Элементы башкирского танца
Балетная сцена совершенно еще не знает башкирских танцев, хотя они несомненно заслуживаю всяческого интереса. Известные нам современные танцы башкиров, возможно, подверглись влиянию соседних народов. Это обязывает нас особенно внимательно подойти к вопросам отбора элементов подлинного башкирского танца, ввести его в учебную практику и способствовать дальнейшему развитию его на национальной основе. Башкирский танец изобилует всякого рода пристукиваниями, голубцами, вытаптываниями и т. п., исполняемыми в характере русского народного танца, без всякого манерничания, просто и естественно. Мы описываем четыре примера танцевальных башкирских движений, являющихся типичными и характерными для башкирского танца. № 221.—Основной ход. Музыкальный размер—2/4. Исходное положение — нормальное. На „раз" —обычный бытовой шаг правой ногой вперед. Шаг делается с пятки на всю стопу. На „и" —левая нога, согнувшись в колене, приставляется полупальцами в пол, почти рядом с правой (несколько позади нее). На „два" —правая нога проделывает маленький шаг в прежнем направлении. На „и"—левая нога проводится вперед, вдоль правой (делая шаг), чтобы затем (на „раз"), опустив ногу всей стопой на пол, начать все движение сначала. Мы видим здесь сходство этого вида хода с описанным нами сценическим ходом русского танца (№ 108). Там мы прибегали к помощи и полупальцев и plii, для смягчения характера движения и для при дания ему большей плавности. Здесь этого делать не нужно (как, впрочем, и в русском народном виде этого движения), так как мягкость и плавность не в характере этого хода. Игрой рук у женщин и сравнительной неподвижностью корпуса вносятся характерные черты в этот башкирский ход. Как у мужчин, так и у женщин, в начале хода руки упираются кулаками или тыльными сторонами кистей в бедра. В процессе хода женщины делают движение рук, иллюстрирующее засучивание рукавов или, вернее, отодвигание их вверх, за локоть.
Исполнительница, плавно и не спеша, проводит рукой по вытянутой вперед другой руке, почти до предплечья (в течение всего такта) (Рис. 161, фиг. 1-я). При ходе с правой ноги, она засучивает левой рукой правый рукав и наоборот. Мужчина изредка также пользуется этим движением рук, но оно ограничено в пространстве (до локтя и даже ниже). В основном же у мужчин положение рук на бедрах остается неизменным на протяжении всего хода. У женщин встречается и иной мотив. Руки переходят в зарисованное положение (Рис. 161, фиг. 2-я) и, на первую четверть такта, несколько вздергиваясь, попеременно щелкают пальцами. В момент щелчка, совпадающего с шагом, голова и верхняя часть корпуса слегка наклоняются к руке. Заговорив о башкирском ходе, мы сразу же вспоминаем одно из наиболее типичных положений рук, встречающихся, насколько нам известно, только в башкирском танце. Левая рука, как обычно, находится на бедре и упирается в него либо кулаком, либо тыльной частью кисти. Правая почти прикасается кистью к кисти левой (тыльной частью к тыльной) (Рис. 161, фиг. 3-я). Это положение рук употребляется либо в ходе, либо при мелкой дроби—выстукивании на месте. № 222.—Выстукивание (первый вид). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—нормальное. Колени чуть заметно присогнуты.
На „раз" —удар правой ногой в пол, рядом с левой. На „и" —удар левой ногой в пол, рядом с правой. На „два" —вновь удар-правой ногой в пол, как на „раз", но колени сгибаются, сильнее акцентируя этим все движение. На „и"— несколько вытягиваясь, ноги возвращаются в исходное положение.
Все движение затем вновь повторяется, начинаясь правой ногой. Исполнитель часто проделывает эти выстукивания, поворачиваясь на месте. Если оно проделывается с партнером, то повороты совершаются в разные стороны, начиная их друг к другу. Руки на протяжении всего движения находятся на бедрах. № 223.—Выстукивание (второй вид) (Рис. 162). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—нормальное. Затакт —левая нога слегка сгибается, правая ударяет каблуком в пол и тотчас же, с ударом, переходит с каблука на носок. Тяжесть корпуса, на момент, переходит на нее. Левая нога не изменяет своего положения. На „раз"— левая нога ударяет всей стопой в пол, увеличив приседание. Правая подводится к щиколотке левой. На „и" —правая нога ударяет всей стопой в пол, левая поднимается с тем, чтобы На „два" -ударить в свою очередь в пол. Правая поднимается до щиколотки левой. На "и" —повторение описанного в положении „затакт". Движение повторяется беспрерывно о 4 до 8 раз. Оно выполняется на присогнутых ногах и только на „раз", когда происходит акцент всей музыкальной фразы, приседание увеличивается. Носки и колени обращены вперед. Корпус неподвижен. Правая рука — согнута в локте и находится на уровне груди, левая тоже согнута в локте и отведена в сторону. Кисти рук, повисшие, с подогнутыми пальцами. На „раз" локти, коротко опускаясь, слегка прижимаются к телу, а кисти вздергиваются вверх, пальцы слегка подгибаются. Это движение исполняется на месте и с продвижением в стороны. В последнем случае на счет „и" и „два" происходит небольшое передвижение ног в желаемом направлении (в нашем примере—вправо). Продвижение то вправо, то влево чередуется. Голова повернута всегда по направлению движения, а руки отводятся в обратную сторону. № 224.—Голубец (Рис. 163). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение — нормальное. Руки упираются кулаками в бедра. На „раз" — правая нога, с ударом стопой в пол, делает шаг в сторону. Ноги совершают полуприседание, колени направлены вперед. На „и" —легкий подскок на левой ноге, во время которого она стопой подбивает стопу правой, опускаясь на пол на ее место. Подбитая правая нога отводится несколько в сторону.
На „два" —движение повторяется сначала, проделываясь преимущественно по кругу.
Носки ног параллельны друг другу, благодаря чему при исполнении голубца удар производится не луками, а всей внутренней стороной стопы. При исполнении этого голубца необходимо следить, чтобы ноги во время чуть заметного прискока оставались присогнутыми. В народном башкирском танце все внимание исполнителя сосредоточено на непрерывности выстукивания и на чеканной дробности движений, В манере исполнения совершенно отсутствует театральная позировка. Весь танец составляется из чередования основного хода с танцевальными движениями. Танец завершается поклоном с прикладыванием правой руки к груди. В подавляющем большинстве все танцевальные движения и ходы выполняются как женщинами, так и мужчинами. У последних характер движения, естественно, несколько грубее и, кроме описанных, они прибегают к полуприсядке, а иногда и к скачкам с подогнутыми ногами. Немногими описанными нами примерами мы, конечно, не исчерпали наличия танцовальных движений у башкиров. Но мы считаем, что характер башкирского танца все же ими определен, и они безусловно будут полезны педагогам и балетмейстерам. Что же касается татарского танца, то не располагая, к сожалению, достаточными материалами для его описания, мы можем все же определить его характер. Несмотря на то, что в татарском танце встречаются и описанный в этой главе ход и выстукивания, общий характер исполнения этих движений значительно мягче, „легче", чем в башкирском. Татарский танец включает ряд движений с маленькими подскоками, которые проделываются на невысоких полупальцах. Это последнее обстоятельство значительно смягчает общий характер исполнения, избавляя движения от дробного и несколько суховатого оттенка, присущего башкирскому танцу.
ЭЛЕМЕНТЫ УЗБЕКСКОГО ТАНЦА Узбекский танец, к сожалению, не укрепился еще на профессиональной балетной сцене, несмотря я наличие в нем подлинной сценичности, чрезвычайной выразительности и всех возможностей для технв ческого развития. Достоинства узбекского танца не в обилии танцевальных движений, а в исключителья мягкой и женственной манере их исполнения. Не нужно только понимать женственность как изнеженное^ Никакой балетной „восточности" и изощренности в узбекском танце нет. Он полон жизнерадостности, энерп и, вместе с тем, простоты. На общем плавном и мягком фоне танцовального рисунка, отчетливо выделяют! отдельные, резко отточенные позы, обрамленные кистями рук, неожиданно вздергивающимися. Темперамен но не огненный, обаятельное лукавство, но без вульгарности, простота, но не переходящая в простов тость,—вот характерные черты манеры исполнения узбекского танца. Руки узбечки сменой разнообразие ших рисунков играют в танце основную роль. Многообразие их пластических положений увеличивается ещ более такими характерными движениями, как пощелкивания пальцами, похлопывание в ладоши, вздерп вание кистей и т. д. и т. п. Корпус и голова, мягкими плавными штрихами-нюансами украшают танец вместе с движениями рук создают ему тот особенный художественный колорит, которым определяется стщ узбекского танца.
Игрой рук, корпуса и головы, улыбкой выразительного лица—вот чем выполняется, в сущности, тане узбечки. Ноги только помогают передать общий замысел танца. Заучить па узбекского танца нетрудно, но для того, чтобы уметь танцовать узбекский танец, нужн прежде всего проникнуться своеобразием манеры его исполнения. Уловить эту манеру иовладет рисунком рук—вот в чем трудность исполнения узбекского танца, требующего от исполнителя большог художественного чутья и значительной затраты времени и труда. № 225.—Основной ход.—По технологическим признакам этот ход напоминает нам pas chasse, встречам щееся, в измененном виде, во многих национальных танцах. Конечно, ход узбекского танца по характеру совер шенно чужд бальной и балетной манере исполнения pas chasse. Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—нормальное. На „раз" —шаг вперед правой ногой. На „и" —приставить полусогнутую левую ногу к правой так, чтобы ноем левой ноги находился несколько впереди пятки правой. Пятку левой ноги ш опускать. На „два" — вновь проделать маленький шаг правой ногой, вперед, навек стопу. На „и" —провести левую ногу вперед, мимо правой, чтобы начать ею все движение сначала. Ноги во время всего хода не напряжены, а держатся свободно. Особея ность шага в этом танцовальном движении, да и вообще в узбекских танцах, том, что он делается не с носка на всю стопу, а с пятки, но без подчеркивани и акцентирования начала этого шага. Весь ход, по своему характеру, очень сходен с ходом в кавказски танцах („Давла")> но там он еще более плавен н спокоен. Описанный ход, как и все движения узбекского танца, характеризуется своеобразным пластическим рисунком рук.
Начиная этим ходом танец, узбечка, обычно, держит одну слегка согнутую в локте руку раскрытой в сторону, а другую, также согнутую, поднимает кистью над головой или перед ней (Рис. 164). Кисти рук у узбечки мягкие, но никогда в позе не обвисают, а вздернуты вверх с мягко округленными пальцами. Часто встречаются и иные положения рук. Одновременно с первым шагом правой ногой, руки, с ударом в ладоши, соединяются почти перед лицом (голова в это время слегка наклонена вниз). Тотчас же после хлопка, руки опускаются вниз, расходятся в стороны и несколько поднявшись, неожиданно останавливают свое движение, вздергиваясь кистями вверх. Руки слегка присогнуты, локти опущены. После хлопка голова постепенно поднимается вверх. Иногда руки могут скрещиваться кистями ниже уровня груди, на протяжении 2-х тактов, а затем плавно опускаться и раскрываться в стороны. Все движения рук носят плавный и непрерывный характер. Приведем еще одно положение рук: согнутые в локтях руки открыты в стороны, правая выше левой. На первой четверти такта руки прищелкивают пальцами, чуть вздергивая кисти и локти (Рис. 165). Иногда, при щелчке, кисть правой руки делает вращательное движение, начиная его поворотом „к себе". Запомним, что пощелкивания пальцами, хлопки в ладоши и другие описанные нами положения и движения рук характерны для узбекского танца вообще, а не только для описанного выше хода. Ход обычно совершается по кругу, хотя иногда проделывается и по диагонали сценической площадки. Исполнительница очень часто заменяет описанные движения хода простыми обычными шагами (они также начинаются с пятки), сопровождая их описанными нами положениями рук.
№226. — Ход с продвижением в стороны (первый вид). — Если вышеописанный ход (№ 225) исполнять, продвигаясь не вперед, а в сторону, и заключать его ударом полупальцами в пол, мы получим одно из популярных движений"'узбекского танца. Оно исполняется на протяжении двух музыкальных тактов {Рис. 166). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—нормальное. Затакт —слегка отвести правую ногу вправо, чтобы сделать ею шаг. 1-й такт На „раз" —шаг вправо правой ногой. На „и" —левая нога, слегка согнутая, приставляется почти рядом к правой. Пятка левой ноги на пол не опускается. На „два" —правая нога слегка переступает вправо. Левая нога не изменяет своего положения. На „и" —пауза. 2-й такт На „раз" —левая нога, с ударом полупальцами в пол, ставится рядом с правой, не разгибая направленного вперед колена. В этой позе исполнительница находится до конца такта. Затем все движение проделывается с другой ноги и в другую сторону. Во время исполнения его, руки, на протяжении первого такта, плавным широким взмахом переводятся [вправо (левая рука согнута у груди, впереди нее, правая раскрыта в сторону), а затем, к концу первого [такта, слегка подтягиваются „к себе", сгибаясь в локтях. На первую четверть следующего такта они, [неожиданно и резко вздергиваясь кистями вверх, несколько отводятся вправо, как бы отстраняя что-то от себя. Голова мягко наклонена к правому плечу. Указанное движение рук совпадает с заключительным ударом в пол полупальцами левой ноги. ЛЬ 227. — Ход с продвижением в сторону (второй вид) {Рис. 167). —Это движение очень схоже с боковым ходом русского танца (№ 111). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—нормальное. На „раз" —маленький шаг вперед вправо правой ногой, при чем стопа ее ставится на пол наружным ребром пяткн, с носком, повернутым внутрь, и тотчас же переходит на всю стопу, отводя носок наружу] Колено правой ноги слегка присогнуто. Левая нога согнута насколько больше, стопа ее отделена от пол» и находится позади правой. Тяжесть корпуса сосредоточена на правой ноге. На „два" —с легким ударом полупальцами в пол, опустить левую ногу позади правой. Правая нога чуть отделяясь от пола, скашивает стопу. Тяжесть корпуса как бы передается на левую ногу. Колени слепи вытягиваются. Затем движение повторяетси. Все 4риж.ени& млжат та^<^&№&аз«*к*. с <^vs§»mg»»g^ ч^ *s^JS^ ^^^^^ 1£еТШя\2-и такт), на счет „два^ левая нога не приставляется позади правой, а, слегка отделившие пола, подтягивается стопой к щиколотке правой, впереди нее. Все движение затем начинается левой не При продвижении в сторону нужно учитывать, что первый шаг, так же к повороты стопы внутрь и наружу, очень незначительны; таким образом, про, жение в сторону после каждого описанного движения невелико. В узбекском танце возможна и переакцентировка движений, т.-е., на „р проделывается второе движение, а на „два" — первое. При продвижении вправо, в начале хода согнутая левая рука находи позади корпуса, а правая впереди него. Кисти рук несколько вздернуты. Если j. жение проделывается с двух ног, то на счет „два" 2-го такта руки, предва тельно слегка раскрывшись, меняются положениями, Применяется и иное пс жение рук. Левая рука открыта в сторону, а согнутая правая рука, обхватив кис голову, позади нее прикасается пальцами к левому виску. Локоть отведен в < рону (Рис. 168). Затем правая рука проводится пальцами по голове, от виск затылку, слегка смещаясь вправо и как бы поглаживая голову. Левая рука остае в том же положении. Во время движения с левой ноги, руки соответственно няются положениями. Все движение не носит плавного характера. Корпус еле колеблется вверх и вниз на „пружинящих" ногах. № 228. — Переступание на месте. —Как и некоторые другие элементы узбекского танца, это перес пание, по рисунку, эскизно. Оно редко является самостоятельной танцовальной фигурой, а чаще сочетав либо с описанными выше ходами, либо с простыми шагами. На „раз" — нежный и не подчеркнутый вынос правой ноги вперед, на расстояние стопы. Колено ее вытянуто, пятка приподнята, левая нога чуть заметно отделяет пятку от пола. На „и" — левая нога опускает пятку на пол. На „два" —правая нога, таким же по характеру движением, как и на „раз", проходит мимо ле: ноги и отводится назад, на то же расстояние, прикасаясь полупальцами к полу. Левая нога отдел пятку от пола. На „и" — левая нога опускает пятку на пол. Правая остается в том же положении. Вынос ноги вперед и возвращение ее назад производится без скольжения по полу. Это переступай занимающее один музыкальный такт, часто комбинируется с четырьмя шагами (каждый на */4 такта), занимающими следующий музыкальный такт. Если количество шагов уменьшить до двух, то все движение уложится в трехдольный музыкальный размер. Вообще же, количество и переступаний и шагов может быть изменено, в зависимости от ритмического рисунка музыкального сопровождения. Иногда это переступание исполняется как самостоятельное танцевальное движение (без сопровождающих шагов), в таком случае оно проделывается еще эскизней и нежней, дистанция выноса ноги укорачивается и все движение совершается с поворотом на месте. В самом характерном виде все движение представлено нами на Рис. 169. Разница между ним и в шеописанным заключается только в том, что на счет „два" правая нога ставится полупальцами в пол, слег повернув носок внутрь. При этом правая нога не отводится назад, а ставится почти рядом с левой, i несколько в сторону и назад от нее. Положение рук, корпуса и головы ясно пбказайо на рисунке. Хлопки в ладоши могут производиться, как мы уже говорили выше, и на уровне лица (Рис. 170)Zyi даже над головой. После хлопка, занимающего в этом движении половину музыкального такта, кисти рук слегка расходятся. В других движениях узбекского танца хлопки в ладоши производятся и реже. № 229. — Отход назад. —Движение это очень напоминает ход кавказской „Гасма" в Лекури, но проделы-вается более.упрощенно; без непременного скольжения, путем переступания с ноги на ногу и отступания назад. Положения рук следующие: правая рука, согнутая в локте, находится кистью у затылка, пальцами как бы прикасаясь к нему и поправляя на голове тюбетейку. Левая рука либо раскрыта в сторону, либо, согнутая в локте, находится у груди, впереди нее. Кисть ее вздернута вверх (Рис. 171). При этом же положении левой, правая рука, согнутая в локте, может находиться над головой, с кистью обращенной вверх (Рис. 172). № 230. —Для узбекских танцев очень характерны опускания на оба или на одно колено, с разнообразной и плавной игрой рук и кистей и с перегибаниями исполнителя назад или в стороны. Если исполнительница стоит на одном колене, то движения рук и корпуса имеют целью имитировать шитье тюбетейки, якобы лежащей у нее на другом колене. Она плавно водит рукой с воображаемой ниткой и медленно покачивается, как бы напевая песню (Рис. 173). Узбекский танец часто строится на меняющихся ритмах. Это заостряет внимание зрителя и оживляет весь танец. Один из популярнейших танцев Узбекистана „Гюль-Ойин" или „Гюль-Уйин" (Гюль—цветок, юйин — танец), по утверждению узбеков, включает в себя до шестидесяти перемен ритма.
Эти танцовальные ритмы чеканно и ярко даются бубнистом, помогающим исполнительнице. Но иногда встречается мелодия, лишенная ритмической остроты, построенная в ином музыкальном характере, без акцентировки ритма. Певучая, плавная мелодия эта обычно иллюстрирует опускание исполнительницы на колено. Переключение на этот характер музыки еще больше усиливает эффект возвращения танцовщицы вновь к бодрому характеру танца. Это возвращение к первоначальному ритму обычно сопровождается хлопком в ладоши. № 231. —Мы сознательно описываем последним одно из самых распространенных движений узбекского танца — смещение головы из стороны в сторону. Неожиданно, без всяких усилий и движений плечей, голова буквально смещается, оказываясь (таково зрительное впечатление), то на линии одного, то другого плеча. Острота впечатления от этого движения усугубляется тем, "что лицо исполнителя не имеет напряженного выражения, а лукаво улыбается, словно подсмеивается над восторгающимся зрителем. Если это движение головы обрамить руками, т.-е., поднять их полукругом над головой, а кисти рук повернуть ладонями вверх, мы получим очень характерный рисунок всего движения, который называется у узбеков „Ишком". Если к этому самостоятельному танцевальному положению прибавить еще движения ног, то все движение получит еще большую характерность: на „раз" стопы ног поворачиваются носками внутрь и на „два"' вновь возвращаются в исходное положение (Рис. 174). Кстати, повороты ступней внутрь и наружу характерны и сами по себе в узбекском танце. В описанном нами положении рук одна из них может быть повернута ладонью вниз и похлопывать ею по ладони другой. Потряхивания плечами, производимые все в той же „эскизной" узбекской манере, не резко, а скор намеком, также встречаются в узбекском танце. Смещение головы производится мужчинами и женщинами как в медленном, так и в быстром темпе, i отнюдь не резко. Это движение, несмотря на распространенность его, не является вставным „аттракци ном", а входит составной частью в весь рисунок танца и может встретиться почти в каждом из описанн! нами танцовальных движений. Что касается мужского танца, то он почти не отличается от женского. Правда, мы говорим только танцах Ферганской долины, не касаясь других. Обычно танец заканчивается так: исполнительница отходит назад, переступая мелкими шажка» склоняя вперед корпус и прикладывая руку к поясу. Другая рука либо открыта в сторону, либо закину за спину (Рис. 175). Мужчина заканчивает танец глубоким поклоном, правым плечом вперед, прав рука его находится на левом плече. Левая рука отведена назад (Рис. 176),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|