Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы предмета правоведения





3. 1. Объект и предмет юридической науки: методологический смысл различения

В

 современной методологии науки, как уже говорилось, принято различать объект и предмет науки1. Такая мето­дологическая установка отчетливо возникла в XIX веке, на этапе неклассической научной рациональности, когда произошел отказ от отношения к одной из конкретных научных теорий как единственно истинной и, в этом смысле, «разотождествление» исследуемого объекта и его «представленности» как теоретического описания. Суть ее усматривается в том, что «в противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, до­пускается истинность нескольких отличающихся друг от друга кон­кретных теоретических описаний одной и той же реальности, пос­кольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологичес­кими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности»2. Другими словами, если в классической рациональности научная теория счи­талась объяснением и описанием реального объекта таким, как он существует «на самом деле», то теперь обязательным требованием к научной теории становится предъявление, помимо описания объек­та, оснований и средств ее построения. Это и приводит к гносеоло­гической конструкции, в рамках которой научное сознание начинает исходить из различения объекта науки как внешней реальности, в философском смысле этого понятия, и ее теоретического описания средствами науки как предмета. Можно сказать, что возникнове­ние, в связи с этим, необходимости многоплановых исследований методов научного познания, постановка проблемы соотнесения им-

1 См.: Косарева Л. М. Предмет науки. М., 1977; Щедровицкий Г. П. За­
метки о понятиях «объект» и предмет» // Философия. Наука. Методология.
М., 1997.

2 Степин В. С., Горохов В. Г., РозовМ. А. Указ. соч. С. 294.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                            135

манентных законов объекта и теоретических конструкций предмета и приводят к методологии науки в ее современном виде.

Подчеркнем, что данное различие существует только как гносе­ологическая установка. Другими словами, различение объекта и предмета науки следует понимать не как их самостоятельное, раз­дельное существование, а как изменение гносеологических пред­ставлений, выражающееся, в частности, в изменении способов обос­нования научного знания, идеалов и норм доказывания в научном исследовании, представлений о научной истине и т. д. В гуманитар­ных областях, наверное, наиболее значимым следствием осуществ­ленного различения явилась возможность обосновать рассмотрение в качестве научных объектов сложных саморазвивающихся систем. Для правовой мысли, развивавшейся до этого времени главным об­разом как юридическая догма или философия права, в связи с этим возникли, как показывалось ранее, основания обратиться к познанию права по нормам научного исследования, приступить к разработке научной теории права.

Отношение к различению объекта и предмета науки в различ­ных прочтениях, с разной степенью детализации и последователь­ности, нашло отражение и в юридической литературе. Так, в трак­товке А. М. Васильева объектом теории государства и права «явля­ется вся сфера государственно-правовой жизни общества, т. е. го­сударственно-правовая надстройка в целом», а в качестве ее пред­мета «выступает закономерное и необходимое, общее и сущест­венное в данном объекте»3.

Отчетливо фиксирует свои основания в исследовании соот­ветствующей проблематики В. С. Нерсесянц. «Объект - это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т. е. системой понятий об основных сущ­ностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и раз­вития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в мышлении, в создании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах дан­ного объекта.

3 Васильев А. М. Указ. соч. С. 18.


136                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки»4.

Обстоятельный анализ вопроса в контексте проблем структуры общей теории права осуществлен В. А. Козловым. С этих позиций, для автора принципиально, что «объект, его отдельные стороны и свойства не входят в систему науки. Понятия и предложения, опи­сывающие реальный объект, его свойства, связи и отношения, за­коны его развития и функционирования, составляют неотъемлемую часть науки. В процессе познания формируется предмет науки, ко­торый предстает в виде идеализированного объекта науки, его тео­ретической модели»5.

Размышления В. М. Сырых привели исследователя ко взгляду на предмет общей теории государства и права как «систему общих закономерностей права как тотального целого, а также социологи­ческих, экономических, политических и иных закономерностей, ко­торые влияют на действие и развитие права, его закономерностей, и систему закономерностей познания предмета данной науки»6. Объектом же «общей теории права и иных отраслей правоведения», по мнению автора, выступают «право, правовая политика, а также социально-политическая и иная (неюридическая) практика в той час­ти, в какой она обусловливает формирование и развитие правовых явлений и процессов»7.

Анализ наиболее распространенных в юридической литературе точек зрения на данный вопрос показывает, что внимание исследо­вателей, в части объекта и предмета правоведения, привлечено, в основном, к основаниям их различения и определению понятий8. Необходимость и актуальность таких разработок сомнений не вы­зывают. Однако нормативная интерпретация общеметодологичес-

4 Нерсесянц В. С. Юриспруденция. С. 58.

5 Козлов В. А. Указ. соч. С. 15.

6 Сырых В. М. Логические основания общей теории права. С. 93.

7 Там же. СИЗ.

8 Подчеркнем, что теоретическое обсуждение понятий предмета и объ­
екта юридической науки в категориях «закон», «реальность», «действитель­
ность», определение понятий и т. п., не входит в предмет настоящего иссле­
дования. В данной работе решаются более частные задачи, находящиеся в
рамках выявления методологических смыслов различения предмета и объек­
та правоведения. Поэтому вопросы содержания предмета юриспруденции,
его структуры, характеристики объекта юридической науки и т. п. будут далее
затрагиваться только в той мере, в какой это необходимо для методологи­
ческого отношения к проблеме.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                  137

ких конструкций в материале юридических исследований, строящая­ся на отношении к методологии правоведения как частному случаю методологии науки, должна соединяться с рассмотрением их оп­равданности относительно традиционных особенностей юриспру­денции. Одно из направлений таких исследований, на наш взгляд, и состоит в обращении к методологическим смыслам различения объекта и предмета юридической науки.

Для организации дальнейших рассуждений относительно следст­вий отождествления или различения объекта и предмета юриди­ческой науки, проблему удобно упростить до предельных оснований и представить как две точки зрения на вопрос. Тогда суть первой из них будет состоять в том, что предмет науки права рассматри­вается в «объектном отношении», т. е. как «объективная реальность», существующая вне научного знания и не зависящая от оснований и методов научного исследования9. С такой точки зрения научное поз­нание мыслится как непосредственное отношение объекта и ис­следователя, в котором и формируется знание об объекте. Поэтому предмет правоведения здесь предстает как сама, данная в созер­цании, реальность права («правовые явления»), его имманентные свойства, закономерности возникновения, функционирования и раз­вития10. Такая (натуралистическая) точка зрения на объект стро­ится на принятии положения о существовании некоторой системы знаний, «исходные положения которой представляются абсолютно бесспорными и выступают как очевидные факты самой действи­тельности»11. Постулирование таких исходных положений и дает

9 См., напр.: Денисов А. И. Методологические проблемы теории госу­
дарства и права. М., 1975. С. 7; Гражданское право. Часть 1. (Под ред.
Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева). М., 1996. С. 3 и след.

10 Нетрудно заметить, что такая позиция представляет собой, в значи­
тельной степени, реализацию натуралистической гносеологической модели
господствовавшей до XIX века классической научной рациональности, ко­
торой «свойственна тенденция к так называемой «философии тождества»,
тождества мышления и бытия». См.: Киссель М. А. Философский синтез
А. Н. Уайтхеда// УайтхедА. Н. Избранные работы по философии. М, 1990.
С. 23 и след. В этом смысле, относясь к своему предмету как находящимся
вне юридического знания правовым явлениям, объективным закономер­
ностям права, правовая наука должна рассматривать представления о пра­
вовой реальности как тождественные этой реальности.

11 Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. С. 77.


138                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

возможность трактовать предмет науки как объективную реаль­ность (законы объективной реальности), а получаемое в исследо­вании знание рассматривать, абстрагируясь от условий и средств его продуцирования, т. е. полагая, что объект исследования устроен так же, как наши знания о нем. С данной натуралистической точки зрения, основания для различения объекта и предмета науки и смыслы такого различения отсутствуют. В правоведении такая схе­ма рассуждений и сегодня сохраняется как актуальная, а в отрас­левых науках - как доминирующая. Несомненные плюсы данного подхода, с позиций позитивной юриспруденции, состоят в соответст­вии юридического исследования идеалу объективности, естествен­ном обеспечении согласованности научного знания, устранении про­тиворечий между различными его областями уже в силу познания законов самого объекта, что соответствует как постулатам гос­подствовавшей у нас версии материализма, так и традиционным представлениям о природе права12.

Для противоположной позиции требование различать объект как познаваемую реальность и предмет науки как создаваемую опре­деленными исследовательскими средствами теоретическую модель этой реальности является принципиальной. С данной точки зрения предмет - «это реальность, созданная самой наукой, существующая лишь постольку, поскольку есть знания об объекте»13. Так, обосно­вывая необходимость различения объекта и предмета общей теории права, В. А. Козлов отмечает: «Каждый сложный объект имеет сущ­ности разного порядка, характеризующие его со всех сторон, мно­гообразные связи и отношения, и каждая наука исследует свою соб­ственную сущность, что и делает ее относительно самостоятель­ной. Поэтому один и тот же объект изучается различными наука­ми, каждая из которых фиксирует в своей системе знаний специфи­ческий предмет. Однако объективная ориентация, трактовка пред­мета как системы объективных законов приводит к отвлечению от деятельности познающего субъекта и отождествлению законов нау­ки и законов реальной действительности»14. В таком понимании, объект юридической науки «существует», а предмет формируется в процессе познавательной деятельности правоведов в зависимости

12 См.: КеримовД. А. Общая теория государства и права. С. 12.; Бабаев
В. К.
Советское право как логическая система. С. 49.

13 Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. С. 124.

14 Котов В. А. Указ. соч. С. 27.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                            139

от тех или иных мировоззренческих представлений, гносеологичес­ких установок и исследовательских средств.

От принятия одной из данных точек зрения нередко зависят трактовки обсуждаемых вопросов, понимание конкретных проблем правоведения, подходы к их решению. В частности, точное следо­вание первой требует абстрагироваться от условий, целей и средств научного познания права, что не только минимизирует возможности критики оснований полученного знания, заставляет принимать «на веру» его предметную репрезентативность15, но и фактически сни­мает вопрос о самостоятельности методологических исследований в рамках юридической науки. Для второй же исследовательские средства находятся в зависимости и от гносеологических установок, характера социокультурной ситуации, могут создаваться, в том чис­ле, путем методологического конструирования, а значит, целевые методологические исследования и разработки являются условием построения развернутого предмета правоведения и, следовательно, обеспечения наиболее полного познания права. Кроме того, пос­кольку научное исследование права, правовых явлений осуществ­ляется определенными, присущими юриспруденции средствами и методами, оценить адекватность теоретических конструкций пра­вовой реальности (и, следовательно, истинность юридического зна­ния) возможно постольку, поскольку характер и особенности при­меняемых методов исследования предъявляются в процессе опи­сания и объяснения исследуемых объектов. Это означает, в том числе, что в данной установке философские методологические раз­работки уже не могут приниматься «по умолчанию» и рассматри­ваться как достаточное условие для научной обоснованности пра­вовых теорий, а методология должна рассматриваться как фунда­ментальная область юридической науки16.

Следствия избрания одной из данных установок обнаружива­ются и в дискуссиях правоведов по конкретным вопросам юриди­ческой науки. Примером могут послужить разногласия в понимании научного факта как фрагмента реальной действительности и науч-

15 См.: Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. С. 124;
Козлов В. А. Указ. соч. С. 28.

16 Здесь уместно упомянуть, что среди методологов науки существует
мнение, что философия призвана давать только дефиницию истины, а проб­
лема ее критериев должна решаться исключительно конкретными науками.
См.: Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. 64.


140                             Глава 3. Проблемы предмета правоведения

ного факта как формы знания об этой действительности. Так, позиция исследователей, настаивающих на включение в состав правоведения научных фактов в качестве фрагментов реальной действительнос­ти17, может быть соотнесена с онтологической установкой на отож­дествление объекта и предмета правоведения, ведущей к его нату­ралистическому пониманию. Критикуя данную позицию, А. Ф. Чер-данцев рассматривает в качестве научных фактов, составляющих эмпирический базис науки, не сами «реальные факты», т. е. фраг­менты реальной действительности, а формы достоверных знаний об этой действительности, т. е., по сути дела, теоретические конст­рукции реальной действительности18. Тем самым автор, в отноше­нии данной проблемы, правда, без специального обсуждения, фак­тически пользуется конструкцией различения объекта и предмета юридической науки19.

В более широком контексте из различения объекта и предмета юриспруденции следует, например, что правовая система, правовой статус, правоотношение, правоприменение, типы правового регули­рования, правосознание и т. д. должны рассматриваться как входя­щие в предмет юридической науки теоретические конструкции, соз­даваемые в ходе научного познания по поводу соответствующих социальных реалий и соответствующими методами. Поэтому, опе­рируя в процессе научного исследования данными понятиями, мы находимся в рамках предмета юридической науки, поскольку пра­вила такого оперирования задаются не исследуемой действитель­ностью, а методом науки20. Отсюда, в частности, следует, что фор­мулируемые правоведами в процессе юридических исследований утверждения о фактах правовой действительности справедливы

17 См., напр.: Красавчиков О. А. Советская наука гражданского права.
Понятие, предмет, состав и система. Труды Свердловского юридического
института. Т. 1. Свердловск, 1961. С. 204; Марксистско-ленинская общая тео­
рия государства и права. Основные институты и понятия. С. 25.

18 См.: Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены... С. 77 и след.

Более того, А. Ф. Черданцев не только различает факт как событие ре­альной действительности и научный факт как форму знания, но и ставит проблему знакового существования научного факта, языка юридической науки.

19 Обращения к данной конструкции встречаются и за рамками теории
права. См., напр.: Криминалистика/Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1999. С. 15.

20 «В самом внешнем мире нет, например, теоретического и эмпири­
ческого, хотя и есть аспекты, стороны, которые могут быть отражены теоре­
тически и эмпирически». Грязин И. Указ. соч. С. 7.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                 141

именно в предмете науки, а их соотнесение с объектом исследова­ния, как правовой реальностью, их онтологическая интерпретация - отдельная проблема21. Такое понимание дает право, в частности, утверждать, что отождествлять формулируемые юридической на­укой законы правового регулирования с правовой реальностью, равно как напрямую распространять выводы научных исследований на юридическую практику, нельзя, поскольку правоведение имеет дело с правовой реальностью опосредованно, через свой предмет, сое­диняющий объект и средства его исследования. При этом оправ­данно считать, что законы объекта и конструкции предмета науки находятся, с методологической точки зрения, в отношениях не тож­дества, а эвристического соответствия. Отсюда, в правовом ис­следовании неизбежно актуализируются проблемы способов обос­нования, доказательности, критериев истинности научного юриди­ческого знания и т. д.

Напомним, что для нашего исследования анализируемые точки зрения продуктивно рассматривать не просто как оппозиционные гносеологические конструкции, одна из которых, в представлениях современной методологи, является не адекватной научному позна­нию, а как различные методологические установки, подлежащие оценке на возможность их применения в сфере юриспруденции. В частности, относительно юридической догмы. Как отмечалось, на­туралистическая точка зрения на процесс познания имеет место в случаях, когда исследование опирается на систему знаний, исходные положения которой принимаются как абсолютно бесспорные и рас­сматриваются как очевидные факты самой действительности. Именно таким образом строятся размышления на уровне юриди-

21 Она возникает в теоретической юриспруденции не сегодня. «Уста­новленное в пределах наблюдения однообразие отношений между явлени­ями носит название эмпирического закона и противопоставляется закону в научном смысле, или математическому, т. е. необходимому отношению меж­ду явлениями». Тарановский Ф. В. Указ. соч. С. 40. «А зачастую законы в том виде, в каком они фиксируются в науке, проецируются на объективную реальность, т. е. те свойства, которые присущи закону как феномену позна­ния, механически переносятся на объективные законы. Для решения проб­лемы определения предмета важно то, что теория отображает действитель­ность, формулируя законы не относительно эмпирически данных объектов, а относительно абстрактных (теоретических) объектов, их систем. Иначе говоря, теория имеет своим непосредственным предметом системы абст­рактных объектов». Козлов В. А. Указ. соч. С. 29.


142                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

ческого позитивизма, где правовая действительность ограничена действующим правом, средствами его анализа являются конструк­ции юридической догмы, цели же определяются обеспечением задач юридической практики, а не познанием сущности и законов правовой реальности. Отсюда, в юридических разработках такого рода сама постановка вопроса о различении объекта исследования и предмета как создаваемой в процессе знакового замещения его теоретической модели теряет смысл, поскольку исследуемый объект- позитивное право, уже существующий как знаковая система, адекватная ха­рактеру решаемых задач, действительно дан правоведу в непос­редственном созерцании. В связи с этим необходимость знакового замещения такого объекта отсутствует, а юрист мыслит не в кон­цептуальных схемах, а в терминах и понятиях закона. Таким обра­зом, на уровне юридического позитивизма исходить из того, что аналитические утверждения касаются самого позитивного права как объекта исследования и не нуждаются в последующей практи­ческой интерпретации, не только допустимо, но и вполне оправданно. Данные соображения могут восприниматься как излишние, с учетом ранее изложенного понимания юридического позитивизма как сферы интеллектуальной деятельности правоведов, строго го­воря, не являющейся наукой в собственном смысле. Однако это справедливо только при исходных методологических положениях, принятых в данном исследовании. В иных контекстах возможны неодинаковые трактовки вопроса, в частности при рассмотрении его в некоторых аспектах представлений о постнеклассической на­учной рациональности. Например, можно обсуждать, что по отно­шению к ценностно-целевым структурам общества юристы пред­восхитили постнеклассическое понимание науки и опередили естест­вознание минимум на 500 - 600 лет. Данное обстоятельство позво­лило, как уже отмечалось, Г. Дж. Берману утверждать, что право должно рассматриваться как прототип западной науки, а «юристы схоластической школы создали науку права, науку скорее в совре­менном западном, а не платоновском или аристотелевском смыс­ле»22. Однако к данному утверждению исследователя следует от­нестись с определенной осторожностью. Причина в том, что сов­ременная постнеклассическая рациональность, в отличие от клас­сической, действительно рассматривает науку в системе ценностно-целевых структур общества, однако это можно рассматривать как

22 БерманГ. Дж. Указ. соч. С. 153.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                  143

изменение в стратегиях развития науки, но не как изменение отно­шения к методам научного исследования. В отношении методологии познания, сравнение юриспруденции с естествознанием, как пока­зывалось выше, вряд ли правомерно. Прежде всего необходимо при­нимать во внимание принципиальную разницу в способах обоснова­ния и проверки постулатов. Рассматривать естественно-научный эксперимент и реализацию юридических идей как равнозначные спо­собы опытной проверки гипотез - весьма сильное допущение. Не случайно и сам Г. Дж. Берман спешит ослабить заявленный тезис. «Что и говорить, это не была точная наука вроде нынешней физики или химии, она не поддавалась лабораторным опытам, характерным для многих (пусть и не всех) естественных наук, хотя и пользовалась собственным видом опытной проверки»23.

Однако и такое паллиативное истолкование научности не сни­мает основных напряжений в позиции автора. Прежде всего, это касается характеристики западной науки нового времени как сос­редоточившейся «на формулировании гипотез»24. Усматривая основу метода науки в выдвижении гипотез как способов упорядочения явлений, исследователь, на наш взгляд, упускает из виду то обсто­ятельство, что научная гипотеза строится в рамках предмета ис­следования, теоретической схемы, «сконструированной» самой нау­кой, а не на основании некоторым образом понятой потребности практики, не по усмотрению исследователя25. Иначе говоря, научная гипотеза не извлекается из социальной реальности, а формулируется в предмете правоведения, «упорядочивает» не явления, а знания и поэтому не может являться результатом практического усмотрения юриста. Следовательно, без теории и вне теории научная гипотеза невозможна «по понятию». Не случайно догматическая юриспру­денция всегда занималось обоснованием правовых положений, а не

23 Там же.

24 См.: Там же.

25 «Гипотезы развертываются из основополагающей схемы природы и
вписаны в нее. Эксперимент есть образ действий, который в своей подготовке
и проведении обоснован и руководствуется положенным в основу законом
и призван выявить факты, подтверждающие закон или отказывающие ему в
подтверждении. Чем точнее спроектирована основная схема природы, тем
точнее очерчена возможность эксперимента. Часто поминаемый средне­
вековый схоласт Роджер Бэкон никак не может поэтому считаться предтечей
современного исследователя-экспериментатора, он остается пока еще прос­
то преемником Аристотеля». Хайдеггер М. Указ соч. С. 45.


144                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

их теоретической концептуализацией и проверкой на истинность в научном смысле.

В такой логике ставить знак равенства между классической научной рациональностью нового времени и «наукой схоластов», а значит, и догматической юриспруденцией, весьма проблематично. Отсюда, рассматривать прикладные юридико-позитивистские раз­работки с позиций научного познания, в том числе относительно объекта и предмета исследования, в принципе, смысла не имеет. В то же время догматический, научный и философский подходы к праву в исследовательской практике нередко реализуются синкретически и в конкретных исследованиях могут быть выделены только путем методологического анализа. Поэтому обсуждаемое различение работает, в том числе, как инструмент такого анализа.

Значение различение объекта и предмета исследования отно­сительно правоведения в целом, юридической науки как системы может быть представлено в связи со сложностью права как объекта научного познания и многоаспектностью юридических исследова­ний.

Считается, что сложность, многогранность права как социаль­ного явления предполагает, что оно, в той или иной степени, иссле­дуется не только правоведением, но и целым комплексом общест­венных наук26. Наряду с этим, и сами юристы весьма активно об­ращаются к вопросам политологии, экономической теории, теории управления, занимаются социологическими, социально-психологи­ческими, антропологическими, информационными и прочими аспек­тами права27. При этом можно считать, что все подобные исследо­вания в той или иной мере раскрывают природу права, его роль в культуре и обществе. В то же время их содержательное соприкос­новение и пересечение, при недостаточно отчетливом различении объекта и предмета правоведения, предстает прежде всего как

26 См., напр.: КеримовД. А. Общая теория государства и права. С. 25.
По убеждению П. М. Рабиновича, многоаспектность права не может

быть теоретически выражена в рамках лишь юридической науки, представ­лена в границах ее предмета, а охватывается рядом общественных наук. Рабинович П. М. Проблемы теории законности развитого социализма Львов, 1979. С. 34 и след.

27 В сегодняшних условиях такие исследования получают дополнитель­
ный импульс в связи с поиском новых подходов к праву и проблемам пра­
вового регулирования.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                  145

проблема «рамок» юридической науки, определенности ее предме­та28. Отождествление объекта и предмета правоведения, исходящее из тождества действительности и знания о ней, ведет к натурали­зации наших представлений о праве и отношению к его моделям как самой реальности права. При такой исследовательской уста­новке выход за рамки господствующей онтологии права может выг­лядеть выходом за пределы права как явления. Отсюда, активизация обращений юристов к разного рода «неюридической» проблематике нередко рассматривается как опасность потери правоведением сво­ей предметной определенности, «размывания» границ предмета юридической науки. Высказывая такое отношение к вопросу, А. Ф. Шебанов считает возможным избежать ее за счет опреде­ленного «самоограничения» правоведения, которое должно состоять в обращении к «неюридическим» абстракциям только в связи с действительностью позитивного права и реализацией правовых норм29, т. е., по сути дела, с позиций аналитической юриспруденции. Для В. В. Копейчикова обращение правоведения к вопросам, традици­онно относимым к иным областям знания (философия, экономичес­кая теория, социология и т. д. ), также является выходом за пределы его предмета, которое автор допускает при условии, что соответст­вующими науками они разработаны в степени, недостаточной для исследовательских задач юристов30. В связи с этим юридическая наука вынуждена заниматься «неюридическими» проблемами, од­нако должна обращаться к ним «лишь в той связи и в том объеме, в каких это необходимо для исчерпывающего, всестороннего и де­тального изучения именно государства и права»31.

Нетрудно заметить, что в рамках приведенных позиций методо­логическое отношение к проблеме связано со стремлением обоз­начить границы собственно юридического познания права, поскольку от этого зависит исследовательская «собственность» юриспруден-

28 Выглядеть это может, например, как вопрос о границе между юриди­
ческим исследованием психологических, антропологических и т. п. аспектов
права и исследованием права психологами, философами, социологами и т. д.

29 См.: Шебанов А. Ф. Повышение творческой роли права - важное
направление общетеоретических исследований // Актуальные проблемы
социалистического государства и права. М., 1974. С. 121 -122.

30 Копейчиков В. В. О предмете юридической науки и науки общей
теории государства и права // Актуальные проблемы теории социалисти­
ческого государства и права. М., 1974. С. 41 -42.

31 Там же. С. 43.


146                             Глава 3. Проблемы предмета правоведения

ции на право и право юристов на «научную автономию», через ука­зание на явления, закономерности которых и должна раскрывать правовая наука. В качестве предмета юридической науки здесь рас­сматриваются некоторые явления взятые, разумеется, в своем те­оретическом описании, но в объектном отношении. Таким образом, при обсуждении данных вопросов вне различения объекта и пред­мета правоведения мы вынуждены соотносить различные онтоло­гические утверждения, а по сути - производить оценки явлений как подлежащих юридическому исследованию или находящихся за пре­делами его «компетенции». Основанием таких оценок будут выс­тупать доминирующие понятия правового (право, правовая реаль­ность, правовая действительность и т. д. ), которые рассматриваются не как теоретические конструкции, созданные на определенных ос­нованиях и по определенным правилам, т. е. научная реальность32, а как явления объективной реальности. Следовательно, ограничения к расширению предмета юридической науки, по сути дела, будут задаваться не свойствами права, а господствующими представле­ниями о них33. Например, если господствующие представления о праве, правовой реальности строятся на фундаменте юридического позитивизма, то и любые исследования, выходящие за сферу пози­тивного права (за исключением чисто прикладных), будут рассмат­риваться как «неюридические». И наоборот, если право начинает рассматриваться как сложный социокультурный феномен, то сфера исследований, признаваемых юридическими, начинает расширяться до проблем правовой ментальное™34, народного духа как источника права и отношений между теорией права и юридической методоло­гией35. Таким образом, вне различения объекта и предмета право­ведения, разграничение «юридических» и «неюридических» проблем в правовых исследованиях во многом превращается в вопрос онто-

32 См.: Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. С. 82.
По справедливому замечанию В. А. Козлова, «новые характеристики

правового объекта могут быть введены в систему знания на основе преды­дущих, а не возникают как рядоположенные с ними». Указ. соч. С. 16.

33 «Понятие предмета исследования по своему смыслу выражает зави­
симость всякого конкретного акта познания от существующей в данное время
системы знаний». Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятель­
ность. С. 81.

34 См.: СинюковВ. Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 178
и след.

35 См.: ЯиЛеге Вепк1. КеспЫпеопе. Веек Уег1а§. Мипспеп, 1999. С. 261, 538.


3. 1. Объект и предмет юридической науки...                  147

логической оценки и, в этом смысле, не решает вопроса о предмет­ной определенности юридической науки.

Дискутируя по поводу предметной определенности юридической науки, Д. А. Керимов предлагает иное видение ситуации. Автор счи­тает, что «опасения некоторых правоведов о «размывании» границ предмета юридической науки не имеет под собой сколько-нибудь рациональных оснований»36. В своих рассуждениях Д. А. Керимов исходит из того, что государство и право - элементы единой соци­альной действительности, подчиняющиеся «общим объективным закономерностям развития общества»37, в силу чего для юриди­ческого исследования почти всегда существует необходимость вый­ти за пределы государственно-правовых явлений38, а неюридичес­кие проблемы, органически связанные с проблемами сугубо юри­дическими, равно с последними составляют предмет правовой нау­ки39. Такая логика приводит исследователя к выводу о бесплодности попыток провести «абсолютную разграничительную линию» между предметами общественных наук, что не исключает возможности определения предмета конкретной науки, но означает, что «отгра­ничение предмета одной науки от других должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам и уров­ням исследования в случае совпадения их объектов»40. С такой ин­терпретацией проблемы можно согласиться в части «бесплоднос­ти» поиска абсолютной границы между «юридическим» и «неюри­дическим» в исследовании права в том смысле, что данная грани­ца если и может быть обозначена, то только как «скользящая», пос­кольку в процессе исторического развития правоведения она заметно сдвигается в сторону ранее считавшегося «неюридическим»41. Дру­гими словами, такие разграничения не носят абсолютно норматив­ного характера, связаны с социокультурной ситуацией, познаватель-

36 Керимов Д. А. Общая теория государства и права. С. 36.

37 См.: Там же. С. 15.

38 См.: Там же. С. 38.
39См.: Тамже. С41.

40 Там же. С. 42.

41 Правда, в рассуждениях Д. А. Керимова в данном случае превалирует
онтологизированный подход к проблеме, так как усилия по абсолютному
разграничению предметов общественных наук для автора малопродуктивны
постольку, «поскольку сами общественные явления органически между со­
бой связаны, взаимодействуют и взаимо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...