Греко-латинское языкознание
Философская концепция В греческом языкознании на исходе V в. до н.э. и после этого времени к вопросу о соотношении имени и вещи обращались многие мыслители, в том числе Платон, Аристотель, Хрисипп, Эпикур и др. Эту лингвистическую проблему восприняли и древние римляне. В греческой философии в трудах Парменида и Гераклита Эфесского ставится вопрос о том, обладает ли человеческая речь возможностью выразить объективную действительность. Парменид считает, что человеческая речь ложна в самой своей основе; для него мысль и предмет мысли – одно и то же, мысль – это всегда мысль о предмете. Мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Гераклит уверен, что человеческая речь может выразить объективную действительность. Он исходит из того, что любое явление представляет собой единство противоположностей. Он считает полностью соответствующими природе вещей только те имена, которые охватывают, именуют предметы и явления в единстве противоположностей. В учениях этих философов можно обнаружить элементы, которые ведут к формированию новой точки зрения – об условной связи между предметом и его названием, которая возникает по договоренности (по договору). В сер. I в. до н.э. в римской науке выходит философская поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей», он является учеником Эпикура (III в. до н.э.). В пятой книге Лукреций рисует философско-поэтическую картину развития человечества и рассказывает о происхождении языка и письма. К более поздним достижениям человеческого разума он относит изобретение письма, связывая этот факт с развитием городов, судостроения, обработки полей и т.д. впечатления человека о вещи вызываются не простым ее созерцанием, а осознанием ее полезных или вредных свойств. С точки зрения Лукреция после этапа эмоциональных выкриков люди сами стали конструировать имена соответственно впечатлениям, которые производили на них вещи. К эпохе античного языкознания восходит и звукоподражательная гипотеза происхождения языка (например, в учении стоиков).
Основным источником теории именования в греко-латинском языкознании – диалог Платона «Кратил». Это сочинение рассматривает правильность имен как предписание общего порядка, раскрывает методы создания правильных имен и делает это путем объективного анализа самой ситуации именования. В диалоге 3 действующих лица: Кратил и Гермоген, которые высказывают противоположные точки зрения на характер отношения между вещью и ее наименованием, и привлекаемый для решения спора Сократ. Грамматика Древняя Греция: 1) софисты Одно из центральных мест – обучение ораторскому искусству. Подошли к решению проблемы языковой нормы. Протагор – первый греческий мыслитель, высказавший некоторые представления о грамматическом строе, различил 3 рода имени – муж., жен. и вещный, 4 типа высказывания – вопрос, ответ, поручение, просьбу. 2) Платон: рассматривал логику и грамматику на равных правах. Дал первую классификацию слов. Предложение-суждение включает: словесно выраженный субъект предложения, т.е. имя, и словесно выраженный предикат предложения, т.е. сказуемое, глагол. Все слова разделил на имя и глагол. 3) Аристотель: разделил все слова на имя, глагол и служебные части речи (незначащие, лишенные значения). Впервые говорит о падежах. Глагол- только формы настоящего времени, прошедшее и будущее время – это падежи глагола. 4) стоики: выделили область языковых значений; распредилили слова на семантической и синтаксической основах, Хрисипп установил 5 частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, член (объединяющий местоимения и артикли); пересмотрели идею падежей Аристотеля, выделили 5 падежей; исследовали предложение, дали классификацию предложений; наблюдения в области синтаксиса; разные глагольные времена.
Именно стоики создали предпосылки к развитию науки о языке и заложили основы для формирования морфологии и синтаксиса. 5) Александрийская школа: возникла в III в. до н.э. сделала переворот в изучении частей речи; в определении частей речи преобладали морфологические признаки в сочетании с семантическими. Выдвинули 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз. Классификация имен на основании их лексико-грамматических признаков. Дали определении слова, предложения. Все морфологические изыскания были изложены в книгах Дионисия Фракийца, Аполлония Дискола. Аполлоний выдвинул определение синтаксиса; соединение слов в предложении, закономерности сочетаний слов. Древний Рим 1) Марк Теренций Варрон (II-Iв. н.э.): написал полную римскую грамматику; разграничил словоизменение и словообразование; установил типы склонений и спряжений латинского языка. 2) Элий Донат (IV в. н.э.): труд «Ars grammatica», состоял из «Малой грамматики» (для начальной ступени обучения) и «Большой грамматики» (для более высокой ступени обучения); более 1000 лет до 18 в. служила основным учебником латинского языка в школах Европы 3) Присциан: книга «Курс грамматики» в VI в. Содержит 18 книг, в которых подробно излагаются вопросы морфологии и синтаксиса. Стала основным учебником в высших учебных заведениях до 14 в. Лексикологии, стилистика. 1) Аристотель: - разграничил два типа многозначности: отделил омонимию от полисемии. - дал определение метафоры и поставил вопрос об изучении механизма семантических изменений – как изменяются значения слов - много внимания уделял выразительным средствам языкам - с именем Аристотеля связывают начало поэтики, риторики, стилистики художественного текста. 2) вопросы синонимии: впервые в трудах софистов 3) интерес к этимологии: Стоики: выделяли 3 принципа наименования (по сходству, смежности и контрасту). Хрисипп (III в. до н.э.) – изложение принципов наменации.
4) Варрон: - предлагает метод этимологического анализа: нужно исследовать слова по лексическим группам на основе классификации вещей - определил трудности, с которыми сталкивается этимолог в установлении этимона - привлекает диалектный материал и другие языки Лексикография: Греческая лексикография · Демократ (классическая эпоха античности): собирали и истолковывали устаревшие слова -> создавались Глоссы (древние словарь) · Эпоха эллинизма III – I в. до н.э.: составляли словари вышедших из употребления слов на основе памятников. Словари к текстам Гомера. · Аристофан Византийский (III – II в. до н.э.): заложил основы лексикографии, как создавать словари. Создал словари аттического и лаконского диалектов; словари наименований, построенные по предметному принципу (например, словарь «о наименовании возрастов», словарь слов со значением родства). Римская лексикография: · Август Веррий Флакк (2 половина Iв. до н.э. - начало I в. н.э.): создал толковый словарь «О значении слов», в котором слова, способные вызвать затруднения лексического или грамматического характера; обычно это были слова устаревшие, специальные, многозначные; содержатся морфологические и фонетические особенности слов, а также их стилистические характеристики и этимологические справки. · От IV в н.э.: - римские словари-справочники: 20 глав, в каждой главе – конкретная задача - тематические словари (наименования кораблей, виды одежды, разновидности сосудов – описание в словарях самих вещей) - словари синтаксической сочетаемости (синтаксические конструкции с примерами) Фонетика Интерес к фонетике проявлял Демокрит. С концом V в. до н.э. связывают наблюдения над особенностями образования звуков и попытки создания их классификации. В древней Греции фонетические исследования с самого начала отличались тем, что они проводились в тесной связи с теорией музыки и включались в метрику. Много внимания ритмике и метрике уделяли представители пифагорейской школы. Значительный шаг был седлан Аристотелем: он более подробно характеризует звуки речи, используя при этом как акустические, так и артикуляционные признаки.
Вклад греко-латинского языкознания в европейскую науку: · Существенный вклад в развитие письма · Алфавит · Философия языка · Грамматический канон · Зарождение и становление разделов языкознания (риторика, стилистика, поэтика, вопросы лексикологии и лексикографии идр. · Филологические школы · Основы лингвистической терминологии · Традиции исследования литературных текстов
Философские проблемы языка одинаковы во всех школах, практическое изучение языка – разное: Китай – лексикография; индия – фонетика; Средиземноморье – грамматика. № 5. Внутренняя периодизация лингвистики средневековья, общая характеристика периода позднего средневековья и Возрождения. 5. Внутренняя периодизация лингвистики средневековья, общая характеристика периода позднего средневековья и Возрождения. Что касается собственно хронологических рамок данного периода, то традиционным началом его считали V в. (падение Западной Римской империи)но с оной стороны это ткажется слишком поздними как бы путь от античности к средневековью произошол мгновенно. Ведь в первые века нашего века соперничают между собой философские традиции, формируются очаги новой веры.и следовательно целесообразно дотировать начало не позднее 2-3 века., а концом – XV (открытие Америки Христофором Колумбом). Впрочем, полного единства здесь не наблюдается: многие историки относили рубеж Средневековья к середине XVII в. (Английская буржуазная революция), связывая его с окончательным распадом феодальных отношений. в азиатских странах 18-19 век.последняя дата показывает существенно обновление духовной жизни, изменение языковой ситуац., проводиться большая рвбота по выработке и закреплению норм. Периож Возрождения включается в период средневековья.В рамках европ.средневековья периоды:1)ранее сред.со второй пол 2-3в.до 6-7в. 2)позднее сред.с7-14в.(границы определяются м/д позд.и ран.с учетом факторов.1.Сложилось к конц6-7вфеодальное госуд-во.складываюся отдельные народности,возникают городакак культурные центры рвннефеодальных госудв2.происходит окончательное разделение церквей на православие и католицизм, что завершило формирование особых рклигиозно культурных ареолов, в рамках кот и развивается лингвистическая мысль.3.Катол.церковь добилась ведущего положения.определилась особенность идеологической формы западноевр.феодализма – схоластика(рациональное обоснование религиозных догм путем применения логического метода доказательства.В рамках всх.возикает логический спор о природе общих понятий кот. сыграл исключительную роль не только в логике но и лингвистике.) 3)возрождение с 14-конец16-серед.17в.Бог превращается в божественное начало наделимое всеми необ.силами, человек рассматривается в его земном предназначении., возникают новые переводы произведений античности, формируются новые черты текстологии.Рост самосознания народов приводит к открытому заявлению о ценности родного языка. Итог: два направления1)практическое-описание аспектов разных языков, создание грамматик, словарей,письменности.2)теоретическое- постановка и решщение проблем языка в рамках теологических учений.Сходство развития теоретич мысли средн.и античн. Состоит в том что прлоблемы теории языка возникли в рамках общих размышлений о бытии мира осмыслить его происхождение и законы существлования.Однако в античности языковедческие проблемы были частью философии, а в ср.стали частью теологии и предметом размышления теологов,утверждвших идею идинобожия.
Периодизация средневековья (СР): 1. 2 половина II – III вв.: происходят серьезные историко-политические и историко-культурные процессы: укрепление племенных союзов; оживление местных традиций, языков. Зарождается учение ранних христианских теологов патристика – учение о церкви. 2. XVI – середина XVII в.: разложение феодализма -> смена типа мышления, обновление духовной жизни; изменение языковой ситуации с началом формирования языков народностей. Внутренняя периодизация СР: 1. Раннее СР – со второй половины II – III в. до XI – XII вв. 2. Позднее СР – с XII в. до XIV в. 3. Возрождение – с XIV в. до конца XVI – середины XVII в. Говоря о лингвистических учениях СР, следует выделить два направления: практическое – собственно описание различных аспектов разных языков, создание грамматик, словарей, письменности, и теоретическое – постановка и решение проблем языка в рамках теологических учений. Сходство развития теоретической мысли СР и античности: проблемы теории языка возникли в рамках общих размышлений о бытии мира, в попытке осмыслить его происхождение и законы существования. Однако в античном мире языковедческие проблемы были частью философии, тогда как в СР – частью теологии. Фундаментальные различия идей СР и античности: Средневековое мышление – теоцентрично: Бог – является абсолютной основой всего сущего. Оценка любого явления мира осуществляется с позиции религиозных доктрин. Античность – стихийный материализм: мир создался каким-то образом. Оценка осуществлялась через доказательства, непротиворечивые постулаты.
ПОЗДНЕЕ СР В эпоху позднего СР происходят существенные изменения в интеллектуальной жизни общества. В 12 -13 вв. возникают новые центры культуры и образования – университеты. В университетах помимо семи artes liberals (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), которые были в античности, начали изучать теологию, право и медицину. Движущей в средневековой учености стала логика (или диалектика) (перевод трудов Аристотеля). С созданием университетов возобновился интерес к латинским авторам: Вергилий, Овидий, Марциала и др. Составлялись антологии античных авторов, создавались краткие глоссы, комментарии к древним текстам. В Западной Европе еще с 11 века начала развиваться схоластика, которая стремилась дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, теологическим проблемам путем применения логического метода доказательства. В рамках схоластики возникла дискуссия о природе общих идей, или общих понятий (универсалий), начало которой было положено в трудах отцов церкви, писавших об основных христианских догматах – о сущности Троицы и акте Творения. Схоластический спор об универсалиях восходит к учению св. Аврелия Августина (354-430) об идеях, которые содержатся в самом бытии Божием, в его сущности до сотворенных Им вещей. Существенным для развития схоластики стали изучение трудов Аристотеля, особенно после того, как был переведен весь «Органон» (12 в.), и знакомство с трудами арабоязычных мыслителей, переведенных на латинский язык. Особую актуальность в споре об универсалиях приобретает мысль Платона о существовании «идей» как отдельных сущностей. Вопрос о природе общих идей, или понятий, который стоял в центре схоластики, дискутировался в течение 5 столетий. По сути это был вопрос о природе «родов» и «видов» (абстрактных понятий), об их отношении к единичным вещам, к человеческой мысли и к именам. В решении данного вопроса определилось два направления: реализм и номинализм. Реалисты утверждали, что реально существует все, чему есть имя – реальность абстрактных понятий (мудрость, справедливость, зло, добро). Реалист – Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Номинализм был основан Иоанном Росцеллином (1050-112), который считал, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а общие понятия – это только слова, вне языка они не соответствуют ничему реальному. Это порождения человеческого разума. Компромиссные позиции: · Умеренные номиналисты (или концептуалисты): Пьер Абеляр (1079-1142): ни вещи, ни слова не универсальны, универсально высказывание (предложение, выражение, речь), в предложении нельзя одну веь приписывать другой, а можно только сообщить нечто общее. · «Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225-1274): примирил положения реалистов и номиналистов и выделил 3 разновидности общего: 1) находящиеся в Божественном разуме и существующие до единичных вещей (для христианской цекрви), 2) существующие как общее в самих единичных вещах (реалистам), 3) существующие в разуме человека как следствие обобщения (номиналистам). Однако его теория не разрешила вопрос оприроде универсалий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|