Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Joint application design (JAD) (совместная разработка приложений)




Процесс, позволяющий ускорить определение информационных потребно­стей предприятия благодаря совместной работе конечных пользователей и технических специалистов над созданием системы.

для разработчиков таких систем. Предприятия нуждаются в программных ком­понентах многоразового использования, которые можно модифицировать или перенастраивать, получая возможность быстро реагировать на открывающиеся новые возможности. Некоторые фирмы, чтобы оставаться конкурентоспособны­ми, создают информационные системы и другие приложения за считанные неде­ли или месяцы.

В прошлом разработка систем базировалась на формальных документах, со­держащих функциональные спецификации, которые затем обрабатывались ко­мандой проектировщиков. При альтернативном подходе процесс разработки при­ложения становится итеративным, в нем принимают активное участие конечные пользователи, а объем документации сведен к минимуму. Такие процессы проек­тирования часто занимали месяцы или даже годы, поэтому они непригодны для создания интернет-приложений и других сетевых проектов. Традиционные ме­тоды не используют новые возможности, открываемые Интернетом, особенно в области связывания множества клиентов и серверов с различными операцион­ными системами, создавая таким образом сложнейшие системы обработки транз­акций, не говоря уже о возможности контроля некоторых бизнес-процессов кли­ентами и поставщиками.

Организации сконцентрировали свое внимание на «быстрых» технологиях, таких как совместная разработка приложений и использование стандартных про­граммных компонентов для создания систем. Например, некоторые фирмы ис­пользуют укрупненные модули для создания систем управления снабжением, электронных витрин и служб поддержки пользователей совместно со связующи­ми программами (гл. 6 и 7), чтобы связать существующие приложения с новыми web-интерфейсами.

Электронная коммерция и электронный бизнес требуют тщательного систем­ного планирования и анализа, а также более широкого взгляда на организацию, т. е. сейчас бизнес-процессы могут быть расширены за пределы предприятия. Фирмы больше не планируют и не ведут свой бизнес «в одиночку», потому что они устанавливают электронные связи с поставщиками, дистрибьюторами и за­казчиками. Бизнес-процессы предприятия часто интегрируются с процессами клиентов и поставщиков.

Создание приложений для киберкорпораций предполагает внесение значитель­ных изменений в бизнес-процессы и оборудование, поскольку информационные системы очень быстро устаревают. Старые методики разработки базировались на том, что системы рассматривались в виде более статичных структур. В наше время организации должны добавлять, изменять и удалять свои технологические функ­ции очень быстро. Новые процессы, позволяющие постоянно совершенствовать приложения и информационные инфраструктуры, становятся насущной необ­ходимостью.

Резюме

1. Продемонстрируйте, каким образом создание новых информационных си­стем приводит к изменениям в организации. Разработка новой системы — это одна из разновидностей плановых организационных изменений, в кото­рую вовлечено множество членов организации. Поскольку информацион­ные системы являются социотехническими структурами, изменения в них приводят к соответствующим изменениям в работе и управлении органи­зацией. Существуют четыре основных вида изменений: (1) автоматизация; (2) рационализация процедур; (3) реинжиниринг бизнес-процессов; (4) сме­на парадигмы. Каждое из них предоставляет свои преимущества и связано с определенным риском. Многие организации осуществляют реинжини­ринг своих бизнес-процессов, чтобы достичь резкого повышения произво­дительности труда и эффективности работы всего предприятия.

2. Объясните, каким образом организация может создавать информационные системы, отвечающие ее бизнес-плану. Организации должны разрабатывать информационные планы, где отражаются способы достижения определен­ных целей при помощи информационных технологий. Такие планы содер­жат основные направления разработки систем, логическое обоснование, стратегию внедрения и бюджетные расчеты. Анализ предприятия и оценка критических факторов успеха (CSF) могут использоваться для определе­ния информационных потребностей организации, которые также вносятся в планы.

3. Определите ключевые моменты процесса разработки информационных си­стем. Ключевыми процедурами в разработке информационных систем яв­ляются анализ системы, проектирование системы, программирование, тести­рование, конверсия, эксплуатация и техническое обслуживание. Анализ системы — это изучение проблем, связанных с существующими системами, и определение требований, предъявляемых к решениям данных проблем. Проектирование системы предполагает подготовку спецификаций инфор­мационной системе, в которых содержится информация обо всех организа­ционных и технических аспектах.

4. Оцените альтернативные подходы к созданию систем: традиционный жиз­ненный цикл системы, создание прототипа, использование пакетов приклад­ных программ, разработка конечными пользователями и аутсорсинг. Ме­тодика жизненного цикла — это самый старый способ разработки систем, который подразделяется на шесть основных этапов: (1) подготовка проекта; (2) исследование системы; (3) проектирование; (4) программирование; (5) инсталляция; (6) эксплуатация и освоение системы. Эти процедуры вы­полняются последовательно, и каждая из них требует оценки результатов по завершении работы. Данную методику целесообразно применять при разработке крупных и сложных проектов, где необходимы четкие специфи­кации и обеспечение контроля над каждой стадией разработки. Однако та­кой подход не отличается гибкостью и требует больших затрат, он не подхо-

Менеджмент

Выбор методики создания информационной системы во многом определяет будущие временные и финансовые затраты предприятия. Руководители долж­ны быть осведомлены обо всех достоинствах и недостатках выбранной техно­логии проектирования и иметь представление о проблемах, с которыми им предстоит столкнуться.

Организация

Подход к проектированию системы зависит от нужд организации. Целесооб­разность использования пакетов прикладных программ и аутсорсинга долж­на быть определена заранее, прежде чем эти методики приведут к потере компанией контроля над процессом создания системы. Технология

При создании информационных систем можно использовать множество про­граммных утилит. Ключевые технологические решения должны включать знаком­ство сотрудников предприятия с конкретной технологией и ее соответствие информационным потребностям компании, информационной инфраструкту­ре и архитектуре.

Вопросы для обсуждения

1. Почему выбор технологии разработки информационной системы явля­ется важным деловым решением? Кто должен принимать участие в вы­боре подхода к созданию системы?

2. Некоторые специалисты заявляют, что лучшим способом снижения за­трат на разработку системы является использование пакетов приклад­ных программ четвертого поколения. Согласны ли вы с этим утвержде­нием? Почему?

дит для создания гибких приложений, требования к которым не могут быть четко определены на начальной стадии проекта.

Создание прототипа заключается в разработке экспериментальной си­стемы для демонстрационных целей и предварительного тестирования, ко­торая не требует больших затрат. Прототип модифицируется и совершен­ствуется до тех пор, пока он не будет отвечать всем пользовательским запросам, он также может служить шаблоном для создания полнофункцио­нальной системы. Создание прототипа предполагает вовлечение конечных пользователей в процесс разработки и повторение некоторых этапов про­цесса до тех пор, пока модель не будет соответствовать всем спецификациям. Создание прототипов в ускоренном режиме может привести к появлению систем, которые не прошли полного тестирования, не обеспечены исчерпы­вающей документацией или не совместимы с существующим оборудованием.

Разработка информационных систем с помощью пакетов прикладных программ исключает потребность в написании организацией собственного программного обеспечения. Использование таких пакетов значительно со­кращает объемы работ по проектированию, тестированию, инсталляции и техническому обслуживанию системы. Пакеты прикладных программ

особенно полезны в тех случаях, когда организация не располагает соб­ственным техническим персоналом или ресурсами для разработки ориги­нальной системы. Чтобы удовлетворить информационные потребности организации, такие пакеты подвергаются модификации, что приводит к ро­сту финансовых и временных затрат.

Разработка конечными пользователями заключается в создании инфор­мационных систем силами конечных пользователей при незначительном участии технических специалистов. «Пользовательские» системы создают­ся очень быстро, при этом используются программные приложения четвер­того поколения. Основными достоинствами данной методики являются четкий контроль над процессом разработки системы, экономия времени и средств, а также малое количество незавершенных заданий. Однако раз­работка конечными пользователями вкупе с технологией распределенных вычислений может привести к неконтролируемому развитию системы и ис­пользованию информации, а системы, созданные таким способом, не всегда соответствуют общепринятым стандартам качества.

Аутсорсинг заключается в заключении договора со сторонней фирмой на создание и/или обслуживание информационных систем. Вся ответствен­ность при этом ложится на плечи компании-партнера, а не внутреннего техни­ческого персонала. Использование аутсорсинга позволяет снизить расходы на разработку систем и разрабатывать новые приложения, не имея собствен­ных технических специалистов. Но при этом фирмы рискуют потерять конт­роль над собственными информационными системами и попасть в зависи­мость от других компаний.

5. Оцените роль объектно-ориентированной технологии разработки программ­ного обеспечения и быстрой разработки приложений (RAD) в создании со­временных информационных систем. Объектно-ориентированная разработка позволяет сократить временные и финансовые затраты на написание про­грамм и обслуживание систем, а также упрощает их модификацию, посколь­ку система представляется в виде набора стандартизованных объектов, со­стоящих из данных и процедур. Быстрая разработка приложений (RAD) использует объектно-ориентированное программное обеспечение, визуаль­ное программирование, прототипы и утилиты четвертого поколения для создания систем в сжатые сроки.

Ключевые термины

Приемочные испытания, пакет прикладных программ, автоматизация, эталонная оценка, реинжининринг бизнес-процессов, конверсия, критические факторы успеха (CSF), кастомизация, проектирование, прямое переключение, докумен­тация, пользовательская разработка, пользовательский интерфейс, анализ пред­приятия, анализ осуществимости, информационный центр, информационные требования, план формирования информационных систем, установка, итератив­ность, совместная разработка приложении (JAD), техническое обслуживание,

объектно-ориентированная разработка, аутсорсинг, смена парадигмы, параллель­ная стратегия, фазовый подход, пилотная стратегия, эксплуатация, производство, программирование, подготовка проекта, прототип, создание прототипа, стадия программирования, быстрая разработка приложения (RAD), рационализация процедур, запрос предложений (RFP), анализ системы, проектирование системы, разработка системы, жизненный цикл системы, исследование системы, тестиро­вание системы, план тестирования, тестирование, тотальное управление каче­ством (TQM), тестирование объектов, управление потоком работ.

Контрольные вопросы

1. Почему информационная система является планируемым организацион­ным изменением?

2. Перечислите основные разделы информационного плана.

3. Каким образом анализ предприятия и критические факторы успеха исполь­зуются для определения требований к информационной системе?

4. Опишите каждый из четырех типов организационных изменений, связан­ных с информационными технологиями.

5. Что такое «реинжиниринг бизнес-процессов»? В чем он заключается?

6. В чем разница между анализом системы и проектированием системы? Ка­кие процедуры в них входят?

7. Что такое «информационные потребности»? Почему так сложно правильно их определить?

8. Почему тестирование является таким важным этапом разработки системы? Назовите и опишите три стадии тестирования информационной системы.

9. Какую роль в разработке системы играют программирование, конверсия, внедрение и техническое обслуживание?

10. Что такое «жизненный цикл» системы? Опишите все его этапы, укажите достоинства и недостатки данной методики.

11. Что понимается под созданием прототипа системы? Каковы достоинства и недостатки данной технологии проектирования? Перечислите и опишите все этапы процесса создания прототипа.

12. Что собой представляет пакет прикладных программ? Каковы сильные и слабые стороны технологии разработки систем, основанной на использова­нии таких пакетов?

13. Что мы понимаем под «разработкой системы конечными пользователями»? Каковы достоинства и недостатки этого метода? Назовите несколько поли­тик и процедур данного процесса.

14. Что такое аутсорсинг? В каких условиях его целесообразно применять?

15. В чем разница между объектно-ориентированной разработкой программно­го обеспечения и традиционным подходом? Каковы преимущества исполь­зования объектно-ориентированной технологии?

16. Что такое «быстрая разработка приложений» (RAD)? Каким образом она используется системными проектировщиками?

Практический пример

Новая информационная система для Toromont Industries

Компания Toromont Industries Ltd., штаб-квартира которой расположена в Торон­то, является одним из крупнейших дилеров производителя тяжелого строитель­ного оборудования Caterpillar в Северной Америке. Компания Toromont также производит вычислительные системы, промышленное и спортивное оборудова­ние, а также владеет несколькими энергостанциями, снабжающими электриче­ством потребителей в районе Онтарио. Две трети своего дохода, который в 1999 г. составил $494 млн, Toromont получает от торговли строительным и горным обо­рудованием и запасными частями. Компания Toromont насчитывает более 2 тыс. сотрудников в Северной Америке.

Успех компании был основан не на увеличении объемов продаж тракторов, запчастей и двигателей, а на введении нового вида сервиса, благодаря которому клиенты заключали с Toromont контракты сроком на 10 лет. Компания Toromont снабжала своих клиентов тяжелым оборудованием и занималась его техническим обслуживанием. Заказчикам больше не приходилось приобретать дорогостоящие машины, цена которых доходила до $150 тыс., и содержать для их обслуживания целый штат механиков. Toromont поставляла все необходимое оборудование и гарантировала превосходное техническое обслуживание на срок, оговоренный

в контракте.

Компания столкнулась с жесткой конкуренцией. Многие фирмы, производя­щие тяжелое оборудование, включая Komatsujohn Deere и тот же Caterpillar, уде­ляли все большее внимание обслуживанию своих клиентов, продавая необхо­димые им комплектующие через Интернет. Кроме того, существовали и такие ресурсы, как Equipmentsite.com, Point2.com и Equipmentrader.com, представляющие собой настоящие «супермаркеты» по продаже оборудования, комплектующих и сопутствующих услуг. С развитием Интернета сложное тяжелое оборудование постепенно перешло в категорию потребительских товаров. «Когда столько кон­курентов пытаются привлечь внимание ваших клиентов, как вы заставите поку­пателей обращаться к вам, вместо того чтобы приобрести те же товары со скидкой через Интернет?» — спросил Роб Кугель (Rob Kugel), аналитик из калифорнийс­кой компании FAC/Equities.

Руководство Toromont полагает, что компания может обойти конкурентов при помощи системы обслуживания клиентов высочайшего качества, используя Ин­тернет для заказа оборудования и его обслуживания, а также для слежения за выполнением заказов и своими учетными записями. В идеале система должна предоставлять клиентам такой интерактивный сервис, какого нет ни у кого из конкурентов. К примеру, система может снабжать пользователей информацией о качестве различных масел и предоставлять им статистические данные, касающи­еся обслуживания техники, что снизит количество поломок оборудования и соот-

ветственно простоев. Клиенты могут быстро получить ответы на вопросы, каса­ющиеся скорости доставки запасных частей, режима технического обслужи­вания и состояния их счетов.

Высшее руководство Toromont старается ввести эту систему в эксплуатацию как можно быстрее. Каждый клиент компании должен получать точную инфор­мацию, касающуюся именно его предприятия. В настоящее время пользователи снабжаются различными статистическими данными и информацией по техниче­скому обслуживанию оборудования, однако им приходится отсылать запросы по факсу.

Новая система будет не только предоставлять клиентам всю необходимую информацию, но и рассылать сообщения по электронной почте и на пейджеры всем пользователям, техническим специалистам и сотрудникам, непосредствен­но работающим с оборудованием компании. Также система будет содержать ин­формацию о ценах, обновляемую в реальном времени, и сообщать о скидках, за­висящих от суммы заказа и срока действия контракта. Нет нужды упоминать о том, что в системе будет реализована полнофункциональная служба автомати­ческого оформления заказов. Для обеспечения расширенного доступа к инфор­мации, размещенной на компьютерах IBM AS/400, понадобится новая система. При этом руководство компании не планирует создавать новые программы и ста­рается не допустить дублирования данных в старой и новой системах.

Внутренние системы Toromont, обрабатывающие заказы и выписывающие сче­та, уже устарели, они написаны на языке Кобол и используют базу DB2, работающую на компьютере IBM AS/400 720-й модели. Информационная система интегри­рована с финансовой подсистемой от Ваап — ведущей компании по производ­ству программного обеспечения. Компьютерная сеть предприятия объединяет 700 пользователей через локальные и глобальные сети, используя ретрансляцию кад­ров для подключения 18 объектов к штаб-квартире компании, расположенной в районе Торонто. Клиенты заказывают комплектующие по телефону, через от­дел запасных частей Toromont. Они также вынуждены использовать телефон для получения информации о ценах, наличии деталей на складе и ремонте оборудо­вания.

Руководство Toromont постарается в будущем использовать интернет-техно­логии с большей отдачей и использовать их в своей новой информационной си­стеме. На это компания готова потратить 25% информационного бюджета, закон­чив проект за шесть месяцев.

Источники: Claudia Graziano. «Under Construction», Information Week, February 7, 2000; www. toromont. com.

Вопросы к практическому примеру

1. Проанализируйте деятельность компании Toromont, используя модели кон­курентных сил и цепочки добавления стоимости.

2. Насколько системы компании Toromont соответствуют ее бизнес-модели? Какие управленческие, организационные и технические факторы привели к появлению проблем?

3. Предложите свой вариант системного решения для Toromont. Ваш анализ должен содержать описание основных целей компании, требований, кото­рым должна отвечать новая информационная система (или несколько си­стем), и технико-экономическое обоснование (анализ осуществимости) про­екта. Используя обзор систем, следует показать, каким образом эти системы помогут в решении проблем, перечисленных при описании целей предприя­тия. Ваш анализ также должен содержать рассмотрение организационных, управленческих и технических аспектов предлагаемого решения.

4. Если бы вы были системным аналитиком этого проекта, какие пять вопро­сов вы бы задали во время проведения опроса персонала в первую очередь?

5. Какой метод вы бы использовали для разработки новой системы? Почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...