Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Правоведение и юридическая




3. 3. Правоведение и юридическая

практика: вопросы критериев оценки

теоретических исследований права

Н

адо сказать, что наше научное правосознание традиционно испытывает особый пиетет к практике не только в рамках юридического позитивизма- как смыслообразующему основанию, или философии - как основному критерию истины1. В литературе заметное распространение получила трактовка идеи практической направленности юридической науки как методологическая и для теоретических исследований права. При этом привлекает внимание фактическое единство трактовок, относящееся к совершенно раз­личным периодам нашего правоведения. Так, А. А. Пионтковский в 1946 году писал: «Теоретическое исследование действующего права определяется практической потребностью. Изучение действующего права является необходимой предпосылкой для правильного при­менения норм права на практике. Уяснение методологии изучения нашего действующего права при наличии обширного и разветв­ленного социалистического законодательства выступает поэтому как важная проблема теории социалистического права. Методоло­гические вопросы действующего права имеют непосредственное практическое значение, ибо методология изучения действующего права одновременно является и методологией практического при­менения норм действующего права»2.

Присоединяясь к данному пониманию, В. И. Леушин в 1987 году доводит его до уровня буквально гносеологической установки юри­дической науки. «Любое научное исследование опирается на прак­тику, рассматривает ее в качестве одного из оснований выдвигаемых выводов, нацелено непосредственно или в конечном счете на нужды практики. Во всяком случае, так должно быть»3. И далее: «Теория

1 Анализ юридической литературы по данному вопросу см., напр.: Леу-шин В. И. Юридическая практика в системе социалистических обществен­ных отношений. Красноярск, 1987.

2Пионтковский А. Указ. соч. С. 18.

гЛеушин В. И. Указ. соч. С. 118.


178                       Глава 3. Проблемы предмета правоведения

становится научной только тогда, когда высказанные на ее основе гипотетические предположения оправдываются на практике»4.

Наконец, Ю. Б. Фогельсон в 2001 году утверждает, что «для пра­вовой теории достаточно решать задачи, встающие перед судом»5. При этом исследователь исходит из убеждения, что «любые теории и юридические конструкции, которые позволяют эффективно раз­решать проблемы, встающие перед судом, позволяют решать и лю­бые другие проблемы. И наоборот, правовые теории, не позволяю­щие решать проблемы в суде, никому не нужны»6. Правда, автор оговаривается, что основную задачу правовой теории нельзя сводить к предсказанию судебных решений. В то же время это не мешает ему сделать вывод: «Правовая теория должна быть ориентирована на решение проблем, возникающих в суде»7.

Все высказанные точки зрения имеют свои основания и резоны, однако понимание смысла и назначения юридической науки, крите­риев теоретического знания только в рамках и относительно юри­дической практики является, на наш взгляд, чрезмерным упроще­нием проблемы. Разработка форм институциональной организации современной науки, ориентированных на учет практической вост­ребованности результатов исследований, не означает, что смыслы познания лежат только в области практической реализации, а ре­зультаты научных исследований имеют ценность только при условии их практической значимости. Такое, по сути дела инструментальное, понимание привело бы к недооценке роли науки, ее значения как фактора культуры.

С методологической точки зрения важно соотнести теорию и практику не организационно, а, прежде всего, категориально. На данное обстоятельство справедливо указывает, в частности, В. И. Леушин8. Однако содержательная углубленность исследования привела автора и в этом плане к некоторым, на наш взгляд, излишне категоричным оценкам соотношения науки и практики в пользу при­оритета последней. Так, небезосновательно указывая на нацелен­ность науки непосредственно или в конечном счете на нужды прак-

'Леушин В. И. Указ. соч. С. 118.

5 Фогельсон Ю. Б. Указ. соч. С. 19.

6 Там же. С. 20.

7 Там же.

8 См. -. Леушин В. И. Указ. соч. С. 8.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                179

тики, В. И. Леушин заключает: «Исследования, не имеющие прак­тической ценности, нельзя считать научными»9.

Данная оценка представляется излишне сильной. Тем более, что справедливо отмечая критериальную относительность практики, автор фактически сам проблематизирует высказанные оценки. Их излишняя однозначность становится еще более понятной, если при­нимать во внимание, что наука принадлежит, как известно, миру культуры10, а практика социальна1'. В этом смысле, критерии науч­ности теории лежат не в пространстве практики, а в пространстве самой науки12. Ситуация не меняется и в аспекте истины. Если руководствоваться постулатом о практике как критерии истины, то и в его рамках «неистинная» теория не означает - ненаучная теория. Кроме того, как уже отмечалось, в рамках любой науки сосущест­вуют как истинные положения, так и гипотетичные. Однако недо­казанность гипотезы или невоспринимаемость концепции сегодняш­ней практикой вряд ли является достаточным основанием для отказа ей в научном статусе.

Таким образом, можно довольно определенно зафиксировать, что относиться к научным исследованиям, к научным знаниям толь­ко в рамке их практической значимости - значит не только подме­нять проблему ее аспектом, но и не принимать во внимание природу самой науки. Движение ориентиров современного научного сознания от идеала социальной независимости13 к применимости данных нау­ки и отношение к науке как к «непосредственной производительной

9 Там же. С. 118.

10 См., напр.: Филатов В. П. Указ. соч. С. НО.; Швырев В. С. Научное
познание как деятельность. С. 21.

1' «Общественная жизнь является по существу практической», - писал К. Маркс. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. З. С. З.

12 К таковым относят, как правило, теоретико-понятийный характер, про­
веряемость, системность и др. См., напр.: Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 57.

По этому вопросу см. также: Лекторский В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. С. 46 и след.

13 Такой идеал, кстати, принадлежит не такой уж давней истории. Отме­
чая отсутствие практической направленности науки как факта научного соз­
нания и методологической рефлексии первой половины XX века, В. А. Звиг-
лянич приводит весьма яркое высказывание Ч. Сноу, характеризовавшего
самосознание ученых Кембриджа 30-х годов: «Больше всего мы гордились
тем, что наша научная деятельность ни при каких мыслимых обстоятельствах
не может иметь практического смысла». См.: Звиглянич В. А. Указ. соч. С. 162.


180                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

силе», следует понимать не как характеристику, не как свойство научного познания, а как сложившееся в обществе практическое отношение к науке, т. е. обращение практики к науке за средст­вами решения собственных задач. В этом смысле можно сказать, что теоретическая наука создает некоторый арсенал средств (по­нятия, теории, модели, а прикладные науки - рекомендации, разра­ботки, методики и т. д. ), которые практика, в соответствии с собствен­ными тенденциями, ценностями и целями воспринимает или не вос­принимает.

При таком рассмотрении вопроса мы уходим от двух крайнос­тей: первая - рассмотрение юридической практики как производной от науки, своеобразной эманации научного знания. Применительно к теории права, такой взгляд не является в отечественной литературе распространенным и особого рассмотрения не требует. Вторая -обсуждаемое отношение, что научное знание должно получить не­посредственное применение в юридической практике, обладать прак­тической значимостью. В принципе, как отмечалось, такое отно­шение имеет свои резоны. Вопрос только в том, как понимать прак­тическое применение и практическую значимость положений юри­дической науки. Ответ на него в первую очередь зависит от подхода к пониманию юридической практики.

Прежде всего, в данном контексте юридическая практика не может ограничиваться функционированием соответствующих ор­ганов государства и деятельностью юристов, т. е. должна пони­маться как социальная, базирующаяся на интеллектуальной, ду­ховной основе общества, а не узкопрофессиональная14. Отсюда, юридической практикой следует считать только такую деятельность в сфере права, такую юридическую действительность, которая со­ответствует идеалам права, правовым принципам и ценностям. Толь­ко при этом условии юридическая практика может выступать как воспроизводство права, а значит, и общества, ибо право, с этих по­зиций, обеспечивает воспроизводство общества (точнее - задает условия его воспроизводства через институты и отношения).

14 «Критерием истинности общетеоретических правовых положений не может быть только юридическая, государственно-правовая практика, сама представляющая только форму (не всегда адекватную) социального содер­жания. Поэтому критерием юридической науки, в том числе общей теории, является вся общественная практика... » ЯвичЛ. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 15-16.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                181

С таких позиций, роль юридической науки состоит не столько в служении задачам конкретной практической деятельности, сколько в обеспечении профессионального и культурного уровня юридической сферы общества и развития юридической практики в соответствии с целями и ценностями общественного развития. Следовательно, практически значимыми и применимыми допустимо считать любые научные исследования, способные прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, в форме конкретных рекомендаций и разработок или теоретических принципов, положений и конструкций повлиять на правовую действительность, юридическую деятель­ность и юридическое мышление, конкретные юридические инсти­туты. При таком понимании, перефразируя известное высказывание, можно образно сказать, что оценка практической значимости ре­зультатов научного познания права слишком серьезное дело, что­бы доверять его сиюминутным представлениям и интересам кон­кретной юридической практики. Вопрос же действительной реали­зации научного знания в юридической практике - это вопрос гос­подствующей правовой идеологии, правовой традиции, типа правовой системы и т. д. С этой точки зрения, реализация результатов научного исследования - это действительно вопрос практики, причем не профессиональной, асоциально-правовой, как компоненты общест­венно-исторической практики. Оценить же принципиальную практи­ческую значимость и применимость собственных результатов спо­собна сама наука. В этом смысле, научная и практическая значи­мость таких результатов не определяется их реальным воплощением в практику хотя бы потому, что не существует механизмов гаран­тированного отбора юридической практикой среди конкурирующих научных положений наиболее обоснованных и состоятельных. Какие из теорий действительно востребуются практикой, во многом зависит от состояния самой практики, от общей социокультурной ситуации. Однако такая невостребованность не является критерием научности или истинности юридического теоретического иссле­дования. По этому поводу весьма интересно следующее замечание Гегеля: «Планы и теории могут претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы, значимость их (выделено мной -Н. Т. ) не меняется от того, обрели ли они свое воплощение в реальности или нет»15.

15 Гегель. Конституция Германии. С. 76.


182                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

Относительно высказываемого представления можно предви­деть, например, приблизительно такое возражение: «Безусловно, нельзя помыслить гарантии востребованности юридической прак­тикой только корректных научных теорий и истинных научных юри­дических знаний, однако такие теории и знания, безусловно, начинают доминировать в историческом процессе, на исторических отрезках времени. Таким образом, в конечном итоге, научная объективность, истинность научного знания пробивают себе дорогу в практику». Возражение небезосновательно, но проблема здесь в том, что на исторических отрезках времени пробивают себе дорогу не иссле­довательские результаты, а концепции и парадигмы, научные тра­диции. Кроме того, принципиальная специфика социальных наук в том, что здесь реальность не противостоит исследователю16. В социальных областях, по сути дела, ученый вынужден познавать не столько «противоположенный» (как в естественных науках) объект, сколько собственную деятельность. Не случайно в литера­туре широко распространено представление о социальных науках как науках рефлексивных. В этом смысле юриспруденция, видимо, закономерно должна быть одной из самых методологизированных социальных наук.

Таким образом, включенность исследователя права в иссле­дуемую действительность предопределяет, при изменениях соот­ветствующих практик на основе востребованных теорий, изменение и предмета исследования, и самого субъекта исследования. Для юриспруденции это не только изменение идеологии, ценностных ори­ентации, утверждение в образовательных системах соответствую­щих концепций, но и влияние на научное сознание через установле­ние соответствующих моделей и конструкций в позитивном праве, легальные интерпретации и правоприменительные решения. Все это неизбежно ведет к изменениям и самого исследователя, его фило­софской ориентации, методологической оснащенности и парадиг-

16 Так, по мнению В. А. Звиглянича, при социокультурном подходе поз­нание и категориальное мышление: «изначально входят в структуру объек­тивных зависимостей внешнего мира, соотносятся с системой культурно-исторических объектов». Звиглянич В. А. Указ. соч. С. 22. См. также: Кор­шунов А. М., Мантанов В. В. Указ. соч. С. 73, 335; Крымский СБ. Логико-гносеологический анализ универсальных категорий //Логико-гносеологи­ческие исследования категориальной структуры мышления. Киев, 1980. С. 5 и след.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                183

мальной направленности. Такие изменения исследователя неизбежно ведут к практической деактуализации конкретных результатов ис­следований и, в этом смысле, утраты ими практических перспектив (однако, как уже отмечалось, теоретическая ценность деактуали-зированных положений от этого не уменьшается). Словом, возмож­ность воплощения в юридическую практику научных положений, без их востребованности самой практикой, явно не велика. Такой, условно говоря, консерватизм юридической практики является, ви­димо, необходимым ее качеством, поскольку обеспечение стабиль­ности, устойчивости общества, прочного правопорядка возможно только такой системой, которая сама весьма устойчива и эманси­пирована от прямых идеологических, политических и, в том числе, научных влияний.

На относительную независимость юридической практики от науки справедливо указывает В. И. Леушин, который пишет: «Прак­тика в отличие от науки обладает самостоятельностью, то есть может функционировать, не прибегая к помощи науки»17. Правда, основания такой независимости автор видит в способности законо­дателя, правоприменителя, субъекта правоотношения самостоя­тельно добывать истину. Познавательный потенциал юридической практики не стоит переоценивать, на что указывает и сам В. И. Ле­ушин18. А вот с утверждением о способности юридической практики функционировать, не прибегая к помощи науки, видимо, следует сог­ласиться. Для функционирования юридической практики, очевидно, достаточно познавательного обеспечения в форме организационно-задачной, профессиональной рефлексии. Подкрепленная цеховым обучением профессии, такая юридическая практика, видимо, спо­собна самовоспроизводиться даже без тенденции к вырождению. Другой вопрос - насколько способна юридическая практика без участия науки развиваться? Если изменения юридической практики не отождествлять с ее развитием, которое, как известно, предпола­гает наличие цели и идеального плана действительности, т. е. тео­рии, философии и т. д., то ответ, скорее всего, должен быть отрица­тельным.

С этой точки зрения целесообразно различать функционирова­ние и развитие юридической практики. Можно предположить, что в плане функционирования юридическая практика самодостаточна,

" Леушин В. И. Указ. соч. С. 131. 18 См.: там же.


184                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

а вот потенциал ее развития без теории, в частности без прогности­ческой функции науки, видимо, весьма невелик. И не с этим ли об­стоятельством связан кризис права современной европейской ци­вилизации, обсуждаемый, как говорилось, в западной литературе. Допустимо предположить, что развитие юридической практики осу­ществляется на собственной основе, но за счет привлечения к ре­шению своих задач средств, продуцируемых юридической наукой и прежде всего общей и отраслевыми теориями. И в этом смысле можно говорить об особом «содержательном управлении» юриди­ческой практикой со стороны правовой науки, осуществляемом пу­тем разработки корректных, эффективных теорий, продуцирования истинных знаний. И чем глубже теории, чем больше они приближа­ются к истине, тем выше вероятность их востребованности прак­тикой и тем выше «управленческий потенциал» юридической науки.

Изложенное позволяет утверждать, что относиться к юриди­ческой практике как высшему основанию, цели и критерию юриди­ческих исследований - значит недопустимо упрощать проблему. Очевидно, что правоведение должно иметь и несоциологические критерии оценки юридических теорий. Это означает необходимость обращения к гносеологическому аспекту вопроса, традиционно представленного как проблема научной истины.

В целом, внимание к вопросам истины традиционно для юрис­пруденции.

Пожалуй, наиболее обстоятельно они обсуждаются предста­вителями процессуального права, прежде всего в рамках теории доказательств19.

19 См., напр.: Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советс­ком праве. М., 1950; Строгович М. С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955; Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968; Полянский Н. Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М, 1960; Трусов А. И. Ос­новы теории судебных доказательств. М., 1960; АрсеньевВ. Д. Вопросы об­щей теории судебных доказательств в советском уголовном процессе. М., 1964; Мухин ИИ. Объективная истина и некоторые вопросы оценки судебных доказательств при осуществлении правосудия. Изд-во ЛГУ, 1971; Иванов О. В. Принцип объективной истины в советском гражданском процессе. М, 1973; Коз Ц. М. Проблемы доказывания в суде первой инстанции (цели доказы­вания). Саратов, 1978; Горский Г. Ф., КокоревЛ. Д., Элышнд П. С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978; Пьяное НА. Принцип объективной истины в советском арбитражном процессе: В Сб:


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                185

В связи с проблемами квалификации преступлений, вопросов установления истины касаются исследователи, работающие в сфере уголовного права20.

Теоретики права, по сути дела, следуют тем же направлениям и наиболее развернуто исследуют проблему истины в юриспруден­ции в связи с вопросами применения и толкования права21. Правда, в последние годы более широкие теоретические рамки исследова­ния данной проблематики заданы, в частности, А. Ф. Черданцевым, обратившимся к логико-семиотическим аспектам юридической нау­ки и практики22.

Наконец, следует назвать весьма интересное, хотя и не полу­чившее достаточного признания научным юридическим сообщест­вом, направление исследований, сторонники которого ставят вопрос об истинностной оценке норм позитивного права23.

Значительно меньше повезло проблемам истины в научном поз­нании права. Разумеется, отношение к результатам проводимых ис­следований как истинным или «неистинным» неявно присутствует практически во всех работах правоведов, однако данный план, пов­семестно декларируемый, в содержании работ скорее подразуме-

Конституция СССР и вопросы развития правового регулирования социалис­тических отношений. Иркутск, 1980; Курс советского гражданского процес­суального права. Т. 1. М., 1981. Треушников М. К. Доказательства и доказы­вание в советском гражданском процессе. М, 1982; Курс советского уго­ловного процесса. Общая часть. М., 1989.

20 См., напр.: Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации
преступлений. М., 1972; Куриное Б. А. Научные основы квалификации
преступлений. М., 1976; Наумов А. В. Новиченко А. С. Законы логики при
квалификации преступлений. М., 1978 и др.

21 См.: НедбайлоП. К Применение советских правовых норм. М., 1960;
Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973; Дюрягин И. Я.
Применение норм советского права. Свердловск, 1973; Его же. Об истин­
ности содержания правоприменительного акта. Сов. гос-во и право. 1975.
№ 2.; Бро Ю. Н. Проблемы применения советского права. Иркутск, 1980;
Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов,
1983; Черданцее А. Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск,
1972; Его лее. Толкование советского права. М., 1979.

22 См.: Черданцее А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юриди­
ческой науке и практике.

23 См.: Бабаев В. К. Указ. соч.; Баранов В. М. Истинность как свойство
норм советского права//Нормы советского права. Саратов, 1987; Его же.
Истинность норм советского права. Саратов, 1989.


186                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

вается, нежели целевым образом обсуждается. Контекстуальные замечания по вопросу, в режиме «попутно сказанного», дело обыч­ное. Попытки же специального теоретического осмысления право­ведами истины как проблемы юридической науки, юридического исследования, к сожалению, весьма эпизодичны24. Недостаточное внимание отечественных правоведов к вопросам истины в право­ведении, как специально теоретически выделенной проблематике, может объясняться или ее неактуальностью для юриспруденции в силу некоторых гносеологических особенностей последней, или, что вероятнее, доминировавшей в нашей науке методологической ус­тановкой. Основу такой установки и в отношении проблемы истины в юридическом исследовании задавало, в том числе, упоминавшееся господство в отечественном правоведении нормативного отношения к разработкам, осуществлявшимся в данной области официальной философией, и восприятием ее положений как методологических установок, гарантирующих истинность любого научного знания, по­лучаемого на их основе25.

С точки зрения сегодняшних задач нашей юриспруденции по­добное отношение к данному кругу вопросов уже вряд ли является удовлетворительным. Принципиальное расширение социокультур­ного контекста современного правоведения требует от юристов фун­даментального самоопределения, в первую очередь в рамках фи­лософии и методологии юриспруденции, где сегодня неизбежно воз­никает целый класс проблем, связанных со значением истины в юри­дических исследованиях и, в более широком плане, - с оценкой юри­дических теорий и знаний. В частности, это отмечавшаяся «склон­ность» современного правоведения к реализации различных спосо­бов познания права, в которых критерии оценки знаний не всегда совпадают.

В истории познания было выработано достаточно много под­ходов к пониманию истины, соответствующих определенной гносе-

24 См., напр.: Чечет ДМ. Квопросу о критерии истинности выводов юриди-
чеснэйнг& чм//Советское гск^дарсгао и право. 1965. №2; ЧернобепьГ. Т. Проблема
истинности и научной достоверности в правоведении // Методологические
проблемы советской юридической науки. М., 1980; Исаков В. Б. Неэмпири­
ческие критерии истинности в юридической науке // Методология советского
правоведения. Свердловск, 1978

25 В качестве фактора здесь, очевидно, могут рассматриваться и тради­
ции догматической юриспруденции.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                 187

алогической установке, типу рациональности и общей духовно-ин­теллектуальной ситуации эпохи. Однако, большинство из сущест­вующих трактовок истины, так или иначе, связаны с идеей отноше­ния действительности и нашего знания о ней. В зависимости от понимания этого отношения, представлений о его возможности и способов их обоснования и строятся основные концепции истины26. В их числе называются:

• корреспондентская концепция, которой придерживается ряд гносеологических теорий, определяющих истину через соответствие (согласование) знаний с действительностью;

• когерентная концепция, рассматривающая истину как свойство непротиворечивости, «самосогласованности» знания;

• прагматическая концепция, относящаяся к истине как полез­ности знания, его эффективности для решения практических задач;

• конвенционализм, считающий, что вопрос истины-это вопрос соглашения о ее трактовке27.

В философской литературе обсуждаются и иные концеп­ции28. Однако для нашего исследования оправданнно ограничиться теми из них, которые так или иначе находили отражение в юриди­ческой литературе.

26 Принято считать, что в истории познания исследование проблем ис­
тины начинается с постановки вопроса в античной философии о соответствии
действительности. В частности, указывается на платоновский диалог «Кра-
тил»: «В таком случае тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы
они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет? » Платон.
Кратил//Соч.: ВЗт. Т. 1. М., 1968. С. 417. В качестве классической трактовки
термина «истина» обычно называется утверждение Аристотеля, в соот­
ветствии с которым «говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что
оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее
не есть, - значит говорить истинное». Аристотель. Метафизика. С. 141. В
дальнейшем А. Тарский приведет данное высказывание Аристотеля к
следующему виду: «Истинность предложения состоит в его согласии с реаль­
ностью (или в соответствии с ней)». ТарскийЛ. Семантическая концепция
истины и основания семантики // Аналитическая философия: становление
и развитие. М., 1998. С. 93.

27 См.: Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 11 и след.; Лакатос И. Указ. соч.
С. 462 и след.

28 См., напр.: Поппер К Факты, нормы и истина: дальнейшая критика
релятивизма II ПопперК. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992.


188                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

Здесь нужно заметить, что, несмотря на достаточно большое разнообразие научных задач, для решения которых в правоведении востребовано понятие истины, подавляющее большинство извест­ных автору исследований основывалось на концепции истины, нахо­дящейся в рамках доминировавшей в нашей науке теории отраже­ния. Базовым постулатом данной теории является, как известно, отношение к знанию как отражению объективной реальности29. От­сюда, истина трактуется в объективном смысле и определяется «как содержание человеческих знаний, которое соответствует объек­тивному миру, т. е. воспроизводит его»30.

Раскрывая материалистическую теорию познания как мето­дологическую основу юридической науки, А. Ф. Черданцев воспро­изводит данный постулат в следующей формулировке: «Содержание знаний объективно определяется существованием реального, неза­висимого от сознания человека внешнего мира»3'. Если попытаться выразить основной смысл наиболее последовательно реализуемой в нашей литературе концепции, то можно сказать, что под истиной, как правило, понимается объективное (верное) соответствие юри­дической теории, юридического знания правовой действительнос­ти32. Что дает право говорить о ней как о строящейся на принципе соответствия и в этом смысле корреспондентской33.

При методологическом обсуждении истины на первый план вы­ходит проблема критериев, т. е. вопросы условий, средств и методов ее достижения. С этих позиций обращают внимание на особенности отношения к истине в различных типах рациональности. Принципи-

29 «Всякое знание, независимо оттого, каков его объект, есть отражение
объективной реальности». Коршунов А. М., Мантанов В. В. Указ. соч.
С. 69-70.

30 Чудите Э. М. Указ соч. С. 39.

31 Черданцев А. Ф. Теория государства и права. С. 27.

32 Под соответствием, в данном контексте, понимается адекватное от­
ражение субъектом окружающего мира. См., напр.: Коршунов А. М., Ман­
танов В. В.
Указ. соч. С. 68 и след.

33 В философской литературе обращается внимание, что причисление
теории истины к корреспондентской теории (теории соответствия), строго
говоря, не всегда раскрывает ее сущность. Поэтому в рамках диалектико-
материалистического подхода следует указать на соответствие в смысле
воспроизведения действительности. См.: Чудинов Э. М. Указ. соч. С. 37.
Однако для целей нашего исследования такая строгость различения не яв­
ляется необходимой.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                          189

альное отношение к познанию, истине в античной рациональности и научной рациональности Нового времени мы уже рассмотрели вы­ше. Напомним только, что истина в античной рациональности дос­тигается рассуждениями34, осуществляемыми по установленным правилам (в современном понимании - логики) и в рамках опреде­ленных метафизических полагают, как начал35. Для рациональности Нового времени, научного позитивизма истинным является уже та­кое знание, которое исключает всякие метафизические полагания36 и может быть проверенно на соответствие объекту эксперименталь­ным путем. Именно эксперимент, а не правила рассуждения, начинает рассматриваться в качестве основного механизма проверки тех или иных положений на истинность в науке Нового времени37.

34 «В самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания
касающегося деятельности - дело». Аристотель. Метафизика. С. 94.

35 «Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наибо­
лее истинными: они ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем-
то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального; так что в
какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине». Там же. С. 95.

36 В связи с этим имеет смысл упомянуть, что, указывая на изменения,
происходящие в европейской науке после Декарта и Лейбница, Э. Гуссерль
отмечает все большую формализацию науки, утрату естественно-научными
понятиями их «интуитивного качественного содержания», как раз харак­
терного для эпохи Аристотеля. Согласно Гуссерлю, исходные мыслительные
процедуры (связываемые автором как раз с первоначальными полагания-
ми), придающие теории смысл, в этот период, фактически, наукой исключа­
ются. См.: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная фе­
номенология. С. 550 и след.

37 Нужно упомянуть, что обладающее определенной спецификой по­
нимание истины возникает в средневековой схоластике, воспринявшей арис­
тотелевские правила рассуждения, но ограничившей их догматами веры и
«идеологизировавшие» в этом плане истину и истинность. В данном случае,
доминирующим основанием истины уже рассматривается построенная на
авторитете система конвенционализированных постулатов, обеспечивающих
построение определенной практики. «В период Средневековья знания, в
том числе знания о природе, предопределялись господствующей традицией
и обосновывались ссылками на авторитеты, истинность учений которых
даже не могла быть поставлена под сомнение. Вследствие этого все иссле­
дования того времени находились в узких рамках более или менее стандарт­
ных интерпретаций незыблемых исходных оснований. Существовавшие об­
разцы познавательной деятельности рассматривались как необходимые, все­
общие и неизменные». Ворожнов В. П., Москаленко А. Т., Шубина М. П.
Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории.
Новосибирск, 1990. С. 41.


190                        Глава 3. Проблемы предмета правоведения

Считается, что данное отношение к истине является до сегод­няшнего дня основой наиболее распространенной и реализуемой практически во всех областях науки концепции истины. Разумеется, она претерпела различные модификации, главным образом, в рабо­тах неопозитивистов, однако базовая идея соответствия знания объекту, трактуемая методологически, в том числе и в рамках от­ношения объекта исследования и предмета науки, остается в ос­новном непоколебимой38. Надо сказать, что отдельные отношения к данной концепции сохранены, в том числе и в различных вариантах современных когерентных, семантических и даже прагматических теорий истины39. И, как уже говорилось, с поправкой на базовые постулаты марксизма основные смыслы данной концепции разво­рачивалась и представителями материалистической диалектики, в основном в рамках теории отражения.

В то же время, в XX веке процесс бурного развития гуманитар­ных наук привел к представлениям о неудовлетворительности тра­диционного понимания истины как «полного соответствия знания и действительности»40 для познания человека и общества. Поэтому в философии и гуманитарных науках зародилось новое отношение к истине, ставящее во главу угла роль идеалов и ценностей общества в процессе познания вообще и научного исследования в частности41. Это стало одним из критериев рассмотрения их соотношения с нау­ками естественными, по которому «различие между естественными и общественными науками основано, скорее, на предпосылках поз­нания, чем на его внутренней логике: социальное знание, в отличие от естественно-научного, характеризуется несравнимо большей

38 При этом «важно не смешивать вопрос реального поиска и обнару­
жения истины (то есть эпистемологический или методологический вопрос)
с вопросом о том, что мы имеем в виду или что мы намереваемся сказать,
когда говорим об истине или соответствии фактам (логическая или онтоло­
гическая проблема истины)». Поппер К Факты, нормы и истина: дальнейшая
критика релятивизма. С. 443.

39 См. подробно: ЧудиновЭ. М. Указ. соч.

40 Коршунов А. М., Мантанов В. В. Указ. соч. С. 96.

41 См., напр.: Риккерт Г. Указ. соч.; Парсонс Т. Структура социального
действия. М, 2000; ВеберМ. «Объективность» социально-научного и соци­
ально-политического познания // Избранные произведения. М., 1990; Звигля-
нич В. А.
Указ. соч.; Коршунов АМ., Мантанов В. В. Указ. соч.; Филатов В. П.
Указ. соч.; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном позна­
нии.


3. 3. Правоведение и юридическая практика...                191

ролью ценностных предпосылок»42. Именно с позиций такого отношения осуществляется и наиболее непримиримая критика классической теории истины вплоть до ее отрицания и утверждения о бессмысленности самого понятия истины в научном познании43.

Наконец, особо следует упомянуть о герменевтической тради­

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...