3.3. Правоведение и юридическая
3. 3. Правоведение и юридическая практика: вопросы критериев оценки теоретических исследований права
адо сказать, что наше научное правосознание традиционно испытывает особый пиетет к практике не только в рамках юридического позитивизма- как смыслообразующему основанию, или философии - как основному критерию истины1. В литературе заметное распространение получила трактовка идеи практической направленности юридической науки как методологическая и для теоретических исследований права. При этом привлекает внимание фактическое единство трактовок, относящееся к совершенно различным периодам нашего правоведения. Так, А. А. Пионтковский в 1946 году писал: «Теоретическое исследование действующего права определяется практической потребностью. Изучение действующего права является необходимой предпосылкой для правильного применения норм права на практике. Уяснение методологии изучения нашего действующего права при наличии обширного и разветвленного социалистического законодательства выступает поэтому как важная проблема теории социалистического права. Методологические вопросы действующего права имеют непосредственное практическое значение, ибо методология изучения действующего права одновременно является и методологией практического применения норм действующего права»2. Присоединяясь к данному пониманию, В. И. Леушин в 1987 году доводит его до уровня буквально гносеологической установки юридической науки. «Любое научное исследование опирается на практику, рассматривает ее в качестве одного из оснований выдвигаемых выводов, нацелено непосредственно или в конечном счете на нужды практики. Во всяком случае, так должно быть»3. И далее: «Теория
1 Анализ юридической литературы по данному вопросу см., напр.: Леу-шин В. И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987. 2Пионтковский А. Указ. соч. С. 18. гЛеушин В. И. Указ. соч. С. 118. 178 Глава 3. Проблемы предмета правоведения становится научной только тогда, когда высказанные на ее основе гипотетические предположения оправдываются на практике»4. Наконец, Ю. Б. Фогельсон в 2001 году утверждает, что «для правовой теории достаточно решать задачи, встающие перед судом»5. При этом исследователь исходит из убеждения, что «любые теории и юридические конструкции, которые позволяют эффективно разрешать проблемы, встающие перед судом, позволяют решать и любые другие проблемы. И наоборот, правовые теории, не позволяющие решать проблемы в суде, никому не нужны»6. Правда, автор оговаривается, что основную задачу правовой теории нельзя сводить к предсказанию судебных решений. В то же время это не мешает ему сделать вывод: «Правовая теория должна быть ориентирована на решение проблем, возникающих в суде»7. Все высказанные точки зрения имеют свои основания и резоны, однако понимание смысла и назначения юридической науки, критериев теоретического знания только в рамках и относительно юридической практики является, на наш взгляд, чрезмерным упрощением проблемы. Разработка форм институциональной организации современной науки, ориентированных на учет практической востребованности результатов исследований, не означает, что смыслы познания лежат только в области практической реализации, а результаты научных исследований имеют ценность только при условии их практической значимости. Такое, по сути дела инструментальное, понимание привело бы к недооценке роли науки, ее значения как фактора культуры.
С методологической точки зрения важно соотнести теорию и практику не организационно, а, прежде всего, категориально. На данное обстоятельство справедливо указывает, в частности, В. И. Леушин8. Однако содержательная углубленность исследования привела автора и в этом плане к некоторым, на наш взгляд, излишне категоричным оценкам соотношения науки и практики в пользу приоритета последней. Так, небезосновательно указывая на нацеленность науки непосредственно или в конечном счете на нужды прак- 'Леушин В. И. Указ. соч. С. 118. 5 Фогельсон Ю. Б. Указ. соч. С. 19. 6 Там же. С. 20. 7 Там же. 8 См. -. Леушин В. И. Указ. соч. С. 8. 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 179 тики, В. И. Леушин заключает: «Исследования, не имеющие практической ценности, нельзя считать научными»9. Данная оценка представляется излишне сильной. Тем более, что справедливо отмечая критериальную относительность практики, автор фактически сам проблематизирует высказанные оценки. Их излишняя однозначность становится еще более понятной, если принимать во внимание, что наука принадлежит, как известно, миру культуры10, а практика социальна1'. В этом смысле, критерии научности теории лежат не в пространстве практики, а в пространстве самой науки12. Ситуация не меняется и в аспекте истины. Если руководствоваться постулатом о практике как критерии истины, то и в его рамках «неистинная» теория не означает - ненаучная теория. Кроме того, как уже отмечалось, в рамках любой науки сосуществуют как истинные положения, так и гипотетичные. Однако недоказанность гипотезы или невоспринимаемость концепции сегодняшней практикой вряд ли является достаточным основанием для отказа ей в научном статусе. Таким образом, можно довольно определенно зафиксировать, что относиться к научным исследованиям, к научным знаниям только в рамке их практической значимости - значит не только подменять проблему ее аспектом, но и не принимать во внимание природу самой науки. Движение ориентиров современного научного сознания от идеала социальной независимости13 к применимости данных науки и отношение к науке как к «непосредственной производительной 9 Там же. С. 118.
10 См., напр.: Филатов В. П. Указ. соч. С. НО.; Швырев В. С. Научное 1' «Общественная жизнь является по существу практической», - писал К. Маркс. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. З. С. З. 12 К таковым относят, как правило, теоретико-понятийный характер, про По этому вопросу см. также: Лекторский В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. С. 46 и след. 13 Такой идеал, кстати, принадлежит не такой уж давней истории. Отме 180 Глава 3. Проблемы предмета правоведения силе», следует понимать не как характеристику, не как свойство научного познания, а как сложившееся в обществе практическое отношение к науке, т. е. обращение практики к науке за средствами решения собственных задач. В этом смысле можно сказать, что теоретическая наука создает некоторый арсенал средств (понятия, теории, модели, а прикладные науки - рекомендации, разработки, методики и т. д. ), которые практика, в соответствии с собственными тенденциями, ценностями и целями воспринимает или не воспринимает. При таком рассмотрении вопроса мы уходим от двух крайностей: первая - рассмотрение юридической практики как производной от науки, своеобразной эманации научного знания. Применительно к теории права, такой взгляд не является в отечественной литературе распространенным и особого рассмотрения не требует. Вторая -обсуждаемое отношение, что научное знание должно получить непосредственное применение в юридической практике, обладать практической значимостью. В принципе, как отмечалось, такое отношение имеет свои резоны. Вопрос только в том, как понимать практическое применение и практическую значимость положений юридической науки. Ответ на него в первую очередь зависит от подхода к пониманию юридической практики.
Прежде всего, в данном контексте юридическая практика не может ограничиваться функционированием соответствующих органов государства и деятельностью юристов, т. е. должна пониматься как социальная, базирующаяся на интеллектуальной, духовной основе общества, а не узкопрофессиональная14. Отсюда, юридической практикой следует считать только такую деятельность в сфере права, такую юридическую действительность, которая соответствует идеалам права, правовым принципам и ценностям. Только при этом условии юридическая практика может выступать как воспроизводство права, а значит, и общества, ибо право, с этих позиций, обеспечивает воспроизводство общества (точнее - задает условия его воспроизводства через институты и отношения). 14 «Критерием истинности общетеоретических правовых положений не может быть только юридическая, государственно-правовая практика, сама представляющая только форму (не всегда адекватную) социального содержания. Поэтому критерием юридической науки, в том числе общей теории, является вся общественная практика... » ЯвичЛ. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 15-16. 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 181 С таких позиций, роль юридической науки состоит не столько в служении задачам конкретной практической деятельности, сколько в обеспечении профессионального и культурного уровня юридической сферы общества и развития юридической практики в соответствии с целями и ценностями общественного развития. Следовательно, практически значимыми и применимыми допустимо считать любые научные исследования, способные прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, в форме конкретных рекомендаций и разработок или теоретических принципов, положений и конструкций повлиять на правовую действительность, юридическую деятельность и юридическое мышление, конкретные юридические институты. При таком понимании, перефразируя известное высказывание, можно образно сказать, что оценка практической значимости результатов научного познания права слишком серьезное дело, чтобы доверять его сиюминутным представлениям и интересам конкретной юридической практики. Вопрос же действительной реализации научного знания в юридической практике - это вопрос господствующей правовой идеологии, правовой традиции, типа правовой системы и т. д. С этой точки зрения, реализация результатов научного исследования - это действительно вопрос практики, причем не профессиональной, асоциально-правовой, как компоненты общественно-исторической практики. Оценить же принципиальную практическую значимость и применимость собственных результатов способна сама наука. В этом смысле, научная и практическая значимость таких результатов не определяется их реальным воплощением в практику хотя бы потому, что не существует механизмов гарантированного отбора юридической практикой среди конкурирующих научных положений наиболее обоснованных и состоятельных. Какие из теорий действительно востребуются практикой, во многом зависит от состояния самой практики, от общей социокультурной ситуации. Однако такая невостребованность не является критерием научности или истинности юридического теоретического исследования. По этому поводу весьма интересно следующее замечание Гегеля: «Планы и теории могут претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы, значимость их (выделено мной -Н. Т. ) не меняется от того, обрели ли они свое воплощение в реальности или нет»15.
15 Гегель. Конституция Германии. С. 76. 182 Глава 3. Проблемы предмета правоведения Относительно высказываемого представления можно предвидеть, например, приблизительно такое возражение: «Безусловно, нельзя помыслить гарантии востребованности юридической практикой только корректных научных теорий и истинных научных юридических знаний, однако такие теории и знания, безусловно, начинают доминировать в историческом процессе, на исторических отрезках времени. Таким образом, в конечном итоге, научная объективность, истинность научного знания пробивают себе дорогу в практику». Возражение небезосновательно, но проблема здесь в том, что на исторических отрезках времени пробивают себе дорогу не исследовательские результаты, а концепции и парадигмы, научные традиции. Кроме того, принципиальная специфика социальных наук в том, что здесь реальность не противостоит исследователю16. В социальных областях, по сути дела, ученый вынужден познавать не столько «противоположенный» (как в естественных науках) объект, сколько собственную деятельность. Не случайно в литературе широко распространено представление о социальных науках как науках рефлексивных. В этом смысле юриспруденция, видимо, закономерно должна быть одной из самых методологизированных социальных наук. Таким образом, включенность исследователя права в исследуемую действительность предопределяет, при изменениях соответствующих практик на основе востребованных теорий, изменение и предмета исследования, и самого субъекта исследования. Для юриспруденции это не только изменение идеологии, ценностных ориентации, утверждение в образовательных системах соответствующих концепций, но и влияние на научное сознание через установление соответствующих моделей и конструкций в позитивном праве, легальные интерпретации и правоприменительные решения. Все это неизбежно ведет к изменениям и самого исследователя, его философской ориентации, методологической оснащенности и парадиг- 16 Так, по мнению В. А. Звиглянича, при социокультурном подходе познание и категориальное мышление: «изначально входят в структуру объективных зависимостей внешнего мира, соотносятся с системой культурно-исторических объектов». Звиглянич В. А. Указ. соч. С. 22. См. также: Коршунов А. М., Мантанов В. В. Указ. соч. С. 73, 335; Крымский СБ. Логико-гносеологический анализ универсальных категорий //Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления. Киев, 1980. С. 5 и след. 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 183 мальной направленности. Такие изменения исследователя неизбежно ведут к практической деактуализации конкретных результатов исследований и, в этом смысле, утраты ими практических перспектив (однако, как уже отмечалось, теоретическая ценность деактуали-зированных положений от этого не уменьшается). Словом, возможность воплощения в юридическую практику научных положений, без их востребованности самой практикой, явно не велика. Такой, условно говоря, консерватизм юридической практики является, видимо, необходимым ее качеством, поскольку обеспечение стабильности, устойчивости общества, прочного правопорядка возможно только такой системой, которая сама весьма устойчива и эмансипирована от прямых идеологических, политических и, в том числе, научных влияний. На относительную независимость юридической практики от науки справедливо указывает В. И. Леушин, который пишет: «Практика в отличие от науки обладает самостоятельностью, то есть может функционировать, не прибегая к помощи науки»17. Правда, основания такой независимости автор видит в способности законодателя, правоприменителя, субъекта правоотношения самостоятельно добывать истину. Познавательный потенциал юридической практики не стоит переоценивать, на что указывает и сам В. И. Леушин18. А вот с утверждением о способности юридической практики функционировать, не прибегая к помощи науки, видимо, следует согласиться. Для функционирования юридической практики, очевидно, достаточно познавательного обеспечения в форме организационно-задачной, профессиональной рефлексии. Подкрепленная цеховым обучением профессии, такая юридическая практика, видимо, способна самовоспроизводиться даже без тенденции к вырождению. Другой вопрос - насколько способна юридическая практика без участия науки развиваться? Если изменения юридической практики не отождествлять с ее развитием, которое, как известно, предполагает наличие цели и идеального плана действительности, т. е. теории, философии и т. д., то ответ, скорее всего, должен быть отрицательным. С этой точки зрения целесообразно различать функционирование и развитие юридической практики. Можно предположить, что в плане функционирования юридическая практика самодостаточна, " Леушин В. И. Указ. соч. С. 131. 18 См.: там же. 184 Глава 3. Проблемы предмета правоведения а вот потенциал ее развития без теории, в частности без прогностической функции науки, видимо, весьма невелик. И не с этим ли обстоятельством связан кризис права современной европейской цивилизации, обсуждаемый, как говорилось, в западной литературе. Допустимо предположить, что развитие юридической практики осуществляется на собственной основе, но за счет привлечения к решению своих задач средств, продуцируемых юридической наукой и прежде всего общей и отраслевыми теориями. И в этом смысле можно говорить об особом «содержательном управлении» юридической практикой со стороны правовой науки, осуществляемом путем разработки корректных, эффективных теорий, продуцирования истинных знаний. И чем глубже теории, чем больше они приближаются к истине, тем выше вероятность их востребованности практикой и тем выше «управленческий потенциал» юридической науки. Изложенное позволяет утверждать, что относиться к юридической практике как высшему основанию, цели и критерию юридических исследований - значит недопустимо упрощать проблему. Очевидно, что правоведение должно иметь и несоциологические критерии оценки юридических теорий. Это означает необходимость обращения к гносеологическому аспекту вопроса, традиционно представленного как проблема научной истины. В целом, внимание к вопросам истины традиционно для юриспруденции. Пожалуй, наиболее обстоятельно они обсуждаются представителями процессуального права, прежде всего в рамках теории доказательств19. 19 См., напр.: Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. М., 1950; Строгович М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955; Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968; Полянский Н. Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М, 1960; Трусов А. И. Основы теории судебных доказательств. М., 1960; АрсеньевВ. Д. Вопросы общей теории судебных доказательств в советском уголовном процессе. М., 1964; Мухин ИИ. Объективная истина и некоторые вопросы оценки судебных доказательств при осуществлении правосудия. Изд-во ЛГУ, 1971; Иванов О. В. Принцип объективной истины в советском гражданском процессе. М, 1973; Коз Ц. М. Проблемы доказывания в суде первой инстанции (цели доказывания). Саратов, 1978; Горский Г. Ф., КокоревЛ. Д., Элышнд П. С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978; Пьяное НА. Принцип объективной истины в советском арбитражном процессе: В Сб: 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 185 В связи с проблемами квалификации преступлений, вопросов установления истины касаются исследователи, работающие в сфере уголовного права20. Теоретики права, по сути дела, следуют тем же направлениям и наиболее развернуто исследуют проблему истины в юриспруденции в связи с вопросами применения и толкования права21. Правда, в последние годы более широкие теоретические рамки исследования данной проблематики заданы, в частности, А. Ф. Черданцевым, обратившимся к логико-семиотическим аспектам юридической науки и практики22. Наконец, следует назвать весьма интересное, хотя и не получившее достаточного признания научным юридическим сообществом, направление исследований, сторонники которого ставят вопрос об истинностной оценке норм позитивного права23. Значительно меньше повезло проблемам истины в научном познании права. Разумеется, отношение к результатам проводимых исследований как истинным или «неистинным» неявно присутствует практически во всех работах правоведов, однако данный план, повсеместно декларируемый, в содержании работ скорее подразуме- Конституция СССР и вопросы развития правового регулирования социалистических отношений. Иркутск, 1980; Курс советского гражданского процессуального права. Т. 1. М., 1981. Треушников М. К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М, 1982; Курс советского уголовного процесса. Общая часть. М., 1989. 20 См., напр.: Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации 21 См.: НедбайлоП. К Применение советских правовых норм. М., 1960; 22 См.: Черданцее А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юриди 23 См.: Бабаев В. К. Указ. соч.; Баранов В. М. Истинность как свойство 186 Глава 3. Проблемы предмета правоведения вается, нежели целевым образом обсуждается. Контекстуальные замечания по вопросу, в режиме «попутно сказанного», дело обычное. Попытки же специального теоретического осмысления правоведами истины как проблемы юридической науки, юридического исследования, к сожалению, весьма эпизодичны24. Недостаточное внимание отечественных правоведов к вопросам истины в правоведении, как специально теоретически выделенной проблематике, может объясняться или ее неактуальностью для юриспруденции в силу некоторых гносеологических особенностей последней, или, что вероятнее, доминировавшей в нашей науке методологической установкой. Основу такой установки и в отношении проблемы истины в юридическом исследовании задавало, в том числе, упоминавшееся господство в отечественном правоведении нормативного отношения к разработкам, осуществлявшимся в данной области официальной философией, и восприятием ее положений как методологических установок, гарантирующих истинность любого научного знания, получаемого на их основе25. С точки зрения сегодняшних задач нашей юриспруденции подобное отношение к данному кругу вопросов уже вряд ли является удовлетворительным. Принципиальное расширение социокультурного контекста современного правоведения требует от юристов фундаментального самоопределения, в первую очередь в рамках философии и методологии юриспруденции, где сегодня неизбежно возникает целый класс проблем, связанных со значением истины в юридических исследованиях и, в более широком плане, - с оценкой юридических теорий и знаний. В частности, это отмечавшаяся «склонность» современного правоведения к реализации различных способов познания права, в которых критерии оценки знаний не всегда совпадают. В истории познания было выработано достаточно много подходов к пониманию истины, соответствующих определенной гносе- 24 См., напр.: Чечет ДМ. Квопросу о критерии истинности выводов юриди- 25 В качестве фактора здесь, очевидно, могут рассматриваться и тради 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 187 алогической установке, типу рациональности и общей духовно-интеллектуальной ситуации эпохи. Однако, большинство из существующих трактовок истины, так или иначе, связаны с идеей отношения действительности и нашего знания о ней. В зависимости от понимания этого отношения, представлений о его возможности и способов их обоснования и строятся основные концепции истины26. В их числе называются: • корреспондентская концепция, которой придерживается ряд гносеологических теорий, определяющих истину через соответствие (согласование) знаний с действительностью; • когерентная концепция, рассматривающая истину как свойство непротиворечивости, «самосогласованности» знания; • прагматическая концепция, относящаяся к истине как полезности знания, его эффективности для решения практических задач; • конвенционализм, считающий, что вопрос истины-это вопрос соглашения о ее трактовке27. В философской литературе обсуждаются и иные концепции28. Однако для нашего исследования оправданнно ограничиться теми из них, которые так или иначе находили отражение в юридической литературе. 26 Принято считать, что в истории познания исследование проблем ис 27 См.: Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 11 и след.; Лакатос И. Указ. соч. 28 См., напр.: Поппер К Факты, нормы и истина: дальнейшая критика 188 Глава 3. Проблемы предмета правоведения Здесь нужно заметить, что, несмотря на достаточно большое разнообразие научных задач, для решения которых в правоведении востребовано понятие истины, подавляющее большинство известных автору исследований основывалось на концепции истины, находящейся в рамках доминировавшей в нашей науке теории отражения. Базовым постулатом данной теории является, как известно, отношение к знанию как отражению объективной реальности29. Отсюда, истина трактуется в объективном смысле и определяется «как содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, т. е. воспроизводит его»30. Раскрывая материалистическую теорию познания как методологическую основу юридической науки, А. Ф. Черданцев воспроизводит данный постулат в следующей формулировке: «Содержание знаний объективно определяется существованием реального, независимого от сознания человека внешнего мира»3'. Если попытаться выразить основной смысл наиболее последовательно реализуемой в нашей литературе концепции, то можно сказать, что под истиной, как правило, понимается объективное (верное) соответствие юридической теории, юридического знания правовой действительности32. Что дает право говорить о ней как о строящейся на принципе соответствия и в этом смысле корреспондентской33. При методологическом обсуждении истины на первый план выходит проблема критериев, т. е. вопросы условий, средств и методов ее достижения. С этих позиций обращают внимание на особенности отношения к истине в различных типах рациональности. Принципи- 29 «Всякое знание, независимо оттого, каков его объект, есть отражение 30 Чудите Э. М. Указ соч. С. 39. 31 Черданцев А. Ф. Теория государства и права. С. 27. 32 Под соответствием, в данном контексте, понимается адекватное от 33 В философской литературе обращается внимание, что причисление 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 189 альное отношение к познанию, истине в античной рациональности и научной рациональности Нового времени мы уже рассмотрели выше. Напомним только, что истина в античной рациональности достигается рассуждениями34, осуществляемыми по установленным правилам (в современном понимании - логики) и в рамках определенных метафизических полагают, как начал35. Для рациональности Нового времени, научного позитивизма истинным является уже такое знание, которое исключает всякие метафизические полагания36 и может быть проверенно на соответствие объекту экспериментальным путем. Именно эксперимент, а не правила рассуждения, начинает рассматриваться в качестве основного механизма проверки тех или иных положений на истинность в науке Нового времени37. 34 «В самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания 35 «Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наибо 36 В связи с этим имеет смысл упомянуть, что, указывая на изменения, 37 Нужно упомянуть, что обладающее определенной спецификой по 190 Глава 3. Проблемы предмета правоведения Считается, что данное отношение к истине является до сегодняшнего дня основой наиболее распространенной и реализуемой практически во всех областях науки концепции истины. Разумеется, она претерпела различные модификации, главным образом, в работах неопозитивистов, однако базовая идея соответствия знания объекту, трактуемая методологически, в том числе и в рамках отношения объекта исследования и предмета науки, остается в основном непоколебимой38. Надо сказать, что отдельные отношения к данной концепции сохранены, в том числе и в различных вариантах современных когерентных, семантических и даже прагматических теорий истины39. И, как уже говорилось, с поправкой на базовые постулаты марксизма основные смыслы данной концепции разворачивалась и представителями материалистической диалектики, в основном в рамках теории отражения. В то же время, в XX веке процесс бурного развития гуманитарных наук привел к представлениям о неудовлетворительности традиционного понимания истины как «полного соответствия знания и действительности»40 для познания человека и общества. Поэтому в философии и гуманитарных науках зародилось новое отношение к истине, ставящее во главу угла роль идеалов и ценностей общества в процессе познания вообще и научного исследования в частности41. Это стало одним из критериев рассмотрения их соотношения с науками естественными, по которому «различие между естественными и общественными науками основано, скорее, на предпосылках познания, чем на его внутренней логике: социальное знание, в отличие от естественно-научного, характеризуется несравнимо большей 38 При этом «важно не смешивать вопрос реального поиска и обнару 39 См. подробно: ЧудиновЭ. М. Указ. соч. 40 Коршунов А. М., Мантанов В. В. Указ. соч. С. 96. 41 См., напр.: Риккерт Г. Указ. соч.; Парсонс Т. Структура социального 3. 3. Правоведение и юридическая практика... 191 ролью ценностных предпосылок»42. Именно с позиций такого отношения осуществляется и наиболее непримиримая критика классической теории истины вплоть до ее отрицания и утверждения о бессмысленности самого понятия истины в научном познании43. Наконец, особо следует упомянуть о герменевтической тради
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|