Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные battements tendus




Буквальный перевод названия этих упражнений не вполне ясно определяет их форму в характерном танце. Здесь речь идет не только о вытягивании ноги (tendu), но и о выбрасывании и сгибании ее; таким образом, принцип вытянутых ног, типичный для классического танца, здесь уже нарушается.

Связь приводимых 6-ти вариантов характерного battement tendu с классикой различна. Если первый вариант (battement tendu № 1) является простейшим видом и наиболее схожим с классическим, то все следующие постепенно теряют черты сходства. Последний (№ 6) не имеет уже ничего общего с классическим видом.

}к 1.Battement tendu № 1. Одно из начальных упражнений характерного танца. 1-й год обучения (Рис. 4).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—III позиция.

Затакт —вытянутая правая нога резко выводится в IV позицию, вперед и упирается в пол вытя­нутым носком.

На „раз"—правая нога возвращается в III позицию и, с легким ударом, становится на место. Одно­временно левая нога, чуть согнутая в колене, отделяет пятку от пола.

На „два" —пятка левой ноги опускается на пол. Правая нога выводится на носок, в сторону. Затем правая нога становится в III позицию, позади левой и движение проделывается назад и опять в сторону („крестом").

Принцип классического battement tendu нарушен. В упражнении участвуют обе ноги, причем опорная нога не неподвижна, как в классике, а сгибается в колене и пристукивает каблуком в пол.

Это упражнение повторяется не более 16 раз с каждой ноги.


Jfr 2.—Battement tendu № 2 {Рис. 5).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—III позиция.

Затакт —правая нога проводится в сторону, скользя носком по полу, причем стопа ее постепенно поворачивается на носке, на полупальцах, носком внутрь, так что в конце движения носок правой ноги на­правлен в ту же сторону, что и носок левой (ноги параллельны). Правая нога упирается в пол только полу­пальцами, пятка ее отделена от пола, колено вытянуто.

На „раз" —правая нога возвращается в исходное положение.

На „и" —повторяется движение на „затакт".

На „два" —повторяется движение на „раз", с приседанием (на „и") в момент окончания движения.

На „и"—повторяется движение „затакт".

По своей простоте, этот батман должен быть пройден в 1-м году обучения. Он делается по 16 раз с каждой ноги.

Ошибки при исполнении следующие: чрезмерное выворачивание бедра наружу для усиления эффекта поворота носка внутрь. Между тем, основная задача упражнения—добиться правильного поворота носка, а не бедра. Поэтому корпус должен быть неподвижен.

Это упражнение развивает вращательные свойства стопы и следует в уроке за вариантом № 1.

№ 3.—Battement tendu JVs 3 — отдаляется от классики больше, нежели описанные выше. Связь его с классикой почти обрывается и мы сохраняем общий термин лишь для удобства (Рис. б).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—III позиция, колени слегка присогнуты.

Затакт —левая нога сгибается в колене, отделяя пятку от пола.

На „раз" —левая нога с ударом опускает каблук на пол. Правая нога отделяется от пола и поднимается стопой к щиколотке левой.


На „и"—правая нога резко выносится вперед и ставится на каблук, носком вверх.

На „два" —левая нога повторяет сделанное на „раз* пристукивание, а правая, отрываясь от пола, сгибается в колене и подтягивается к щиколотке левой.

На „и"—правая нога возвращается в исходное положение с ударом всей стопой в пол.

Все упражнение надо проводить на слегка согнутых ногах. Оно делается „крестом" по 8—16 раз с каждой ноги и применяется на 1-м году обучения.

Оно чрезвычайно типично для характерного танца. Здесь мы наблюдаем и тренировку в движении на слегка согнутых ногах, и энергичные удары стопой в пол, и работу стопы в необычном для классического танца положении.

Работой на согнутой опорной ноге упражнение имеет целью укрепление икроножных мышц, мышц аппарата колена и четырехглавых мышц бедра.

При исполнении его мы сталкиваемся очень часто с ошибкой, распространенной во многих танце­вальных движениях, построенных на присогнутых коленях. Учащиеся, порой непроизвольно, отставляют таз и, „проваливая" спину, нарушают стройность линии корпуса. Необходимо также следить, чтобы верхняя часть тела, в особенности плечи, была совершенно неподвижна и не реагировала на движения ног. Это достигается тем, что при отделении от пола пятки опорной (левой) ноги, необходимо лишь слегка увеличить сгибание в колене, а не приподниматься всем корпусом.

| Ш 4—Battement tendu4 (Рис. № 7).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—III позиция.

На „раз" —вытянутая правая нога выводится вперед на носок.

На „и"—стопа правой ноги переводится с носка на каблук, носок отделяется от пола и поднимается, насколько возможно, вверх.

На „два" —стопа правой ноги переходит с каблука на носок.

На „и"—правая нога возвращается в исходное положение. Колени в этом упражнении вытянуты все время.

По своей технической доступности оно может быть введено в урок на 2-м году обучения.

Это же упражнение проделывается затем с полуприседанием при возвращении ног в исходное поло­жение. Обычн) делается 8 упражнений с каждой ноги без приседания и 8 с приседанием. Цель его— развитие подвижности стопы. Все упражнение проделывается „крестом".

По мере усвоения учащимися battement tendu № 4, он усложняется изменением музыкального размера с 2/4 на 3/4. Тогда переход с носка на каблук и обратно происходит вдвое быстрее.

Одна из разновидностей окончания этого батмана такова: нога не подтягивается в исходное положение, а приставляется к опорной с ударом всей стопой в пол.

Нужно добиваться от учащихся четкого и предельного перехода стопы с каблука на носок и обратно, а также обращать внимание, чтобы учащиеся не скрючивали пальцы, так как этим они уменьшают радиус движения стопы.

№5.Battement tendu5 — не содержит в себе элементов классического танца (Рис. 8). В нем мы не наблюдаем вытянутой ноги (т. е., принципа tendu). Кроме того, применяя поворот ноги en dedans, мы тем самым окончательно порываем с обычным представлением о классическом battement tendu. Поэтому он ждет своего особого названия и в эту главу включен только по признаку технологической связи с battement tendu № 3.

Музыкальный размер—-2/4.

Исходное положение—Ш позиция.

Затакт — левая нога сгибается в колене и отделяет пятку от пола.


1-й такт

На „раз" — левая нога с ударом опускает пятку на пол, а правая, слегка отделяясь от пола, подтя­гивается к щиколотке левой.

На „и" — правая нога резко выносится в сторону и ставится на пол, на каблук, носком вверх. Пятка левой ноги отделяется от пола.

На „два" — левая нога повторяет пристукивание, а правая, слегка отделяясь от пола, поворачивается коленом внутрь и сгибается.

На „и" — правая нога вытягивается и, резким ударом полупальцами, ставится на пол носком внутрь, на одной параллели с левой. Пятка левой ноги отделяется от пола.

2-й такт

На „раз" — левая нога повторяет пристукивание, а правая отрывается от пола, поворачиваясь наружу, носком вверх.

На „и" — правая нога резко опускается на каблук, а левая вновь приподнимает пятку, как на первое „и".

На „два" — левая нога снова пристукивает пяткой, а правая подтягивается к щиколотке левой.

На „и"— правая нога возвращается в исходное положение с ударом всей стопой в пол. Заклю­чительный удар можно проделывать как при вытянутых, так и при согнутых ногах.

В исходное положение, в III позицию, правая нога приходит поочередно впереди и позади опорной.

Упражнение проделывается 4—8 раз с каждой ноги.

Принципиальная новизна этого вида battement tendu заключается в том, что в упражнение введено ввер­
нутое (en dedans) положение всей ноги, которое, как мы увидим впоследствии, составит основу ряда
упражнений, названных нами pas tortilles. ^

Кроме обычных ошибок, в battement tendu № 5 мы наблюдаем типичную для данного вида. При пово­роте правой ноги внутрь, учащиеся испытывают потребность вместе с ногой повернуть и корпус лицом к палке. Между тем, задача упражнения состоит в том, чтобы сохранить первоначальное положение корпуса, вопреки повороту ноги внутрь. Таким образом, мы вовлекаем в упражнение мышцы пояса и даем бедру небольшую вращательную работу. Battement tendu № 5 вводится в урок на 3 м году обучения а может следовать за № 3, в комбинации с последним.

№ 6.Battement tendu № 6. —Он применяется на 4-м году обучения, когда уже усвоены все предшест­вующие упражнения (Рис. 9).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение — III позиция. —

Затакт — левая нога, сгибаясь в колене, отделяет пятку от пола.

На „раз" — левая нога пристукивает каблуком. Правая отделяется от пола, поднимаясь свободной стопой к щиколотке левой.


На „и"—на первую 1/16 правая нога выбрасывается вперед и ставится на каблук с поднятым вверх носком. На вторую 1/16 она же резким рывком возвращается к щиколотке левой, совершая мазок полу­пальцами (при атом вытянутая ступня поднимается выше уровйя щиколотки). Левая, сгибаясь в колене, отделяет пятку от пола.

На „два" — левая нога с ударом в пол опускает пятку. Правая фиксируется на щиколотке левой, слегка приподняв носок.

На „и" —правая нога возвращается в исходное положение с ударом всей стопой в пол.

Заключительный удар проделывается как и в предыдущем упражнении.

Упражнение исполняется по 8 раз с каждой ноги. Его же можно проделать и в сторону.

В этот вид battement tendu входит еще один типичный для характерного танца прием — мазок полу­пальцами расслабленной стопы.

В классике {Battement frappe) работающая нога тоже производит мазок при движении к щиколотке опорной и обратно, но характер его совершенно иной. Там мазок — удар острием носка, в характерном танце — типичный мазок живописной кистью, функции которой выполняют полупальцы свободной стопы. Помимо того, мазок в характерном танце является самостоятельным движением. На нем построен ряд танцев. Таковы, в частности, обычные движения сценического матросского танца (т. наз. «матлот"), цыган­ской чечетки и др.

Необходимо обратить внимание на ритмическую четкость выстукивающих движений, приходящихся на каждую 1/16 долю первой четверти такта, и реальность исполнения самого мазка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...