Источники трудового права
Источниками трудового права является совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере труда. В них выражается прежде всего воля государства в организации социально-трудовых связей, складывающихся между работниками и работодателями. По мнению О. В. Смирнова, «под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права». Источники трудового права — нормативные акты — классифицируют по органам, уполномоченным принимать нормативные акты, обладающие различной юридической силой. Разнообразие нормативных актов позволяет выделить их основные виды. 1. Конституция Российской Федерации, являясь Основным законом государства, содержит основополагающие начала, находящие свое непосредственное развитие в нормах трудового права. К ним относятся свобода труда, запрет принудительного труда, право на безопасные условия труда, право на вознаграждение за применение наемного труда не ниже минимально установленного федеральным законодательством уровня, право на защиту от безработицы и некоторые иные, право на объединение граждан, включая профсоюзные организации, право на отдых и другие важнейшие социально-трудовые права. 2. Среди важнейших нормативных актов ведущая роль принадлежит федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Но последние не должны противоречить федеральному законодательству, поскольку оно имеет более высокую юридическую силу на всей территории Российской Федерации.
Центральное место среди этой группы занимает Трудовой кодекс Российской Федерации, являющийся наиболее значимым и основным кодифицированным источником трудового права. Он содержит следующие основные разделы. Общие положения раздела I раскрывают задачи, основные права и обязанности работников и работодателей. Раздел II посвящен социальному партнерству в сфере труда. Раздел III регламентирует отношения, связанные с трудовым договором. Эти нормы включают положения о понятии и содержании договора, об условиях его заключения, изменения и прекращения, а также гарантиях, обеспечивающих осуществление и защиту субъективных трудовых прав работников. Положения о рабочем времени, времени отдыха излагаются в последующих разделах. В разделе VI располагаются нормы об оплате наемного труда. В частности, регулируются отношения по установлению размера минимальной оплаты труда, индексации оплаты труда, различных систем оплаты труда, особенностей вознаграждения за работу во внеурочное время, выходные, праздничные дни, иных случаях, по определению порядка выплаты заработной платы и осуществлению других выплат. Трудовой кодекс РФ содержит самостоятельные разделы о нормировании и оплате труда. Отдельно устанавливаются нормы о гарантиях и компенсациях для работников различных категорий (выборных, выполняющих государственные и общественные обязанности, обучающихся в учебных заведениях с отрывом от производства и др. ). Устанавливаются основания возложения на отдельные категории работников полной материальной ответственности, а также определен порядок возмещения ущерба, причиненного организации работниками при исполнении ими трудовых обязанностей. В одном из разделов Трудового кодекса РФ сосредоточены нормы о трудовой дисциплине, правила внутреннего трудового распорядка, положения о дисциплинарной ответственности работников и мерах поощрения.
Специализация нормативного регулирования охватывает: труд женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей; труд молодежи; работников, сочетающих работу с обучением; отдельных категорий работников. Учитывая, что неурегулированные разногласия участников отношений в сфере труда могут перерасти в судебные споры, законодатель предусматривает группу норм, связанных с их разрешением (раздел XII). Не оставлены без внимания вопросы осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Регулирование этих отношений осуществляется нормами гл. 57—58, определяющими организацию указанной деятельности с участием в ней государственных органов, профессиональных союзов, общественных инспекций. Как видно из характеристики перечисленных в процессе разделов, Трудовой кодекс РФ охватывает своим регулированием многочисленные и разнообразные общественные отношения в сфере труда. Поэтому Трудовой кодекс является кодифицированным нормативным актом, имеющим общий и универсальный характер. 3. Кроме Трудового кодекса РФ отношения в сфере труда регулируются федеральными законами, законами РФ, имеющими либо комплексный характер, либо исключительно отраслевой характер. К ним можно отнести Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. и др. 4. К подзаконным нормативным актам в сфере труда относятся указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, например Указ Президента РФ от 31 марта 1995 г. «О должностных окладах в органах государственной власти», Указ Президента РФ 5. Постановления Правительства РФ являются достаточно распространенными нормативными актами, охватывающими весь спектр отношений в сфере труда. Они издаются во исполнение Конституции РФ и законодательных актов. Ряд из них вводит в действие Положения, затрагивающие отдельные вопросы трудового права, имеющие важное практическое значение. К таким нормативным актам можно отнести Положение о рассмотрении и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г., Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г., и некоторые другие.
6. В целях единообразного применения законодательства о труде Министерством труда и социального развития РФ издаются постановления, инструкции и разъяснения, которые составляют часть системы источников трудового права. Данные нормативные акты регламентируют: нормирование и оплату труда в отраслях хозяйства; утверждение квалификационных характеристик рабочих и служащих; порядок предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников; режимы рабочего времени и времени отдыха на предприятиях отдельных министерств и ведомств, отраслей хозяйства. 7. Кроме перечисленных к числу источников трудового права относятся нормативные правовые акты органов власти и управления субъектов РФ. Но данные акты имеют ограниченную сферу применения в пределах территориальных границ субъектов РФ. 8. Специфическими видами источников трудового права являются акты социально-партнерского коллективного сотрудничества — соглашения, формируемые субъектами общественных трудовых отношений, их представителей. Предметом регулирования этих актов являются условия оплаты труда, его охраны, режима труда и отдыха, безопасности труда, содействия занятости и трудоустройства, охраны здоровья и профилактики заболеваний, социальной защиты работников и другие. 9. Локальные нормативно-правовые акты являются актами совместного нормотворчества работников и работодателей в вопросах регламентации отношений в сфере труда. К ним относятся коллективные договоры, соглашения по охране труда, приказы администрации, имеющие нормативный характер.
10. При анализе источников трудового права упоминаются акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, которые хотя и не входят в систему источников трудового права, но толкуют нормативные акты с позиций соответствия их Конституции РФ и содержат руководящие указания нижестоящим судебным органам по применению законодательства в сфере труда. Конституционный Суд РФ в 1992—1993 гг. в процессе разрешения конституционных жалоб граждан рассмотрел несколько дел и признал не соответствующей Конституции РФ правоприменительную практику относительно: увольнений граждан с работы по возрасту, квалифицировав их как дискриминацию (постановление от 4 февраля 1992 г. ); установления ограничений обжалования незаконных увольнений с работы; наложения дисциплинарных взысканий на работников прокуратуры, считая их ограничением права граждан на судебную защиту (постановления от 23 июня 1992 г. и 5 февраля 1993 г. ); ограничения возмещения причиненного ущерба определенным сроком выплаты при восстановлении незаконно уволенных на работе (постановление от 27 января 1993 г. ). Рассмотрим действие нормативных актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Временные границыдействия нормативных актов о труде установлены общими правилами действия актов во времени. Они начинают действовать с даты принятия, вступления в законную силу либо опубликования. Нормативные акты органов государственного управления требуют специальной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официального опубликования под угрозой их недействительности. Некоторые акты вступают в силу со дня подписания их сторонами (коллективный договор). Начало их действия может устанавливаться и самим таким актом. Указанные акты сохраняют юридическую силу в течение срока, указанного в них, до их изменения, отмены, появления нового аналогичного акта. Территория действия нормативных актов определяется географической компетентностью органа, принявшего соответствующий акт. Однако орган, обладающий высшей юрисдикцией, вправе издавать акт с ограниченным территориальным действием. Локальные нормативные акты действуют в пределах той организации, в которой они появились. Говоря о действии нормативных актов о труде по кругу субъектов, следует заметить, что часть актов распространяется на всех без исключения работников, часть регулирует отношения отдельных категорий работников. Это находит свое отражение в гл. 40— 45 Трудового кодекса РФ и других нормативных актах. Это касается специфичного, отличного от общих правил, порядка приема, увольнения работников отдельных категорий, установления рабочего времени, времени отдыха, режима охраны труда, определения льгот и преимуществ для работников, выполняющих трудовую функцию на вредных производствах, в удаленных географических районах и местностях, работах с тяжелыми условиями труда. Одновременно с определенными преимуществами на некоторых работников возлагаются дополнительные повышенные требования и уровень ответственности за совершение правонарушений в трудовой сфере. В отношении таких работников могут применяться не только общие, но и специальные условия их увольнения.
Актуальной задачей в сфере социальной политики является реформа законодательства о труде с целью повышения мобильной рабочей силы, сокращения латентных процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Намечено повысить роль и эффективность договорного регулирования трудовых отношений. В этой связи предполагается расширение круга вопросов, входящих в предмет договорной регламентации: усовершенствовать порядок расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя с сохранением гарантий субъективных трудовых прав работников; расширить область использования трудовых договорных соглашений работника с работодателем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|