Субъекты трудовых правоотношений
Под субъектом правоотношения понимается лицо (физическое или юридическое), которое обладает правосубъектностью, т. е. способностью по закону иметь и осуществлять права и юридические обязанности. Субъект права — необходимый элемент правоотношений в любой отрасли права. В каждой из этих отраслей положение субъекта права имеет свою специфику. В трудовом законодательстве России специфика эта характерна тем, что все субъекты непосредственно участвуют в функционировании рынка труда, в применении и организации процессов труда. Правовой статус субъектов трудового права определяется следующими параметрами: 1. Трудовая правосубъектность. Эта категория означает способность лица (гражданина, работника, работодателя) своими действиями приобретать субъективные права и обязанности, составляющие содержание правоотношений в сфере труда, и осуществлять их. 2. Каждый субъект трудового права в силу закона наделяется 3. Гарантии статутных прав обеспечивают осуществление и защиту субъективных трудовых прав, прежде всего работников, права которых наиболее часто оказываются нарушенными. 4. Реализации гарантий в области трудового права способствует возложение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на субъекта трудовых обязанностей. Меры ответственности позволяют воздействовать на неправомерное поведение субъектов-правонарушителей с помощью санкций.
Говоря о правовом статусе субъектов трудового права, ряд ученых отмечают его различную емкость и специфику содержания применительно к различным участникам правоотношений, образующих определенные группы лиц. Данные группы обладают общими правовыми признаками, основывающимися на общности субъективных прав и обязанностей. Классификация субъектов может осуществляться по различным основаниям, например единоличностъ и коллективность субъектов, пол, возраст работников и др. Наиболее типичными субъектами правоотношений в сфере труда являются граждане, работодатели, администрация организаций (представители работодателя), профсоюзные органы, другие представительные органы работников, должностные лица различных государственных органов (в сфере трудоустройства, осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства). Правовой статус этих субъектов различается главным образом объемом и видообразием субъективных прав в сфере труда. Самым многочисленным субъектом правоотношений в сфере труда являются граждане, участвующие в трудовых правоотношениях. Они могут выступать в роли работников (таких большинство); работодателей, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей; работающих собственников, являющихся членами акционерных обществ и различного рода иных объединений. Но в любых качествах граждане должны обладать трудовой правосубъектностью, чтобы быть участниками правоотношений в сфере труда. Она возникает у физических лиц с 16 лет. Однако в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, могут становиться работниками наемного труда и дети в свободное от учебы время при согласии законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (ст. 63 ТК РФ). Необходимо иметь в виду, что трудовое право приравнивает в правах несовершеннолетних к совершеннолетним. Но в сфере охраны труда, определения времени труда и отдыха, условий труда данная категория несовершеннолетних граждан, участвующих в трудовых правоотношениях, наделяется законодательством определенными льготами (гл. 42 ТК РФ). Нормы, определяющие льготный режим организации труда молодежи, носят императивный характер и не могут изменяться соглашением сторон при заключении трудового договора. К ним относятся запреты использовать на определенных работах труд молодежи (до 18 лет), на ночных и сверхурочных работах, определение времени отпусков, норм выработки и некоторых иных условий труда.
Особенности в нормировании прослеживаются при регулировании труда работников, совмещающих работу с обучением (гл. 26 ТК РФ), труда женщин, а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей (гл. 41 ТК РФ), труда лиц с ослабленным здоровьем, инвалидов и некоторых других. Переход к рыночным условиям хозяйствования повлек за собой появление довольно большого числа граждан-предпринимателей, использующих наемный труд работников и выступающих в роли самостоятельных работодателей. Их правовой статус определяется гражданским законодательством (ст. 23 ГК РФ). Данные субъекты вправе самостоятельно реализовывать свое право на осуществление трудовой деятельности. Но они также управомочены использовать труд других лиц — управляющих имущественным комплексом, принадлежащим собственнику-предпринимателю. Взаимоотношения собственника-предпринимателя и работника-управляющего строятся на контрактной основе. Управляющий осуществляет предпринимательскую деятельность в целях получения прибыли и передачи части ее собственнику имущества, которое тот передает ему в силу контракта на основе права хозяйственного ведения. В отличие от традиционных трудовых отношений управляющий не связан строгими правилами внутреннего трудового распорядка, но имеет повышенную имущественную ответственность по сравнению с материальной ответственностью работника. В силу особенностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, данные отношения тяготеют к гражданско-правовому регулированию, преобладающему над регламентацией с помощью норм трудового права. Однако нормы трудового законодательства регулируют трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателями — физическими лицами (гл. 48 ТК РФ).
Многими авторами в качестве субъектов трудового права выделяются граждане, участвующие в коллективном предпринимательстве, а также работающие собственники. Правовой статус этих лиц наполняется гражданско-правовым содержанием, так как их трудовая деятельность осуществляется в составе сообщества собственников, образующих юридическое лицо. В зависимости от организационно-правовой формы объединения этих лиц указанные граждане могут наделяться деликтоспособностью за пределами трудового права и нести полную либо дополнительную имущественную (т. е. гражданско-правовую, а не материальную) ответственность по обязательствам коллективного хозяйствующего субъекта, участниками которого они являются. В этом проявляется особенность развития трудового и гражданского права на современном этапе, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Кроме перечисленных элементов статус граждан как субъектов трудового права включает их права и обязанности (право на труд, право на гарантированную минимальную заработную плату и др. ); гарантии осуществления субъективных трудовых прав (равное право на занятие трудовой деятельностью, всеобщность труда, равная защита нарушенных прав и т. д. ); ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъективных обязанностей, вытекающих из правоотношений в сфере труда. Кроме граждан субъектами трудового права выступают многочисленные организации-работодатели. Этим термином обозначают участника рынка наемного труда, субъекта, обеспечивающего работой граждан, обладающих трудовой правосубъектностью, и организующего общественный коллективный совместный труд. Как правило, работодатель-организация является юридическим лицом, выступающим субъектом не только трудовых, но и гражданских, финансовых и иных правоотношений. Но в литературе высказываются мнения, что к субъектам трудового права следует относить предприятия в составе объединений, ассоциаций и другие производственно-хозяйственные структурные подразделения и не наделенные правами юридические лица.
При анализе правового статуса организаций-работодателей выделяют два элемента их правосубъектности с позиций трудового права. Первый элемент (оперативный критерий) характеризует организацию как субъекта, управомоченного заключать трудовые договоры и осуществлять найм работника, организовывать их коллективный труд, создавать необходимые и безопасные условия работы. Второй (имущественный критерий) — определяет имущественную сферу организации и ее способность производить расчеты с работниками и оплачивать их труд. В компетенцию организации-работодателя входит решение вопросов установления структуры органов управления; определения затрат на их содержание; нормирование форм, систем, размеров оплаты труда работников, введение дополнительного времени отдыха и иных льгот имущественного и неимущественного характера; обеспечения состояния безопасности труда и здоровых санитарных и экологически безвредных условий выполнения трудовой функции. К субъектам трудового права относится помимо перечисленных также администрация государственного и муниципального унитарного предприятия, а также других организаций. Администрация представляет собой совокупность должностных лиц и органов, организующих совместную трудовую деятельность и управляющих процессом труда и коллективом работников. Она включает все кадровые должности, начиная от руководителя предприятия и заканчивая мастером, в подчинении которых находятся работники. Лица, занимающие указанные должности, обладают правомочиями управления трудовым коллективом и отдельными работниками в зависимости от должностной компетенции. В отдельных отношениях в сфере труда, например в трудовых отношениях, связанных с наймом работника и заключением с ним договора, администрация является представительным органом предприятия, от имени которого она выступает. Здесь администрация не проявляет себя как самостоятельный субъект трудового права. А при установлении условий труда, определении его оплаты и в иных организационно-управленческих отношениях администрация участвует в качестве полноправного субъекта правоотношений в сфере труда. Администрацию предприятия возглавляет ее руководитель (начальник, директор и т. п. ). Его должностное положение характеризуется тем, что он одновременно выступает как наемный работник и как орган управления предприятием, представляя его в разнообразных правоотношениях с третьими лицами, включая трудовые. Его права и обязанности определяются в контракте, заключаемом при приеме его на работу и назначении на должность руководителя. Руководитель обладает правом назначения на должности и освобождения от должности остальных должностных лиц администрации предприятия. При избрании отдельных категорий работников на определенные должности руководителем утверждаются такие коллективные решения. Все внутренние структурно-должностные связи между различными работниками, их правомочия определяются уставом или положением о предприятии, иными учредительными документами.
В системе субъектов трудового права значительное место занимают профсоюзы. Главной характеристикой статуса профессиональных союзов является совокупность гарантируемых законодательством возможностей профсоюзов по осуществлению ими действий, направленных на представительство, обеспечение и защиту социальных и экономических интересов работников. Профсоюзы имеют права на определенные действия, они вправе выступать с требованиями выполнения обязанностей и осуществления соответствующих действий работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Им предоставлены права на защиту своей деятельности. Под юридическим статусом профессиональных союзов в литературе в основном понимается совокупность прав. Это в значительной мере оправданно, так как главное в их статусе — права. Между тем общественный характер данного социального образования не освобождает его от обязанностей и ответственности за свою деятельность. Обязанности и ответственность столь же необходимый элемент демократии, как и права, поскольку обеспечивают реализацию последних. Обладая широкими правами, профсоюзы не свободны от обязанностей перед обществом, государством, членами профсоюза и другими работниками. Права и обязанности профсоюзов составляют прочную юридическую основу их деятельности. Особое значение приобретают права членов профсоюзов в связи с необходимостью в новой правовой мотивации членства в профсоюзе и законодательным запрещением дискриминации граждан в трудовых отношениях по признаку принадлежности или непринадлежности к профессиональным союзам. Правовому регулированию деятельности профессиональных союзов по представительству и защите интересов работников свойственны черты дифференциации (по кругу вопросов) и интеграции (по субъекту). С одной стороны, это выражается в распределении предписаний о правах профсоюзов по различным отраслям права (дифференциация), с другой стороны — в объединении этих предписаний в правовой системе в общность, которую можно назвать межотраслевым институтом (интеграция). Межотраслевой институт прав профсоюзов обладает свойствами целостности, интегрированности и вместе с тем дифференцированности. Предпосылкой и основой формирования названного межотраслевого института служит широкий круг общественных отношений с участием профсоюзов, часть которых требует относительно обособленного регулирования. Главной особенностью правового положения профессиональных союзов было и остается то, что они выступают в общественных отношениях как многоотраслевой субъект права, то есть их правовой статус приобретает многоотраслевой характер. Иными словами, профсоюз реализует в своей деятельности определенный комплекс прав в зависимости от того, субъектом какой отрасли права — государственного, административного, финансового, гражданского, трудового либо права социального обеспечения — он выступает на данный момент. Современное положение профессиональных союзов определяется произошедшими в последние годы значительными и неоднозначными изменениями в их правовом статусе. Иными стали виды, содержание и объем профсоюзных прав. Права профсоюзов, существовавшие ранее и носившие нередко характер государственной императивной обязанности, сменились подлинными правовыми возможностями. Усилилась ответственность за нарушения прав профсоюзов и одновременно появилась ответственность самих профсоюзов. Необходимо отметить, что в связи с проведенным реформированием законодательства профессиональные союзы утратили несколько весьма существенных прав, которыми они наделялись ранее, а именно: право законодательной инициативы; право управления социальным страхованием; право содержания правовых и технических инспекций труда за счет средств социального страхования и наложения ими штрафных санкций за нарушение законодательства о труде и охране труда; право на самостоятельное разрешение трудовых споров; право на приостановление производственной деятельности и закрытие предприятий, нарушающих нормативные требования об охране труда. Вместе с тем появился целый ряд правомочий, которыми были наделены профсоюзы за последние годы в сфере коллективно-договорного регулирования труда, в социально-экономической и организационно-материальной сфере. Кроме того, изменение правового пространства, в котором действовали советские профсоюзы, потребовало обобщенного отражения этих перемен в статусе, содержании и организационных формах развития нового российского профсоюзного движения. Характеризуя правовую основу деятельности профессиональных союзов, следует отметить, что прежде всего они пользуются общими для любых видов общественных объединений правами. В то же время существуют дополнительные права, предусмотренные законодательством, учредительными документами, коллективными договорами и соглашениями, которые характерны только для профессиональных союзов. На основе законодательства профессиональные союзы самостоятельно определяют перечень, объем и содержание прав, которые они предполагают использовать в своей деятельности и закрепляют в своих уставах и положениях о первичных профсоюзных организациях. Кроме того, профсоюзы могут добиваться установления дополнительных прав и конкретизации правовых возможностей во взаимоотношениях с работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления и фиксировать их в заключаемых соглашениях и коллективных договорах. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определил общие для всех видов общественных объединений, одним из которых и являются профессиональные союзы, основные права. В соответствии со ст. 27 данного Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных данным федеральным законом и другими законами; — проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; — учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах; — выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения). Указанные права являются общими основными правами и для профессиональных союзов. Однако в этом же законе определено, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. Для профсоюзов такие права предусмотрены в законодательстве о труде и профсоюзах, в различных законодательных и иных нормативных правовых актах, в которых урегулированы различные сферы деятельности профессиональных союзов. Основные правомочия, предоставленные профессиональным союзам, закреплены Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в главе «Основные права профсоюзов», а именно: — право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11); — право на содействие занятости (ст. 12); — право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13); — право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14); — право на взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 15); — право на участие в коллегиальных органах управления организаций (ст. 16); — право на бесплатную и беспрепятственную информацию по социально-трудовым вопросам (ст. 17); — право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18); — право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19); — право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей природной среды (ст. 20); — право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21); — право на социальную защиту работников (ст. 22); — право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23). Однако следует отметить, что наиболее существенные права профессиональных союзов определяются не только законодательством о труде, но и уставами профсоюзов, и коллективными договорами и соглашениями. Одна из особенностей действующего законодательства о профессиональных союзах — это закрепление профсоюзных прав за профсоюзами в целом, их организационными структурами и органами определенного уровня. Конкретные же полномочия, основанные на профсоюзных правах, закрепленных законом, для того или иного профсоюзного органа или профсоюзного представителя определяются учредительными документами профсоюзов и прежде всего их уставами. В этом смысле уставы профессиональных союзов приобретают характер самостоятельных источников права. Это связано с тем, что профсоюзы обладают правомочиями, осуществление которых законодатель относит к юридическим фактам, обусловливающим возникновение, изменение или прекращение весьма существенных для работников правоотношений. Поэтому каждый профсоюз самостоятельно определяет объем прав, которые он предполагает осуществить в соответствии с законодательством, равно как и отказывается от использования тех или иных прав (например прав юридического лица, права на участие в выборах и др. ), закрепляя это в уставе. Закон о профессиональных союзах ввел весьма существенное новшество в профсоюзное и трудовое законодательство, закрепляя многие профсоюзные права не только за «соответствующим выборным профсоюзным органом», как это ранее определялось КЗоТ РФ, но и за любым профсоюзным органом. Это дает возможность использовать соответствующие права и собранию (конференции), и выборному органу, и органу, сформированному на началах делегированного представительства, при условии, однако, что эти органы и их конкретные правомочия как в сфере социально-трудовых отношений, так и в сферах общественно-политических и имущественных отношений будут четко определены в уставе. Таким образом, положения учредительных документов профессионального союза обязательны для исполнения всеми его структурами, органами, представителями и членами профсоюза. А требования, относящиеся к разграничению полномочий между различными структурами, органами и представителями профсоюза, должны обязательно учитываться при принятии решений по соответствующим вопросам работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также судебными органами. В целях обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников, а также реализации закрепленных в законодательстве и получивших отражение в уставных документах правомочий по их представительству и защите профессиональные союзы принимают участие в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений и согласовании социально-экономических интересов работников и работодателей. Профессиональные союзы участвуют в отношениях различного субъективного состава, а именно: с работодателями и их объединениями; с государством и органами местного самоуправления; трехсторонних отношениях с участием профсоюзов, работодателей и государства; отношениях с работниками, не являющимися членами профсоюза; отношениях с другими представительными органами работников. От того, в каких отношениях участвуют профессиональные союзы, зависят характер и объем прав, которые они реализуют. В отношениях с работодателями профессиональные союзы представляют интересы работников при установлении условий труда и заработной платы, реализуя тем самым идею социального партнерства. Основная организационная форма такого участия — ведение коллективных переговоров, заключение договоров (соглашений) с работодателями на всех уровнях, начиная от конкретного предприятия и заканчивая федеральным уровнем. В данном случае право реализации принципа социального партнерства сопровождается правом профсоюзов контролировать соблюдение заключенных коллективных договоров и соглашений, а также правом на участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Вступая в отношения с государством, профессиональные союзы также реализуют определенный объем правомочий. В качестве представителей интересов работников профсоюзы принимают участие в ведении трехсторонних переговоров с участием работодателей и их объединений, а также государства и заключении коллективных соглашений. Однако, кроме этого, они участвуют с государством в отношениях двустороннего характера. Как уже отмечалось, связь «профсоюзы — государство» проявляется при осуществлении государственной регистрации профсоюзных организаций в качестве субъекта права — юридического лица. Вместе с этим профсоюзы реализуют ряд субъективных прав и обязанностей в отношениях с различными звеньями государственной структуры, принимают участие в формировании самих органов государственной власти и органов местного самоуправления, в их деятельности, а также участвуют в выработке нормативных актов различного уровня, разработке социально-экономических программ и их реализации. Профессиональные союзы принимают участие в разработке государственных программ занятости, по охране труда и окружающей природной среды, формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, в реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества. Принимая участие в выработке и реализации соответствующих программ, профсоюзы выполняют и свои контрольные функции. В соответствии с Законом профессиональные союзы выступают представителями интересов не только своих членов, но и работников, не являющихся членами профсоюза. Согласно Закону (ст. 11) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают коллективные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах. Такое представительство и защита осуществляются профессиональными союзами «в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке». Соответствующий механизм представительства в настоящее время находится в стадии становления и легализован еще недостаточно. Наконец, профсоюзы вступают в отношения с другими представительными органами работников. Такие отношения строятся на основе сотрудничества, причем наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов (ст. 16 Закона о профсоюзах). Профсоюзы вправе выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации, однако участие профсоюзных представителей в работе этих органов не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза. Перечисленные выше и некоторые другие статутные права профессиональных союзов характеризуют его социально-правовую природу как организации, призванной представлять и защищать общественно значимые интересы определенной социальной группы общества и соответственно как субъекта социального партнерства. Однако следует помнить, что существует целый ряд субъективных прав профессиональных союзов, носящих служебный характер по отношению к основным (статутным) правам. Их основное назначение — обеспечение функционирования профсоюза для выполнения им своей социальной роли. В ходе реализации этих прав происходит выявление общих интересов членов профсоюза и их фиксация в установленном порядке, а также получение имущественных средств, необходимых для жизнедеятельности профсоюзной организации. С точки зрения своего содержания такие права можно подразделить на организационные и экономические (имущественные). В числе организационных следует выделить права, связанные с созданием профсоюза, различного рода профсоюзных объединений, организаций в структуре профсоюза, участие в деятельности различных социальных институтов и т. д. В этой связи весьма интересна правовая природа работодательской правосубъектности профессионального союза, а именно: способность иметь права и обязанности в рамках трудового правоотношения. Такая правосубъектность, как уже отмечалось, носит не самостоятельный характер, а производна от его способности выявлять, закреплять, представлять и защищать интересы своих членов, являясь условием, обеспечивающим возникновение такой способности. Экономическая (имущественная) правосубъектность и основанные на ней субъективные права также носят служебный характер по отношению к основной деятельности профессионального союза. Основные имущественные права закреплены Законом о профсоюзах в разделе, закрепляющем гарантии прав профессиональных союзов (ст. 24 гл. 3 Закона). Упомянутая статья закона предусматривает юридические гарантии самих имущественных прав профсоюзов, таких, как признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами, запрет финансового контроля за средствами профсоюза со стороны органов исполнительной власти, исключая контроль за средствами от предпринимательской деятельности, недопустимость ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов и т. д. Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее. Профессиональные союзы должны содействовать использованию каждым своего права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Для осуществления этой цели профсоюзы наделены широким кругом правомочий, позволяющих им принимать участие в правовом регулировании трудовых отношений на самых различных уровнях. А именно: право вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения; право защищать интересы работника при заключении, изменении и расторжении трудового договора; право осуществлять контроль за охраной, безопасностью и гигиеной труда; право участвовать в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на организацию и проведение забастовок и др.. Профсоюзы стали общественным объединением, обладающим особой, выделенной конституционно гарантией своей деятельности и своего социального назначения. Каждый наделен правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, тем самым обеспечивая существование основного средства защиты трудовых прав. Основными субъектами являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей; физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме. Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы. По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность соб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|