Домохозяйства, содержащие домашних животных, и их годовой доход
Годовой доход Владельцы собак, % Владельцы кошек, % Менее $12 500 14 15 $12 500-24 999 20 20 $25 000-39 999 24 23 $40 000-59 999 22 22 Свыше $60 000 20 20 Итого 100 100 Годовой доход пользователей Интернета (процентное соотношение) Годовой доход Количество пользователей, % Менее $20 000 5 $20 000-49 999 26 $50 000-74 999 28 Более $75 000 40 Итого 100 1. Какие выводы можно сделать из полученной информации? 2. Какая дополнительная информация может оказаться полезной для принятия решения о том, будет ли такой бизнес прибыльным, определения ассортимента предлагаемых товаров и выбора ценовой политики? возникающие проблемы и трудности, о которых менеджеры должны знать заранее. Часть из них представлена в табл. 1.6. Во многих разделах этой книги описываются сценарии, так или иначе затрагивающие вопросы этики, поэтому данной теме посвящена отдельная гл. 15. Основное затруднение для менеджера заключается в принятии правильных решений, которые будут учитывать все последствия внедрения таких систем — как позитивные, так и негативные. Менеджеры будут также часто сталкиваться с проблемами обеспечения безопасности и контроля информационных систем. Эти системы играют столь важную роль в бизнесе, государстве и в повседневной жизни, что организации вынуждены принимать специальные меры, чтобы быть уверенными в точности, надежности и безопасности. Фирма может накликать беду, Таблица 1.6 Положительные и отрицательные воздействия информационных систем
если она использует информационные системы, не работающие как положено, или предоставляют информацию в такой форме, которую нельзя однозначно интерпретировать.
Менеджерам придется ответить на следующие вопросы: сможем ли мы использовать в наших информационных системах надежные стандарты качества, такие же, какие применяются при создании товаров и услуг? Сможем ли мы создать информационные системы, которые будут соблюдать принципы конфиденциальности личной информации людей и при этом соответствовать целям и задачам организации? Будут ли эти системы контролировать деятельность сотрудников? Какие меры будут приняты, если автоматизация некоторых процессов приведет к сокращению числа рабочих мест?
Данная книга призвана помочь менеджерам в решении подобных задач. Чтобы способствовать этому, каждая следующая глава также будет заканчиваться разделом, посвященным трудностям в управлении предприятием, связанным с ключевой темой раздела («Основы управления»). Резюме 1. Оцените роль информационных систем в современном деловоцмире, где царит конкуренция. Информационные системы стали незаменимыми в плане ОСНОВИ УПРАВЛЕНИЯ Менеджмент Менеджеры ответственны за анализ множества задач и решение проблем, встающих перед организацией, а также за разработку стратегий и планов действий. Информационные системы являются одним из инструментов менеджера, дающим ему информацию, необходимую для принятия решений. Они также помогают в процессе выполнения принятых решений и используются в качестве рычагов управления. Организация Информационные системы глубоко укоренились в различных организациях, от них зависят сама корпоративная культура, политика, рабочие процессыи стандартные операционные процедуры. Они являются инструментами, служащими для изменения структуры организаций, преобразовывая отдельные элементы этой структуры в новые бизнес-модели и расширяя границы предприятий. Преимущества, предоставляемые ими, ведут к глобализации экономики, появлению «уплощенных» организаций и киберкорпораций. Технология Сетевая революция идет полным ходом. Технология информационных систем более не ограничивается компьютерами, но состоит из целого спектра технологий, позволяющих соединять отдельные компьютеры в сети, расширяя область их действия далеко за пределы обычного офиса. Интернет представляет собой универсальную гибкую платформу для создания потоков информации, беспрепятственно распространяющихся внутри предприятия и за его пределами, связывая фирму с клиентами, поставщиками и деловыми партнерами. Вопросы для обсуждения 1.Информационные системы слишком важны, чтобы оставлять их «на попечение» специалистов по компьютерам. Вы согласны с этим утверждением? Почему? 2.Так как компьютеры становятся все более мощными и дешевыми, а Интернет распространяется все шире, большинство проблем, связанных с информационными системами, со временем будет неактуальными. Вы согласны с этим? Почему?
помощи фирмам в реагировании на глобальные экономические изменения. Они предоставляют в распоряжение компаний инструменты для связи и анализа, позволяя вести дела в гораздо более крупных масштабах. Информационные системы служат основой для создания новых наукоемких продуктов и услуг, а также помогают фирмам работать с базами данных и знаний. Такие системы позволяют фирмам сократить число организационных уровней, создавать децентрализованные структуры и более гибкие механизмы работы менеджеров и других сотрудников. Организации стараются стать более конкуренто-способными, а также ищут эффективные способы преобразования в киберкорпораций, в которых практически все ключевые бизнес-процессы и взаимоотношения с клиентами, поставщиками и сотрудниками строятся на основе компьютерных технологий. 2. Расскажите о деловых и технических перспективах использования информационных систем. Объясните, в чем заключается разница между компьютерной и информационной грамотностью. Основное предназначение информационных систем — сбор, хранение и распространение информации с целью поддержки организационных функций и принятия решений. Кроме того, они выполняют функции связи, координирования деятельности, контроля, анализа и визуализации данных. Информационные системы преобразуют поток исходных данных в полезную информацию, используя три основные процедуры: ввод, обработку и вывод данных. С точки зрения бизнеса такая система представляет собой организационное и управленческое решение, основанное на информационных технологиях, предназначенное для работы с встающими на пути фирмы проблемами. 3. Компьютерная грамотность заключается в знакомстве с информационными технологиями и четком представлении о принципах функционирования компьютерных систем. Информационная грамотность — это общее представление об информационных системах, включающее в себя знание принципов работы с ними организаций и отдельных пользователей, вкупе с техническими навыками работы с компьютерами. Информационная грамотность объединяет в себе как чисто техническую, так и «поведенческую» методику изучения информационных систем — результатом является социально-технологический (социотехнический) подход к таким системам.
4. Объясните, каким образом информационные системы преобразуют структуру организаций и методы управления. Современные информационные системы являются фактором, оказывающим непосредственное влияние на эффективность работы организации. Такие системы используются как в повседневной деятельности компании, так и в разработке глобальной стратегии будущих действий. Мощные компьютеры, программное обеспечение и сети, включая Интернет, помогают организациям более оперативно реагировать на возникающие ситуации, удалять лишние управленческие звенья, не брать в расчет месторасположение сотрудников и более рационально организовывать трудовой процесс, открывая новые возможности как для рядовых сотрудников, так и для верхних эшелонов управления. 5. Информационные технологии предоставляют в распоряжение менеджеров инструменты для точного планирования, оценки и мониторинга деятельности предприятия. Чтобы использовать все преимущества информационных технологий с максимальной отдачей, необходимо тщательно планировать информационную архитектуру и инфраструктуру информационных систем. 6. Опишите взаимосвязь киберкорпорации, электронной коммерции, электронного бизнеса и интернет-технологий. Интернет представляет собой основную технологическую платформу для электронной коммерции, электронного бизнеса и киберкорпорации. Интернет и другие компьютерные сети дают возможность предприятиям автоматизировать ручные процессы и заменить бумажные документы потоками электронной информации. В электронной коммерции предприятия имеют возможность заключать между собой сделки и продавать товары частным лицам, используя компьютерные технологии. 7. Электронный бизнес использует Интернет и компьютерные технологии уско -рения процесса обмена информацией внутри организации и за ее пределами. Киберкорпорации интенсивно используют интернет-технологии в электронной коммерции и электронном бизнесе для управления внутренними процессами предприятий и организации внешних связей. 8. Укажите основные управленческие задачи, возникающие при создании и использовании информационных систем на предприятиях. Существует пять основных типов задач: (1) создание систем, которые будут максимально конкурентоспособными, эффективными и максимально охватывающими все бизнес-процессы предприятия; (2) правильное определение требований, предъявляемых к информационным системам; (3) создание информационной архитектуры и системной инфраструктуры, отвечающих целям организации; (4) определение их ценности для бизнеса; (5) разработка систем, понятных пользователям и простых в управлении, а также не нарушающих основные этические принципы.
Ключевые термины Бизнес-функции; бизнес-процессы; коммуникационные технологии; компьютерные информационные системы (КОИС); аппаратное обеспечение; компьютерная грамотность; компьютерное программное обеспечение; сотрудники; работающие с данными; киберкорпорация; электронный бизнес; электронная коммерция; электронный рынок; экстрасеть; обратная связь; формальная система; информация; информационная архитектура; информационная система; информационная грамотность; информационная инфраструктура; интеллектуальные системы; внутренняя сеть; наукоемкие продукты; сотрудники; работающие с информацией и знаниями; информационные системы управления (ИСУ); массовая кастомизация; менеджеры среднего звена; Сеть; оперативное руководство; вывод данных; обработка; рабочие и служащие; старшие менеджеры; стандартные операционные процедуры (СОП); технология хранения данных; web-сайт; World Wide Web. Контрольные вопросы 1. Почему информационные системы играют такую важную роль в современном бизнесе? Назовите четыре основные причины. 2. Расскажите о возможностях киберкорпорации. Почему их позиции столь сильны? 3. Что такое информационная система? В чем разница между компьютером, компьютерной программой и информационной системой? Чем отличаются данные от информации? 4. Каким образом информационные системы превращают исходные данные в полезную информацию? Какое отношение к этому имеет обратная связь? 5. Что такое информационная грамотность? Чем она отличается от компьютерной грамотности? 6. Каковы организационные, управленческие и технологические аспекты информационных систем? 7. Опишите разницу между поведенческим и техническим подходами к изучению информационных систем в форме вопросов и ответов. 8. Какие дисциплины нужно знать, чтобы изучать информационные системы? 9. Какова взаимосвязь организации и ее информационных систем? Как она меняется со временем? 10. Что такое Интернет и World Wide Web? Как они влияют на роль информационных систем в деятельности организаций? 11. Опишите самые значительные изменения в структуре организаций, к которым приводит внедрение информационных систем. 12. Какие изменения информационные системы вносят в процесс управления? 13. Какова взаимосвязь сетевой революции, киберкорпорации, электронной коммерции и электронного бизнеса? 14. Что подразумевается под понятиями информационной архитектуры и инфраструктуры информационных технологий? Почему менеджеры должны уделять им пристальное внимание? 15. Какие ключевые управленческие задачи должны сегодня решать менеджеры при создании информационных систем, работе с ними и обслуживании? Групповой проект Вместе с тремя или четырьмя сокурсниками найдите в компьютерном или деловом журнале описание информационной системы, используемой предприятием. Найдите в Интернете информацию об этой компании и составьте краткое описание ее деятельности. Опишите работу системы: ввод данных, обработка и вывод информации. Расскажите об организационных, управленческих и технических возможностях информационной системы, покажите ее значение для компании. По возможности используйте программы для создания электронных презентаций. Практический пример Сможет ли General Electric стать киберкорпорацией? Компания General Electric (GE) — один из крупнейших мировых производителей. Журнал «Fortune» назвал GE «самой популярной компанией в Америке» в 1998, 1999 и 2000 гг. Джек Уэлч Oack Welch), президент и председатель правления компании с 1981 г., часто номинируется на звание самого популярного президента американской фирмы. Расположенная в Ферфилде, штат Коннектикут, штаб-квартира корпорации состоит из 20 отделов, включая отдел электроприборов, радиои телевещательных систем, главное управление, департамент медицинских систем и приборов и отдел транспортных систем. С приобретением фирмы Honeywell, о чем было объявлено в октябре 2000 г., GE превратилась в компанию с годовым доходом в $155 млрд, в которой работают 460 тыс. сотрудников в 100 странах. Несмотря на размер компании и несколько устаревшие методы ведения дел, журнал «Internet Week» присвоил General Electric первое место в области электронного бизнеса в 2000 г. Сможет ли компания преобразовать себя в киберкорпорацию? В январе 1999 г. во Флориде прошло собрание 500 ведущих менеджеров компании, на котором Уэлч объявил о новой инициативе — превращении General Electric в интернет-компанию. Предыдущие инициативы преобразили GE и частично послужили причиной феноменального увеличения прибыли за последние два десятилетия. В число этих инициатив входили глобализация компании в начале 1980-х гг., введение в 1995 г. системы «товары плюс услуги», направленной на повышение качества обслуживания клиентов, а также программа контроля качества «Six Sigma», запущенная в 1996 г., основанная на обратной связи с покупателями и обработке их отзывов и предложений. Уэлч заявил, что Интернет «в будущем изменит способы ведения бизнеса. Он принесет изменения во все взаимосвязи различных фирм, их клиентов и поставщиков». Благодаря внедрению интернет-технологий компания сможет сэкономить $10 млрд в ближайшие два года. Гарри Рейнер (Garry Reiner), главный информационный менеджер компании, позже добавил: «Мы планируем автоматизировать практически все операции купли-продажи, и в будущем все подобные операции будут электронными». Рейнер также планировал автоматизировать и другие процессы, включая службу поддержки пользователей и прием заказов. Компания General Electric постепенно внедряла компьютерные технологии еще до саммита во Флориде, проводя через Интернет больше операций купли-продажи, чем любая другая компания, не производящая компьютеры. К примеру, спустя 6 месяцев после начала использования Интернета для торговых операций (в середине 1996 г.) подразделение GE Lighting смогло сократить свой торговый цикл с 14 до 7 дней. Компания также смогла сэкономить от 10 до 15% средств на закупке сырья и комплектующих благодаря размещению своих заказов в Интернете. В 1997 г. семь других подразделений GE стали приобретать необходимые материалы через Интернет. Компания даже продала эту технологию другим фирмам, включая Boeing и ЗМ. Подразделение General Electric под названием Polymerland с 1994 г. распространяет техническую документацию через World Wide Web. Фирма разместила каталоги своей продукции в Интернете в 1995 г., а в 1997 г. создала специальный web-pecypc для электронной торговли. Эта система позволяет клиентам искать нужные товары по их характеристикам, получать всю необходимую информацию по выбранной позиции, осуществлять покупки в кредит, отслеживать прохождение груза и даже осуществлять возврат купленных товаров. Еженедельный объем он-лайновых продаж Polymerland вырос с $10 тыс. в 1997 г. до $6 млн — в 2000 г. Уэлч дал задание всем подразделениям корпорации выяснить, какие интернет-компании угрожают их бизнесу, назвав этот проект DYB (Destroy Your Business — уничтожь свой бизнес). Он пояснил, что если фирмы не смогут осознать свои слабости и уязвимости, то это за них сделают другие. Вооруженные полученной информацией менеджеры подразделений должны были изменить структуру своих организаций, чтобы избежать возможных опасностей. Каждое из 20 подразделений General Electric создало специально для этого небольшие рабочие группы. Уэлч также порекомендовал им переместить основные операции в Интернет и исследовать новые возможности, предоставляемые компьютерными сетями. Результатом их работы должны были стать бизнес-планы, где указывались бы способы борьбы с конкурентами и необходимые действия, которые следовало для этого предпринять. Рейнер дал указания всем менеджерам подразделений разработать альтернативные подходы к электронному бизнесу и принять меры по сокращению накладных расходов. Интернет-инициатива началась с изменения корпоративной культуры «на самом верху» компании. Все внутренние рассылки и новости компании стали передаваться только через Интернет. Чтобы обеспечить доступ к Интернету служащих из категории «синих воротничков» (рабочие), General Electric установила во всех заводских цехах специальные интернет-киоски. Тысячи менеджеров высшего звена и исполнительные директора, включая самого Уэлча (который дополнительно брал уроки «слепой печати»), были прикреплены к молодым преподавателям, которые занимались с ними 3-5 часов в неделю, обучая пользованию компьютерами и работе в Интернете. Они анализировали web-сайты конкурентов и использовали Сеть для поиска новых возможностей расширения бизнеса. Каждый сотрудник General Electric прошел специальную подготовку. Благодаря этому к 2000 г. компания смогла сэкономить от 30 до 50% средств (порядка $10 млрд) на административные расходы — всего за 18 месяцев работы в Интернете. Данная инициатива явилась источником множества новых проектов. К примеру, подразделение GE Medical Systems, занимающееся производством диагностического оборудования, определило своих конкурентов в лице компаний, таких как WebMD, которые предоставляли клиентам непредвзятую информацию обо всех подобных товарах и продавали их через свой web-сайт. На этой web-странице продукция General Electric ничем не выделялась из ряда аналогичного оборудования. Реакцией на сложившуюся ситуацию было создание интернет-ресурса «iCenter», предназначенного для поддержки пользователей продуктов компании. Ресурс «iCenter» сконцентрировал в себе всю необходимую информацию вкупе с системой ответов на любые вопросы посетителей ресурса, при этом основной упор делался на сравнении аппаратуры General Electric с продуктами конкурентов (путем сравнения результатов работы устройств в сходных условиях). Кроме того, заказчики теперь могут загружать демоверсии программных продуктов и работать с ними 30 дней, прежде чем принять решение о покупке. Для клиентов фирмы доступны интерактивные курсы повышения квалификации, обучающие их работе с продуктами компании. Также регулярно проводятся распродажи устаревшего и бывшего в употреблении оборудования (в форме интернет-аукционов), которые пользуются повышенным спросом в странах с развивающейся экономикой. Это помогло компании завоевать новые рынки сбыта* Отделение GE Aircraft адаптировало «iCenter» под свои нужды и теперь может вести мониторинг работы двигателей, даже когда самолет находится в воздухе. Подразделение GE Power Systems разработало систему «Turbine Optimizer», использующую Интернет для контроля работы турбин, выпускаемых компанией, и сравнения их производительности (по таким параметрам как, к примеру, потребление топлива) с другими турбинами таких же типов по всему миру. На сайте можно найти советы, как повысить эффективность работы турбин и сколько это будет стоить. Клиент даже может заказать эти усовершенствования, обратившись в специальную службу прямо через web-страницу. В конце 1999 г. отдел GE Transportation запустил в эксплуатацию интернет-аукцион для приобретения на нем материалов и комплектующих у поставщиков. Немного позже этой системой стали пользоваться подразделения Power и Medical. Еще позднее выяснилось, что через аукционы проходила половина сделок с поставщиками (на сумму в $5 млрд) в 2001 г. Использование аукционной системы позволило добиться снижения цен по большинству контрактов. Кроме того, снизился процент ошибок в заказах и ускорился процесс приобретения и доставки грузов. Компания подсчитала, что это привело к экономии средств в размере от 10 до 15%. ■ Подразделение GE Appliances пришло к выводу, что электроприборы обычно продаются конечным потребителям через крупных и мелких розничных торговцев и что Интернет может полностью изменить такую систему сбыта, если сбывать товар крупными партиями через специализированные web-сайты и интернет-аукционы. Однако компания хотела сохранить старую модель торговли, чтобы не потерять своих постоянных клиентов (в отличие от компаний Maytag, Whirlpool и Frigidaire). Была разработана система для компьютеризации учета в розничной торговле, согласно которой товары продолжали продаваться через магазины, такие как Ноте Depot, в которых покупатели могли заказывать понравившиеся им продукты. Розничные торговцы получали проценты с продаж, а товар доставлялся прямо на дом заказчику. В 2000 г. 45% общего объема продаж GE Appliances ($2,5 млрд) пришлось именно на такую форму торговли. В 2001 г. планируется продавать через Интернет 67% всех производимых товаров. Корпорация General Electric и все ее подразделения выпустили массу пресс-релизов, где рассказывается об успехах их инициатив и приводятся соответствующие финансовые данные. «В 1999 г. 30% заказов мы получили через Интернет», — заявила Мэриан Пауэлл (Marian Powell), вице-президент компании по вопросам электронного бизнеса. А в 2000 г. «эта цифра должна составить 60% от общего числа заказов, что составит более $1 млрд». Главный управляющий корпорации по вопросам информации Рейнер сказал: «Речь идет не просто об изменениях. Мы говорим о полной реконструкции». В январе 2001 г. в журнале «Industry Standarts» появилась критическая статья Марка Роберти (Mark Roberti). Он полагает; что General Electric чересчур интенсивно внедряет интернет-технологии. Он также заметил, что «вряд ли такие поспешные действия приведут к заметному росту прибыли... поскольку компания не использует Интернет для охвата новых рынков сбыта или поиска новых источников дохода». Роберти поставил под сомнение суммы сэкономленных средств, декларированные руководством компании. Чтобы сократить расходы при переносе бизнес-процессов в Интернет, фирма «должна уволить или переместить значительное число своих сотрудников, чего СЕне потрудилась сделать». Он привел следующий пример: 60% заказов подразделения Capital Fleet Services теперь приходят через Сеть, однако это почему-то не привело к сокращению числа сотрудников центра обработки заказов. Корпорация заявляет, что ее накладные расходы и расходы на содержание управленческого аппарата, если брать их соотношение с объемами продаж, в лучшем случае сократились с 24,3% в 1999 г. до 23,6% в 2000 г., что никак нельзя назвать успешным результатом. Более того, он отмечает, что руководство фирмы осведомлено о том, что вложения в информационные технологии не приносят ожидаемой прибыли. К примеру, хотя Рейнер рассчитывал сэкономить $10 млрд в ближайшие 18 месяцев после 1999 г., в декабре 2000 г. он обнаружил, что реально удалось сохранить только $1,6 млрд, — немаленькая сумма, однако она не имеет ничего общего с гигантскими цифрами, предсказанными ранее. Экономия средств путем введения системы самообслуживания покупателей через Интернет оказалась не слишком хорошим решением и для других компаний, таких как IBM и UPS. Роберти утверждает, что Интернет не принес компании General Electric значительного числа новых клиентов. В итоге Роберти сказал, что «на протяжении третьего квартала 2000 г. GE уже не сможет демонстрировать значительного улучшения своих финансовых результатов, которое можно будет напрямую связать с электронным бизнесом». Несмотря на то что корпорация достигла значительного прогресса и даже стала лидером в своей отрасли, она не сможет сократить свои расходы, как это ожидалось ранее. Он отметил, что продолжительные заявления компании об ее успехах и множество пресс-релизов могли использоваться для поднятия цен на акции корпорации. И пожалуй, самое важное в статье Роберти заключается в том, что он попытался показать невозможность использовать интернет-технологии в борьбе с конкурентами (им понадобилось всего несколько месяцев, чтобы отреагировать на сложившуюся ситуацию и свести на нет все преимущества бизнеса General Electric). Источники: Mark Robert!. «General Electric'sSpin Machine», The Industry Standard, 15 January 2001; Meridith Levinson. «Destructive Behavior», СЮ Magazine. 15 July 2000; Diane Brady. «GE's Welch: This is the Greatest Opportunity Yet'», Business Week, 28 June 1999; Jon Burke. «Is GE the Last Internet Company?» Red Herring, 19 December 2000; Geoffrey Colvin. «How Leading Edge Are They?» Fortune, 21 February 2000; Cheryl Dahle. «Adventures in Polvmerland», Fast Company, May 2000; David Bicknell. «Let There Be Light», Computer-Weekly.com, 7 September 2000; David Drucker. «Virtual Teams Light Up GE», Internet Week, 6 April 2000; David Joachim. «GE's E-Biz Turnaround Proves That Big Is Back», Internet Week, 3 April 2000; Mark Baard. «GE's WebCity», Publish, September 2000; Faith Keenan. «Giants Can Be Nimble», BusinessWeek, 18 September2000; Marianne KolbasukMcGee. «E-Business Makes General Electric a Different Company», Information Week, 31 January 2000; «Wake-Up Call,» Information Week, 18 September 2000; Pamela L. Moore. «GE's Cyber Payoff», BusinessWeek, 13 April 2000; SrikumarS. Rao. «General Electric, Software Vendor», Forbes Magazine, 24 January 2000; Jim Rohwer, Jack Welch, Scott McNealv, John Huey, Brent Schlender. «The Odd Couple», Fortune, 1 May, 2000. Вопросы к практическому примеру 1. Расскажите обо всех деловых и технологических аспектах ситуации, в которой GE решила пойти на широкое внедрение интернет-технологий. 2. Каким образом компания использует интернет-технологии в своих внутренних и внешних бизнес-процессах? 3. Какие управленческие, организационные и технологические преимущества получила компания в результате перехода к новым моделям бизнеса? 4. Оцените успешность проекта General Electric. Удалось ли ей выполнить задуманное? Превратилась ли компания в киберкорпорацию? Почему? Глава 2. Информационные корпоративные системы
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Анализировать роль шести основных типов информационных систем в деятельности организаций и их взаимосвязи. 2. Описывать типы информационных систем, поддерживающих различные^ сферы бизнеса. 3. Оценивать взаимосвязь организаций, информационных систем и бизнес-процессов, включая управление взаимоотношениями с клиентами и поставками. 4. Дать объяснение тому, каким образом информационные системы совместно с промышленными компьютерными сетями позволяют вывести бизнес на новый уровень эффективности. 5. Оценивать все «плюсы» и «минусы» промышленных систем и компьютерных сетей. С помощью информационной системы Alpina развивается быстрее
астная компания Alpina Productos Alimenticios производит молочные про-*1 дукты, а ее штаб-квартира расположена в Боготе (Колумбия). Фирма JH. производит более 400 тыс. л молока в день и продает более 200 видов продуктов в Колумбии, Центральной и Северной Америке, включая широкий ассортимент сыров, йогуртов, молочных напитков, фруктовых соков и замороженных десертов. В состав компании входят 21 агентство по сбыту, заводы в Венесуэле и Эквадоре, около 3400 сотрудников, которые обрабатывают 72 млн заказов и 400 тыс. счетов в год. Разнообразие продукции, большой объем производства, а также огромный рынок приводят к тому, что управлять системой сбыта и поставок становится все сложнее. Молочные продукты должны постоянно находиться в охлажденном состоянии, а их средний срок хранения составляет всего 21 день. Поэтому компания вынуждена доставлять продукты прямо в магазины или на склады дистрибьюторов в течение суток с момента поступления заказа. Компания хочет расширить сферу своей деятельности за счет новых региональных и зарубежных рынков путем поддержания исключительно высокого качества продукции и уровня обслуживания, а также благодаря высокой эффективности производства. Ей придется справляться с последствиями экономического спада на некоторых местных рынках, привычкой потребителей к более низким ценам, а также бороться с новыми конкурентами. При этом, хотя Alpina удваивает объем продаж каждые два года, ее информационные системы не всегда поспевают за таким ростом. Компания разработала собственный набор информационных систем, которые все же не являются интегрированными и работают изолированно одна от другой. Причем совершенно невозможно объединить все информационные потоки внутри компании. С целью повышения продуктивности и конкурентоспособности руководство компании Alpina пришло к решению внедрить систему планирования ресурсов. Для этого в 1995 г. запускается грандиозный проект, результатом которого должно было стать создание интегрированной системы для работы со всеми бизнес-процессами, управления грузопотоками, контроля финансов, поддержки административных функций. В начале работ по выполнению проекта компания использовала программные продукты от нескольких производителей, однако впослед- ствии перешла на работу с системой Oracle Consumer Packaged Goods (CPG), позволяющей объединить все требуемые функции в «одном флаконе». В декабре 1998 г. Alpina установила Oracle CPG на всех своих заводах и в агентствах по сбыту продукции. Новая система позволила компании Alpina сократить материально-производственные запасы путем лучшего планирования и управления складированием сырья и готовой продукции. Компания сократила цикл оборота сырья с 35 до 25 дней, а оборот готовой продукции — с 8 до 5 дней. Благодаря внедрению системы управления снабжением Alpina сэкономила $2,7 млн в год. Компания также сумела сократить расходы на доставку продукции путем использования информации, полученной из системы, для объединения некоторых маршрутов поставок и создания новых, более эффективных маршрутов. Новые возможности в транспортном планировании помогли фирме сократить количество грузовых автомобилей и оптовых баз на 15%, что позволило сэкономить $200 тыс. только на транспортных расходах. Используя сведения о прошлых заказах, информационная система компании помогает заказчикам лучше планировать заказы и размещение на складах полученных товаров (они получили доступ к информации о товарах, пользующихся повышенным спросом). Компания воспользовалась этими сведениями для оценки и прогнозирования потребительского спроса на рынках Центральной Америки и Соединенных Штатов. Проблемы управления Предприятия нуждаются в различных типах информационных систем для поддержки принятия решений, помощи в выполнении функций на всех уровнях. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование на действия конкурентов, многие компании внедряют корпоративные системы, концентрирующие информацию, получаемую из различных регионов. Например, упомянутая ранее компания Alpina испытывает потребность в информационных системах, которые позволят ей эффективнее поставлять на рынок товары с помощью налаженной системы сбыта. В этом случае руководство фирмы пришло к решению разработать систему, объединяющую в одно целое важнейшие бизнес-процессы в областях, связанных с продажами, производством и логистикой. На врезке в начале главы описаны потенциальные преимущества для фирм, применяющих подобные решения. Такие системы обычно требуют серьезных изменений в организационной и управленческой структурах фирмы и значительных затрат, как материальных, так и временных. 1. Интеграция. Хотя зачастую необходимо разрабатывать отдельные системы, выполняющие различные функции на разных уровнях, все больше организаций предпочитает создавать интегрированные системы. Однако информационные системы, объединяющие все бизнес-процессы и функции, могут быть крайне сложными при построении и дальнейшей работе с ними, а также очень дорогими. Менеджерам следует заранее определить, какой уровень интеграции потребуется компании, и во что это обойдется itpn реализации. 2. Расширение сферы деятельности менеджеров. Большинство менеджеров привыкли заниматься отдельными областями бизнеса — конкретным отделом, офисом или цехом. Они редко готовы заниматься всей организацией в целом и обычно даже не знают, как к этому подойти. Однако информационные системы предприятий и промышленные сети требуют от менеджеров гораздо большего кругозора, причем сфера их интересов должна простираться даже за пределы их собственных компаний. Инвестиции в информационные системы, как правило, составляют значительные суммы, и процесс внедрения (и дальнейшего усовершенствования) должен проходить под руководством людей, имеющих целостное представление о целях и задачах фирмы. В данной главе будет исследована роль различных типов информационных систем в работе организаций. Вначале мы обратим внимание на способы классификации информационных систем, основанные на организационном уровне, для которого они предназначены. Затем рассмотрим системы с точки зрения организационных функций, которые они могут выполнять. Далее увидим, каким образом информационные системы могут поддерживать бизнес-процессы (включая связи с заказчиками и потребителями) и помогать в организации структуры снабжения/сбыта. И наконец, будут рассмотрены корпоративные системы и промышленные компьютерные сети, дающие возможность интегрировать информацию и бизнес-процессы в пределах целых фирм и даже отраслей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|