Joint application design (JAD) (совместная разработка приложений)
Процесс, позволяющий ускорить определение информационных потребностей предприятия благодаря совместной работе конечных пользователей и технических специалистов над созданием системы. для разработчиков таких систем. Предприятия нуждаются в программных компонентах многоразового использования, которые можно модифицировать или перенастраивать, получая возможность быстро реагировать на открывающиеся новые возможности. Некоторые фирмы, чтобы оставаться конкурентоспособными, создают информационные системы и другие приложения за считанные недели или месяцы. В прошлом разработка систем базировалась на формальных документах, содержащих функциональные спецификации, которые затем обрабатывались командой проектировщиков. При альтернативном подходе процесс разработки приложения становится итеративным, в нем принимают активное участие конечные пользователи, а объем документации сведен к минимуму. Такие процессы проектирования часто занимали месяцы или даже годы, поэтому они непригодны для создания интернет-приложений и других сетевых проектов. Традиционные методы не используют новые возможности, открываемые Интернетом, особенно в области связывания множества клиентов и серверов с различными операционными системами, создавая таким образом сложнейшие системы обработки транзакций, не говоря уже о возможности контроля некоторых бизнес-процессов клиентами и поставщиками. Организации сконцентрировали свое внимание на «быстрых» технологиях, таких как совместная разработка приложений и использование стандартных программных компонентов для создания систем. Например, некоторые фирмы используют укрупненные модули для создания систем управления снабжением, электронных витрин и служб поддержки пользователей совместно со связующими программами (гл. 6 и 7), чтобы связать существующие приложения с новыми web-интерфейсами.
Электронная коммерция и электронный бизнес требуют тщательного системного планирования и анализа, а также более широкого взгляда на организацию, т. е. сейчас бизнес-процессы могут быть расширены за пределы предприятия. Фирмы больше не планируют и не ведут свой бизнес «в одиночку», потому что они устанавливают электронные связи с поставщиками, дистрибьюторами и заказчиками. Бизнес-процессы предприятия часто интегрируются с процессами клиентов и поставщиков. Создание приложений для киберкорпораций предполагает внесение значительных изменений в бизнес-процессы и оборудование, поскольку информационные системы очень быстро устаревают. Старые методики разработки базировались на том, что системы рассматривались в виде более статичных структур. В наше время организации должны добавлять, изменять и удалять свои технологические функции очень быстро. Новые процессы, позволяющие постоянно совершенствовать приложения и информационные инфраструктуры, становятся насущной необходимостью. Резюме 1. Продемонстрируйте, каким образом создание новых информационных систем приводит к изменениям в организации. Разработка новой системы — это одна из разновидностей плановых организационных изменений, в которую вовлечено множество членов организации. Поскольку информационные системы являются социотехническими структурами, изменения в них приводят к соответствующим изменениям в работе и управлении организацией. Существуют четыре основных вида изменений: (1) автоматизация; (2) рационализация процедур; (3) реинжиниринг бизнес-процессов; (4) смена парадигмы. Каждое из них предоставляет свои преимущества и связано с определенным риском. Многие организации осуществляют реинжиниринг своих бизнес-процессов, чтобы достичь резкого повышения производительности труда и эффективности работы всего предприятия.
2. Объясните, каким образом организация может создавать информационные системы, отвечающие ее бизнес-плану. Организации должны разрабатывать информационные планы, где отражаются способы достижения определенных целей при помощи информационных технологий. Такие планы содержат основные направления разработки систем, логическое обоснование, стратегию внедрения и бюджетные расчеты. Анализ предприятия и оценка критических факторов успеха (CSF) могут использоваться для определения информационных потребностей организации, которые также вносятся в планы. 3. Определите ключевые моменты процесса разработки информационных систем. Ключевыми процедурами в разработке информационных систем являются анализ системы, проектирование системы, программирование, тестирование, конверсия, эксплуатация и техническое обслуживание. Анализ системы — это изучение проблем, связанных с существующими системами, и определение требований, предъявляемых к решениям данных проблем. Проектирование системы предполагает подготовку спецификаций информационной системе, в которых содержится информация обо всех организационных и технических аспектах. 4. Оцените альтернативные подходы к созданию систем: традиционный жизненный цикл системы, создание прототипа, использование пакетов прикладных программ, разработка конечными пользователями и аутсорсинг. Методика жизненного цикла — это самый старый способ разработки систем, который подразделяется на шесть основных этапов: (1) подготовка проекта; (2) исследование системы; (3) проектирование; (4) программирование; (5) инсталляция; (6) эксплуатация и освоение системы. Эти процедуры выполняются последовательно, и каждая из них требует оценки результатов по завершении работы. Данную методику целесообразно применять при разработке крупных и сложных проектов, где необходимы четкие спецификации и обеспечение контроля над каждой стадией разработки. Однако такой подход не отличается гибкостью и требует больших затрат, он не подхо-
Менеджмент Выбор методики создания информационной системы во многом определяет будущие временные и финансовые затраты предприятия. Руководители должны быть осведомлены обо всех достоинствах и недостатках выбранной технологии проектирования и иметь представление о проблемах, с которыми им предстоит столкнуться. Организация Подход к проектированию системы зависит от нужд организации. Целесообразность использования пакетов прикладных программ и аутсорсинга должна быть определена заранее, прежде чем эти методики приведут к потере компанией контроля над процессом создания системы. Технология При создании информационных систем можно использовать множество программных утилит. Ключевые технологические решения должны включать знакомство сотрудников предприятия с конкретной технологией и ее соответствие информационным потребностям компании, информационной инфраструктуре и архитектуре. Вопросы для обсуждения 1. Почему выбор технологии разработки информационной системы является важным деловым решением? Кто должен принимать участие в выборе подхода к созданию системы? 2. Некоторые специалисты заявляют, что лучшим способом снижения затрат на разработку системы является использование пакетов прикладных программ четвертого поколения. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? дит для создания гибких приложений, требования к которым не могут быть четко определены на начальной стадии проекта. Создание прототипа заключается в разработке экспериментальной системы для демонстрационных целей и предварительного тестирования, которая не требует больших затрат. Прототип модифицируется и совершенствуется до тех пор, пока он не будет отвечать всем пользовательским запросам, он также может служить шаблоном для создания полнофункциональной системы. Создание прототипа предполагает вовлечение конечных пользователей в процесс разработки и повторение некоторых этапов процесса до тех пор, пока модель не будет соответствовать всем спецификациям. Создание прототипов в ускоренном режиме может привести к появлению систем, которые не прошли полного тестирования, не обеспечены исчерпывающей документацией или не совместимы с существующим оборудованием.
Разработка информационных систем с помощью пакетов прикладных программ исключает потребность в написании организацией собственного программного обеспечения. Использование таких пакетов значительно сокращает объемы работ по проектированию, тестированию, инсталляции и техническому обслуживанию системы. Пакеты прикладных программ особенно полезны в тех случаях, когда организация не располагает собственным техническим персоналом или ресурсами для разработки оригинальной системы. Чтобы удовлетворить информационные потребности организации, такие пакеты подвергаются модификации, что приводит к росту финансовых и временных затрат. Разработка конечными пользователями заключается в создании информационных систем силами конечных пользователей при незначительном участии технических специалистов. «Пользовательские» системы создаются очень быстро, при этом используются программные приложения четвертого поколения. Основными достоинствами данной методики являются четкий контроль над процессом разработки системы, экономия времени и средств, а также малое количество незавершенных заданий. Однако разработка конечными пользователями вкупе с технологией распределенных вычислений может привести к неконтролируемому развитию системы и использованию информации, а системы, созданные таким способом, не всегда соответствуют общепринятым стандартам качества. Аутсорсинг заключается в заключении договора со сторонней фирмой на создание и/или обслуживание информационных систем. Вся ответственность при этом ложится на плечи компании-партнера, а не внутреннего технического персонала. Использование аутсорсинга позволяет снизить расходы на разработку систем и разрабатывать новые приложения, не имея собственных технических специалистов. Но при этом фирмы рискуют потерять контроль над собственными информационными системами и попасть в зависимость от других компаний. 5. Оцените роль объектно-ориентированной технологии разработки программного обеспечения и быстрой разработки приложений (RAD) в создании современных информационных систем. Объектно-ориентированная разработка позволяет сократить временные и финансовые затраты на написание программ и обслуживание систем, а также упрощает их модификацию, поскольку система представляется в виде набора стандартизованных объектов, состоящих из данных и процедур. Быстрая разработка приложений (RAD) использует объектно-ориентированное программное обеспечение, визуальное программирование, прототипы и утилиты четвертого поколения для создания систем в сжатые сроки.
Ключевые термины Приемочные испытания, пакет прикладных программ, автоматизация, эталонная оценка, реинжининринг бизнес-процессов, конверсия, критические факторы успеха (CSF), кастомизация, проектирование, прямое переключение, документация, пользовательская разработка, пользовательский интерфейс, анализ предприятия, анализ осуществимости, информационный центр, информационные требования, план формирования информационных систем, установка, итеративность, совместная разработка приложении (JAD), техническое обслуживание, объектно-ориентированная разработка, аутсорсинг, смена парадигмы, параллельная стратегия, фазовый подход, пилотная стратегия, эксплуатация, производство, программирование, подготовка проекта, прототип, создание прототипа, стадия программирования, быстрая разработка приложения (RAD), рационализация процедур, запрос предложений (RFP), анализ системы, проектирование системы, разработка системы, жизненный цикл системы, исследование системы, тестирование системы, план тестирования, тестирование, тотальное управление качеством (TQM), тестирование объектов, управление потоком работ. Контрольные вопросы 1. Почему информационная система является планируемым организационным изменением? 2. Перечислите основные разделы информационного плана. 3. Каким образом анализ предприятия и критические факторы успеха используются для определения требований к информационной системе? 4. Опишите каждый из четырех типов организационных изменений, связанных с информационными технологиями. 5. Что такое «реинжиниринг бизнес-процессов»? В чем он заключается? 6. В чем разница между анализом системы и проектированием системы? Какие процедуры в них входят? 7. Что такое «информационные потребности»? Почему так сложно правильно их определить? 8. Почему тестирование является таким важным этапом разработки системы? Назовите и опишите три стадии тестирования информационной системы. 9. Какую роль в разработке системы играют программирование, конверсия, внедрение и техническое обслуживание? 10. Что такое «жизненный цикл» системы? Опишите все его этапы, укажите достоинства и недостатки данной методики. 11. Что понимается под созданием прототипа системы? Каковы достоинства и недостатки данной технологии проектирования? Перечислите и опишите все этапы процесса создания прототипа. 12. Что собой представляет пакет прикладных программ? Каковы сильные и слабые стороны технологии разработки систем, основанной на использовании таких пакетов? 13. Что мы понимаем под «разработкой системы конечными пользователями»? Каковы достоинства и недостатки этого метода? Назовите несколько политик и процедур данного процесса. 14. Что такое аутсорсинг? В каких условиях его целесообразно применять? 15. В чем разница между объектно-ориентированной разработкой программного обеспечения и традиционным подходом? Каковы преимущества использования объектно-ориентированной технологии? 16. Что такое «быстрая разработка приложений» (RAD)? Каким образом она используется системными проектировщиками? Практический пример Новая информационная система для Toromont Industries Компания Toromont Industries Ltd., штаб-квартира которой расположена в Торонто, является одним из крупнейших дилеров производителя тяжелого строительного оборудования Caterpillar в Северной Америке. Компания Toromont также производит вычислительные системы, промышленное и спортивное оборудование, а также владеет несколькими энергостанциями, снабжающими электричеством потребителей в районе Онтарио. Две трети своего дохода, который в 1999 г. составил $494 млн, Toromont получает от торговли строительным и горным оборудованием и запасными частями. Компания Toromont насчитывает более 2 тыс. сотрудников в Северной Америке. Успех компании был основан не на увеличении объемов продаж тракторов, запчастей и двигателей, а на введении нового вида сервиса, благодаря которому клиенты заключали с Toromont контракты сроком на 10 лет. Компания Toromont снабжала своих клиентов тяжелым оборудованием и занималась его техническим обслуживанием. Заказчикам больше не приходилось приобретать дорогостоящие машины, цена которых доходила до $150 тыс., и содержать для их обслуживания целый штат механиков. Toromont поставляла все необходимое оборудование и гарантировала превосходное техническое обслуживание на срок, оговоренный в контракте. Компания столкнулась с жесткой конкуренцией. Многие фирмы, производящие тяжелое оборудование, включая Komatsujohn Deere и тот же Caterpillar, уделяли все большее внимание обслуживанию своих клиентов, продавая необходимые им комплектующие через Интернет. Кроме того, существовали и такие ресурсы, как Equipmentsite.com, Point2.com и Equipmentrader.com, представляющие собой настоящие «супермаркеты» по продаже оборудования, комплектующих и сопутствующих услуг. С развитием Интернета сложное тяжелое оборудование постепенно перешло в категорию потребительских товаров. «Когда столько конкурентов пытаются привлечь внимание ваших клиентов, как вы заставите покупателей обращаться к вам, вместо того чтобы приобрести те же товары со скидкой через Интернет?» — спросил Роб Кугель (Rob Kugel), аналитик из калифорнийской компании FAC/Equities. Руководство Toromont полагает, что компания может обойти конкурентов при помощи системы обслуживания клиентов высочайшего качества, используя Интернет для заказа оборудования и его обслуживания, а также для слежения за выполнением заказов и своими учетными записями. В идеале система должна предоставлять клиентам такой интерактивный сервис, какого нет ни у кого из конкурентов. К примеру, система может снабжать пользователей информацией о качестве различных масел и предоставлять им статистические данные, касающиеся обслуживания техники, что снизит количество поломок оборудования и соот- ветственно простоев. Клиенты могут быстро получить ответы на вопросы, касающиеся скорости доставки запасных частей, режима технического обслуживания и состояния их счетов. Высшее руководство Toromont старается ввести эту систему в эксплуатацию как можно быстрее. Каждый клиент компании должен получать точную информацию, касающуюся именно его предприятия. В настоящее время пользователи снабжаются различными статистическими данными и информацией по техническому обслуживанию оборудования, однако им приходится отсылать запросы по факсу. Новая система будет не только предоставлять клиентам всю необходимую информацию, но и рассылать сообщения по электронной почте и на пейджеры всем пользователям, техническим специалистам и сотрудникам, непосредственно работающим с оборудованием компании. Также система будет содержать информацию о ценах, обновляемую в реальном времени, и сообщать о скидках, зависящих от суммы заказа и срока действия контракта. Нет нужды упоминать о том, что в системе будет реализована полнофункциональная служба автоматического оформления заказов. Для обеспечения расширенного доступа к информации, размещенной на компьютерах IBM AS/400, понадобится новая система. При этом руководство компании не планирует создавать новые программы и старается не допустить дублирования данных в старой и новой системах. Внутренние системы Toromont, обрабатывающие заказы и выписывающие счета, уже устарели, они написаны на языке Кобол и используют базу DB2, работающую на компьютере IBM AS/400 720-й модели. Информационная система интегрирована с финансовой подсистемой от Ваап — ведущей компании по производству программного обеспечения. Компьютерная сеть предприятия объединяет 700 пользователей через локальные и глобальные сети, используя ретрансляцию кадров для подключения 18 объектов к штаб-квартире компании, расположенной в районе Торонто. Клиенты заказывают комплектующие по телефону, через отдел запасных частей Toromont. Они также вынуждены использовать телефон для получения информации о ценах, наличии деталей на складе и ремонте оборудования. Руководство Toromont постарается в будущем использовать интернет-технологии с большей отдачей и использовать их в своей новой информационной системе. На это компания готова потратить 25% информационного бюджета, закончив проект за шесть месяцев. Источники: Claudia Graziano. «Under Construction», Information Week, February 7, 2000; www. toromont. com. Вопросы к практическому примеру 1. Проанализируйте деятельность компании Toromont, используя модели конкурентных сил и цепочки добавления стоимости. 2. Насколько системы компании Toromont соответствуют ее бизнес-модели? Какие управленческие, организационные и технические факторы привели к появлению проблем? 3. Предложите свой вариант системного решения для Toromont. Ваш анализ должен содержать описание основных целей компании, требований, которым должна отвечать новая информационная система (или несколько систем), и технико-экономическое обоснование (анализ осуществимости) проекта. Используя обзор систем, следует показать, каким образом эти системы помогут в решении проблем, перечисленных при описании целей предприятия. Ваш анализ также должен содержать рассмотрение организационных, управленческих и технических аспектов предлагаемого решения. 4. Если бы вы были системным аналитиком этого проекта, какие пять вопросов вы бы задали во время проведения опроса персонала в первую очередь? 5. Какой метод вы бы использовали для разработки новой системы? Почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|