Понимание ценности информационных систем и управление изменениями
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Сравнивать модели определения ценности информационных систем. 2. Анализировать основные причины неудач информационных систем. 3. Выполнять анализ требований к управлению изменениями для создания успешных систем. 4. Выбирать подходящие стратегии управления процессом внедрения системы. Неудачное внедрение новой системы обслуживания клиентов в компании Omni Hotels В середине 90-х гг. прошлого века компания Omni Hotels вела отчаянную борьбу за повышение эффективности работы. Команда менеджеров отеля, работающая в Хэмптоне (штат Нью-Гэмпшир), попыталась упрочить финансовое будущее компании, внедряя систему привлечения новых клиентов. Предложенные меры должны были повысить степень доверия клиентов к компании, а также способствовать повторным обращениям к ее услугам. Предполагалось, что клиенты, делающие повторные заказы в отеле, получают вознаграждение или номера более высокого класса, чем те, на которые они рассчитывали. Эти меры должны были повысить заинтересованность клиентов в повторных обращениях к услугам отеля, а также способствовать эффективной рекламе. Отдел маркетинга энергично поддержал систему подобных мер, рекламируя ее среди заказчиков и менеджеров отелей. Томас Мерфи (Thomas Murphy), главный информационный менеджер бюро по круизам в районе Карибского моря из Майами, в то время был вице-президентом по информационным технологиям Omni Hotels. Он попытался собрать на совещание всех вице-президентов компании для выработки единых требований. Команда исполнителей не могла вникать в детали, их обязанности ограничивались обслуживанием клиентов. Когда отдел информационных систем представил демонстрационную версию данной системы, менеджеры по маркетингу, по организации работы с клиентом и по обслуживанию продаж не смогли прийти к единому мнению о реальных мерах по ее внедрению. Не удалось договориться, когда
и как клиенты получают вознаграждение. Бизнес-подразделения Omni не приняли участия в разработке этой системы, а также отсутствовали конкретные правила для получения премий. Отдел маркетинга не проинформировал главного менеджера Omni Hotels о предпринимаемых мерах, а прогнозы этого отдела существенно отличались от результатов разработки. Главный менеджер представил грандиозную систему, которую было невозможно разработать в столь ограниченный промежуток времени. Менеджеры среднего звена из Omni Hotels поддерживали недостаточно тесные связи с командой исполнителей, поскольку в течение нескольких лет обслуживающий персонал Omni Hotels постоянно обновлялся из-за высокой текучки кадров. Возникли также и серьезные технические проблемы. Программное обеспечение первоначально разрабатывалось с учетом применения базы данных Microsoft Access, не представлялось возможным расширить его возможности для обслуживания 40 отелей Omni Hotels. И каждое утро необходимо было потратить не менее часа рабочего времени для обновления базы данных, вводя данные в ПК вручную. Пользователи получали доступ к этой системе с помощью медленного коммутируемого доступа. Команда Мерфи в течение месяца дорабатывала эту систему, пытаясь добиться согласования интересов различных непримиримых групп, а также учитывая требования главного менеджера. Предполагалось, что система будет функционировать достаточно быстро, предоставляя ряд удобств пользователям, а другие старые системы получат доступ к согласованным отчетам и обновленным интерфейсам. Когда же систему внедрили с месячным опозданием относительно запланированного срока, работники отелей просто ее не восприняли. Менеджеры отелей не были проинструктированы по поводу работы с данной системой, их негодование было вызвано необходимостью приобретения вина или других ценных подарков для клиентов отеля за свой счет. Система функционировала очень медленно, ее трудно было использовать, и польза от нее была невелика. Отели не получили соответствующей документации, персонал не прошел тренинг-курсов, что значительно облегчило бы внедрение новшества. Шесть месяцев спустя система потерпела фиаско, а компания Omni Hotels понесла убытки на сумму в $250 тыс.
Объединение Omni Hotels не является единственной компанией, понесшей убытки в результате неудач с внедрением информационных систем. По крайней мере половина всех проектов, связанных с информационными системами, приводят к неутешительным результатам. Компании затрачивают до 50% бюджета, выделенного на развитие информационных технологий, на проекты, которые затем приходится закрывать. Проблемы управления Основным фактором, способствующим внедрению информационных систем, является гарантированное получение экономических преимуществ. Компаниям следует производить экономическую оценку информационных систем, что позволит убедиться в экономической целесообразности их внедрения. Проекты, связанные с внедрением информационных систем, имеют высокую степень риска, поскольку часто компании неверно проводят экономическую оценку связанных с внедрением затрат либо неправильно производят организационную перестройку, связанную с внедрением новых технологий. При внедрении информационных систем часто встречаются ошибки, которых не избежали сотрудники компании Omni Hotels. Успешная реализация системы предполагает обращение к перспективному планированию, внесение изменений в систему управления, а также учет следующих требований экономической целесообразности: 1. Определение нематериальных преимуществ от внедрения системы. По мере роста сложных систем они приносят материальные выгоды в меньшей мере и в большей мере — нематериальные. Единого метода по оценке нематериальных преимуществ нет. Если же для оценки пользы от внедрения информационных систем использовать только финансовые критерии, компании могут упустить важные моменты. В то же время в случае переоценки нематериальных преимуществ компании могут принять очень плохие инвестиционные решения.
2. Учет степени сложности крупномасштабных проектов. Системы большого масштаба, к которым относятся производственные системы, довольно трудно поддаются управлению, результаты их реализации нелегко заплани-
ровать и скоординировать. Подобные системы включают большое число организационных единиц и штатных сотрудников, отличаются повышенными информационными требованиями и вызывают широкий спектр изменений деловой активности. Внедрение столь сложных систем довольно затруднительно, поскольку этот процесс растягивается на годы. Кроме того, имеется лишь несколько более или менее надежных методик по оцениванию продолжительности и стоимости разработок подобных крупномасштабных информационных систем. В этой главе представлены основные направления работы по внедрению сложных информационных систем, но нет никаких гарантий, что крупный информационный проект будет успешно спланирован с учетом бюджетных ограничений. В данной главе рассматриваются различные способы оценки ценности информационных систем с учетом как финансовых, так и нефинансовых моделей. Затем оценивается роль управления изменениями в процессе успешного внедрения систем. Наконец, будут представлены стратегии уменьшения рисков и совершенствования управления проектами создания систем. 11.1. Понимание ценности информационных систем Информационные системы представляют ряд преимуществ коммерческим фирмам. Тщательно сформированная инфраструктура информационных технологий может в течение длительного времени играть важную стратегическую роль в жизни фирмы. Учитывая грандиозные масштабы охвата информации, информационные системы позволяют фирмам одерживать победу в конкурентной борьбе. Важно также представлять, что фирмы не всегда полностью используют преимущества, предоставляемые информационными системами. И хотя информационные проекты могут существенно повысить доходность и эффективность функционирования фирм, определенную пользу получают и клиенты. Речь идет об удешевлении продукции фирм или о повышении качества услуг и надежности обслуживания (Hitt, Brynjolfsson, 1996). Общество может поощрять деятельность фирм, улучшающих обслуживание клиентов. В рамках этого предположения можно рассмотреть схему льготного налогообложения или же другие виды поощрения. Если фирмы не удовлетворяют растущие запросы клиентов, они вынуждены прекратить свое существование. Доходность инвестиций в информационные технологии также значительно сокращается, если не учитываются затраты на организационные изменения, связанные с внедрением системы, либо подобные затраты распределяются неэффективно (Ryan, Harrison, 2000; Irani, Love, 2000-2001). Успешное управление как раз и призвано максимизировать, насколько это возможно в создавшихся условиях рынка, отдачу инвестиций, направленных в информационую систему.
С финансовой точки зрения ценность системы базируется на решении основного вопроса. Принесут ли инвестиции в информационную систему такой доход, который оправдает понесенные затраты^ Подобный подход порождает много вопросов, связанных не только с оценкой доходов и подсчетом затрат. Традиционные модели экономической оценки капиталовложений Оценка окупаемости представляет одну из нескольких методик, применяемых для оценки инвестиций в долговременных проектах, связанных с инвестициями капитала. Процесс анализа различных предложений и отбора наиболее приемлемых вариантов капитальных затрат получил название экономической оценки капиталовложений. Фирмы инвестируют средства в капитальные проекты, приводящие к расширению производства, реализации желаемых перспектив. Подобные проекты могут включать модернизацию производственного оборудования, что влечет за собой существенное сокращение затрат. Фирмы также направляют инвестиции в капитальные проекты и по причинам неэкономического характера. Речь может идти о приобретении оборудования контроля состояния окружающей среды либо о выполнении правительственных директив по оказанию гуманитарной помощи. Информационная система представляет собой объект для долговременных капитальных инвестиций. При оценке капитальных проектов используются шесть моделей экономической оценки капиталовложений: • метод оценки окупаемости; • коэффициент окупаемости инвестиций (accounting rate of return on investment, ROI); • отношение доходов и затрат;
• чистая приведенная стоимость (net present value); • индекс рентабельности; • внутренняя норма прибыли (internal rate of return, IRR). Все методы экономической оценки капиталовложений базируются на анализе денежных потоков фирмы. Инвестиционные затраты представляют собой единовременный отток наличных средств, обычно направляемый на приобретение капитального оборудования. В последующие периоды инвестиционная деятельность может приводить к дополнительному оттоку наличности, иногда равному по объему денежным доходам, получаемым от инвестиции. Денежные потоки могут фигурировать в виде повышения уровня продаж для большинства товаров (поводом может послужить включение в ассортимент новых продуктов, повышение качества или расширения сегмента рынка) или отражать сокращение затрат на производство и связанные с ним операции. Разница между оттоком и притоком денежных средств используется для расчета финансовой стоимости инвестиции. Для сравнения ценности различных проектов и принятия решений по поводу объемов инвестиций после определения финансовых потоков применяются несколько альтернативных методик. При выборе финансовой модели необходимо рассмотреть все возможные альтернативы, взвесить все преимущества и затраты, причем доходную и затратную части можно выразить с помощью принятой метрики, а именно в денежном выражении. Если выбор осуществляется среди большого числа сложных альтернатив, эти требования редко соблюдаются в реальных условиях, но возможно не-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|