Музыкальное сопровождение этюдов
Как только мы включаем в урок характерного танца хотя бы элементарные танцевальные этюды, нужно озаботиться тщательным подбором музыкального сопровождения. При неумелом или безвкусном выборе музыки, ценность этюдной работы снижается. К сожалению, на практике мы наблюдаем крайности, ошибочные и вредные. Первая состоит в выборе общеизвестных музыкальных номеров невысокого музыкального качества. Еще до сих пор, кое-где, сочинения Минкуса, Пуни и других „удобных" балетных композиторов почитаются за музыкальные образцы. В ходу также всевозможные салонные пьесы псевдо-национального характера. При той борьбе за музыкальную культуру, которая ведется в нашей стране, эти „пьески", равно как и встречающиеся часто ритмически обнаженные музыкальные композиции (под „джаз")> должны быть признаны совершенно неприемлемыми. Они музыкально дезориентируют учащихся, исключая из танцовального класса такой важный воспитательный момент, как высококачественная музыка. Другая крайность — в попытках импровизировать все музыкальное сопровождение. Быть может, в этом не было бы беды, если бы качество импровизаций, как правило, не оставляло желать лучшего. Наконец, третья ошибка, исходящая из компромиссных тенденций — воспроиззедение хорошей танцовальной музыки, но произвольно (в зависимости от этюда) купюрованной, измененной ритмически и метрически, обрубленной где попало, словом, искаженной настолько, что у учащихся разрушается правильное представление о музыкальном отрывке. Разумеется, для нас неприемлемо ни то, ни другое, ни третье. В выборе музыкальных отрывков нужно исходить из характера этюда. Если педагог показывает учащимся этюд, основанный на конкретном сценическом танце, нужно пользоваться и музыкой этого эпизода, хотя бы она была и невысококачественна. Тогда слуховые и моторные представления об этом танце будут едиными, и учащиеся, вышедшие на сцену, не станут втупик перед знакомыми движениями, исполненными на другую музыку.
Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка и сделана купюра, если музыкальная ткань это позволяет. При этом нужно учесть следующее: можно допускать, в учебных целях, ускорения и замедления темпа, но изменять произвольно ритм и метр, как это часто делают, чтобы „подогнать" музыку под танцовальный рисунок, — нельзя. Во всех случаях, когда это хоть сколько нибудь возможно, нужно стремиться вытеснить низкопробную музыку, подменяя ее высококачественной. Это значительно расширит музыкальные горизонты учащихся и натолкнет порой и педагога на новые незаштампованные танцовальные образы. И наконец, если педагог строит этюд на основе собственной вольной композиции, возможна такая же вольная и музыкальная композиция. Разумеется, это приемлемо лишь при соответствующей квалификации аккомпаниатора. Особого внимания заслуживает вопрос о стилистическом соответствии музыкального сопровождения танцовальному этюду. Когда для хореграфической композиции на тему испанских танцев из „Дон-Кихота" выбирают музыку Равеля, или для фокинских импрессионистских этюдов — моцартовские сочинения, тогда создается такой стилистический разнобой, который совершенно нетерпим. Разнобой этот грозит серьезными последствиями в этюдах этнографического танца. Сейчас многие педагоги характерного танца стремятся использовать в этюдах фольклор народов СССР. Намерение похвальное. Но тогда преступлением в его реализации было бы не пользоваться и фольклорной музыкой. Мы были свидетелями, когда для этюдов на темы подлинных кавказских танцев брали музыку Минкуса и Дриго. Это дискредитирует замечательную идею и должно быть пресечено в корне.
Мы рекомендуем, совершив однажды удачный подбор музыкальных отрывков для этюдов, зафиксировать его вместе с аккомпаниатором и использовать в дальнейшей этюдной работе. ПРОГРАММА КУРСА ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА Перечень приводимых в программе упражнений дан на основе текста учебника. Каждое движение имеет номер, соответствующий порядковому номеру в книге. Чтобы легче было искать в книге описание движения и методические к нему указания, мы ставим против упражнения и номер страницы. Разбивая содержание программы внутри года на тренировочные упражнения и танцевальные элементы этюдов, мы имеем в виду под упражнениями, главным образом, те" движения, которые проходятся как у палки, так и на середине, но имеют назначение тренировочного порядка. В разделе же „танцевальные элементы этюдов" находятся, за редким исключением, движения, взятые из различных сценических и народных танцев. Они проходятся на середине. Этот раздел составлен нами только из тех движений, которые описаны в книге, что отнюдь не лишает права использовать для этюдов отрывки или танцы, совершенно отсутствующие в нашем изложении. Все методические замечания к упражнениям даны в тексте книги. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Общее знакомство с простейшей техникой характерного танца и учебными основами его. Начальные | тренировочные упражнения у палки и на середине. Простейшие элементы танцевальных этюдов в сцени-. ческой форме, в виде небольших комбинаций. Упражнения 1. Приседание в позициях (мягкое и жесткое), стр. 38. 2. Три первых вида battement tendu. Упр. N? 1—3, стр. 43, 44. 3. Средний батман № 1 и 2. Упр. № 7 и 8, стр. 47, 48. 4. Дубль-флик № 1. Упр. № 9, стр. 48. 5. „ „ с пристукиванием. Упр. № 10, стр. 49. 6. Флик-флак № 1. Упр. № 14, стр. 51. 7. Упражнения на выстукивание—№ 21 и 24, стр. 55. 8. Упражнение на выстукивание с поворотом стопы—№ 25, стр. 56. 9. Pas tortille. Упр. № 32 и 33, стр. 58.
10. Характерный rond de jamhe № 1. Упр. № 40, стр. 61. 11. Подготовка к веревочке. Упр. № 46, стр. 64. 12. Подготовка к штопору. Упр. № 58, стр. 66.
13. Штопор. Упр. № 59, стр. 66. 14. Подготовка к качалке. Упр. № 60, стр. 67. 15. Качалка.^ Упр. № 61, стр. 67. 16. Battement developpe {legato и staccato). Упр. № 64 и 65, стр. 68. 17. Опускание на колено. Упр. № 73, стр. 70.. 18. Подготовка к револьтаду с одной и двух ног. Упр. № 80 и 81, стр. 73. 19. Ординарный и двойной голубец одной ногой. Упр. № 84 и 85, стр. 74 и 75. Танцевальные элементы этюдов. По русскому танцу: Елочка, № 102, стр. 93. — Продвижение в стороны, № 103, стр. 93. — Первый вид дробного хода, № 104. стр. 93. — Традиционный русский ход, № 108, стр. 94. — Два вида народного танцевального хода, № 109 и 110, стр. 94, 95. — Боковой ход, № 111, стр. 95. — Сценическая форма pas de basque, № 112, стр. 95. — Pas de basque, № 113, стр. 96. По присядке: Подготовительные упражнения к полуприсядке № 115 — 122, стр. 97, — 99. — Подготовительные упражнения к присядке № 137 и 138, стр. 103. По украинскому танцу: Ход боковой, № 162, стр. 1Ц. - По башкирскому танцу: Основной ход, № 221, стр. 135. По венгерскому танцу: Первый и второй вид венгерского хода, № 232 и 233, стр. 143, 144. — Первые два вида голубца № 236 и 237, стр. 146. — Первый вид balance, №243, стр. 148. — Венгерское pas toitilU, №248. стр.150.— Веревочка, № 249, стр. 150. — Ход с пристукиванием ногой, № 252, стр. 151. — Опускание на колено, № 253, стр. 151. — Остановка с ударом в ладоши, № 254, стр. 151. — Ординарное заключение, № 255, стр. 152, Поиспанскомутанцу: Первый вид сценического бега, № 94, стр. 87. — Два вида balance. № 92 и 93, стр. 86, 87. — Pas de basque, № 266 и 267, стр. 159, 160. — Sissonne — pas de bourree, № 271, стр. 162. — Шассе с ударом стопой в пол, № 279, стр. 165. По польскому танцу: Pas de basque (мужской и женский) из мазурки, № 284 и 285, стр. 169. — Тенжки бег (balance) в мазурке, № 286, стр. 169. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тренировочные упражнения у палки и на середине, развивающие технику, силу и устойчивость. Расширение круга усвоенных сценических движений. Исполнение упражнений предшествующего года обучения в ускоренных темпах. Упражнения Повторение пройденного с добавлением. 1. Battement tendu № 4. Упр. № 4, стр. 45. 2. Усложненный вид дубль-флика. Упр. № 10, стр 49. 3. Дубль-флик вперед и назад. Упр. № 11, стр. 49. '"'
4. Подготовка к вееру. Упр. № 12, стр. 50. 5. Флик-флак № 2. Упр. № 15, стр. 52. I 6. Флик-флак со скачком. Упр. № 16, стр. 53. 7. Флик флак № 4. Упр. № 17, стр. 53. 8. Выстукивание № 2. Упр. № 22, стр; 55. 9. Выстукивание № 3 или 4 в комбинациях. Упр. № 26, стр. 56.
10. Pas tortille № 3 и 4. Упр. № 34 и 35, стр. 59. 11. Круговращение стопы на полу. Упр. № 37, стр. 60. 12. Характерный rond de jambe № 2. Упр. № 41, стр. 62. 13. Подготовка к веревочке с подъемом на полупальцы. Упр. № 47. стр. 64. •14. Два вида подготовки к веревочке с вращением бедра. Упр. № 50 и 51, стр. 64. ' 15. Второй вид качалки. Упр. № 62, стр. 67. • 16. Battement developpe с двойным ударом пяткой. Упр. № 66, стрг 68. 17. Комбинация grand battement developpe с подготовкой к веревочке. Упр. № 67, стр. 68. 18. Комбинация battement developpe с голубцом и венгерским заключением. Упр. № 70 и 71, стр. 70. * 19. Большой battement jete avec coupe tombe. Упр. № 7б, стр. 71. 20. Подготовка к веревочке с подъемом на полупальцы. Упр. № 52. стр. 65. 21. Большой battement jete avec coupe tombe, усложненный двойным ударом полупальцами. Упр. № 76, стр. 71. 22. Двойной голубец одной ногой в трехдольном размере. Упр. № 85, стр. 75. 23. Голубец двумя ногами. Упр. № 86, стр. 75. 24 Простейший флик-револьтад. Упр. № 82, стр. 74.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|