Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты трудовых правоотношений




 

Под субъектом правоотношения понимается лицо (физическое или юридическое), которое обладает правосубъектностью, т. е. способностью по закону иметь и осуществлять права и юридические обязанности. Субъект права — необходимый элемент правоотно­шений в любой отрасли права. В каждой из этих отраслей положе­ние субъекта права имеет свою специфику.

В трудовом законодательстве России специфика эта характерна тем, что все субъекты непосредственно участвуют в функционировании рынка труда, в применении и организации процессов труда.

Правовой статус субъектов трудового права определяется сле­дующими параметрами:

1. Трудовая правосубъектность. Эта категория означает способ­ность лица (гражданина, работника, работодателя) своими дейст­виями приобретать субъективные права и обязанности, составляю­щие содержание правоотношений в сфере труда, и осуществлять их.

2. Каждый субъект трудового права в силу закона наделяется
правами и обязанностями. Их содержание зависит от вида конк­ретного правоотношения. (Напомним, что субъективные права и обязанности, которые непосредственно вытекают из закона, в юри­дической науке называются статутными. )

3. Гарантии статутных прав обеспечивают осуществление и за­щиту субъективных трудовых прав, прежде всего работников, права которых наиболее часто оказываются нарушенными.

4. Реализации гарантий в области трудового права способствует возложение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на субъекта трудовых обязанностей. Меры ответственности позволяют воздействовать на неправомерное по­ведение субъектов-правонарушителей с помощью санкций.

Говоря о правовом статусе субъектов трудового права, ряд ученых отмечают его различную емкость и специфику содержа­ния применительно к различным участникам правоотношений, образующих определенные группы лиц. Данные группы облада­ют общими правовыми признаками, основывающимися на общности субъективных прав и обязанностей. Классификация субъек­тов может осуществляться по различным основаниям, например единоличностъ и коллективность субъектов, пол, возраст работ­ников и др.

Наиболее типичными субъектами правоотношений в сфере тру­да являются граждане, работодатели, администрация организаций (представители работодателя), профсоюзные органы, другие пред­ставительные органы работников, должностные лица различных государственных органов (в сфере трудоустройства, осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства). Правовой статус этих субъектов различается главным образом объ­емом и видообразием субъективных прав в сфере труда.

Самым многочисленным субъектом правоотношений в сфере труда являются граждане, участвующие в трудовых правоотноше­ниях. Они могут выступать в роли работников (таких большин­ство); работодателей, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных пред­принимателей; работающих собственников, являющихся члена­ми акционерных обществ и различного рода иных объединений.

Но в любых качествах граждане должны обладать трудовой пра­восубъектностью, чтобы быть участниками правоотношений в сфере труда. Она возникает у физических лиц с 16 лет. Однако в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, могут становиться работниками наемного труда и дети в свободное от учебы время при согласии законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (ст. 63 ТК РФ).

Необходимо иметь в виду, что трудовое право приравнивает в правах несовершеннолетних к совершеннолетним. Но в сфере ох­раны труда, определения времени труда и отдыха, условий труда данная категория несовершеннолетних граждан, участвующих в тру­довых правоотношениях, наделяется законодательством опреде­ленными льготами (гл. 42 ТК РФ). Нормы, определяющие льгот­ный режим организации труда молодежи, носят императивный характер и не могут изменяться соглашением сторон при заклю­чении трудового договора. К ним относятся запреты использовать на определенных работах труд молодежи (до 18 лет), на ночных и сверхурочных работах, определение времени отпусков, норм выра­ботки и некоторых иных условий труда.

Особенности в нормировании прослеживаются при регулиро­вании труда работников, совмещающих работу с обучением (гл. 26 ТК РФ), труда женщин, а также работников, имеющих несовершен­нолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей (гл. 41 ТК РФ), труда лиц с ослабленным здоровьем, инвали­дов и некоторых других.

Переход к рыночным условиям хозяйствования повлек за со­бой появление довольно большого числа граждан-предприни­мателей, использующих наемный труд работников и выступаю­щих в роли самостоятельных работодателей. Их правовой статус определяется гражданским законодательством (ст. 23 ГК РФ). Данные субъекты вправе самостоятельно реализовывать свое право на осуществление трудовой деятельности. Но они также управомочены использовать труд других лиц — управляющих имущественным комплексом, принадлежащим собственнику-предпринимателю. Взаимоотношения собственника-предприни­мателя и работника-управляющего строятся на контрактной основе. Управляющий осуществляет предпринимательскую дея­тельность в целях получения прибыли и передачи части ее соб­ственнику имущества, которое тот передает ему в силу кон­тракта на основе права хозяйственного ведения. В отличие от традиционных трудовых отношений управляющий не связан строгими правилами внутреннего трудового распорядка, но имеет повышенную имущественную ответственность по срав­нению с материальной ответственностью работника. В силу осо­бенностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, данные отношения тяготеют к гражданско-право­вому регулированию, преобладающему над регламентацией с по­мощью норм трудового права. Однако нормы трудового законода­тельства регулируют трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателями — физическими лицами (гл. 48 ТК РФ).

Многими авторами в качестве субъектов трудового права выделяются граждане, участвующие в коллективном предпринимательстве, а также работающие собственники. Правовой статус этих лиц наполняется гражданско-правовым содержани­ем, так как их трудовая деятельность осуществляется в составе сообщества собственников, образующих юридическое лицо. В за­висимости от организационно-правовой формы объединения этих лиц указанные граждане могут наделяться деликтоспособностью за пределами трудового права и нести полную либо дополнитель­ную имущественную (т. е. гражданско-правовую, а не материаль­ную) ответственность по обязательствам коллективного хозяйству­ющего субъекта, участниками которого они являются. В этом про­является особенность развития трудового и гражданского права на современном этапе, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Кроме перечисленных элементов статус граждан как субъек­тов трудового права включает их права и обязанности (право на труд, право на гарантированную минимальную заработную плату и др. ); гарантии осуществления субъективных трудовых прав (рав­ное право на занятие трудовой деятельностью, всеобщность тру­да, равная защита нарушенных прав и т. д. ); ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъективных обя­занностей, вытекающих из правоотношений в сфере труда.

Кроме граждан субъектами трудового права выступают много­численные организации-работодатели. Этим термином обозначают участника рынка наемного труда, субъекта, обеспечивающего ра­ботой граждан, обладающих трудовой правосубъектностью, и орга­низующего общественный коллективный совместный труд. Как правило, работодатель-организация является юридическим лицом, выступающим субъектом не только трудовых, но и гражданских, финансовых и иных правоотношений. Но в литературе высказы­ваются мнения, что к субъектам трудового права следует относить предприятия в составе объединений, ассоциаций и другие произ­водственно-хозяйственные структурные подразделения и не на­деленные правами юридические лица.

При анализе правового статуса организаций-работодателей выделяют два элемента их правосубъектности с позиций трудово­го права. Первый элемент (оперативный критерий) характеризует организацию как субъекта, управомоченного заключать трудовые договоры и осуществлять найм работника, организовывать их кол­лективный труд, создавать необходимые и безопасные условия работы. Второй (имущественный критерий) — определяет иму­щественную сферу организации и ее способность производить рас­четы с работниками и оплачивать их труд.

В компетенцию организации-работодателя входит решение воп­росов установления структуры органов управления; определения затрат на их содержание; нормирование форм, систем, размеров оплаты труда работников, введение дополнительного времени отдыха и иных льгот имущественного и неимущественного харак­тера; обеспечения состояния безопасности труда и здоровых са­нитарных и экологически безвредных условий выполнения трудо­вой функции.

К субъектам трудового права относится помимо перечислен­ных также администрация государственного и муниципального унитарного предприятия, а также других организаций. Админи­страция представляет собой совокупность должностных лиц и органов, организующих совместную трудовую деятельность и уп­равляющих процессом труда и коллективом работников. Она вклю­чает все кадровые должности, начиная от руководителя пред­приятия и заканчивая мастером, в подчинении которых на­ходятся работники. Лица, занимающие указанные должности, обладают правомочиями управления трудовым коллективом и отдельными работниками в зависимости от должностной ком­петенции.

В отдельных отношениях в сфере труда, например в трудовых отношениях, связанных с наймом работника и заключением с ним договора, администрация является представительным орга­ном предприятия, от имени которого она выступает. Здесь адми­нистрация не проявляет себя как самостоятельный субъект трудо­вого права. А при установлении условий труда, определении его оплаты и в иных организационно-управленческих отношениях администрация участвует в качестве полноправного субъекта пра­воотношений в сфере труда.

Администрацию предприятия возглавляет ее руководитель (на­чальник, директор и т. п. ). Его должностное положение характе­ризуется тем, что он одновременно выступает как наемный ра­ботник и как орган управления предприятием, представляя его в разнообразных правоотношениях с третьими лицами, включая трудовые. Его права и обязанности определяются в контракте, за­ключаемом при приеме его на работу и назначении на должность руководителя. Руководитель обладает правом назначения на долж­ности и освобождения от должности остальных должностных лиц администрации предприятия. При избрании отдельных категорий работников на определенные должности руководителем утверж­даются такие коллективные решения. Все внутренние структурно-должностные связи между различными работниками, их право­мочия определяются уставом или положением о предприятии, иными учредительными документами.

В системе субъектов трудового права значительное место зани­мают профсоюзы.

Главной характеристикой статуса профессиональных союзов является совокупность гарантируемых законодательством возмож­ностей профсоюзов по осуществлению ими действий, направлен­ных на представительство, обеспечение и защиту социальных и экономических интересов работников. Профсоюзы имеют права на определенные действия, они вправе выступать с требованиями выполнения обязанностей и осуществления соответствующих дей­ствий работодателями, органами государственной власти и органа­ми местного самоуправления. Им предоставлены права на защиту своей деятельности.

Под юридическим статусом профессиональных союзов в лите­ратуре в основном понимается совокупность прав. Это в значи­тельной мере оправданно, так как главное в их статусе — права. Между тем общественный характер данного социального образо­вания не освобождает его от обязанностей и ответственности за свою деятельность. Обязанности и ответственность столь же необ­ходимый элемент демократии, как и права, поскольку обеспечи­вают реализацию последних. Обладая широкими правами, проф­союзы не свободны от обязанностей перед обществом, государ­ством, членами профсоюза и другими работниками. Права и обязанности профсоюзов составляют прочную юридическую ос­нову их деятельности.

Особое значение приобретают права членов профсоюзов в свя­зи с необходимостью в новой правовой мотивации членства в профсоюзе и законодательным запрещением дискриминации граж­дан в трудовых отношениях по признаку принадлежности или непринадлежности к профессиональным союзам.

Правовому регулированию деятельности профессиональных союзов по представительству и защите интересов работников свой­ственны черты дифференциации (по кругу вопросов) и интеграции (по субъекту). С одной стороны, это выражается в распределении предписаний о правах профсоюзов по различным отраслям права (дифференциация), с другой стороны — в объединении этих пред­писаний в правовой системе в общность, которую можно назвать межотраслевым институтом (интеграция). Межотраслевой инсти­тут прав профсоюзов обладает свойствами целостности, интегрированности и вместе с тем дифференцированности. Предпосыл­кой и основой формирования названного межотраслевого инсти­тута служит широкий круг общественных отношений с участием профсоюзов, часть которых требует относительно обособленного регулирования.

Главной особенностью правового положения профессиональ­ных союзов было и остается то, что они выступают в обществен­ных отношениях как многоотраслевой субъект права, то есть их правовой статус приобретает многоотраслевой характер. Иными словами, профсоюз реализует в своей деятельности определенный комплекс прав в зависимости от того, субъектом какой от­расли права — государственного, административного, финансо­вого, гражданского, трудового либо права социального обеспече­ния — он выступает на данный момент.

Современное положение профессиональных союзов определя­ется произошедшими в последние годы значительными и не­однозначными изменениями в их правовом статусе. Иными стали виды, содержание и объем профсоюзных прав. Права профсою­зов, существовавшие ранее и носившие нередко характер госу­дарственной императивной обязанности, сменились подлинными правовыми возможностями. Усилилась ответственность за наруше­ния прав профсоюзов и одновременно появилась ответственность самих профсоюзов.

Необходимо отметить, что в связи с проведенным реформиро­ванием законодательства профессиональные союзы утратили не­сколько весьма существенных прав, которыми они наделялись ранее, а именно: право законодательной инициативы; право уп­равления социальным страхованием; право содержания правовых и технических инспекций труда за счет средств социального стра­хования и наложения ими штрафных санкций за нарушение зако­нодательства о труде и охране труда; право на самостоятельное разрешение трудовых споров; право на приостановление произ­водственной деятельности и закрытие предприятий, нарушающих нормативные требования об охране труда.

Вместе с тем появился целый ряд правомочий, которыми были наделены профсоюзы за последние годы в сфере коллективно-договорного регулирования труда, в социально-экономической и организационно-материальной сфере. Кроме того, изменение пра­вового пространства, в котором действовали советские профсоюзы, потребовало обобщенного отражения этих перемен в статусе, содержании и организационных формах развития нового российского профсоюзного движения.

Характеризуя правовую основу деятельности профессиональ­ных союзов, следует отметить, что прежде всего они пользуются общими для любых видов общественных объединений правами. В то же время существуют дополнительные права, предусмотрен­ные законодательством, учредительными документами, коллек­тивными договорами и соглашениями, которые характерны толь­ко для профессиональных союзов.

На основе законодательства профессиональные союзы само­стоятельно определяют перечень, объем и содержание прав, ко­торые они предполагают использовать в своей деятельности и закрепляют в своих уставах и положениях о первичных профсо­юзных организациях. Кроме того, профсоюзы могут добиваться установления дополнительных прав и конкретизации правовых воз­можностей во взаимоотношениях с работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления и фиксиро­вать их в заключаемых соглашениях и коллективных договорах. Федеральный закон «Об общественных объединениях» опре­делил общие для всех видов общественных объединений, одним из которых и являются профессиональные союзы, основные права. В соответствии со ст. 27 данного Закона для осуществления ус­тавных целей общественное объединение имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных данным федеральным законом и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах го­сударственной власти, органах местного самоуправления и обще­ственных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотрен­ные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам обще­ственной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с фе­деральными законами и законами субъектов Российской Федера­ции о выборах;

— выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведе­нии выборов в органы государственной власти и органы местно­го самоуправления (в случае государственной регистрации об­щественного объединения как политического общественного объединения).

Указанные права являются общими основными правами и для профессиональных союзов. Однако в этом же законе определено, что законами об общественных объединениях могут быть преду­смотрены дополнительные права для конкретных видов обществен­ных объединений. Для профсоюзов такие права предусмотрены в законодательстве о труде и профсоюзах, в различных законода­тельных и иных нормативных правовых актах, в которых урегули­рованы различные сферы деятельности профессиональных союзов.

Основные правомочия, предоставленные профессиональным союзам, закреплены Федеральным законом «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнения­ми) в главе «Основные права профсоюзов», а именно:

— право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

— право на содействие занятости (ст. 12);

— право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполне­нием (ст. 13);

— право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

— право на взаимодействие с работодателями, их объединени­ями, органами государственной власти, органами местного само­управления (ст. 15);

— право на участие в коллегиальных органах управления орга­низаций (ст. 16);

— право на бесплатную и беспрепятственную информацию по социально-трудовым вопросам (ст. 17);

— право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

— право на осуществление профсоюзного контроля за соблю­дением законодательства о труде (ст. 19);

— право на осуществление профсоюзного контроля за соблю­дением законодательства об охране труда и окружающей природной среды (ст. 20);

— право на участие в осуществлении приватизации государ­ственного и муниципального имущества (ст. 21);

— право на социальную защиту работников (ст. 22);

— право на защиту интересов работников в органах по рас­смотрению трудовых споров (ст. 23).

Однако следует отметить, что наиболее существенные права профессиональных союзов определяются не только законодатель­ством о труде, но и уставами профсоюзов, и коллективными до­говорами и соглашениями.

Одна из особенностей действующего законодательства о про­фессиональных союзах — это закрепление профсоюзных прав за профсоюзами в целом, их организационными структурами и орга­нами определенного уровня. Конкретные же полномочия, осно­ванные на профсоюзных правах, закрепленных законом, для того или иного профсоюзного органа или профсоюзного представите­ля определяются учредительными документами профсоюзов и прежде всего их уставами.

В этом смысле уставы профессиональных союзов приобретают характер самостоятельных источников права. Это связано с тем, что профсоюзы обладают правомочиями, осуществление которых законодатель относит к юридическим фактам, обусловливающим возникновение, изменение или прекращение весьма существен­ных для работников правоотношений. Поэтому каждый профсоюз самостоятельно определяет объем прав, которые он предполагает осуществить в соответствии с законодательством, равно как и от­казывается от использования тех или иных прав (например прав юридического лица, права на участие в выборах и др. ), закрепляя это в уставе.

Закон о профессиональных союзах ввел весьма существенное новшество в профсоюзное и трудовое законодательство, закреп­ляя многие профсоюзные права не только за «соответствующим выборным профсоюзным органом», как это ранее определялось КЗоТ РФ, но и за любым профсоюзным органом. Это дает воз­можность использовать соответствующие права и собранию (кон­ференции), и выборному органу, и органу, сформированному на началах делегированного представительства, при условии, одна­ко, что эти органы и их конкретные правомочия как в сфере со­циально-трудовых отношений, так и в сферах общественно-поли­тических и имущественных отношений будут четко определены в уставе.

Таким образом, положения учредительных документов профес­сионального союза обязательны для исполнения всеми его струк­турами, органами, представителями и членами профсоюза. А тре­бования, относящиеся к разграничению полномочий между раз­личными структурами, органами и представителями профсоюза, должны обязательно учитываться при принятии решений по со­ответствующим вопросам работодателями, органами исполнитель­ной власти и органами местного самоуправления, а также судеб­ными органами.

В целях обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников, а также реализации закрепленных в зако­нодательстве и получивших отражение в уставных документах пра­вомочий по их представительству и защите профессиональные союзы принимают участие в коллективно-договорном регулиро­вании социально-трудовых отношений и согласовании социаль­но-экономических интересов работников и работодателей.

Профессиональные союзы участвуют в отношениях различного субъективного состава, а именно: с работодателями и их объеди­нениями; с государством и органами местного самоуправления; трехсторонних отношениях с участием профсоюзов, работодате­лей и государства; отношениях с работниками, не являющимися членами профсоюза; отношениях с другими представительными органами работников. От того, в каких отношениях участвуют про­фессиональные союзы, зависят характер и объем прав, которые они реализуют.

В отношениях с работодателями профессиональные союзы пред­ставляют интересы работников при установлении условий труда и заработной платы, реализуя тем самым идею социального парт­нерства. Основная организационная форма такого участия — ве­дение коллективных переговоров, заключение договоров (соглашений) с работодателями на всех уровнях, начиная от конкрет­ного предприятия и заканчивая федеральным уровнем. В данном случае право реализации принципа социального партнерства со­провождается правом профсоюзов контролировать соблюдение заключенных коллективных договоров и соглашений, а также пра­вом на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Вступая в отношения с государством, профессиональные со­юзы также реализуют определенный объем правомочий. В качестве представителей интересов работников профсоюзы принимают участие в ведении трехсторонних переговоров с участием работо­дателей и их объединений, а также государства и заключении кол­лективных соглашений. Однако, кроме этого, они участвуют с го­сударством в отношениях двустороннего характера.

Как уже отмечалось, связь «профсоюзы — государство» прояв­ляется при осуществлении государственной регистрации профсо­юзных организаций в качестве субъекта права — юридического лица. Вместе с этим профсоюзы реализуют ряд субъективных прав и обязанностей в отношениях с различными звеньями государ­ственной структуры, принимают участие в формировании самих органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, в их деятельности, а также участвуют в выработке норматив­ных актов различного уровня, разработке социально-экономичес­ких программ и их реализации.

Профессиональные союзы принимают участие в разработке государственных программ занятости, по охране труда и окружа­ющей природной среды, формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по соци­альной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, в реализации программ приватизации госу­дарственного и муниципального имущества. Принимая участие в выработке и реализации соответствующих программ, профсоюзы выполняют и свои контрольные функции.

В соответствии с Законом профессиональные союзы выступа­ют представителями интересов не только своих членов, но и ра­ботников, не являющихся членами профсоюза. Согласно Закону (ст. 11) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные проф­союзные организации и их органы представляют и защищают кол­лективные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах. Такое представительство и защита осуществляются профессиональными союзами «в случае наделения их полномочи­ями на представительство в установленном порядке». Соответству­ющий механизм представительства в настоящее время находится в стадии становления и легализован еще недостаточно.

Наконец, профсоюзы вступают в отношения с другими пред­ставительными органами работников. Такие отношения строятся на основе сотрудничества, причем наличие иных представитель­ных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов (ст. 16 Закона о профсоюзах). Профсоюзы вправе выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации, однако участие профсоюзных пред­ставителей в работе этих органов не лишает их права непосред­ственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагиваю­щим интересы членов профсоюза. Перечисленные выше и некоторые другие статутные права про­фессиональных союзов характеризуют его социально-правовую природу как организации, призванной представлять и защищать общественно значимые интересы определенной социальной группы общества и соответственно как субъекта социального партнерства.

Однако следует помнить, что существует целый ряд субъек­тивных прав профессиональных союзов, носящих служебный ха­рактер по отношению к основным (статутным) правам. Их основ­ное назначение — обеспечение функционирования профсоюза для выполнения им своей социальной роли. В ходе реализации этих прав происходит выявление общих интересов членов профсоюза и их фиксация в установленном порядке, а также получение иму­щественных средств, необходимых для жизнедеятельности проф­союзной организации.

С точки зрения своего содержания такие права можно подраз­делить на организационные и экономические (имущественные). В числе организационных следует выделить права, связанные с созданием профсоюза, различного рода профсоюзных объедине­ний, организаций в структуре профсоюза, участие в деятельности различных социальных институтов и т. д. В этой связи весьма инте­ресна правовая природа работодательской правосубъектности про­фессионального союза, а именно: способность иметь права и обязанности в рамках трудового правоотношения. Такая правосубъ­ектность, как уже отмечалось, носит не самостоятельный харак­тер, а производна от его способности выявлять, закреплять, пред­ставлять и защищать интересы своих членов, являясь условием, обеспечивающим возникновение такой способности.

Экономическая (имущественная) правосубъектность и осно­ванные на ней субъективные права также носят служебный ха­рактер по отношению к основной деятельности профессиональ­ного союза. Основные имущественные права закреплены Зако­ном о профсоюзах в разделе, закрепляющем гарантии прав про­фессиональных союзов (ст. 24 гл. 3 Закона). Упомянутая статья закона предусматривает юридические гарантии самих имуще­ственных прав профсоюзов, таких, как признание, неприкосно­венность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами, запрет финансового контроля за средствами профсоюза со стороны органов исполнительной власти, исключая контроль за средствами от предпринимательской деятельности, недопус­тимость ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов и т. д.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее.

Профессиональные союзы должны содействовать использова­нию каждым своего права свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Для осуществления этой цели профсоюзы наделены широким кру­гом правомочий, позволяющих им принимать участие в право­вом регулировании трудовых отношений на самых различных уров­нях. А именно: право вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения; право защищать интересы работника при заключении, изменении и расторжении трудового договора; право осуществлять контроль за охраной, безопасно­стью и гигиеной труда; право участвовать в разрешении индиви­дуальных и коллективных трудовых споров, включая право на орга­низацию и проведение забастовок и др..

Профсоюзы стали общественным объединением, обладающим особой, выделенной конституционно гарантией своей деятель­ности и своего социального назначения. Каждый наделен правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, тем самым обеспечивая существование основного сред­ства защиты трудовых прав.

Основными субъектами являются работник и ра­ботодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность соб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...