Horizontal industrial networks (горизонтальные промышленные сети)
Компьютерные сети, связывающие предприятия одной отрасли промышлен ности. Многие промышленные сети сегодня специализируются на поддержке систем снабжения предприятий. Системы планирования ресурсов в основном направлены на помощь в организации внутренних процессов производства, финансового учета и работы с персоналом и изначально в них не были заложены функции связи с поставщиками и клиентами. Однако производители программного обеспечения развивают свои продукты, чтобы их клиенты могли использовать все преимущества электронной связи с поставщиками сырья, другими производителями, оптовыми и розничными торговцами. Информационные корпоративные системы могут объединять в себе все внутренние процессы, связанные с системой снабжения компании, такие как сбыт, инвентаризация и производство, что упрощает процесс координирования действий фирмы с работой партнеров и заказчиков. Производственный отдел может получать точную информацию о том, что и сколько он должен изготовить, — данные основываются на объеме заказов, что позволяет сократить объем готовой
ОСНОВИ УПРАВЛЕНИЯ
Менеджмент Работа с корпоративными информационными системами и промышленными сетями подразумевает видение менеджерами всех уровней разнообразных аспектов деятельности предприятия. Менеджеры должны решить, какие бизнес-процессы нуждаются в интеграции, определить выгоды и недостатки нового стиля работы (включая долгосрочную перспективу), а также уровень финансовых и организационных ресурсов, который потребуется для поддержания информационных систем в надлежащем состоянии. Организация Существует много разновидностей информационных систем, работающих на различных организационных уровнях и осуществляющих поддержку разных функций и бизнес-процессов. Некоторые из этих систем, такие как системы управления взаимоотношениями с клиентами и цепями поставок, объединяют несколько функций или бизнес-процессов. Промышленные информационные системы, интегрирующие несколько функций и процессов, часто требуют серьезных изменений в организационной структуре компании. Технология Информационные системы, контролирующие информационные потоки в масштабах всей компании или отрасли промышленности, как правило, требуют предварительного тщательного планирования и значительных инвестиций. Фирма, решившая создать такую систему, должна обладать соответствующей инфраструктурой для поддержания ее в рабочем состоянии. Вопросы для обсуждения 1. Рассмотрите СОТ-системудля работы с платежными ведомостями, изображенную на рис. 2.3. Каким образом она может снабжать информацией другие информационные системы предприятия? 2. Выбор подходящего типа корпоративной информационной системы является одним из ключевых решений, касающихся как бизнеса, так и его технического обеспечения. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Кто должен принимать такое решение?
продукции на складе. Если все участники цепочки снабжения используют сходные информационные системы, то они могут обмениваться данными в автоматическом режиме. Компании также могут пользоваться интернет-технологиями для создания промышленных сетей, поскольку это позволяет создать общую базу для свободного обмена информацией между всеми участниками рынка. Резюме 1. Проанализируйте роль шести основных типов информационных систем в деятельности организации и их взаимосвязь. В современных организациях используются шесть основных типов информационных систем, предназначенных для решения разных задач, с которыми работают различные сотрудники. На операционном уровне работают системы обработки транзак- ций (СОТ), такие как компьютерная система работы с платежными ведомостями, отслеживающая все транзакции, происходящие в течение рабочего дня. Системы уровня знаний помогают в работе клеркам, менеджерам и лицам свободных профессий. Они состоят из офисных систем, повышающих эффективность работы с данными, и баз знаний, помогающих выполнять свои функции работникам умственного труда. Системы управленческого уровня (управленческие информационные системы (УИС) и системы поддержки принятия стратегических решений (СППСР)) снабжают сотрудников руководящего звена компании отчетами о состоянии дел и предоставляют им доступ к любой информации. Большинство УИС-систем получает информацию от систем обработки транзакций, не обладая мощными возможностями по анализу данных. Системы поддержки принятия стратегических решений помогают менеджерам принимать решения в исключительных, быстро меняющихся и непредсказуемых ситуациях. Они обладают более мощными аналитическими функциями, чем управленческие системы, и часто используют данные, получаемые как из внутренних, так и из внешних источников. 2. Системы поддержки принятия стратегических решений (СППСР) работают на стратегическом уровне и создают для сотрудников верхних эшелонов общую компьютерную вычислительную и коммуникационную среду, гораздо более богатую возможностями, чем любое отдельное приложение. Они обладают весьма ограниченными возможностями анализа данных, но зато могут работать со сложными графическими объектами и получать информацию из любых источников (внешних и внутренних).
3. Различные виды информационных систем организации обмениваются данными друг с другом. Системы обработки транзакций являются основным источником данных для других систем, особенно для УИС и СППСР. СППСР-системы, как правило, пользуются данными, получаемыми от систем более низкого уровня. При этом в большинстве организаций далеко не все информационные системы интегрированы в достаточной степени. 4. Опишите типы информационных систем, работающих в основных функциональных областях бизнеса. На каждом организационном уровне работают информационные системы, обслуживающие основные функциональные области бизнеса. Системы сбыта и маркетинга помогают сотрудникам в определении круга потребителей продуктов и услуг фирмы, определении их запросов и потребностей, планировании и создании продуктов и услуг, удовлетворяющих этим нуждам и запросам, их рекламе и продвижению. Функции производственных информационных систем включают в себя планирование выпуска продукции, расширение производства и улучшение качества продукции, обслуживание производственного оборудования, выполнение планов производства, налаживание системы поставки материалов и сырья, а также составление разнообразных расписаний и наем/оплату рабочей силы. 5. Оцените взаимосвязь организаций, информационных систем и бизнес-процессов, включая связь с клиентами ц управление сбытом. Структура бизнес-процессов зависит от методики работы организации и системы координи- рования бизнеса. С одной стороны, бизнес-процессы представляют собой конкретные технологические процессы, использующие сырье, материалы и информационные активы компании. С другой стороны, бизнес-процессы — это способы, при помощи которых организация координирует всю свою деятельность, информационные потоки, а также методы управления, которые предпочитает высший менеджмент фирмы. Хотя каждая из основных бизнес-функций обладает собственным набором процессов, многие процессы являются кросс-функциональными (к примеру, процесс выполнения заказа). Информационные системы могут значительно повысить эффективность работы предприятия путем автоматизации отдельных элементов данных процессов или путем их переосмысления и дальнейшей рационализации. Особенно это касается вопросов взаимоотношений с клиентами и организации системы цепочек поставок. Менеджмент взаимоотношений с клиентами использует информационные системы для координации всех бизнес-процессов, связанных со взаимодействием фирмы с клиентами в области торговли, маркетинга и сервиса. Управление системой цепочек поставок тесно связано с закупками сырья, производством и перевозкой товаров. Информационные системы позволяют управлять этим процессом более эффективно, помогая в координировании и контроле снабжения, производства, инвентаризации и доставки конечных продуктов и услуг заказчикам.
6. Объясните, каким образом информационные корпоративные системы и промышленные сети повышают эффективность работы организаций. Информационные корпоративные системы интегрируют все ключевые бизнес-процессы в одной программной оболочке, что позволяет информации беспрепятственно распространяться и тем самым повышает слаженность действий различных подразделений, эффективность работы сотрудников и помогает менеджерам в принятии важных решений. Вертикальные промышленные сети объединяют информационные системы предприятия с аналогичными системами его поставщиков, а горизонтальные включают в себя предприятия, работающие в одной отрасли промышленности. 7. Оцените достоинства и недостатки информационных корпоративных систем и промышленных сетей. Информационные корпоративные системы и промышленные компьютерные сети дают возможность компаниям использовать выгоды от лучшего координирования всех внутренних и внешних бизнес-процессов. Они позволяют достичь разумной стандартизации всех операций, форматов данных и распространить эти стандарты в масштабах целой отрасли промышленности. Информационные системы также позволяют руководству компании всегда иметь в своем распоряжении свежие и точные данные о деятельности организации. Координация процессов сбыта, производства, финансов и логистики позволяет компании быстрее реагировать на тенденции рынка и запросы клиентов. 8. На практике внедрение подобных информационных систем — крайне сложный и не всегда приводящий к положительным результатам процесс. При этом требуются серьезные изменения структуры фирмы, использование сложных технологий и большие финансовые затраты. При этом будущие
выгоды редко очевидны в начале проекта. Однажды разработанные информационные корпоративные системы практически не поддаются изменениям. Поэтому, для того чтобы инвестиции в новые технологии принесли ощутимые результаты, руководство компании должно разбираться в стратегическом планировании и обладать настоящим даром предвидения. Ключевые термины Управление взаимосвязями клиентов (УВК); системы поддержки принятия решений (СППР); настольная издательская система; система графического представления документов; корпоративные системы; системы поддержки принятия стратегических решений (СППСР); финансовые и бухгалтерские информационные системы; горизонтальные промышленные сети; информационные системы по учету кадров; промышленные сети; системы уровня знаний; системы работы со знаниями (СРСЗ); управленческие информационные системы (УИС); системы уровня управления; производственные информационные системы; офисные системы; системы операционного уровня; системы уровня продаж и маркетинга; системы стратегического уровня; цепь поставок; управление цепью поставок; системы обработки транзакций (СОТ); вертикальные промышленные сети; обработка текста. Контрольные вопросы 1. Назовите четыре уровня организационной иерархии и дайте им определения. Какие типы информационных систем работают на каждом уровне? 2. Перечислите и кратко опишите основные типы информационных систем, используемых организациями. 3. Назовите пять разновидностей систем обработки транзакций, которые используются в коммерческих организациях. Какие функции они выполняют? Приведите примеры. 4. Опишите функции, выполняемые базами знаний и офисными системами, а также приведите примеры реально существующих приложений. 5. Дайте определение управленческой информационной системы. Чем такая система отличается от системы обработки транзакций? От систем поддержки принятия решений? 6. Дайте определение системе поддержки принятия стратегических решений. Чем она отличается от системы поддержки принятия решений? 7. Опишите взаимосвязь систем обработки транзакций, офисных систем, баз знаний, управленческих информационных систем, систем поддержки принятия стратегических решений. 8. Перечислите и подробно опишите информационные системы, обслуживающие отдельные функциональные области бизнеса. 9. Дайте определение бизнес-процесса. Приведите два примера подобных процессов для различных функциональных областей и пример кросс-функционального процесса. 10. Дайте определение управления взаимоотношениями с клиентами. Почему он так важен для успешного бизнеса? Как использование компьютерных систем помогает осуществлению связи с клиентами? 11. В чем заключается процесс управления системой снабжения? Почему он так важен для успешного бизнеса? 12. Каким образом информационные системы помогают в управлении цепочками поставок? 13. Дайте определение корпоративным информационным системам. К каким изменениям в работе организации приводит их использование? 14. Перечислите выгоды и потери от внедрения на предприятии информационных систем. 15. Дайте определение межкорпоративным сетям. Опишите два основных типа межкорпоративных сетей. 16. Какие выгоды получает организация при работе в межкорпоративных сетях? Практический пример Корпоративная система Owens-Coming В начале 1990-х гг. компания Owens-Coming занимала в Соединенных Штатах лидирующее положение среди производителей и продавцов таких строительных материалов, как изоляция, сайдинг (обшивка для стен) и кровельные материалы, однако руководство компании желало дальнейшего ее роста. У компании есть два пути: расширить ассортимент продукции или развернуть деятельность в более широком масштабе. С целью расширения диапазона выпускаемой продукции руководство Owens-Coming решило приобрести несколько других компаний. Для увеличения масштабов производства и сбыта товаров было принято решение о превращении предприятия в транснациональную корпорацию, осуществляющую операции через филиалы в различных странах. Штаб-квартира компании находится в Толедо (штат Огайо). Фирма подразделяется на несколько секций, таких как отдел по производству изоляционных материалов из стекловолокна, линия по производству декоративных покрытий для стен и завод, производящий кровельные материалы. Каждая секция обладает собственным набором информационных систем. (Всего в компании работают более 200 морально устаревших и изолированных друг от друга компьютерных систем.) Каждый завод занимается собственными производственными линиями, ведет свою ценовую политику и имеет отдел грузоперевозок. Клиентам компании приходится пользоваться телефоном, чтобы заказать товары различных типов. Таким образом, компания функционирует как объединение нескольких автономных предприятий. Руководство Owens-Coming полагает, что эти проблемы могут быть решены путем внедрения общей информационной системы. Для реализации проекта было выбрано программное обеспечение от компании SAP. «Основной целью сотрудничества с SAP была интеграция всех наших компьютерных систем в одну гло- бальную информационную структуру, позволяющую всем подразделениям беспрепятственно обмениваться информацией и работать на одной платформе», — заявил Деннис Шитс (Dennis Sheets), главный менеджер, ведающий производством изоляционных и кровельных материалов. Шитс хотел централизовать весь процесс снабжения. «До того как мы начали работать с SAP, — сказал он, — мы закупали необходимые материалы по всему миру, при этом зачастую нельзя было подвести итог, — сколько сырья мы закупили и у кого. Теперь, используя новую систему, мы в любой момент можем посмотреть, сколько сырья мы использовали, где мы его приобрели и сколько заплатили, что очень помогает координировать весь процесс закупок. Поэтому в настоящее время мы можем принимать более взвешенные решения и совершать более выгодные покупки». По его подсчетам, компания сумела сэкономить благодаря внедрению системы нового поколения 25% средств, выделяемых на закупку сырья. Однако проектирование и внедрение информационной системы SAP обошлось бы компании Owens- Coming почти в $100 млн и заняло бы несколько лет, поэтому доводы, приведенные Шитсом, были недостаточны для принятия решения о запуске такого проекта. Руководство компании рассчитывало, что новая система позволит упростить процесс систематизации закупок сырья и других приобретений. Планировалось приобрести в полную собственность несколько других компаний (с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции), что привело бы к увеличению объема продаж с $2,9 млрд в 1992 г. до $5 млрд в ближайшие несколько лет. Это, помимо всего прочего, означало, что компании достанутся «в наследство» устаревшие компьютерные системы приобретенных ею фирм. Поэтому, если Owens- Coming планирует в дальнейшем стать транснациональной корпорацией, ей понадобится гибкая информационная система, позволяющая работать с данными на любом уровне и беспрепятственно получать любую информацию. Специалисты по системам планирования корпоративных ресурсов доказали, что простое преобразование старых систем не даст нужных результатов. «До тех пор пока компания будет использовать старые, пусть и перестроенные на новый лад, информационные системы, не приходится рассчитывать на сколько-нибудь заметное повышение эффективности стратегии снабжения и других бизнес-процессов», — объяснил Марк Ортон (Mark Orton), сотрудник New England Supplier Institute в Бостоне. Внедрение новой системы на предприятиях Owens-Coming началось с подразделения, занимающегося изоляционными материалами. Прежде всего сотрудники, работающие над проектом, модернизировали большинство бизнес-процессов. Специальные группы разработчиков занимались определением «точек соприкосновения» различных функций предприятия. К примеру, процесс, запускаемый время от времени и требующий предварительных закупок сырья у поставщиков, касается транспортного отдела и бухгалтерии. После модернизации все решения о закупках стали приниматься на региональном уровне (а не руководством отдельных заводов, как раньше), благодаря чему, кроме всего прочего, сократилось число занятых в этом процессе специалистов. Каким же был старт работы новой системы? В марте 1997 г. в течение выходных группа из 60 сотрудников ввела в систему все старые данные, и в понедельник система уже была запущена в штатном режиме. Первые шесть месяцев общая эффективность работы компании и службы работы с покупателями была снижена. «Когда вы внедряете систему класса SAP, то это не просто установка новой компьютерной программы, — сказал Дэвид Джонс (David Johns), директор компании по вопросам глобального развития. Меняется весь стиль, в котором люди привыкли работать последние 20 лет». В первую очередь компания столкнулась с чисто техническими проблемами. Новая система работала значительно медленнее — на получение данных требовалось несколько минут по сравнению с секундными задержками, которые были раньше. Имели место и другие технические накладки. К примеру, Джонс рассказывал, что система работала не совсем так, как ожидалось, однако он полагал, что это связано с неправильным предварительным тестированием. После нескольких недель настройки и конфигурирования системы ее время отклика на запрос сократилось до приемлемого уровня. По его словам, постепенно все встало на свои места. Однако техническими проблемами ситуация не ограничилась. Возникли сложности с распределением новых обязанностей сотрудников, новыми системами связи и изменившимся подходом ко многим операциям. Например, требовалось, чтобы в масштабах всей корпорации поддерживались общий список наименований продуктов и единый прайс-лист. Многие сотрудники не сразу привыкли к таким нововведениям. Они не прошли переобучения и допускали массу ошибок при работе с системой. Джонс сказал: «Мы недооценили, какое влияние на сотрудников будет иметь полная замена всех информационных систем». Системы планирования корпоративных ресурсов очень сложны, и допущенные в работе ошибки влияют на всю систему. При работе со старыми системами сотрудники без труда могли корректировать неправильно введенные данные, в самом худшем случае последствия не выходили за пределы одного подразделения фирмы. Но при работе с системой R/3 введенная информация немедленно приводила к обновлению данных всей компании. При этом данные передавались из отдела в отдел автоматически. Джонс привел следующий пример: «Если вы работаете на складе и забыли сообщить системе время отправления грузовика с товаром, то он все равно уедет, но заказчик не получит счет за этот товар. Бухгалтерия этого не заметит, поскольку в систему не поступит информация о данной транзакции». Подобные ошибки могут дорого обойтись. Чтобы заставить сотрудников работать более внимательно, им необходимо объяснить, к каким последствиям приводят их ошибки и как они влияют на деятельность всей компании. Чтобы решить эту проблему, в компании была введена новая методика обучения сотрудников. Всем работникам предоставлялась информация о принципах функционирования глобальной системы, чтобы они смогли убедиться в том, к чему приводят незначительные на первый взгляд ошибки или опечатки. Согласно новому режиму обучения, сотруднику был запрещен доступ к системе до тех пор, пока он не проходил тестирование и не получал соответствующий сертификат. Сотрудник, результаты тестирования которого признавались неудовлетворительными, отправлялся на повторный курс обучения. Около 20% сотрудников Owens-Coming были вынуждены сменить работу, что также поставило руковод- ство перед рядом проблем. При запланированных 7% расходов на обучение компании пришлось затратить 13%. С клиентами также не все было гладко. Компания Owens- Coming всегда славилась своей работой с покупателями, но сразу после внедрения новой системы ее качество резко упало. Многие заказчики из-за этого стали обращаться к другим поставщикам. Компании пришлось впоследствии затратить массу сил и времени на восстановление старых связей. Такие проблемы не являются единичным случаем и имеют место в большинстве компаний, внедряющих информационные корпоративные системы. Согласно Барри Вайлдерману (Barry Wilderman) из Meta Group, переход на новые информационные системы часто приводит к снижению коэффициента окупаемости инвестиций (КОИ) в течение пяти или более лет. Почему? Потому, что такие системы очень сложны. Не каждая организация в состоянии предвидеть все последствия их внедрения и заранее предпринять нужные шаги. Более того, из-за дороговизны самих систем зачастую не всегда есть возможность выделить средства на срочное переобучение всех сотрудников. К тому же клиенты и поставщики тоже должны привыкнуть к новой схеме работы предприятия. Насколько успешным оказался весь проект в целом? Руководство полагает, что он был весьма удачным. Джонс сказал: «Мы делали каждую ошибку только один раз. При каждом новом запуске система работала все лучше. К примеру, мы увеличили объем предварительного тестирования, чтобы быть уверенными, что все элементы системы работают нормально. Клиенты теперь имеют только одну точку соприкосновения с фирмой. При работе со старой системой я не знал, сколько товара находится на складе. Сотруднику приходилось самому идти проверять наличие нужных продуктов, а потом снова возвращаться к заказчику. Сегодня можно сразу увидеть, сколько готовой продукции имеется в наличии, когда будет выпущена новая партия и как дешевле доставить заказ клиенту. Сотрудник отдела сбыта может решить все вопросы с клиентом, не отходя от телефона». Развертывание новой системы было завершено в 2000 г. В течение этого времени компания Owens-Coming приобрела 17 предприятий, расширив свой ассортимент продукции. Ежегодный объем продаж достиг $5 млрд. Благодаря своей новой информационной системе компания смогла сократить количество продукции и сырья, хранящихся на складах, и централизовать все системы управления. Изменение размеров партий отпускаемого товара и создание новой структуры грузоперевозок также принесло свою выгоду. Компания смогла эффективно планировать свою деятельность в глобальном масштабе благодаря тому, что все данные и управляющие элементы включены в одну общую систему. Менеджеры могут использовать данную информационную систему для поиска крупнейших клиентов и использовать эту информацию для предоставления им скидок. Клиенту же достаточно сделать только один звонок для заказа целого спектра товаров. Производственным менеджерам больше не приходится заниматься обработкой заказов, вопросами доставки грузов и послепродажного сервиса. Поскольку централизация коснулась и зарубежных филиалов, компания постепенно превратилась в настоящую транснациональную корпорацию. Осенью 2000 г. компания Owens-Coming попала под действие законов защиты от банкротства (процедура подробно описывается в гл. 11), что было вызвано чередой судебных разбирательств по долговым обязательствам. К тому же произошло резкое снижение спроса на некоторые продукты компании. Несмотря на это, фирма вложила средства в оптимизацию своей системы сбыта. Была установлена Интернет-версия информационной системы, что позволило транспортному отделу использовать Интернет для контроля доставки грузов. Эти нововведения должны улучшить эффективность управления взаимоотношениями с клиентами и уменьшить число ошибок в данных, а также снизить стоимость многих операций. Источники: Marc L. Songini. «Owens Coming Pushes E-business Projects Despite Financial Struggles», Computerworld, January 25, 2001; RajagopalPalaniswamy, TyierFrank. «Enhancing Manufacturing Performance with ERP Systems», Information Systems Management, Summer 2000; SAP, «Owens Coming Builds Its Internet Future with mySAP.com», September 14, 2000, www.sap.com; Christopher Koch. «From Team Techie ro Enterprise Leader», CIO Magazine, October 15, 1999; Tom Stein. «Making ERP Add Up», Information Week, May 24, 1999, and «Key Work: Integration,» Information Week, September 22, 1997; Tim Minahan. «Enterprise Resource Planning: Strategies Not Included», Purchasing, July 16, 1998; Janice Fioravante. «ERP Orchestrates Change», Beyond Computing, October 1998; Bruce Caldwell, Tom Stein. «Beyond ERP», Information Week, October 12, 1998; John E. Ettlie. «The ERP Challenge», Automotive Manufacturing (Production, June 1998; Joseph В., White Don Clark, Silvio Ascarelli. «Program of Pain», Wall Street Journal, March 14, 1997. Вопросы к практическому примеру 1. Опишите проблемы, с которыми сталкивалась компания Owens- Coming до того, как внедрила новую информационную систему. Какие управленческие, организационные и технологические факторы были ответственны за возникновение этих проблем? 2. С какими управленческими, организационными и техническими проблемами Owens-Coming столкнулась при внедрении и запуске своей новой системы? 3. Как внедрение новой информационной системы повлияло на методы ведения бизнеса компании? 4. Было ли решение о внедрении новой системы верным? Обоснуйте ответ. ГЛАВА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|