Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении 233
тодов иных наук. В юридической литературе, особенно общетеоретического содержания, достаточно распространены указания на использование в процессе исследования системного, деятельностного, генетического, аксиологического и других подходов, методов социологии, психологии, антропологии и иных наук. Однако в чем состоит применение данных подходов и методов, кроме обращения к тем или иным понятиям и категориям, как правило, не уточняется. Такое отношение можно, пожалуй, признать достаточным только для подходов и методов философского уровня, где первые состоят, как правило, в самоопределении исследователя относительно существующих картин мира и обращения к соответствующему категориальному строю, а вторые сводятся к онтологическим, гносеологическим, метафизическим, диалектическим и т. п. рамкам исследования. Для данного уровня не существует проблемы предметной адекватности привлекаемых исследовательских средств их эвристической состоятельности, поскольку философская методология по понятию универсальна для любых научных областей. Можно допустить, что некоторая специфика включения философских методов исследования в конкретные науки связана с делением наук на естественные и гуманитарные. По существующим сегодня представлениям, философские методы исследования не имеют прямого эвристического значения в естественных науках, где выступают только рамками интерпретации получаемых данных, средствами их истолкования в плане предельных оснований науки. В отличие от этого, в гуманитарных, социальных областях философские исследовательские средства задают стратегии развития наук, актуальные поля исследований, основания категориальных систем, ценностные установки, базовые идеи, раскрывающие сущность тех или иных явлений и т. д. Так, для юридической науки это гуманизация правового регулирования, права человека, справедливость и т. д.
Привлечение методологических разработок метанаучных областей уже связано с необходимостью установления ограничений их применимости и оценки возможностей в содержательном плане науки. Здесь прежде всего важно учитывать следующее: если цель построения любой теории состоит в получении содержательного знания об объекте, то цель методологии, методологического подхода в частности, в организации построения теории, т. е. в организации процесса получения содержательного знания, но не в получении самого содержательного знания. Другими словами, методологический 234 Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении подход представляет скорее не «изображение» объекта, а «изображение» научного мышления, изображающего объект. Доводя данную мысль до возможной определенности, допустимо сказать, что методологический подход направлен не на видение объекта, как объект исследования устроен «на самом деле», а на организацию исследовательских средств, обеспечивающих требуемое видение, т. е. способ «помыслить» объект. Способ помыслить объект исследования и есть то, что в литературе, характеризуя методологический подход, называют принципиальной методологической ориентацией научного исследования, точкой зрения на объект, понятием или принципом, задающим общую стратегию исследования70. Для юридической науки обращение к методологическим подходам, связанным с теми или иными метанаучными областями, это вопрос вовлечения в методологический арсенал юриспруденции тех или иных систем и схем научного мышления, обеспечивающих углубленное, всестороннее познание государства и права. К таким системам и схемам можно отнести классическую и разного рода неклассические логики, математику, теорию систем, теорию деятельности и т. д.
По вопросу использования в юриспруденции, как и в любой науке, систем мышления, таких, как различные логики, в литературе существует как будто бы полная ясность. По крайней мере, автору не встречались работы, проблематизирующие границы применения в исследовании права классической логики, диалектики; деонтологии и т. д. Правда, в специальной литературе обращается внимание на возникающие в этой связи проблемы формализации предмета исследования, перевода понятий естественного языка в систему соответствующих символов и обратной интерпретации результатов. Однако подобные трудности возникают только при развернутом обращении к аппарату соответствующей логики в ее собственном языке и практически не значимы при работе с общими принципами и правилами. В то же время, эти обстоятельства ограничивают, например, широкое привлечение к собственно правовым исследованиям средств математики. 70 См.: БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 74; Комо* В. А. Указ. соч. С. 88. Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении 235 Иная ситуация складывается при обращении юристов к различным «метатеориям», являющимися, по сути, некоторыми схемами мышления. На сегодня в исследовательской практике юристов наиболее часты обращения к системным представлениям, преимущественно в форме структурно-функционального анализа, принципам и положениям общей теории деятельности71. Данные обращения и манифестируются как системный и деятельностный подходы в правоведении. Важность и актуальность подобных подходов в юриспруденции не вызывают сомнений, хотя бы по основаниям привлечения наиболее современных научных представлений, однако с методологической точки зрения здесь существует ряд неясностей. Прежде всего это касается статуса и содержательных возможностей таких подходов. По данному вопросу в специальной методологической литературе, в частности относительно системного подхода, обозначены достаточно принципиальные разногласия. Так, по мнению И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина, системный подход существует как методологические принципы, понятия и средства исследования объектов определенного рода, не организованные в форме соответствующей теории. Более того, авторы, отмечая современную тенденцию превращения подходов в методологические теории, соответствующую тенденции онтологизации методологии, подчеркивают разные методологические смыслы подхода и теории. При перерастании подхода в теорию (или восприятие подхода как теории) «форма ориентации - то, что определяет методологическое содержание подхода, - превращается (при возникновении методологической теории -Н. Т. )в форму регламентации, а эвристическая сила заменяется силой организации»72. Такое различение связано с убежденностью И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина в том, что подходы в науке должны быть отнесены к уровню философских и общенаучных методологических средств, а методологические теории - это уже «сдвиг» на уровень конкретно-научных методологий, методик итех-ник исследования73. Возражая против приведенной позиции, В. Н. Садовский не разводит методологически подход и методологическую теорию, а включает последнюю в содержание подхода.
71 См. напр.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение; Ткаченко Ю. Г. Мето 72 БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 75. 73 См.: Там же. С. 76. 236 Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении Более того: с точки зрения автора, сам подход не может существовать как таковой, если отсутствует соответствующая теория. Поэтому, уточняя свои представления о содержании системного подхода, он выделяет в нем «три главные области - общие философские проблемы системного исследования, логику и методологию системного исследования, и общую теорию систем»74. Изложенные позиции относятся к общеметодологическим, а значит, для юриспруденции - к «внешним». Для методологии юридической науки, в связи со сказанным, прежде всего встает вопрос об отношении к метанаучному, методологическому знанию. Независимо от отношения к методологическому подходу как не оформленному в виде теории или включающему соответствующую теорию как компонент, метанаучное знание для юриспруденции - это знание методологическое, а не содержательное, это знание о способах мышления по поводу определенных объектов или стратегий организации исследования данного объекта, а не знание по поводу самого объекта.
Так, возвращаясь с этих позиций к вопросу о представлении правового регулирования как процесса или как системы (механизма правового регулирования), мы должны понимать, что это только избранные методологические схемы исследования правового регулирования, дополняющие, а не исключающие друг друга и что, строго говоря, каждое из этих представлений, получившее соответствующую юридическую онтологию, прежде всего относится к средствам нашей научной деятельности, к методам научного исследования. Поэтому, когда мы формулируем наше отношение к правовому регулированию как механизму или процессу, мы только задаем категориальное обозначение нашего объекта исследования, т. е. определяем его предмет как абстрактную модель правовой действительности. К правовой же действительности, как содержательные, будут относиться наши знания и представления, полученные в результате ее разного рода интерпретаций на модели механизма правового регулирования или относительно этапов процесса правового регулирования. Например, это представления о роли договоров или судебных решений в правовом регулировании. Различие изложенных позиций приобретает для юриспруденции принципиальное значение в другой плоскости - плоскости следствий 74 Садовский В. Н. Указ соч. С. 29. Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении 237 восприятия общенаучных методов познания в форме методологического подхода или методологической теории. Разница здесь в том, что в излагаемом понимании методологический подход в юридическом исследовании только задает один из планов методологического обеспечения, а методологическая теория жестко нормирует само исследование. В этом смысле, с точки зрения получения содержательных юридических знаний, отношение к общенаучной методологии как подходу можно считать более эвристичным, поскольку при следовании теории всегда известен конечный результат. Отсюда, реализуя некоторую метанаучную теорию, например общую теорию деятельности, юрист неизбежно получит эту же теорию, только в материале своего предмета исследования. Кроме того, восприятие общенаучных методологических средств в форме подхода позволяет юриспруденции относится к ним конструктивно, с учетом целей и задач конкретного исследования и применимости соответствующих метанаучных конструкций к предмету юриспруденции. В связи с этим принципиально исходить из положения, что влияния разного рода методологий и метатеорий на метод юридической науки осуществляется не прямо, а опосредованно, через исследовательскую практику данной науки и в процессе их критики (а не автоматического использования) правоведами.
Таким образом, методологический подход на уровне метанаучных областей для юриспруденции означает не что иное, как введение определенного плана исследований, путем восприятия соответствующих средств мышления или в форме целостной системы или в виде отдельных конструкций, исследовательских рамок и принципов для решения собственных научных задач и проблем. А поскольку содержанием методологического подхода (или методологической теории) являются не объекты научного теоретического описания, а мышление в процессе научного исследования, то проблема соответствия предмета и метода науки имеет в этом случае ограниченное значение, поскольку как методологическое транслируется в юриспруденцию, по сути, «не-предметное» знание. Значительно сложнее использовать в юриспруденции методы конкретных наук, таких, как нередко упоминаемые в литературе социология, психология и т. п. Думается, в данном случае все-таки точнее говорить не о методологических подходах, а изложенном понимании, или собственно методе науки. Предложенное выше понимание метода науки как сложной многоэлементной системы ос- 238 Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении лабляет тезис органического соответствия предмета и метода науки, однако не позволяет снять его полностью, поскольку содержание данной системы как принадлежащей конкретной науке, ее «конфигурация» неизбежно имеют существенную дисциплинарную специфику. В этом смысле, строго говоря, юриспруденция не может использовать ни метод социологии, ни метод психологии, но может обращаться к отдельным исследовательским средствам, «частным методам» данных наук в форме соответствующих исследовательских подходов. Применительно к данному случаю, на наш взгляд, удачно говорить о подходе как форме «восприятия принципов и методов исследования»75. Что же касается последнего уровня метода науки - уровня методик и технологий исследования, - то в собственном виде он не принципиален для настоящей работы. Однако можно высказать предположение, что каждая наука имеет собственные, не транслируемые в другие области, методики и техники исследования. Так, достаточно правдоподобным видится утверждение, что методики, применяемые психологами, не годятся, например, для юридических исследований, а методики и техники юристов, работающих с законодательством или материалами юридической практики - для социологии. В то же время, как упоминалось, существуют и диаметрально противоположные точки зрения. Обобщая все сказанное, можно с определенной обоснованностью утверждать, что именно методологический подход является формой привлечения в юриспруденцию исследовательских средств как философского и метанаучного плана, так и других наук. При этом сам методологический подход не является элементом метода юриспруденции, а используется в процессе конкретных юридических исследований. В метод же науки права включаются создаваемые юристами в рамках того или иного подхода исследовательские средства, проверенные на адекватность предмету правовой науки в процессе ее развития и доказавшие свою эвристическую состоятельность в исследовательской практике. При этом основой метода любого юридического исследования является, безусловно, метод самого правоведения, именно как исторически сложившаяся система философских, общенаучных и собственно юридических средств познания права. 75 Садовский В. Н. Указ соч. С. 31. Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении 239 Метод юридической науки един и в равной степени относится как к общей теории права, так и отраслевым наукам и прикладным юридическим дисциплинам. Другое дело, что в исследованиях, осуществляемых в рамках общей теории права или отраслевых дисциплин, в силу разных исследовательских задач и целей, могут доминировать или философские, или общенаучные, или «частнопра-воведческие» методы. В то же время, ядро метода любой правовой науки составляют собственные методы юриспруденции, юридические средства познания права. Любой методологический подход, используемый в юридическом исследовании, в плане собственного содержания является сложной исследовательской моделью, претендующей на определенную целостность получаемых в результате его реализации знаний о праве. Это обстоятельство привело, в частности, к возникновению различных теорий права и школ правоведения. Положенные в основание таких теорий базовые философские идеи и идеалы не только привели к созданию ими различных онтологии права, но и актуализировали определенные системы исследовательских методов, методик и техник. Однако с методологической точки зрения «любая синтетическая картина сложного объекта, как бы ни была она безупречна с логической точки зрения, всегда остается неполной и односторонней, если ее рассматривать как попытку описать объект в целом во всем многообразии и разнокачественности его связей, со всеми присущими ему уровнями иерархии»76. Другими словами, все существующие на сегодня теории и школы права являются только односторонним теоретическим представлением права как действительности. Данное обстоятельство неоднократно подчеркивалось в отечественной юридической литературе применительно к западным школам права именно через указание на их односторонность, гиперболизацию тех или иных аспектов права. При этом советская теория права объявлялась как единственная диалектически соединяющая в себе все аспекты и способная всесторонне представить право в рамках научного знания. Надо отметить, что известные основания у таких претензий существовали, ибо такой степени достаточно равномерной разработанности юридической догмы, психологических, социологических, информационных и прочих аспектов права в западной юриспруденции 76 БлаубергИ. В., Юдин Э. Г. Указ. соч. С. 171. 240 Гл. 4. Метод и методологический подход в правоведении увидеть не удается. Однако, если не ограничивать действие заявленного принципа односторонности теоретического представления права по философским основаниям, то надо признать это свойство и за отечественной юриспруденцией. Таким образом, допустимо утверждать, что все существующие на сегодня подходы к праву, при любой степени их сложности, могут рассматриваться как аналитические планы юридической науки, дающие одностороннее представление о праве. Сказанное не означает, что существует методологический запрет на построение единой синтетической модели права, которая выражала бы все его существенные черты и свойства. Другое дело, что констатируя отсутствие на сегодняшний день такой модели, можно усомниться, с одной стороны, в возможности ее построения как теоретической, а с другой, - в ее необходимости. Поскольку целостное представление о праве, как уже говорилось, юридическая мысль может создать только в единстве его философского, научного и юридико-догматического осмысления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|