Качество жизни: справедливость, доступность, ограничения
Негативные социальные последствия при внедрении информационных технологий и систем начинают накапливаться вместе с ростом технологических возможностей. Многое из этого социального негатива не имеет отношения ни к наруше- ниям прав личности, ни к преступлениям против норм собственности. Однако эти негативные последствия приносят много вреда отдельным членам общества, всему обществу и политическим институтам. Компьютеры и информационные технологии могут потенциально нивелировать ценности, лежащие в основе культуры и всего общества, даже при условии определенных общественных выгод. Существует ли баланс хороших и плохих последствий реализации в обществе информационных систем, кто несет ответственность за негативные последствия этого процесса? Затем будут кратко охарактеризованы негативные социальные последствия внедрения систем, учитывая позиции индивидуума, социума и политической надстройки. Баланс между «сильным» центром и периферией На ранних этапах развития информационных технологий существовали огромные, централизованные компьютеры — мейнфреймы. С помощью этих машин вся мощь сосредоточивалась в штаб-квартирах корпораций, а также в столице страны, что приводило к формированию обществ типа общества Большого Брата, описанного в романе Дж. Оруэлла «1984 год». Затем начался процесс децентрализации компьютерной технологии, усиленный идеологическими установками, направленными на установление «доверительных» отношений с тысячами служащих. Проходил также процесс децентрализации и в вопросах принятия решений, все больше полномочий передавалось инстанциям низшего уровня, уменьшалась централизованная мощь крупных институтов. И все же элементы доверительного отношения к служащим, описанные в популярных бизнес-журналах, имеют оттенок тривиальности. Служащие, занимающие невысокие посты, могут смело принимать лишь решения, не имеющие определяющего значения в жизни корпорации. Ключевые политические решения должны диктоваться из единого центра, как и раньше.
Высокий темп изменений: все меньше времени на перестройку в конкурентной борьбе Информационные системы помогают сформировать более эффективные национальные и интернациональные рынки. Современное, более эффективное общество, управляемое глобальным рынком, сокращает привычные социальные резервы, которыми много лет пользовались бизнесмены для преуспевания в конкурентной борьбе. Основанная на «опережении во времени» конкуренция имеет и негативную сторону: бизнес, которым вы занимаетесь, не оставляет времени для формирования глобальных ответов конкурентам, обычно в течение года, пока идет производственный процесс, бизнес завершает свое существование. Возникает риск образования обществ, функционирующих строго «по календарному графику», а также «повсеместных рабочих мест и сред» (например, дома и в отпуске). Поддержка ограничений: семья, работа, досуг Частично эта книга создавалась в то время, когда авторы находились в поездах и самолетах, в период отпусков, семейного досуга, за счет времени, обычно уделяемого семье. Опасность, связанная с вездесущим компьютером, дистанционным присутствием на рабочем месте, компыотербм-кочевником и компьютерной ере- дой «делаем все и всюду», состоит в том, что все эти перечисленные возможности могут стать реальностью. Если это случится, значительно снизится значение традиционных границ, отделяющих рабочее время от времени, посвященного семье и досугу. И хотя уже вошло в традицию, что писатели работают почти всюду (портативные пишущие машинки известны уже почти сто лет), появление информационных систем наряду с ростом объемов умственного труда приводит к тому, что все большее число людей трудятся тогда, когда они должны играть или поддерживать отношения в семье и с друзьями. «Рабочий зонтик» сейчас охватывает значительно больший промежуток времени, чем традиционный восьмичасовый рабочий день.
Последствия этих преобразований связаны с четко очерченными рисками для индивидуума. Исторически сложилось так, что семья и друзья служат мощной опорой личности, они помогают поддерживать баланс в обществе, сохраняя в неприкосновенности устои «частной жизни». Именно в этой среде проще всего собраться с мыслями, обдумать взаимоотношения в рабочем коллективе и помечтать. Зависимость и уязвимость В настоящее время и бизнес, и деятельность правительств, школ, приватных ассоциаций, таких как церкви, в огромной степени зависят от информационных систем. Вследствие этого возрастает уязвимость этих организаций при наличии сбоев в системе. Имеет место следующий парадокс. При наличии такой повсеместно распространенной системы, как, например, телефонная связь, не следует забывать о том, что в данном случае отсутствуют регулятивные силы либо общепринятые стандарты, как это принято при обращении с телефоном, электричеством, радио, телевидением либо другими имеющими общественную ценность технологиями. Отсутствие стандартов и критический режим функционирования некоторых системных приложений, возможно, послужат весомым основанием для формирования национальных стандартов, а возможно, и общественного контроля со стороны общества. Компьютерные преступления и злоупотребления Большинство новых технологий, появившихся в индустриальную эру, создают плодотворную среду для нарушения законности в обществе. Технологии, включая компьютеры, создают новые ценности, за которыми ведется охота, формируются новые методики хищений, а также значительно увеличивается возможность нанесения вреда всему обществу. Компьютерное преступление представляет собой незаконные действия, реализованные с помощью компьютера или направленные против компьютерной системы. Компьютеры или компьютерные системы могут служить объектом преступления (нарушение работы компьютерного центра или искажение компьютерных файлов компании), а также могут быть инструментом преступления (кража компьютера приводит к нелегальному доступу к ком-
обманным путем суммой, равной $16 тыс. Они вели несуществующие продажи на web-сайтах eBay, Yahoo, а также на других сайтах, предлагали компьютеры для аукциона, которого никто не проводил, за что покупатели выплатили им тысячи долларов (Angwin, 2000). ♦ Тимоти Ллойд (Timothy Lloyd), бывший главный администратор компьютерной сети компании Omega Engineering Inc. из Бриджпорта (штат Нью-Джерси), обвинялся в создании «логической бомбы», уничтожившей все программное обеспечение фирмы 30 июля 1996 г. «Логическая бомба» представляет собой злонамеренную программу, запускаемую в определенное время. В результате компания потерпела ущерб в размере $10 млн. Поводом послужило то, что Ллойда накануне уволили с работы. Федеральные обвинители также обвиняют Ллойда в краже компьютерного оборудования на $50 тыс., куда входит и устройство резервирования на магнитной ленте, которое помогло бы в компании Omega восстановить утерянные файлы (Chen, 1998). В общем случае наиболее разорительные компьютерные преступления совершены служащими самой компании, поскольку они имеют достаточный объем знаний, доступ, а часто и связанные с работой мотивы для совершения подобных преступлений. Конгресс отреагировал на прецеденты компьютерной преступности в 1986 г., выпустив два документа: Computer Fraud и Abuse Act. Признано незаконным получение доступа к компьютерной системе без идентификации. Большинство штатов располагают аналогичными актами, европейские государства имеют похожие статьи законодательства. Другие законодательные акты относятся к прослушиванию телефонных переговоров, мерам по пресечению мошенничества и устанавливают правила конспирации независимо от используемой технологии. Все эти законы также имеют отношение к компьютерным преступлениям.
Легкость использования и доступность Интернета создают дополнительные возможности для компьютерных преступлений и злоупотреблений. В табл. 15.5 описаны некоторые наиболее известные области, где Интернет может использоваться незаконным образом либо злонамеренно. Занятость: вымывающая технология и потеря рабочих мест при реинжиниринге Реализация реинжиниринга (гл. 10) обычно приветствуется в сообществах, оснащенных информационными системами, как крупное достижение новой информационной технологии. Время от времени вспоминают, что редизайн бизнес-процессов может привести миллионы менеджеров среднего звена и конторских служащих к потере своих рабочих мест. Один экономист не без юмора заметил, что скоро сформируется общество, состоящее из небольшой «высокотехнологической элиты из корпоративных профессионалов... и нации, представленной людьми, постоянно лишенными работы» (Rifkin, 1993). Другие экономисты более оптимистично относятся к потенциальной возможности потери рабочих мест для многих членов общества. Они высказывают уверенность в том, что хорошо подготовленные и образованные работники, освобожденные от своих обязанностей, смогут быть успешно заняты на других участках быстро развивающейся промышленности. Но остаются работники сферы «синих воротничков», а также люди старшего возраста, менее подготовленные менеджеры среднего звена. Трудно представить, чтобы эти группы служащих легко можно было переподготовить для выполнения высококвалифицированной (высокооплачиваемой) работы. И только при проведении тщательного планирования, учитывающего интересы служащих, компании смогут перестроить работу с минимальными потерями среди работников. Вопросы социальной справедливости и общественного равенства: усиление расового и классового расслоения Все ли граждане имеют одинаковые возможности в век новых информационных технологий? При реализации технологии информационных систем будет ли сокращаться существующее в Америке экономическое, социальное и культурное неравенство? Либо расслоение общества будет нарастать, предоставляя новые преимущества состоятельным гражданам перед другими членами общества? На эти вопросы трудно дать исчерпывающие ответы, поскольку плохо изучено влияние системных технологий на различные общественные группы. Известно, что различные общественные группы, отличающиеся по социальному либо расовому признаку, имеют неодинаковые возможности доступа к таким ресурсам, как информация, знания, компьютеры и многим другим источникам информации. На рис. 15.3 показаны отличия в использовании Интернета для общественных групп с разным уровнем доходов; а также имеющих различную расовую
принадлежность. Если на социальном уровне оставить этот факт без внимания, вероятнее всего, сформируется общество, определенная, достаточно обеспеченная часть которого будет иметь доступ к информации во всех ее видах, обладать компьютерной грамотностью и проявлять соответствующие умения, в то же время образуется большая группа людей, для которых все эти блага цивилизации останутся недоступны. Группы, защищающие общественные интересы, стремятся уменьшить подобное «компьютерное расслоение», превращая информационные компьютерные службы, включая Интернет, в услуги, доступные «практически каждому», аналогично тому как сейчас это происходит с телефоном. Поправка к Закону о телекоммуникациях от 1996 г. (Telecommunications Act of 1996) расширяет возможности для дерегуляции телекоммуникаций. Для школ и библиотек выделяются субсидии, что позволит гражданам из любых общественных групп получать доступ к инструментарию информационной технологии. Но это только частично решит описанную проблему. Риски для здоровья: RSI, CVS и технострессы Самым распространенным профессиональным заболеванием на сегодня является синдром повторных стрессов. Диагноз RSI диагностируется, когда группы мышц перегружаются при частом выполнении повторяющихся действий с большими нагрузками (например, при игре в теннис) либо при выполнении десятков тысяч повторяющихся действий с небольшими нагрузками (такими, как работа на клавиатуре компьютера). Самым крупным источником RSI являются компьютерные клавиатуры. Почти 50 млн американцев используют компьютер на работе. Наиболее широко распространенной разновидностью RSI, связанной с работой на компьютере, является кистевой туннельный синдром, при котором сдавливание срединного нерва костью кистевой структуры запястья, получившей название кистевого туннеля, формирует болевые ощущения. Сдавливание возникает при постоянном выполнении нажатий на клавиши: в течение одной смены текстовый процессор может отреагировать приблизительно на 23 тыс. нажатий на клавиши. Среди симптомов кистевого туннельного синдрома наблюдаются неподвижность кисти, приступы боли, невозможность выполнения хватательных движений и покалывание в области кисти. Миллионы работников обращаются к врачу с подобными жалобами, и довольно часто диагностируется именно это заболевание. Однако заболевания RSI можно избежать. При разработке рабочих станций следует предусмотреть условия для спокойного расположения кисти (для поддержки кисти используется специальная подставка), для правильной установки монитора, а также обязательный упор для ног. Все это способствует формированию правильной осанки и снижает вероятность возникновения синдрома RSI. Хорошо зарекомендовали себя новые эргономичные клавиатуры, хотя эффективность их применения еще оспаривается. Эти меры должны дополняться введением частых перерывов в работе, сменой форм деятельности для служащих и заменой механического набора данных набором данных с помощью голоса или путем применения сканера. Синдром RSI представляет серьезную угрозу работе менеджеров, как показано в «Окне управления». Синдром RSI не является единственным профессиональным заболеванием, связанным с компьютером. В результате недостаточно эргономичного дизайна для рабочих станций частыми становятся жалобы работников на боли в спине и в области шеи, отечность ног и боли в ступнях. Синдром нарушений зрительного восприятия связан с перенапряжением глаз при пользовании экраном компьютера. Обычно наблюдаются временные симп- томы, среди которых головная боль, нечеткость видения, сухость и раздражение глаз. В последнее время появились сведения о новом расстройстве, связанном с работой на компьютере. Речь идет о так называемом технострессе. Симптомами этого заболевания являются ухудшение общего состояния организма, повышенная раздражимость, нетерпимость к другим людям и даже враждебность. По мнению экспертов, причина подобных состояний в том, что при непрерывней работе с компьютером поведение других людей и общественных институтов рассматри- вается как компьютерная деятельность, предполагающая немедленный отклик, проявление предупредительности и отсутствие эмоций. Работники, проводящие много времени за компьютером, испытывают дискомфорт при задержке вызова в процессе телефонного звонка, возмущаются и беспокоятся, если ПК немного медленнее выполняет задание. Симптомы техностресса проявляются в высших эшелонах персонала отраслей компьютерной промышленности, часто встречаются на ранних этапах восстановительного процесса после интенсивной компьютерной деятельности и при усиленном употреблении наркотиков и алкоголя. Размах распространения заболеваемости технострессом неизвестен, но вполне вероятно, что ему подвержены миллионы граждан США, причем количество заболевших неуклонно возрастает. Виды деятельности, связанные с компьютером, находятся сейчас в верхней части списка профессиональных заболеваний, который поддерживается в нескольких промышленных государствах на основе статистических данных по здравоохранению. Недостаточно проверены в настоящее время данные о профессиональном облучении, связанном с радиацией, исходящей от компьютерных дисплеев. Видеотерминалы продуцируют неионизированные электрические и магнитные поля низких частот. Это излучение воздействует на тело человека, приводя к неизвестным пока эффектам влияния на ферменты, молекулы, хромосомы и клеточные мембраны. Исследования, проводимые в течение длительного времени, ориентированы на уточнение влияния низкоуровневых электромагнитных полей на случаи появления на свет детей с врожденными дефектами или малым весом, частоту стрессовых состояний и другие заболевания. Все производители дисплеев начиная с 80-х гг. прошлого столетия придерживаются стандартов по сниженным уровням радиоактивного излучения, а в некоторых европейских странах, например в Швеции, приняты стандарты, ограничивающие уровни жесткой радиации. Компьютер становится частью нашей жизни, как личной, так и социальной, культурной и политической. Сомнительно, чтобы в процессе дальнейших преобразований нашего мира с помощью информационных технологий легко разрешались связанные с их реализацией вопросы. С расширением возможностей Интернета, информатизацией экономики и наступлением столетия цифровых технологий обостряются описанные выше этические и социальные проблемы. Управленческие изменения: корпоративный кодекс этики Некоторые корпорации разработали имеющие большие перспективы корпоративные IS-кодексы этики. К ним относятся: Federal Express, IBM, American Express и Merck and Co. Но большая часть фирм не разрабатывает подобных кодексов, оставляя своих служащих в неведении относительно корректности их поведения. Ведется спор относительно целесообразности общего кодекса этики в противовес кодам этики для отдельных информационных систем. Менеджерам следует прилагать усилия к разработке IS-специфического набора этических стандартов, описывающих пять моральных аспектов: ♦ Информационные права и обязанности. В кодексе следует осветить такие темы, как частная собственность на электронные сообщения служащих, проведение мониторинга деятельности на рабочем месте, отношение к корпоративной информации и политики, описывающие отношение к информации заказчиков. ♦ Права и гарантии собственности. В кодексе должны найти отражение такие темы, как лицензирование программного обеспечения, вопросы соб- димо детализировать потенциальные ответственности служащих офисов и корпораций. • Качество системы. В кодексе следует описать общие уровни для качества данных и системных ошибок, которые могут допускаться, с подробной информацией, относящейся к определенным проектам. В кодексе необходимо описать требование о том, что все системы должны пытаться оценивать качество данных и иметь возможности по устранению системных ошибок. • Качество жизни. В кодексе утверждается, что целью системы является повышение качества жизни клиентов и служащих путем достижения высоких уровней качества продукции, совершенствование методик по обслуживанию клиентов, удовлетворение запросов клиентов и улучшение условий жизни людей. Для этого применяются соответствующие эргономические подходы, проектируются рабочие потоки, а также более полно реализуется человеческий потенциал. Резюме 1. Проанализируйте взаимосвязи этического, социального и политического аспектов, связанных с реализацией информационных систем. В информационном обществе этические, социальные и политические аспекты тесно связаны друг с другом. Этические проблемы возникают перед индивидуумами, выбирающими направление действий, причем довольно часто два или большее число этических принципов конфликтуют между собой (дилемма). Социальные проблемы вытекают из этических вопросов. В обществе необходимо поддерживать намерения отдельных членов выбирать правильное направление действий, социальная проблематика связана с исследованием различных ситуаций и ожиданий, поддерживаемых в обществе, что позволяет индивидууму сформировать правильный стиль поведения. Политические проблемы выступают обобщением социальных и в основном относятся к законам, предписывающим форму поведения и создающим ситуации, в которых индивидуумы ведут себя корректно. 2. Идентифицируйте основные моральные аспекты информационного общества и рассмотрите варианты их разрешения в определенных ситуациях. Имеется пять основных моральных аспектов, связывающих вместе этические, социальные и политические проблемы в жизни информационного общества. Этими моральными аспектами являются: информационные права и обязанности, права и гарантии собственности, вопросы учета и контроля, качество системы и качество жизни. 3. Примените основные положения этического анализа к исследованию сложных ситуаций. Этический анализ представляет собой методологию из пяти этапов, применяемую для анализа ситуации. Этот метод предполагает идентификацию фактов, ценностей, определение заинтересованных сторон, их возможностей и последствий определенных действий. Применяя подобный подход, можно рассмотреть, каким этическим принципом следует «воспользоваться в данной ситуации, чтобы поступить правильно. 4. Контролируйте в процессе сотрудничества наличие определенных этических принципов. Для поддержки сотрудничества (и общения с другими людьми) можно пользоваться шестью этическими принципами. Эти принципы применяются независимо от культурных, религиозных и интеллектуальных традиций. Правила реализовать довольно затруднительно, они неприменимы во всех ситуациях. Среди этих принципов: золотое правило, категорический императив Иммануила Канта, правило Декарта об изменении, принцип утилитарности, принцип устранения рисков и этическое правило об «отсутствии бесплатных завтраков». 5. Разработайте корпоративные политики по этическим нормам сотрудничества. Для каждого из пяти моральных аспектов корпорации разрабатывают положения этической политики, служащие индивидуумам в качестве ориентира и направляющие к верным решениям. Имеются следующие приложения подобных политик. Информационные права личности: разъясняйте корпоративные права личности и законность использования политик. Нормы собственности: уточните, как в корпорации относятся к авторским правам собственников программного обеспечения. Вопросы учета и контроля: четко определите, кто несет ответственность и занимается регистрацией информационных данных. Системное качество: идентифицируйте методологии и стандарты качества, которые должны быть достигнуты. Качество жизни: идентифицируйте корпоративные политики в области семейного права, компьютерных преступлений, методологии принятия решений, общих мер безопасности, увольнения с работы и рисков, связанных с потерей здоровья. Ключевые термины Обязанность; кистевой туннельный синдром (Carpal tunnel syndrome, CTS); компьютерное злоупотребление; компьютерное преступление; синдром нарушений зрительного восприятия (Computer vision syndrome, CVS); файл cookie; авторское право; правило Декарта об изменении; надлежащая правовая процедура; этическое правило «бесплатных завтраков не бывает»; этика; принципы FIP; категорический императив Иммануила Канта; информационные права; интеллектуальная собственность; ответственность по закону; патент; частное право; профилирование; вред; синдром повторных стрессов (Repetitive stress injury, RSI); ответственность; принцип устранения рисков; спам; техностресс; коммерческая тайна; принцип утилитарности. Контрольные вопросы 1. Каким образом связаны этический, социальный и политический аспекты? Приведите несколько примеров. 2. Какие направления в технологических сферах приводят к обострению этических проблем? t 3. В чем отличие между ответственностью, подотчетностью и обязанностью? 4. Какие пять шагов этического анализа вы знаете? 5. Идентифицируйте и опишите шесть этических принципов. 6. Что такое профессиональный кодекс сотрудничества? 7. Каково значение терминов «права личности» и принципы FIP? 8. Каким образом использование Интернета вступает в противоречие с защитой прав личности? 9. Каковы три различных режима, используемых для защиты прав на интеллектуальную собственность? Какие трудности при защите прав на интеллектуальную собственность возникают при использовании Интернета? 10. Почему так трудно избежать сбоев в работе при использовании программных служб? 11. В чем состоит основная причина возникновения проблем с системным качеством? 12. Назовите и опишите четыре важных для «качества жизни» фактора, связанных с применением компьютеров и информационных систем. 13. Что такое техностресс и каким образом его идентифицировать? 14. Назовите три возможности, относящиеся к компетенции менеджеров, которые уменьшают риск заболевания синдромом RSI. Практический пример Защита прав личности при обращении на web-сайт: стоит ли беспокоиться по этому поводу? Интернет быстро становится одним из основных источником персональной информации. Ясно, что в процессе регистрации для получения доступа к web-сайту или во время подписки на интерактивный информационный бюллетень открыто сообщаются персональные сведения, например имя, адрес, электронный адрес. Если вы обращаетесь к банку с помощью Сети либо присоединяетесь к инвестиционному проекту посредством интерактивной брокерской фирмы, придется указать большой объем персональных данных. Несмотря на то что вы предоставляете эти сведения добровольно, редко удается проконтролировать, каким образом они используются на сайте. Кроме того, на большей части сайтов ведется целенаправленный сбор персональной информации с помощью файлов cookie и других инструментов по сбору персональных данных у ничего не подозревающих посетителей web-сайтов. После сбора подобных данных обычно они объединяются с другими данными, относящимися к индивидууму, а затем для маркетинговых кампаний разрабатываются подробные профили предполагаемого поведения заказчиков. Многие компании продают персональные данные для получения дохода. Компания Acxiom Corp. собрала данные о 176 млн пользователей, причем эти данные предназначены для продажи. «Они преследуют нас успешнее, чем это удается правительству США», — заявил Антони Пикарди (Anthony Picardi), аналитик программного обеспечения корпорации International Data Corp. Общественные институты, такие как больницы, школы и полицейские управления, также собирают крупные массивы данных на своих клиентов (пациентов, студентов, граждан). Например, медицинские данные концентрируются во все больших объемах, в виде крупных баз данных. Многие медицинские учреждения находятся в частной собственности и могут без согласования с правительством продавать эти данные. Более того, организации могут приватизироваться, объединяться либо закрываться, и тогда данные оказываются в руках тех, кто стал собственником организации. Например, Федеральная комиссия по торговой деятельности (Federal Trade Commission, FTC) в июле 2000 г. выдвинула ряд претензий компании Toysmart.com, которая до банкротства занималась розничными продажами детских игрушек в Интернете. Информация о заказчиках рассматривалась как часть активов компании и предусматривалась реализация этих данных. Базы данных компании Toysmart.com содержали сведения об именах детей, днях их рождения, перечни предпочитаемых детьми игрушек. Частная политика фирмы гарантировала, что подобная персональная информация, добровольно предоставленная посетителями web-сайта, не будет использоваться посторонними. Прецедент был создан, когда FTC заявила, что Toysmart.com может продавать информацию, относящуюся к торговой деятельности всей компании и включающую элементы приватных политик Toysmart. Две другие обанкротившиеся интернет-компании, Boo.com и CraftShop.com, также пытались продать приватную информацию о клиентах, такую как домашние адреса, номера телефонов, номера кредитных карточек и сведения о привычках по ведению шопинга. Почему появился этот довольно доходный вид бизнеса? Ясно, что основная причина в повышении уровня продаж. Многие бизнесмены используют эти сведения для локализации области распространения рекламных проспектов либо для целевого привлечения постоянных клиентов путем предложения новых товаров из интересующего заказчика перечня. На web-сайтах используются данные приватного характера для направления посетителей на другие сайты, за что предусмотрена оплата. Компании, ведающие вопросами безопасности, юристы, поручители при закладе ценностей, производители оборудования по обеспечению безопасности в домашних условиях и даже заправочные станции нуждаются в получении персональных данных. Стремление к повышению уровня продаж не является единственной причиной усиления интереса к подобным данным. Организации могут использовать данные о ваших перемещениях по web-пространству для внедрения порочащей вас информации. Иногда при устройстве на работу вдруг обнаруживается, что недруги пытаются опорочить ваше доброе имя. Или работодателю становится известно, что устраивающийся на работу гражданин неоднократно посещал сайты, предлагающие информацию для больных СПИДом. Вполне вероятно, что этот факт послужит основанием для того, чтобы отказать кандидату в трудоустройстве, хотя кандидат мог посещать эти сайты просто из любопытства или для оказания дружеской помощи. Учитывая эти проблемы, не следует исключать ошибок при передаче данных. Данные могут быть неточны, не соответствовать реальности или могут продаваться неоднократно и применяться во вред индивидууму. Поскольку персональные данные могут приносить как пользу, так и вред, сбор этих данных порождает ряд дилемм. «Без сомнения, эта технология чрезвычайно агрессивна», — поясняет Кристин Варней (Christine Varney), до августа 1997 г. выполнявшая обязанности интернет-эксперта Федеральной комиссии по торговой деятельности, а в настоящее время возглавляющая интерактивный частный альянс (Online Privacy Alliance). Она также утверждает, что «это просто восхитительно — предоставить возможность индивидууму сделать собственный выбор и сэкономить время и деньги». Исследования показывают, что большинство пользователей желают защитить собственные данные от дискриминационного их использования, но поддерживают интернет-возможности, поскольку они расширяют объем предлагаемой информации. Желательно, чтобы пользователи знали, каким образом применяются предоставленные ими сведения. Многие пользователи и организации заинтересованы в разрешении проблем, связанных с приватными сведениями, поступающими в Интернет. Основной подход, привлекающий и некоторые ведущие интернет-компании, состоит в поощрении процесса саморегуляции (т. е. регулятивные акты исходят от представителей промышленности, но не от правительства). Интерактивный частный альянс является торговой ассоциацией, куда входит почти 100 компаний, включая America Online Inc., Yahoo, Microsoft, Hewlett-Packard, IBM и Direct Marketing Association. Альянс рекомендует всем участникам придерживаться следующих четырех принципов работы в Интернете: ♦ уведомлять посетителей о наличии практики по сбору данных; ♦ предоставлять посетителям возможность не использовать те узлы, где ведется сбор персональных данных; ♦ предоставлять пользователям возможность доступа к своим персональным данным; ♦ гарантировать посетителям меры безопасности для персональных данных. Основная цель альянса заключается в том, чтобы убедить правительство и граждан США, что компьютерная индустрия вполне может выполнить основной объем работ по регуляции своей деятельности и вмешательство правительства в вопросы, связанные с защитой прав личности при обращении к Интернету, должно быть минимальным. Организация TRUSTe также пропагандирует саморегулятивные процессы. Эта организация установила определенные правила для создателей web-сайтов. Для получения одобрения со стороны этой организации разработчики сайта должны учесть в своей работе требования TRUSTe по основным направлениям, обеспечивающим защиту прав клиентов. Если на web-сайте собирается персональная информация и клиент не поставлен в известность об этом, имеет место нарушение. Сотни компаний в настоящее время следуют указаниям TRUSTe. Однако еще много вопросов остается нерешенными. Когда обнаружилось, что Microsoft собирает сведения о пользователях, зарегистрированных для работы с Windows 98, TRUSTe отказалась одобрить эту деятельность. Уникальный серийный номер пользователя Windows 98 может применяться для идентификации собственников документов, передаваемых с помощью Интернета. Организация TRUSTe по- требовала, чтобы сохранение серийных номеров не увязывалось с функционированием web-сайта узла компании Microsoft. Некоторые компании довольно серьезно относятся к защите прав личности среди посетителей web-сайтов. Например, Disney, IBM и Microsoft объявили, что не будут работать с рекламодателями, не придерживающимися на своих web-сайтах основных положений политики по защите прав личности. Компания Е-Ьап из Дублина (штат Калифорния), занимающаяся разработкой web-сайтов, решила, несмотря на дороговизну проекта, проводить ежеквартальные проверки частных политик. Крис Ларсен (Chris Larsen), главный администратор компании Е-1оап, связывается с государственными и финансовыми агентствами по регуляторной политике и предлагает клиентам этих агентств возможность гарантированной конфиденциальности предоставленных ими данных, которые не будут использоваться другими организациями. Некоторые компании предпринимают самостоятельные попытки защитить права личности при обращении на web-сайт, поскольку они не желают участвовать в возможных судебных расследованиях по этим вопросам. А также в этих компаниях справедливо полагают, что правильно проведенные мероприятия в рамках приватной политики обойдутся дешевле, чем успешно проведенный судебный процесс. IBM и другие компании имеют в своем штате должность главного чиновника по приватным политикам, в обязанности которого входят ответственность за разработку частных политик фирмы, их реализацию, а также забота о защите прав клиентов. Как правило, компании не уделяют в своей работе внимание вопросам, связанным с приватными политиками, вследствие довольно высокой стоимости реализации частных политик и больших потерь в доходах. Довольно дорого оплачивается труд аудиторов или экспертов, помогающих компании установить политики в области защиты прав личности и совершенствовать их. Кроме того, претворение в жизнь таких политик обычно требует полной перестройки web-сайта и баз данных. С другой стороны, компании, не придерживающиеся норм по защите прав личности, могут свободно продавать персональную информацию и неплохо на этом зарабатывать. Адвокаты, занимающиеся вопросами защиты прав личности, разработали билль о правах для web-браузеров, который может применяться в качестве мерила успеха при реализации политик по защите прав личности, обращающейся к возможностям Web. Этот билль о правах базируется на двух принципах. Посетители должны контролировать собственные данные, а сайты обязаны декларировать свои приоритеты в области приватной политики. Билль о правах утверждает, что браузеры, с помощью которых просматривается сайт, должны иметь возможность воспрепятствовать использованию информации вне тех четко определенных целей, которым следуют создатели этого сайта. В противном случае пользователь уведомляется о возможном использовании предоставленных им сведений и может препятствовать иным формам применения его данных. Посетители должны иметь право воспрепятствовать процессу распространения информации о себе в среде, внешней относительно организации, являющейся собственнико
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|