Новые возможности и проблемы
Несмотря на то что информационные системы открывают массу заманчивых возможностей для организаций и отдельных лиц, они также зачастую служат источником новых проблем и ставят перед менеджерами принципиально новые задачи. Данная книга поможет вам научиться в полной мере использовать все преимущества компьютерных технологий и решать проблемы, возникающие при работе с ними. Информационные системы: ключевые вопросы управления Хотя информационные системы развиваются в ошеломляющем темпе, в их создании и в работе с ними нет ничего сложного. Как правило, менеджеры вынуждены решать задачи в следующих пяти ключевых областях: 1. Стратегическая бизнес-проблема: деятельность киберкорпорации. Каким образом компании могут использовать информационные технологии, чтобы быть конкурентоспособными, работать максимально эффективно и со временем полностью перейти на компьютерную платформу? Создание киберкорпорации и реализация всех потенциальных выгод — долгий и слож- ный путь для большинства организаций. Несмотря на крупные инвестиции в информационные технологии, многие компании не смогли добиться заметного роста прибылей, некоторым так и не удалось трансформироваться в киберкорпорацию. Мощности и возможности компьютеров и программного обеспечения растут гораздо быстрее, чем способность организаций применять эти технологии на практике. Чтобы полностью использовать преимущества информационных технологий и достичь максимальной эффективности работы, большинству организаций требуется полностью перестроиться. Им придется изменить организационную политику, создать новые бизнес-модели и расформировать «устаревшие» подразделения. Если
сконцентрироваться только на автоматизации основных бизнес-процессов, нельзя целиком использовать потенциал информационных систем. 2. Глобализация: знакомы ли фирмы с требованиями, предъявляемыми к бизнесу и его информационному обеспечению в условиях глобализации экономики? Быстрый рост международной торговли и наметившиеся тенденции глобализации требуют использования информационных систем, способных обслуживать производственные и торговые операции в различных странах. В прошлом каждый региональный филиал транснациональной корпорации решал только свои собственные проблемы в области информатизации. Различия в языках, культуре и политике отдельных стран зачастую приводили к хаосу в главном офисе компании. Чтобы успешно развивать межнациональные информационные системы, компании должны разрабатывать технические, программные и коммуникационные стандарты, а также создавать транснациональные финансовые и отчетные структуры. 3. Информационная инфраструктура: каким образом организации должны развивать свою информационную архитектуру, чтобы она служила их целям и не отставала от прогресса в области компьютерных систем? Сегодняшние экономические условия и наступление компьютерной эры требуют принципиально нового подхода к созданию информационных структур. Информационная архитектура — это форма, которую информационная технология принимает в отдельной фирме, направленная на достижение поставленных этой фирмой целей и выполнение специфических функций. Это и архитектура программного обеспечения, и структура организационных уровней, и способы работы с информационными системами, принятые в организации. Чем реальнее структура организации напоминает кибер-корпорацию, тем больше функций и уровней объединяется в отдельных модулях подобной инфраструктуры. Поскольку менеджеры и другие сотрудники работают с этими системами «напрямую», она должна отвечать всем требованиям бизнеса компании в настоящее время и в будущем.
На рис. 1.11 показаны основные элементы информационной инфраструктуры, с которыми менеджерам придется иметь дело сейчас и развивать их в будущем. В архитектуре присутствуют деловые приложения для каждой функциональной области организации, включая сбыт и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и трудовые ресурсы. На этом же рисунке изображены приложения, служащие для поддержки бизнес-процессов, объединяющих несколько организационных уровней и функций, а также связывающих предприятие с поставщиками, дистрибьюторами, деловыми партнерами и клиентами. Информационная инфраструктура предприятия служит технологической платформой для дальнейшего создания архитек- Information architecture (информационная архитектура/инфраструктура) Форма, которую информационная технология принимает в отдельной фирме, направленная на достижение поставленных этой фирмой целей и выполнение специфических функций. туры. Компьютерное оборудование, программное обеспечение, устройства хранения данных, сети и людские резервы — это отдельные «ресурсы» системы, с которыми работают ее приложения. Современные информационные инфраструктуры, как правило, связаны с сетями общего пользования, такими как Интернет. Хотя данная техническая платформа обычно обслуживается техническим персоналом, руководство компании должно решить, как распределять ресурсы при инвестициях в информационные технологии (Вейль (Weill) и Бродбент (Broadbent), 1997-1998). Ниже перечислены несколько типичных вопросов, относящихся к информационной архитектуре и инфраструктуре, на которые должны давать ответы современные менеджеры. Будут ли данные, касающиеся системы сбыта корпорации и других ее бизнес-функций, передаваться на все web-ресурсы компании или они должны быть сосредоточены только в штаб-квартире компании? Будет ли организация создавать коммуникационные системы для связи отдельных элементов ее структуры и различных программных приложений? Будет ли организация расширять инфраструктуру за пределы своих границ, связывая ее с клиентами и поставщиками? На эти вопросы не существует универсальных ответов, способных пригодиться в любой ситуации. Более того, бизнес — постоянно изменяющаяся сфера, поэтому информационная структура предприятия также должна быть открыта для любых изменений.
Создание информационной архитектуры и инфраструктуры представляет собой особенно сложную задачу для киберкорпорации. Большинство компаний использует множество изолированного и несовместимого между собой компьютерного оборудования, программ, телекоммуникационных сетей и информационных систем, которые только мешают свободному распространению информации внутри фирмы. Несмотря на это, использование интернет-стандартов может решить некоторые проблемы совместимости, создание глобальной технической платформы предприятия редко оказывается такой простой задачей, как это описывается в книгах. Многие организации до сих пор заняты объединением собственных информационных массивов и технологий. Построение информационных структур подробно рассматривается в гл. 5-9. 4. Инвестиции в информационные системы: каким образом организации определяют ценность информационных систем для своего бизнеса? При широком распространении мощного и недорого компьютерного оборудования технические проблемы теряют свою значимость, на первый план выступают проблемы, связанные с управлением и организацией деятельности. Одно дело использовать информационные технологии для проектирования, производства, сбыта и доставки новых продуктов. Совсем другое — делать деньги, используя те же технологии. Как организации могут обеспечить себе достаточную прибыль при инвестициях в информационные системы? Множество изменений, происходящих в структуре организации и ее информационных системах, отнимает немало сил и средств. Высшее руководство компании должно дать ответ на следующие вопросы. Получим ли мы прибыль от инвестиций в новые компьютерные системы? Какова величина прибыли конкурентов по сравнению с нашей? Необходимость траты средств на построение отдельной системы не всегда очевидна; не всегда можно заранее сказать, будет ли вся система стоить затраченных на нее труда и времени. Теперь поставьте себя на место руководителя предприятия, ответственного за создание информационной архитектуры, — неправильное решение или неоправданный риск могут стоить компании десятков миллионов долларов и лет, потраченных впустую.
5. Ответственность и контроль: как можно убедиться в том, что информационные системы предприятия используются надлежащим образом, т. е. не нарушают этических и социальных принципов? Как спроектировать информационные системы, в которых сотрудникам будет легко разобраться и научиться их контролировать? Хотя использование информационных систем дает массу выгод и преимуществ, необходимо учитывать и новые ПРНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ Планирование нового интернет-бизнеса Предположим, что вы планируете разработать новый интернет-ресурс, где владельцы кошек и собак смогут получить советы касательно здоровья своих питомцев, поведения и дрессировки, питания и ухода за животными, а также приобрести такие товары, как «кровати» (коврики, корзинки и т. д.), клетки для перевозки, посуду, игрушки, средства от блох, щетки и расчески. Посетители вашего web-сайта также будут иметь возможность обмениваться информацией друг с другом. Проводя исследование рынка Соединенных Штатов, вы можете получить следующие статистические данные от Американского департамента коммерции (Стятистический обзор США):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|