Перестройка организации при внедрении информационных систем
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Продемонстрировать, каким образом создание новых систем приводит к изменениям в структуре организации. 2. Объяснить, каким образом организация может построить информационные системы, удовлетворяющие ее нуждам. 3. Определить ключевые моменты процесса разработки информационной системы. 4. Оценить альтернативы созданию новых систем: жизненный цикл традиционных систем, создание прототипа (опытного образца), пакеты прикладных программ, доработку системы для конечного пользователя и участие в процессе создания информационной системы сторонних организаций. 5. Дать оценку использованию объектно-ориентированного программного обеспечения и технологии быстрого создания приложений (Rapid Application Development, RAD) при разработке современных систем. Компания TVA Nuclear разрабатывает новую систему технического обслуживания На большинстве предприятий проблемы с техническим обслуживанием могут привести только к небольшим сбоям в производстве и потере не-._, скольких заказов. Однако в отделении компании Tennessee Valley Authority (TVA), которое занимается атомной энергетикой, ставки гораздо выше. В энергетических отраслях промышленности правильное техническое обслуживание в буквальном смысле является «вопросом жизни и смерти». Расположенная в штате Теннеси компания TVA снабжает энергией, вырабатываемой на тепловых, гидроэлектрических и атомных электростанциях, около 8 млн потребителей. Три атомные станции, принадлежащие компании, производят около 20% всей продаваемой ею электроэнергии. Безопасности и здоровью работников TV А уделяется самое пристальное внимание наряду с обеспечением и техническим обслуживанием атомных электростанций.
Проведя анализ основных бизнес-процессов в TVA Nuclear, высшее руководство компании пришло к выводу о том, что методы технического обслуживания нуждаются в серьезных изменениях. Дело в том, что при осуществлении этих процессов использовалось устаревшее ПО, а также большой объем бумажной документации. Несмотря на то что старые программные комплексы обслуживали аналогичные процессы, они не были связаны между собой, а также не обладали общим интерфейсом. Работники фирмы в своей деятельности руководствовались массой бумажных документов, таких как различные руководства по эксплуатации, чертежи и инструкции. На одной только атомной станции Browns Ferry ежегодно оформлялось более чем 14 тыс. «бумажных» нарядов на выполнение работ. Ежегодно TV A Nuclear на всех своих предприятиях расходовала на эти цели около $49 млн. Для решения вышеуказанных проблем руководство компании TVA создало специальную команду, члены которой были набраны среди служащих атомной станции Browns Fern и двух других предприятий, принадлежащих компании. Этот коллектив начал свою деятельность с анализа существующих бизнес-процессов и обслуживающих их информационных систем, при этом особое внимание уделялось поиску возможностей объединения различных процессов и повышения их производительности. После этого была составлена схема всех выполняемых работ и бизнес-процессов, причем только на опросы работников компании было потрачено 350 часов. Чтобы найти готовые удачные модели работы, которые можно было бы использовать в качестве отправной точки, члены коллектива проанализировали системы технического обслуживания на 15 предприятиях, принадлежащих б различным компаниям. При этом они обнаружили, что планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию тесно связаны с процедурами управления и документооборота. Например, типичный наряд на работу, как правило, составлялся вручную, а затем отсылался вместе с множеством бумажных копий чертежей, документов и инструкций. Несмотря на то что деятельность компании TV A Nuclear обычно планировалась на год вперед, многие рабочие процедуры постоянно обновлялись. При этом «бумажная» методика, при которой использовались рукописные наряды на работы, совершенно не отвечала сложившимся условиям.
После шести месяцев работы команда сумела разработать новый рабочий процесс, удачно объединяющий непрерывный поток нарядов с основной системой документооборота. Затем TV A Nuclear сформировала две интегрированные системы, поддерживающие новые процессы, используя электронную документацию. Работа по созданию этих систем была поручена фирме System Works, которая использовала созданные программы для разработки коммерческого пакета, который приобрели многие другие организации. Создание новой информационной системы заняло 28 месяцев, а затраты составили $5,1 млн. Служащие TV А могут использовать данную систему для доступа к информации, касающейся активов, оборудования и комплектующих прямо со своих персональных компьютеров. Система автоматически создает наряды на выполнение работ и рассылает их отдельным сотрудникам, прилагая все необходимые чертежи и документацию. Персонал трех атомных электростанций, принадлежащих TVA, использует эту систему в своей работе. Руководство компании TV A Nuclear допустило несколько ошибок при разработке и внедрении новой системы. Оно значительно переоценило уровень компьютерной грамотности сотрудников компании. Оказалось, что многие работники никогда не имели дела с компьютерами. Руководителям компании пришлось затратить больше средств на переподготовку, чем было запланировано, а преимущества от внедрения новой системы в первое время не были столь впечатляющими, как ожидалось. Благодаря новой информационной системе компания TVA Nuclear смогла ежегодно экономить $8,4 млн. Среднее время выполнения наряда на работу сократилось с 39,8 до 23,3 человеко-часов. И что более важно, система помогает работникам компании использовать в своей работе свежую информацию, к которой обеспечивается постоянный доступ. Отдельные группы сотрудников могут анализировать данные, касающиеся выполненных ранее работ, что позволяет им более эффективно планировать будущую деятельность.
Проблемы управления Информационная система компании TVA может служить иллюстрацией множества факторов, влияющих на разработку новой информационной системы. Создание такой системы требует анализа проблем, связанных с существующими информационными системами, определения информации, в которой нуждаются сотрудники, выбора подходящей технологии, а также перестройки бизнес-процессов и процедур. Руководство компании должно контролировать работы по созданию и внедрению системы, правильно оценивать затраты и прибыли. Новая информационная система подразумевает планирование значительных организационных изменений. Однако создание информационных систем, особенно масштабных, связано со многими трудностями. Вот некоторые проблемы, с которыми придется столкнуться в ходе осуществления этого процесса: 1. Риск и необходимость принятия решений в условиях неопределенности при создании информационных систем. Разработка информационных систем связана с определенным риском, исключающим гарантию того, что системы будут стопроцентно надежны, а также полностью отвечать поставленным целям. Одна из проблем заключается в трудности оценки информационных потребностей конечных пользователей и организации в целом. Требования к системе могут оказаться слишком сложными или измениться со временем. Другая проблема — сложности с предварительной оценкой временных и финансовых затрат на разработку, особенно в случае крупномасштабных проектов. Третья проблема связана с трудностями в управлении перестройкой в организации, связанной с внедрением новой системы. Несмотря на то что построение новой информационной системы связано с планированием изменений в организации, на деле такие изменения не всегда можно предусмотреть или полностью контролировать. Отдельные сотрудники и коллективы имеют свои собственные интересы, они могут сопротивляться внесению изменений в привычные процедуры, рабочие взаимосвязи и технологии. Хотя в данной главе и описываются некоторые способы решения таких проблем, они все равно остаются самыми сложными препятствиями, с которыми может столкнуться руководство компании.
2. Контроль процесса разработки информационных систем за пределами информационного отдела. Вполне может сложиться ситуация, когда нельзя будет выбрать подходящие стандарты для новой системы, поскольку она разрабатывается сторонней фирмой. К тому же слишком жесткие рамки таких стандартов могут вызвать негативную реакцию сотрудников и ограничить инициативу конечных пользователей. При отсутствии же надлежащего контроля фирма может столкнуться с серьезными проблемами, связанными с интеграцией данных и совместимостью различных систем. Далеко не всегда удается достичь разумного баланса. В данной главе описываются процессы разработки, построения и внедрения информационных систем, при этом особое внимание уделяется организационным вопросам, перестройке бизнес-процессов и управлению качеством. Здесь рассматриваются ключевые моменты создания новых систем, а также их связь с биз- нес-планами организации и ее информационными потребностями. Дополнительно в этой главе рассматриваются некоторые альтернативы построению новых систем. 10.1. Информационные системы и плановые организационные изменения В настоящей книге неоднократно подчеркивается, что информационная система — это социально-технологическая структура, включающая в себя технические и социальные элементы. Внедрение новой информационной системы не ограничивается приобретением нового оборудования и установкой дополнительных программ. Оно включает в себя и изменения, происходящие в деятельности сотрудников на всех уровнях организации. Согласно социально-технологическим принципам, невозможно внедрить новую технологию, не беря в расчет людей, которые будут ее использовать. Когда мы разрабатываем новую информационную систему, мы тем самым перестраиваем всю организацию. Важно помнить, что построение новой информационной системы представляет собой процесс планируемого изменения структуры организации. Разработчики должны иметь представление о том, как система будет влиять на организацию в целом, предвидеть возможные конфликты и изменения в процессе принятия решений. Также желательно учитывать изменения, которые произойдут в рабочих группах при внедрении новых информационных систем. Система может быть технически безупречной, однако ее внедрение не даст нужного результата, если не принять во внимание социальные и политические аспекты деятельности организации. Аналитики и проектировщики должны обеспечивать участие в процессе создания системы всех ключевых членов организации.
Связывание информационных систем с бизнес-планом Принятие решения о типе и характеристиках новой системы должно быть одним из основных компонентов процесса планирования деятельности организации. Организациям следует разрабатывать специальные планы формирования информационных систем, соответствующие основной бизнес-стратегии, а также действующие на самом высоком уровне (Grover, Teng, and Fiedler, 1998). Подобный план включает основные направления в разработке системы, ее логическое обоснование, отражает текущую ситуацию, управленческую стратегию и учитывает финансовые расходы (табл. 10.1). План включает в себя формулировку корпоративных целей и задач и указывает, каким образом информационные технологии могут использоваться в достижении этих целей. В документе показывается, каким образом отдельные проекты, Information systems plan (план формирования информационных систем) Документ, в котором содержатся основные направления разработки системы, ее логическое обоснование, текущая ситуация, управленческая стратегия и финансовые расчеты (бюджет).
касающиеся системы, помогают выполнять основные задачи компании. В нем указаны конкретные даты и «контрольные точки», позволяющие впоследствии увидеть прогресс в выполнении общего плана. Также план отражает ключевые управленческие решения, касающиеся приобретения оборудования, телекоммуникационной техники, централизации/децентрализации властных структур, обеспечения доступа к информации и компьютерным системам. Обычно здесь же описываются изменения, которые должны произойти в организации, включая переобучение руководящих сотрудников и остального персонала компании, наем новых работников, перестройку основных бизнес-процессов и общей структуры организации. Определение требований к информации, предъявляемых организацией Для составления эффективного плана разработки информационной системы в организации должно существовать четкое представление об условиях, которым должна соответствовать получаемая от такой системы информация (включая долгосрочную перспективу). Существуют две основные методики оценки информационных потребностей организации: анализ предприятия и определение критических факторов успеха. Анализ деятельности предприятия (планирование бизнес-системы) Анализ деятельности предприятия (также называемый планированием бизнес-системы) подразумевает, что информационные потребности организации могут быть определены только в том случае, если рассматривать последнюю в виде совокупности отдельных организационных объектов, функций, процессов и элементов данных. Подобный анализ дает возможность выделить ключевые объекты и атрибуты данных организации. Методика проведения анализа заключается в опросе большого числа менеджеров и сборе данных о том, как они используют информацию, откуда они ее получают, в каком окружении работают, какие цели преследуют, как принимают решения и какие данные им для этого требуются. Результаты широкомасштабного исследования конвертируются в объекты, функции, процессы и матрицы данных. Элементы данных собираются в логические группы — наборы элементов, относящихся к определенным организационным процессам. На рис. 10.1 показан результат анализа, проведенного Администрацией социального обеспечения США как часть работы по перепланировке крупных систем. На рисунке показано, какая информация необходима для определенного процесса, какие процессы создают данные, а какие используют их. Заштрихованные прямоугольники соответствуют логическим группам данных. В данном случае актуарные оценки, агентские планы и бюджетные данные создаются в процессе планирования, подразумевая, что информационная система создается для помощи в разработке общего плана деятельности. Недостатком данного метода анализа является то, что его результаты представляют собой огромный массив данных, которые довольно сложно упорядочить и проанализировать. К тому же большинство опросов проводится среди менеджеров высшего и среднего звена, поэтому информация о деятельности клерков и операционных менеджеров практически отсутствует. Более того, большая часть вопросов относится к использованию менеджерами в своей работе существующей информации, а определению информационных нужд предприятия уделяется недостаточное внимание. Как правило, результатом такого анализа является принятие решения об автоматизации существующих процессов, хотя на самом деле целесообразнее использовать новые методики и подходы к бизнесу. Стратегический анализ или определение критических факторов успеха Данная методика анализа основана на том, что все информационные потребности организации определяются небольшим количеством критических факторов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|