Classical model of management (классическая модель менеджмента)
Традиционное описание административного процесса, акцентирующее внимание на таких формальных функциях, как планирование, организация, координирование, принятие решений и контроль. • 7:45 А. М. Брэдшоу (подчиненный) и Ричардсон беседуют на разные темы и показывают друг другу фотографии, сделанные во время летнего отпуска. • 8: 00 А. М. Они обсуждают важнейшие дела на сегодня. • 8:20 А. М. Уилсон (подчиненный) и Ричардсон обсуждают некоторые личные проблемы и обмениваются шутками. • 8: 45 А. М. Приходит секретарша миссис Ричадсон, и они обсуждают ее новую квартиру, а также расписание встреч на сегодня. • 8: 55 А. М. Ричардсон отправляется на деловую встречу, сопровождаемая другим подчиненным. На совещании присутствуют тридцать человек, и Ричардсон занимается чтением все время, пока оно идет. • 11: 05 А. М. Ричардсон и ее подчиненные возвращаются в офис и обсуждают сложную проблему. Они стараются решить ее и очертить круг возможных альтернатив, но при этом часто отвлекаются от основной темы. В конце концов все приходят к соглашению относительно действий, которые необходимо предпринять в ближайшее время. Здесь сложно определить, какие именно действия госпожи Ричардсон относятся к процессам планирования, координации и принятия решений. Поведенческие модели основываются на предпосылке, что реальная деятельность менеджеров гораздо менее систематизированная, более неформальная, менее рефлекторная, более активная, менее организованная и гораздо более «легкомысленная», чем это описывается в учебниках. Наблюдатели обнаружили, что поведение менеджеров обладает пятью атрибутами, которые не вписываются в классическую модель: во-первых, менеджеры занимаются массой дел одновременно и без перерывов между ними — исследования показали, что менеджеры ежедневно выполняют более чем 600 дел. Во-вторых, деятельность управляющего фрагментирована, большинство выполняемых им операций длится не более 9 минут; только 10% дел отнимают целый час времени или более. В-третьих, часть времени менеджера уходит на размышления, разговоры и обмен сплетнями — таким образом, они получают определенную свежую информацию (печатные данные обычно оказываются уже неактуальными). В-четвертых, они предпочитают устные средства коммуникации письменным, поскольку первые обладают большей гибкостью, требуют меньших усилий и быстрее приносят результаты. И в-пятых, менеджеры большое внимание уделяют работе с целой системой контрактов, используя их как своеобразную «информационную систему».
Используя данные наблюдений, Коттер утверждает, что эффективный менеджмент включает три основных компонента: • генеральные менеджеры тратят значительную часть рабочего времени на составление персональных повесток дня и на кратко- и долгосрочное целевое планирование; • возможно, самый важный момент заключается в том, что эффективные менеджеры огромное внимание уделяют созданию собственной «межличностной сети», состоящей из сотрудников всех уровней — от грузчиков на складе до коллег из высших эшелонов управления; • Коттер установил, что менеджеры используют такие сети для выполнения своих рабочих расписаний и достижения собственных целей. Анализируя повседневную активность менеджеров, Минцберг (Mintzberg) обнаружил, что из нее можно выделить десять основных административных ролей. Административные роли — это стандартные виды работ, которые менеджер должен выполнять в организации. Минцберг также подразделил эти роли на три основные категории: межличностную, информационную и связанную с принятием решений.
Межличностные роли. В этом случае менеджеры выступают в роли официальных глав своих организаций, представляя их во внешнем мире и выполняя такие символические обязанности, как, к примеру, награждение отличившихся сотрудников. Менеджеры действуют в качестве лидеров, командуя подчиненными, направляя и поддерживая их. Также они служат связующим звеном между различными уровнями организации и связывают между собой других менеджеров, находящихся на одном уровне. Информационные роли. Менеджеры являются «нервными центрами» организации, получая и распространяя наиболее точную и свежую информацию. Кроме того, они являются основными «сеятелями» информации и ораторами своей организации. Роли, связанные с принятием решений. Менеджеры принимают решения. Они действуют как предприниматели при проведении в жизнь новых инициатив; они борются с беспорядками, возникающими в организации, занимаются распределением ресурсов, а также улаживают всевозможные конфликты между группами внутри организации. Таблица 3.4, основанная на ролевой классификации Минцберга, позволяет увидеть, в каких случаях информационные системы могут быть полезны менеджерам, а в каких — нет. Из таблицы видно, что информационные системы нет смысла использовать во многих важных сферах управления. Создание систем, могущих пригодиться в этих областях, — дело будущего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|