|