Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество жизни: справедливость, доступность, ограничения




Негативные социальные последствия при внедрении информационных техноло­гий и систем начинают накапливаться вместе с ростом технологических возмож­ностей. Многое из этого социального негатива не имеет отношения ни к наруше-

ниям прав личности, ни к преступлениям против норм собственности. Однако эти негативные последствия приносят много вреда отдельным членам общества, всему обществу и политическим институтам. Компьютеры и информационные технологии могут потенциально нивелировать ценности, лежащие в основе куль­туры и всего общества, даже при условии определенных общественных выгод. Существует ли баланс хороших и плохих последствий реализации в обществе информационных систем, кто несет ответственность за негативные последствия этого процесса? Затем будут кратко охарактеризованы негативные социальные последствия внедрения систем, учитывая позиции индивидуума, социума и по­литической надстройки.

Баланс между «сильным» центром и периферией

На ранних этапах развития информационных технологий существовали огром­ные, централизованные компьютеры — мейнфреймы. С помощью этих машин вся мощь сосредоточивалась в штаб-квартирах корпораций, а также в столице стра­ны, что приводило к формированию обществ типа общества Большого Брата, описанного в романе Дж. Оруэлла «1984 год». Затем начался процесс децентра­лизации компьютерной технологии, усиленный идеологическими установками, направленными на установление «доверительных» отношений с тысячами слу­жащих. Проходил также процесс децентрализации и в вопросах принятия решений, все больше полномочий передавалось инстанциям низшего уровня, уменьшалась централизованная мощь крупных институтов. И все же элементы доверительно­го отношения к служащим, описанные в популярных бизнес-журналах, имеют оттенок тривиальности. Служащие, занимающие невысокие посты, могут смело принимать лишь решения, не имеющие определяющего значения в жизни корпо­рации. Ключевые политические решения должны диктоваться из единого центра, как и раньше.

Высокий темп изменений: все меньше времени на перестройку в конкурентной борьбе

Информационные системы помогают сформировать более эффективные нацио­нальные и интернациональные рынки. Современное, более эффективное обще­ство, управляемое глобальным рынком, сокращает привычные социальные резервы, которыми много лет пользовались бизнесмены для преуспевания в конкурент­ной борьбе. Основанная на «опережении во времени» конкуренция имеет и нега­тивную сторону: бизнес, которым вы занимаетесь, не оставляет времени для фор­мирования глобальных ответов конкурентам, обычно в течение года, пока идет производственный процесс, бизнес завершает свое существование. Возникает риск образования обществ, функционирующих строго «по календарному графи­ку», а также «повсеместных рабочих мест и сред» (например, дома и в отпуске).

Поддержка ограничений: семья, работа, досуг

Частично эта книга создавалась в то время, когда авторы находились в поездах и самолетах, в период отпусков, семейного досуга, за счет времени, обычно уделяе­мого семье. Опасность, связанная с вездесущим компьютером, дистанционным присутствием на рабочем месте, компыотербм-кочевником и компьютерной ере-

дой «делаем все и всюду», состоит в том, что все эти перечисленные возможности могут стать реальностью. Если это случится, значительно снизится значение тра­диционных границ, отделяющих рабочее время от времени, посвященного семье и досугу. И хотя уже вошло в традицию, что писатели работают почти всюду (пор­тативные пишущие машинки известны уже почти сто лет), появление информа­ционных систем наряду с ростом объемов умственного труда приводит к тому, что все большее число людей трудятся тогда, когда они должны играть или под­держивать отношения в семье и с друзьями. «Рабочий зонтик» сейчас охватывает значительно больший промежуток времени, чем традиционный восьмичасовый рабочий день.

Последствия этих преобразований связаны с четко очерченными рисками для индивидуума. Исторически сложилось так, что семья и друзья служат мощной опо­рой личности, они помогают поддерживать баланс в обществе, сохраняя в непри­косновенности устои «частной жизни». Именно в этой среде проще всего собраться с мыслями, обдумать взаимоотношения в рабочем коллективе и помечтать. Зависимость и уязвимость

В настоящее время и бизнес, и деятельность правительств, школ, приватных ассо­циаций, таких как церкви, в огромной степени зависят от информационных си­стем. Вследствие этого возрастает уязвимость этих организаций при наличии сбо­ев в системе. Имеет место следующий парадокс. При наличии такой повсеместно распространенной системы, как, например, телефонная связь, не следует забы­вать о том, что в данном случае отсутствуют регулятивные силы либо общепри­нятые стандарты, как это принято при обращении с телефоном, электричеством, радио, телевидением либо другими имеющими общественную ценность техноло­гиями. Отсутствие стандартов и критический режим функционирования некото­рых системных приложений, возможно, послужат весомым основанием для фор­мирования национальных стандартов, а возможно, и общественного контроля со стороны общества.

Компьютерные преступления и злоупотребления

Большинство новых технологий, появившихся в индустриальную эру, создают плодотворную среду для нарушения законности в обществе. Технологии, вклю­чая компьютеры, создают новые ценности, за которыми ведется охота, формиру­ются новые методики хищений, а также значительно увеличивается возможность нанесения вреда всему обществу. Компьютерное преступление представляет со­бой незаконные действия, реализованные с помощью компьютера или направлен­ные против компьютерной системы. Компьютеры или компьютерные системы могут служить объектом преступления (нарушение работы компьютерного цент­ра или искажение компьютерных файлов компании), а также могут быть инстру­ментом преступления (кража компьютера приводит к нелегальному доступу к ком-

обманным путем суммой, равной $16 тыс. Они вели несуществующие про­дажи на web-сайтах eBay, Yahoo, а также на других сайтах, предлагали ком­пьютеры для аукциона, которого никто не проводил, за что покупатели выплатили им тысячи долларов (Angwin, 2000).

♦ Тимоти Ллойд (Timothy Lloyd), бывший главный администратор компью­терной сети компании Omega Engineering Inc. из Бриджпорта (штат Нью-Джерси), обвинялся в создании «логической бомбы», уничтожившей все программное обеспечение фирмы 30 июля 1996 г. «Логическая бомба» пред­ставляет собой злонамеренную программу, запускаемую в определенное время. В результате компания потерпела ущерб в размере $10 млн. Пово­дом послужило то, что Ллойда накануне уволили с работы. Федеральные обвинители также обвиняют Ллойда в краже компьютерного оборудова­ния на $50 тыс., куда входит и устройство резервирования на магнитной ленте, которое помогло бы в компании Omega восстановить утерянные файлы (Chen, 1998).

В общем случае наиболее разорительные компьютерные преступления совер­шены служащими самой компании, поскольку они имеют достаточный объем зна­ний, доступ, а часто и связанные с работой мотивы для совершения подобных преступлений.

Конгресс отреагировал на прецеденты компьютерной преступности в 1986 г., выпустив два документа: Computer Fraud и Abuse Act. Признано незаконным по­лучение доступа к компьютерной системе без идентификации. Большинство шта­тов располагают аналогичными актами, европейские государства имеют похожие статьи законодательства. Другие законодательные акты относятся к прослушива­нию телефонных переговоров, мерам по пресечению мошенничества и устанав­ливают правила конспирации независимо от используемой технологии. Все эти законы также имеют отношение к компьютерным преступлениям.

Легкость использования и доступность Интернета создают дополнительные возможности для компьютерных преступлений и злоупотреблений. В табл. 15.5 описаны некоторые наиболее известные области, где Интернет может использо­ваться незаконным образом либо злонамеренно.

Занятость: вымывающая технология и потеря рабочих мест при реинжиниринге

Реализация реинжиниринга (гл. 10) обычно приветствуется в сообществах, осна­щенных информационными системами, как крупное достижение новой инфор­мационной технологии. Время от времени вспоминают, что редизайн бизнес-процессов может привести миллионы менеджеров среднего звена и конторских служащих к потере своих рабочих мест. Один экономист не без юмора заметил, что скоро сформируется общество, состоящее из небольшой «высокотехнологи­ческой элиты из корпоративных профессионалов... и нации, представленной людь­ми, постоянно лишенными работы» (Rifkin, 1993).

Другие экономисты более оптимистично относятся к потенциальной возмож­ности потери рабочих мест для многих членов общества. Они высказывают уве­ренность в том, что хорошо подготовленные и образованные работники, освобож­денные от своих обязанностей, смогут быть успешно заняты на других участках

быстро развивающейся промышленности. Но остаются работники сферы «синих воротничков», а также люди старшего возраста, менее подготовленные менедже­ры среднего звена. Трудно представить, чтобы эти группы служащих легко мож­но было переподготовить для выполнения высококвалифицированной (высоко­оплачиваемой) работы. И только при проведении тщательного планирования, учитывающего интересы служащих, компании смогут перестроить работу с ми­нимальными потерями среди работников.

Вопросы социальной справедливости и общественного равенства: усиление расового и классового расслоения

Все ли граждане имеют одинаковые возможности в век новых информационных технологий? При реализации технологии информационных систем будет ли со­кращаться существующее в Америке экономическое, социальное и культурное неравенство? Либо расслоение общества будет нарастать, предоставляя новые преимущества состоятельным гражданам перед другими членами общества?

На эти вопросы трудно дать исчерпывающие ответы, поскольку плохо изуче­но влияние системных технологий на различные общественные группы. Извест­но, что различные общественные группы, отличающиеся по социальному либо расовому признаку, имеют неодинаковые возможности доступа к таким ресур­сам, как информация, знания, компьютеры и многим другим источникам инфор­мации. На рис. 15.3 показаны отличия в использовании Интернета для общест­венных групп с разным уровнем доходов; а также имеющих различную расовую

принадлежность. Если на социальном уровне оставить этот факт без внимания, вероятнее всего, сформируется общество, определенная, достаточно обеспечен­ная часть которого будет иметь доступ к информации во всех ее видах, обладать компьютерной грамотностью и проявлять соответствующие умения, в то же вре­мя образуется большая группа людей, для которых все эти блага цивилизации останутся недоступны.

Группы, защищающие общественные интересы, стремятся уменьшить подоб­ное «компьютерное расслоение», превращая информационные компьютерные службы, включая Интернет, в услуги, доступные «практически каждому», анало­гично тому как сейчас это происходит с телефоном. Поправка к Закону о теле­коммуникациях от 1996 г. (Telecommunications Act of 1996) расширяет возмож­ности для дерегуляции телекоммуникаций. Для школ и библиотек выделяются субсидии, что позволит гражданам из любых общественных групп получать до­ступ к инструментарию информационной технологии. Но это только частично решит описанную проблему.

Риски для здоровья: RSI, CVS и технострессы

Самым распространенным профессиональным заболеванием на сегодня является синдром повторных стрессов. Диагноз RSI диагностируется, когда группы мышц перегружаются при частом выполнении повторяющихся действий с большими нагрузками (например, при игре в теннис) либо при выполнении десятков тысяч повторяющихся действий с небольшими нагрузками (такими, как работа на кла­виатуре компьютера).

Самым крупным источником RSI являются компьютерные клавиатуры. По­чти 50 млн американцев используют компьютер на работе. Наиболее широко рас­пространенной разновидностью RSI, связанной с работой на компьютере, явля­ется кистевой туннельный синдром, при котором сдавливание срединного нерва костью кистевой структуры запястья, получившей название кистевого туннеля, формирует болевые ощущения. Сдавливание возникает при постоянном выпол­нении нажатий на клавиши: в течение одной смены текстовый процессор может отреагировать приблизительно на 23 тыс. нажатий на клавиши. Среди симптомов кистевого туннельного синдрома наблюдаются неподвижность кисти, приступы боли, невозможность выполнения хватательных движений и покалывание в об­ласти кисти. Миллионы работников обращаются к врачу с подобными жалобами, и довольно часто диагностируется именно это заболевание.

Однако заболевания RSI можно избежать. При разработке рабочих станций следует предусмотреть условия для спокойного расположения кисти (для под­держки кисти используется специальная подставка), для правильной установки монитора, а также обязательный упор для ног. Все это способствует формирова­нию правильной осанки и снижает вероятность возникновения синдрома RSI. Хорошо зарекомендовали себя новые эргономичные клавиатуры, хотя эффектив­ность их применения еще оспаривается. Эти меры должны дополняться введени­ем частых перерывов в работе, сменой форм деятельности для служащих и заме­ной механического набора данных набором данных с помощью голоса или путем применения сканера. Синдром RSI представляет серьезную угрозу работе менед­жеров, как показано в «Окне управления».

Синдром RSI не является единственным профессиональным заболеванием, связанным с компьютером. В результате недостаточно эргономичного дизайна для рабочих станций частыми становятся жалобы работников на боли в спине и в области шеи, отечность ног и боли в ступнях.

Синдром нарушений зрительного восприятия связан с перенапряжением глаз при пользовании экраном компьютера. Обычно наблюдаются временные симп-

томы, среди которых головная боль, нечеткость видения, сухость и раздражение глаз.

В последнее время появились сведения о новом расстройстве, связанном с ра­ботой на компьютере. Речь идет о так называемом технострессе. Симптомами этого заболевания являются ухудшение общего состояния организма, повышен­ная раздражимость, нетерпимость к другим людям и даже враждебность. По мне­нию экспертов, причина подобных состояний в том, что при непрерывней работе с компьютером поведение других людей и общественных институтов рассматри-

вается как компьютерная деятельность, предполагающая немедленный отклик, проявление предупредительности и отсутствие эмоций. Работники, проводящие много времени за компьютером, испытывают дискомфорт при задержке вызова в процессе телефонного звонка, возмущаются и беспокоятся, если ПК немного медленнее выполняет задание. Симптомы техностресса проявляются в высших эшелонах персонала отраслей компьютерной промышленности, часто встречают­ся на ранних этапах восстановительного процесса после интенсивной компью­терной деятельности и при усиленном употреблении наркотиков и алкоголя.

Размах распространения заболеваемости технострессом неизвестен, но впол­не вероятно, что ему подвержены миллионы граждан США, причем количество заболевших неуклонно возрастает. Виды деятельности, связанные с компьюте­ром, находятся сейчас в верхней части списка профессиональных заболеваний, который поддерживается в нескольких промышленных государствах на основе статистических данных по здравоохранению.

Недостаточно проверены в настоящее время данные о профессиональном об­лучении, связанном с радиацией, исходящей от компьютерных дисплеев. Видео­терминалы продуцируют неионизированные электрические и магнитные поля низких частот. Это излучение воздействует на тело человека, приводя к неизвест­ным пока эффектам влияния на ферменты, молекулы, хромосомы и клеточные мембраны. Исследования, проводимые в течение длительного времени, ориенти­рованы на уточнение влияния низкоуровневых электромагнитных полей на слу­чаи появления на свет детей с врожденными дефектами или малым весом, частоту стрессовых состояний и другие заболевания. Все производители дисплеев на­чиная с 80-х гг. прошлого столетия придерживаются стандартов по сниженным уровням радиоактивного излучения, а в некоторых европейских странах, напри­мер в Швеции, приняты стандарты, ограничивающие уровни жесткой радиации.

Компьютер становится частью нашей жизни, как личной, так и социальной, культурной и политической. Сомнительно, чтобы в процессе дальнейших пре­образований нашего мира с помощью информационных технологий легко разре­шались связанные с их реализацией вопросы. С расширением возможностей Интернета, информатизацией экономики и наступлением столетия цифровых технологий обостряются описанные выше этические и социальные проблемы.

Управленческие изменения: корпоративный кодекс этики

Некоторые корпорации разработали имеющие большие перспективы корпоратив­ные IS-кодексы этики. К ним относятся: Federal Express, IBM, American Express и Merck and Co. Но большая часть фирм не разрабатывает подобных кодексов, оставляя своих служащих в неведении относительно корректности их поведения. Ведется спор относительно целесообразности общего кодекса этики в противовес кодам этики для отдельных информационных систем. Менеджерам следует при­лагать усилия к разработке IS-специфического набора этических стандартов, описывающих пять моральных аспектов:

♦ Информационные права и обязанности. В кодексе следует осветить такие темы, как частная собственность на электронные сообщения служащих, проведение мониторинга деятельности на рабочем месте, отношение к кор­поративной информации и политики, описывающие отношение к инфор­мации заказчиков.

Права и гарантии собственности. В кодексе должны найти отражение та­кие темы, как лицензирование программного обеспечения, вопросы соб-

димо детализировать потенциальные ответственности служащих офисов и корпораций.

• Качество системы. В кодексе следует описать общие уровни для качества данных и системных ошибок, которые могут допускаться, с подробной ин­формацией, относящейся к определенным проектам. В кодексе необходи­мо описать требование о том, что все системы должны пытаться оценивать качество данных и иметь возможности по устранению системных ошибок.

• Качество жизни. В кодексе утверждается, что целью системы является по­вышение качества жизни клиентов и служащих путем достижения высо­ких уровней качества продукции, совершенствование методик по обслужи­ванию клиентов, удовлетворение запросов клиентов и улучшение условий жизни людей. Для этого применяются соответствующие эргономические подходы, проектируются рабочие потоки, а также более полно реализуется человеческий потенциал.

Резюме

1. Проанализируйте взаимосвязи этического, социального и политического ас­пектов, связанных с реализацией информационных систем. В информацион­ном обществе этические, социальные и политические аспекты тесно связа­ны друг с другом. Этические проблемы возникают перед индивидуумами, выбирающими направление действий, причем довольно часто два или боль­шее число этических принципов конфликтуют между собой (дилемма). Со­циальные проблемы вытекают из этических вопросов. В обществе необ­ходимо поддерживать намерения отдельных членов выбирать правильное направление действий, социальная проблематика связана с исследованием различных ситуаций и ожиданий, поддерживаемых в обществе, что позво­ляет индивидууму сформировать правильный стиль поведения. Политиче­ские проблемы выступают обобщением социальных и в основном относятся к законам, предписывающим форму поведения и создающим ситуации, в ко­торых индивидуумы ведут себя корректно.

2. Идентифицируйте основные моральные аспекты информационного обще­ства и рассмотрите варианты их разрешения в определенных ситуациях. Имеется пять основных моральных аспектов, связывающих вместе этиче­ские, социальные и политические проблемы в жизни информационного об­щества. Этими моральными аспектами являются: информационные права и обязанности, права и гарантии собственности, вопросы учета и контроля, качество системы и качество жизни.

3. Примените основные положения этического анализа к исследованию слож­ных ситуаций. Этический анализ представляет собой методологию из пяти этапов, применяемую для анализа ситуации. Этот метод предполагает иден­тификацию фактов, ценностей, определение заинтересованных сторон, их возможностей и последствий определенных действий. Применяя подобный подход, можно рассмотреть, каким этическим принципом следует «восполь­зоваться в данной ситуации, чтобы поступить правильно.

4. Контролируйте в процессе сотрудничества наличие определенных этических принципов. Для поддержки сотрудничества (и общения с другими людьми) можно пользоваться шестью этическими принципами. Эти принципы при­меняются независимо от культурных, религиозных и интеллектуальных традиций. Правила реализовать довольно затруднительно, они неприме­нимы во всех ситуациях. Среди этих принципов: золотое правило, катего­рический императив Иммануила Канта, правило Декарта об изменении, принцип утилитарности, принцип устранения рисков и этическое правило об «отсутствии бесплатных завтраков».

5. Разработайте корпоративные политики по этическим нормам сотрудниче­ства. Для каждого из пяти моральных аспектов корпорации разрабатывают положения этической политики, служащие индивидуумам в качестве ори­ентира и направляющие к верным решениям. Имеются следующие прило­жения подобных политик. Информационные права личности: разъясняйте корпоративные права личности и законность использования политик. Нор­мы собственности: уточните, как в корпорации относятся к авторским пра­вам собственников программного обеспечения. Вопросы учета и контроля: четко определите, кто несет ответственность и занимается регистрацией ин­формационных данных. Системное качество: идентифицируйте методоло­гии и стандарты качества, которые должны быть достигнуты. Качество жиз­ни: идентифицируйте корпоративные политики в области семейного права, компьютерных преступлений, методологии принятия решений, общих мер безопасности, увольнения с работы и рисков, связанных с потерей здоровья.

Ключевые термины

Обязанность; кистевой туннельный синдром (Carpal tunnel syndrome, CTS); ком­пьютерное злоупотребление; компьютерное преступление; синдром нарушений зрительного восприятия (Computer vision syndrome, CVS); файл cookie; авторское право; правило Декарта об изменении; надлежащая правовая процедура; этиче­ское правило «бесплатных завтраков не бывает»; этика; принципы FIP; категори­ческий императив Иммануила Канта; информационные права; интеллектуальная собственность; ответственность по закону; патент; частное право; профилирова­ние; вред; синдром повторных стрессов (Repetitive stress injury, RSI); ответствен­ность; принцип устранения рисков; спам; техностресс; коммерческая тайна; прин­цип утилитарности.

Контрольные вопросы

1. Каким образом связаны этический, социальный и политический аспекты? Приведите несколько примеров.

2. Какие направления в технологических сферах приводят к обострению эти­ческих проблем? t

3. В чем отличие между ответственностью, подотчетностью и обязанностью?

4. Какие пять шагов этического анализа вы знаете?

5. Идентифицируйте и опишите шесть этических принципов.

6. Что такое профессиональный кодекс сотрудничества?

7. Каково значение терминов «права личности» и принципы FIP?

8. Каким образом использование Интернета вступает в противоречие с защи­той прав личности?

9. Каковы три различных режима, используемых для защиты прав на интел­лектуальную собственность? Какие трудности при защите прав на интел­лектуальную собственность возникают при использовании Интернета?

10. Почему так трудно избежать сбоев в работе при использовании программ­ных служб?

11. В чем состоит основная причина возникновения проблем с системным ка­чеством?

12. Назовите и опишите четыре важных для «качества жизни» фактора, связан­ных с применением компьютеров и информационных систем.

13. Что такое техностресс и каким образом его идентифицировать?

14. Назовите три возможности, относящиеся к компетенции менеджеров, кото­рые уменьшают риск заболевания синдромом RSI.

Практический пример

Защита прав личности при обращении на web-сайт: стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Интернет быстро становится одним из основных источником персональной ин­формации. Ясно, что в процессе регистрации для получения доступа к web-сайту или во время подписки на интерактивный информационный бюллетень открыто сообщаются персональные сведения, например имя, адрес, электронный адрес. Если вы обращаетесь к банку с помощью Сети либо присоединяетесь к инвести­ционному проекту посредством интерактивной брокерской фирмы, придется ука­зать большой объем персональных данных. Несмотря на то что вы предоставляе­те эти сведения добровольно, редко удается проконтролировать, каким образом они используются на сайте. Кроме того, на большей части сайтов ведется целе­направленный сбор персональной информации с помощью файлов cookie и дру­гих инструментов по сбору персональных данных у ничего не подозревающих посетителей web-сайтов.

После сбора подобных данных обычно они объединяются с другими данными, относящимися к индивидууму, а затем для маркетинговых кампаний разрабаты­ваются подробные профили предполагаемого поведения заказчиков. Многие ком­пании продают персональные данные для получения дохода. Компания Acxiom Corp. собрала данные о 176 млн пользователей, причем эти данные предназначе­ны для продажи. «Они преследуют нас успешнее, чем это удается правительству США», — заявил Антони Пикарди (Anthony Picardi), аналитик программного обеспечения корпорации International Data Corp.

Общественные институты, такие как больницы, школы и полицейские управ­ления, также собирают крупные массивы данных на своих клиентов (пациентов, студентов, граждан). Например, медицинские данные концентрируются во все больших объемах, в виде крупных баз данных. Многие медицинские учреждения находятся в частной собственности и могут без согласования с правительством продавать эти данные. Более того, организации могут приватизироваться, объ­единяться либо закрываться, и тогда данные оказываются в руках тех, кто стал собственником организации. Например, Федеральная комиссия по торговой дея­тельности (Federal Trade Commission, FTC) в июле 2000 г. выдвинула ряд претен­зий компании Toysmart.com, которая до банкротства занималась розничными про­дажами детских игрушек в Интернете. Информация о заказчиках рассматривалась как часть активов компании и предусматривалась реализация этих данных. Базы данных компании Toysmart.com содержали сведения об именах детей, днях их рождения, перечни предпочитаемых детьми игрушек. Частная политика фирмы гарантировала, что подобная персональная информация, добровольно предостав­ленная посетителями web-сайта, не будет использоваться посторонними. Преце­дент был создан, когда FTC заявила, что Toysmart.com может продавать информа­цию, относящуюся к торговой деятельности всей компании и включающую элементы приватных политик Toysmart. Две другие обанкротившиеся интернет-компании, Boo.com и CraftShop.com, также пытались продать приватную инфор­мацию о клиентах, такую как домашние адреса, номера телефонов, номера кре­дитных карточек и сведения о привычках по ведению шопинга.

Почему появился этот довольно доходный вид бизнеса? Ясно, что основная причина в повышении уровня продаж. Многие бизнесмены используют эти све­дения для локализации области распространения рекламных проспектов либо для целевого привлечения постоянных клиентов путем предложения новых то­варов из интересующего заказчика перечня. На web-сайтах используются данные приватного характера для направления посетителей на другие сайты, за что пред­усмотрена оплата. Компании, ведающие вопросами безопасности, юристы, по­ручители при закладе ценностей, производители оборудования по обеспечению безопасности в домашних условиях и даже заправочные станции нуждаются в по­лучении персональных данных.

Стремление к повышению уровня продаж не является единственной причи­ной усиления интереса к подобным данным. Организации могут использовать данные о ваших перемещениях по web-пространству для внедрения порочащей вас информации. Иногда при устройстве на работу вдруг обнаруживается, что недруги пытаются опорочить ваше доброе имя. Или работодателю становится известно, что устраивающийся на работу гражданин неоднократно посещал сай­ты, предлагающие информацию для больных СПИДом. Вполне вероятно, что этот факт послужит основанием для того, чтобы отказать кандидату в трудоуст­ройстве, хотя кандидат мог посещать эти сайты просто из любопытства или для оказания дружеской помощи. Учитывая эти проблемы, не следует исключать ошибок при передаче данных. Данные могут быть неточны, не соответствовать реальности или могут продаваться неоднократно и применяться во вред инди­видууму.

Поскольку персональные данные могут приносить как пользу, так и вред, сбор этих данных порождает ряд дилемм. «Без сомнения, эта технология чрезвычайно агрессивна», — поясняет Кристин Варней (Christine Varney), до августа 1997 г. выполнявшая обязанности интернет-эксперта Федеральной комиссии по торго­вой деятельности, а в настоящее время возглавляющая интерактивный частный альянс (Online Privacy Alliance). Она также утверждает, что «это просто восхити­тельно — предоставить возможность индивидууму сделать собственный выбор и сэкономить время и деньги». Исследования показывают, что большинство пользователей желают защитить собственные данные от дискриминационного их использования, но поддерживают интернет-возможности, поскольку они расши­ряют объем предлагаемой информации. Желательно, чтобы пользователи знали, каким образом применяются предоставленные ими сведения.

Многие пользователи и организации заинтересованы в разрешении проблем, связанных с приватными сведениями, поступающими в Интернет. Основной под­ход, привлекающий и некоторые ведущие интернет-компании, состоит в поощре­нии процесса саморегуляции (т. е. регулятивные акты исходят от представителей промышленности, но не от правительства). Интерактивный частный альянс яв­ляется торговой ассоциацией, куда входит почти 100 компаний, включая America Online Inc., Yahoo, Microsoft, Hewlett-Packard, IBM и Direct Marketing Association. Альянс рекомендует всем участникам придерживаться следующих четырех принципов работы в Интернете:

♦ уведомлять посетителей о наличии практики по сбору данных;

♦ предоставлять посетителям возможность не использовать те узлы, где ве­дется сбор персональных данных;

♦ предоставлять пользователям возможность доступа к своим персональным данным;

♦ гарантировать посетителям меры безопасности для персональных данных.

Основная цель альянса заключается в том, чтобы убедить правительство и граж­дан США, что компьютерная индустрия вполне может выполнить основной объ­ем работ по регуляции своей деятельности и вмешательство правительства в во­просы, связанные с защитой прав личности при обращении к Интернету, должно быть минимальным.

Организация TRUSTe также пропагандирует саморегулятивные процессы. Эта организация установила определенные правила для создателей web-сайтов. Для получения одобрения со стороны этой организации разработчики сайта должны учесть в своей работе требования TRUSTe по основным направлениям, обеспе­чивающим защиту прав клиентов. Если на web-сайте собирается персональная информация и клиент не поставлен в известность об этом, имеет место наруше­ние. Сотни компаний в настоящее время следуют указаниям TRUSTe. Однако еще много вопросов остается нерешенными. Когда обнаружилось, что Microsoft собирает сведения о пользователях, зарегистрированных для работы с Windows 98, TRUSTe отказалась одобрить эту деятельность. Уникальный серийный номер пользователя Windows 98 может применяться для идентификации собственни­ков документов, передаваемых с помощью Интернета. Организация TRUSTe по-

требовала, чтобы сохранение серийных номеров не увязывалось с функциониро­ванием web-сайта узла компании Microsoft.

Некоторые компании довольно серьезно относятся к защите прав личности среди посетителей web-сайтов. Например, Disney, IBM и Microsoft объявили, что не будут работать с рекламодателями, не придерживающимися на своих web-сай­тах основных положений политики по защите прав личности. Компания Е-Ьап из Дублина (штат Калифорния), занимающаяся разработкой web-сайтов, решила, несмотря на дороговизну проекта, проводить ежеквартальные проверки частных политик. Крис Ларсен (Chris Larsen), главный администратор компании Е-1оап, связывается с государственными и финансовыми агентствами по регуляторной политике и предлагает клиентам этих агентств возможность гарантированной конфиденциальности предоставленных ими данных, которые не будут использо­ваться другими организациями. Некоторые компании предпринимают самостоя­тельные попытки защитить права личности при обращении на web-сайт, посколь­ку они не желают участвовать в возможных судебных расследованиях по этим вопросам. А также в этих компаниях справедливо полагают, что правильно про­веденные мероприятия в рамках приватной политики обойдутся дешевле, чем успешно проведенный судебный процесс. IBM и другие компании имеют в своем штате должность главного чиновника по приватным политикам, в обязанности которого входят ответственность за разработку частных политик фирмы, их реа­лизацию, а также забота о защите прав клиентов.

Как правило, компании не уделяют в своей работе внимание вопросам, свя­занным с приватными политиками, вследствие довольно высокой стоимости реа­лизации частных политик и больших потерь в доходах. Довольно дорого оплачи­вается труд аудиторов или экспертов, помогающих компании установить политики в области защиты прав личности и совершенствовать их. Кроме того, претворе­ние в жизнь таких политик обычно требует полной перестройки web-сайта и баз данных. С другой стороны, компании, не придерживающиеся норм по защите прав личности, могут свободно продавать персональную информацию и неплохо на этом зарабатывать.

Адвокаты, занимающиеся вопросами защиты прав личности, разработали билль о правах для web-браузеров, который может применяться в качестве мерила успе­ха при реализации политик по защите прав личности, обращающейся к возмож­ностям Web. Этот билль о правах базируется на двух принципах. Посетители долж­ны контролировать собственные данные, а сайты обязаны декларировать свои приоритеты в области приватной политики. Билль о правах утверждает, что бра­узеры, с помощью которых просматривается сайт, должны иметь возможность воспрепятствовать использованию информации вне тех четко определенных це­лей, которым следуют создатели этого сайта. В противном случае пользователь уведомляется о возможном использовании предоставленных им сведений и мо­жет препятствовать иным формам применения его данных. Посетители должны иметь право воспрепятствовать процессу распространения информации о себе в среде, внешней относительно организации, являющейся собственнико

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...