Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения со свободной стопой




Начиная с 1-го года обучения, в урок вводятся упражнения со свободной стопой. Основной характер их — различные варианты работы ненапряженной стопой.

Указанная тренировка необходима для исполнения всевозможных шаркающих, вышлепывающих и мазковых движений, столь распространенных в характерном танце.

Ш 7.—Средний батман № 1 (Рис. 10). —Мы заимствовали это наименование из оставленной совре­менным классическим танцем старой терминологии, где под средним батманом имелся в виду тип Batte­ment frappe. Поэтому мы найдем в рисунке характерного „среднего батмана" сходство с классическим battement frappe.

Но между battement frappe классическим и характерным „средним батманом" есть различие. Сама эти­мология термина „frappe" свидетельствует, что признаком этого батмана является резкий акцент отведенной ногой при соприкосновении вытянутого носка ее с полом. В характерном среднем батмане есть также мазок при соприкосновении ноги с полом, но мазок этот производится стопой ненапряженной и движущейся не только „от себя", но и „к себе". При проведении ноги к щиколотке, в „среднем батмане" существует второй мазок, отсутствующий в battement frappe классическом.


Именно с этого мазка приводимой ноги и начинается „средний батман". Назначение этого упражнения— изучить и освоить технику характерного флик-флака, прообразом которого средний батман и является. Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение — III позиция. Затакт — правая нога выносится в сторону, на 25°.

На „раз" — она же, сгибаясь в колене, бросается стопой к щиколотке левой, впереди нее, совершив, при соприкосновении с полом, мазок полупальцами. Стопа ее и икроножные мышцы не напряжены. Левая нога вытянута.

На „и"—подобным же движением, правая нога, выпрямляясь, возвращается в положение на „затакт". На „два" — правая нога, сгибаясь в колене, бросается стопой к щиколотке левой, позади нее. На „и" —правая нога вновь возвращается в положение „затакт*. Упражнение исполняется по 16 раз с каждой ноги.

Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся, по привычке, не напрягали ногу, а в особенности стопу, и чтобы положение ноги, от бедра до колена, при сгибании и разгибании оставалось неизменным. В хорошо

выполненном движении нога от колена до стопы должна раскачиваться, как маятник. Главная цель как этого пер­вичного упражнения, так и последующих, более слож­ных,— приучить ногу к движению в расслабленном со­стоянии и освободить конечность, напряженную до пре­дела предыдущими упражнениями.

Если упражнение будет выполнено правильно, то учащиеся приобретут технику, необходимую для испол­нения чечетки.

Через 2—3 урока, когда это упражнение освоено, можно вводить в урок следующее.

8.— Средний батман № 2. — Комбинация сред­него батмана № 1 с ударным движением стопы (Рис. 11). Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение — III позиция. Затакт — то же, что и в среднем батмане № 1.

На „раз" — то же, что и в среднем батмане № 1, но стопа правой ноги несколько напряжена. На „и" — подтянутая выше щиколотки правая нога ударяет всей стопой в пол и затем выбрасывается в положение „затакт".

На „два" и на „и" — проделывается то же самое, но правая нога бросается к щиколотке левой, позади нее. В этом упражнении, в отличие от предыдущего, левая нога не вытянута, а слегка присогнута. Только при этом условии возможно, при ударе всей стопой в пол, избежать внезапного резкого полуприседания. Средний батман № 2 исполняется по 8—16 раз с каждой ноги. № 9.Дубль-флик № 1 {Рис. 12), Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение — III позиция.

Затакт — приподнять правую ногу так, чтобы пятка ее находилась на уровне щиколотки левой. Стопа правой ноги не напряжена.

1-й такт

На „раз" — резко выбросить, как бы встряхнув, правую ногу вперед и с мазком по полу и легким ударом опустить ее полупальцами на пол в IV позицию.

На „два" —подтянуть правую ногу стопой к щиколотке левой. Колено согнуто.

2»й такт

На „рази — поднять правую ногу до щиколотки левой и повторить движение на „раз", но выбросить ногу в сторону, во И позицию.



 



 


На „два" — то же, что и на первое „два", но перенести правую ногу позади левой.

Затем описанное движение исполняется назад; таким образом, все упражнение проделывается „крестом".

Когда нога выбрасывается назад, не надо требовать от учащихся правильной IV позиции. Она немыслима, при самом добросовестном исполнении. В дальнейшем, на счет „два" правая нога не только подтягивается к щиколотке левой, но опускается с ударом полупальцами в пол. Колено не разгибается. Необходимо добиваться звуковой четкости обоих ударов: мазка по полу и, следующего за ним, удара полу­пальцами в пол. — Это и есть дубль-флик. Нужно учесть, что на основании звуковой четкости и следует судить о степени расслабленности стопы, т.-е., об успешности овладения этим упражнением.

Начинать его проработку нужно обязательно в замедленном темпе, для выработки четкости обоих ударов. Сливающийся воедино звук ударов в начале изучения — распространенная ошибка.

Упражнение проделывается 8—16 раз с каждой ноги на 1-м году обучения.

№ 10. — Во 2-м году обучения описанное упражнение усложняется тем, что на каждое движение правой ноги левая отвечает коротким пристукиванием каблука. Во время исполнения ноги слегка при* согнуты (Рис. 13).



 


11.Дубль-флик вперед и назад (№ 2) (Рис. 14),

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение—III позиция или нормальное положение.

Затакт — правая нога, сгибаясь в колене, подводится стопой к щиколотке левой, впереди нее.



1-й такт

На „раз" — резко выбросить, как бы встряхнув, правую ногу вперед и, с мазком по полу и легким ударом, опустить ее полупальцами на пол в IV позицию.

На „и"—левая нога слегка сгибается в колене и, отделив пятку от пола, с ударом опускает ее на пол, а правая нога сгибается в колене и возвращается стопой к щиколотке левой, рядом с ней.

На „два" — резко выбросить, как бы встряхнув, правую ногу назад и, с мазком по полу и легким ударом, опустить ее полупальцами в пол в IV позицию.

На „и" —то же, что и на предыдущее „и", но стопа правой ноги возвращается к щиколотке левой, позади нее.


2-й такт

На „раз" — правая нога с ударом опускается полупальцами в пол, позади левой. Колени не раз­гибаются.

На „и" — левая нога вновь повторяет удар пяткой в пол, правая нога вновь подтягивается стопой к щиколотке левой, позади нее.

На „два" — правая нога, с ударом всей стопой в пол, ставится в 111 позицию, позади левой. Колени вытягиваются.

На „и" — пауза.

Все упражнение делать по 4—8 раз с каждой ноги во 2-м году обучения.

При исполнении упражнения корпус откидывается назад в то время, когда нога делает дубль-флик вперед, и, наоборот, слегка наклоняется вперед, когда нога делает дубль-флик назад.

Правая рука либо находится на бедре, либо раскрывается в сторону и слегка отводится назад (когда нога впереди), либо плавным движением подводится почти к левому бедру (когда нога сзади). При ударах правой ногой в пол —- правая рука находится на бедре.

№ 12. — Подготовка к вееру (Рис. 15).

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — III позиция. _

Затакт — правая нога отделяется от пола и, полусгибаясь, поворачивается внутрь. Стопа ее нахо­дится у щиколотки левой.

1-й такт

На „раз"— 'правая нога делает дубль-флик вперед, на croise. Корпус и голова поворачиваются влево. Колено левой ноги слегка сгибается.

На „и" — правая нога, сгибаясь в колене, подводится стопой к щиколотке левой. Колено ее выворотно. Пятка левой ноги, слегка отделившись от пола, с ударом опускается. Корпус и голова возвращаются в исходное положение.

На „два" — правая нога делает дубль-флик вперед.

На „и" — то же, что и на предыдущее „и".

2-й такт

На „раз" — правая нога делает дубль-флик в сторону.

На „и"—правая нога сгибается в колене и возвращается стопой к щиколотке левой, позади нее. В то же время левая нога с ударом опускает приподнятую, было, пятку на пол., Корпус слегка накло* няется вправо. Голова повернута влево.

Окончание движения проделывается в двух вариантах:

На „два" —правая нога, с ударом полупальцами, опускается на пол, позади левой. Пятка на пол не ставится. Колени присогнуты.


На „и" — пятка левой ноги, отделившись слегка от пола, с ударом опускается на место. Правая при­ходит в положение „затакт".

На „два" — правая нога, с ударом всей стопой в пол, приходит в исходное положение, но позади левой.

На „и" — исполнитель возвращается в положение „затакт".

Это упражнение проделывается 8 раз с каждой ноги на 2-м году обучения.

13.—Веер (Рис. 16).

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — III позиция, правая нога впереди.

Затакт — правая нога отделяется от пола и, полусгибаясь, поворачивается внутрь. Стопа ее нахо-дится у щиколотки левой.

1-й такт

На „раз" — левая нога, согнутая в колене, делает скачок на месте и резко опускается на полупальцы. В это время правая нога резко выбрасывается вперед, в воздух, за croise. Колено и подъем вытянуты. Корпус и голова наклоняются и поворачиваются влево.

На „два"- —левая нога повторяет движение на „раз". В это время правая, развернув колено, возвра­щается к щиколотке левой и тотчас же резко выбрасывается вперед. Корпус и голова в нормальном положении.

2-й такт


На „раз" — левая нога вновь повторяет скачок. Правая нога проделывает дубль-флик в сторону. На „два" — левая нога вновь повторяет скачок. Одновременно, правая нога, согнутая в колене, опу­скается на полупальцы, в III позицию, позади левой. Колени обеих ног присогнуты. Корпус слегка

наклонен вправо. Голова повернута влево.

Скачки на левой ноге произво­дятся резко и отрывисто. При опуска­нии на пол левая нога остается полу­согнутой.

Это упражнение несколько видо­изменяется во второй своей части. На счет „раз" (второй такт) правая нога проделывает не дубль-флик, а повто­ряет движение, описанное на „раз" в первом такте, но в сторону. На счет „два" (второй такт), при возвращении со скачком в Ш позицию, она делает мазок полупальцами по полу. Упражнение исполняется 8 раз, на 3-м году обучения. При комбинации его с № 12, делать по 4 раза каждое.

Оно усложняется семикратным выбрасыванием правой ноги (вместо троекратного), с постепенным при­ведением ее к II позиции, т.-е., создается впечатление постепенно раскрывающегося веера. № 14. - Флик-флак № 1 (Рис. 17). Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение — III позиция.

Затакт — согнутая правая нога поднимается к щиколотке левой, впереди нее. Стопа ее не напряжена^ На „раз" — правая нога выбрасывается в сторону, по пути задевая полупальцами пол, и тотчас же возвращается, с повторным мазком, к щиколотке левой ноги, позади нее. ' На „и" — пауза. На „два" — то же, что и на „раз", но стопа правой ноги возвращается к щиколотке левой, впе­реди нее.

На „и" — пауза.

К этому упражнению, в особенности, в начале проработки, нужно подойти осторожно, отнюдь не злоупотребляя количеством повторений. Практика по­казала, что злоупотребления флик-флаком приводят к „встряхиванию", как выражаются в быту, связок ко­лена, а в дальнейшем — к их растяжению. Поэтому надо умеренно дозировать это упражнение, чередуя его в уроке с одним из тех, которые „успокаивают" мышцы колена (напр., battement tendu №№ 3 и 4, rend


de jambe и др.)- Рекомендуется делать до 8 флик-флаков с каждой ноги на 1-м году обучения, не допуская рядом упражнений с аналогичной работой мышц.

В технике самого флик-флака нужно добиваться, чтобы выброшенная нога, ни на секунду не задер­живаясь, шла обратно к щиколотке опорной. В дальнейшем все движение делается безостановочно и, таким образом, паузы на „и" исключаются.

Этот же флик-флак, в дальнейшем, делается не только в сторону, но и вперед, попеременно. Описан­ное упражнение стоит уже на грани сценической формы. Будучи сделано на средине обеими ногами пооче­редно, оно явится основным элементом танца матлот.

№ 15.Флик-флак № 2 (Рис. 18). — Не ранее 2-го года обучения мы вводим в урок упражнение, которое является уже сценическим видом флик-флака.

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — правая нога приставлена сзади к левой, в III позиции.

Затакт — правая нога отделяется от пола и, полусогнутой, поворачивается внутрь.

1-й такт

На „раз" — правая нога выбрасывается, с мазком полупальцами по полу, вперед на croise. На „и" — пауза.

На „два" — делая мазок по полу, правая нога, согнутая в колене, возвращается стопой к левой Hfre, несколько выше ее щиколотки. Колено правой ноги развернуто. На „и" — пауза.

2-й такт

На „раз" — сделать правой ногой дубль-флик в сторону.

На „и"—левая нога отделяет пятку от пола и тотчас опускается с легким ударом^! Правая нога, согнутая в колене, подтягивается стопой к щиколотке левой, позади нее.


На „два" — с легким ударом полупальцами в пол, правая нога опускается сзади левой (каблук на пол не ставится). Ноги присогнуты. На рис. 18 даны положения ног при окончании движения.

На „и" — восстанавливается либо исходное положение, либо ноги приходят в положение „затакт".

Это упражнение делается от 4 до 8 раз с каждой ноги.

Основная задача его — добиться легкости сплетения и расплетения ног, главным образом, подвиж­ности правой.

Здесь уже имеют значение положения корпуса и головы. Обычно, в этом упражнении, на первую четверть такта, левое плечо и голова наклонены и повернуты к левой ноге. На первую четверть второго такта — положение не изменяется. На вторую четверть второго такта — корпус наклоняется вправо, а голова поворачивается влево.

Для заострения контуров'телодвижения, целесообразно построить изучение этого движения на прин­ципе противоположения ног корпусу и голове. Тогда все перемещается в смысле порядка: сначала поворот и наклон к работающей ноге (правой), а затем — к опорной (левой). Учащийся должен привыкнуть выполнять это движение непринужденно, даже автоматично.

Рука, при изучении упражнения у палки, находится, как обычно, на бедре. В этом же году следует проделывать это движение и на середине. В последнем случае применяются различные варианты положений рук. Три из них мы рекомендуем использовать в учебной практике. Для танца матлот традиционно держать руки закинутыми назад, в обычной бытовой манере, охватив одной кистью другую. Не менее распростра­нено скрещивание рук на груди, с локтями поднятыми несколько ниже уровня плеч, или закладывание рук в брючные карманы.

Упражнение № 15 может быть дано в несколько измененном виде, где работа правой ноги (1-й такт) заменяется ударами стопы правой ноги внутрь и наружу. В исходном положении, тогда, правая нога нахо­дится позади левой. В остальном движения не изменяются.

В уроке оба эти упражнения вводятся как единая тренировочная комбинация (Рис. 19).

№ 16.Флик флак № 3 со скачком. — На 2-м году обучения (в начале года) мы должны усложнить описанный флик-флак скачком на левой ноге. Момент опускания этой ноги на пол после скачка совпадает с движением работающей.

Так как отличительный признак этого скачка состоит в том, что в нем участвует только сгибаемая в колене нога, нужно следить, чтобы плечи и верхняя часть корпуса, при отделении ноги от пола, оста­вались неподвижными. Движение левой ноги должно быть резким и отрывистым.

Это упражнение делается не более 4 раз с каждой ноги с тем, что ему предшествует тот же флик-флак, но без скачка.

№ 17. — Флик-флак № 4 (Рис. 20, первые 4 фиг). Музыкальный размер — 2/4.

, Исходное положение — правая нога, сгибаясь в колене, из III позиции поднимается к щиколотке левой.

Затакт — правая нога делает флик-флак вперед.

1-й такт На „раз" — правая нога, сгибаясь в колене, опускается на всю стопу, впереди левой, в III позицию. Левая нога, отделяясь от пола, поднимается стопой к щиколотке пра­вой, позади нее. Тяжесть корпуса переходит на правую ногу.

На „и" —пауза.

На „два —левая нога вытягивается и ставится на место. Корпус и правая нога возвращаются в исходное положение.

На „и" — правая нога повторяет флик-флак, но в сторону.

2-й такт На „раз" — то же, что и на первое „раз". На „и" — пауза. На „два" — то же, что и на предыдущее „два".



 


Это упражнение необходимо делать по 8 раз с каждой ноги на 2-м году обучения. При окончании всего упражнения производится заключительный удар правой ноги в пол в III позицию.

После исполнения флик-флака, полуприседание необходимо производить мягко, плавно, качаясь. Про­исходит и перенос тяжести корпуса с левой ноги на правую. Опускать на пол как правую, так и левую ноги, нужно без удара стопой в пол. В дальнейшем все упражнение делается вдвое быстрее.

. № 18.— Флик-флак № 5 (Рис. 20, первые 7 фиг.). — На 3-м году обучения предыдущее упраж­нение надо усложнить тем, что ставить левую ногу не мягко, а дважды ударять ею в пол: первый удар производится полупальцами, на счет „и", причем колени обеих ног присогнуты, второй удар— повторение левой ногой движения на „два", но более резко проделанного. Перенос тяжести корпуса на левую ногу происходит только при втором ударе. № 19.—Флик-флак № 6. Музыкальный размер — 2/4. Исходное положение — то же, что в № 17.

Затакт — повторение движения, описанного в положении „затакт" в № 17.

На „раз" — скачок. Левая нога отталкивается от пола и, сгибаясь при прыжке в колене, опускается на полупальцы. Правая нога остается на щиколотке левой.

На „и"—правая нога опускается на полупальцы в III позицию впереди левой. Левая нога подни­мается стопой к щиколотке правой.

На „два" —левая нога опускается всей стопой на пол. Правая поднимается к щиколотке левой. Таким образом, произошло переступание с полупальцев левой ноги на полупальцы правой и возвращение в исход­ное положение.

На „и" — флик-флак, описанный выше, делается в сторону. Затем происходит вновь скачок на ле­вой ноге и переступание с ноги на ногу, как опи­сано выше.

Ноги в течение всего упражнения присогнуты. При переходах с одной ноги на другую, корпус не раскачивается.

При скачке на левой ноге, верхнюю часть тела не поднимать. Иными словами, скачок производится только за счет сгибания левой ноги.

Это упражнение вводится в урок на 4-м году обучения. В дальнейшем можно объединить упраж­нения №№ 18 и 19, создав из них танцовальную комбинацию (Рис. 20).

№ 20. — Флик-флак с поворотом стопы внутрь (Рис. 21). — Вышеописанные виды флик-флаков могут быть усилены поворотом внутрь стопы работающей ноги. Этот поворот производится во время выбрасывания правой ноги вперед (флик). При возвращении ноги к исходному положению (флак), она пово­рачивается стопой и коленом наружу. Таким образом, во время исполнения флик-флака, правая нога про­делывает одновременно и вращательное движение, начиная его внутрь. В остальном вся схема флик-флака остается неизменной.

Этот вид флик-флака можно использовать в упражнениях №№ 17, 18 и 19, проделывая его только вперед. В таком виде эти упражнения делаются не ранее 4—5-го года обучения.

Напоминаем, что целесообразно эти упражнения, как и другие с расслабленной стопой, вводить в урок в чередовании их с упражнениями, тренирующими напряженные ноги (battement tendu №№ 3 и 4) и со всеми упражнениями на выстукивание.

Настоящие упражнения относятся к разряду наиболее трудных. В последнем виде флик-флака содер­жится новый элемент — поворот стопы внутрь и наружу. Такой вид движений стопы предусмотрен в спе­циальном разделе упражнений. Все вышеописанные упражнения с расслабленной стопой являются основными элементами чечетки. С другой стороны, при построении экзерсиса, они используются как средство пере­ключения с упражнений одного характера на другой,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...