Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 5 глава
Громадное поле для криминальных, неформальных организаций дает малый и средний бизнес. Сохраняя несовершенную систему статистического учета, органы власти и управления получают неадекватную реальности информацию о состоянии дел в хозяйственной жизни. Так, официально в 2005 г. в рыболовстве Алтайского края в малом бизнесе занято всего лишь 2(!) чел. Однако все базары городов и сел региона, придорожные точки заполнены частной торговлей озерной и речной рыбой (причем часто зараженной), которой торгуют частники. Никто, прежде всего власть, не считает нужным заниматься этим мелким вопросом, предпочитая глобальные, стратегические. Неформальный сектор экономики не уменьшается, законно собираемых налогов немного, но мало что делается по наведению элементарного порядка в экономике края. Алтай, как и любая территория Сибири, не может пожаловаться на «недостаток» заключенных, поселенцев и прочих лиц, имевших судебное наказание. Если в царское время в силу особого статуса большой части нынешнего края, в период индустриализации из-за отсутствия крупных строек в регионе было немного заключенных, лагерей системы ГУЛАГ, то со времен Великой Отечественной войны и после нее заключенных и бывших заключенных (прежде всего уголовных) стало на Алтае немало. Для Рубцовска, где многие из них оставались на постоянное жительство, это стало труднорешаемой проблемой.
Теневая экономика (не приносящая налогов в бюджет) в развитых странах составляет минимум 10–12% производства ВВП. Для отсталых и депрессивных регионов России скорее подходят параметры в 30–40%, но у экономической науки и органов учета в настоящее время нет принятых устоявшихся методик оценки неформальной экономики. Отсюда все оценки ее размера в крае имеют субъективный характер, и можно лишь отмечать, что в некоторых видах экономической деятельности неформальная экономика составляет значительно большую часть, чем налогооблагаемая. Это относится ко многим видам услуг, ремонтно-строительным работам, туризму, к значительной части фермерских работ, деятельности в личных подсобных хозяйствах, торговле, хотя в последней правительство и пытается внести определенные позитивные изменения. На 1 января 2005 г. в Алтайском крае было 22 тыс. чел. осужденных в 10 из всех 17-и имеющихся в регионе исправительных учреждениях. В РФ доля заключенных от общей численности населения – 0,55%, а в крае – 0,85% от общей численности проживающих. Таким образом, в регионе в 1,4 раза больше заключенных, чем может быть в среднероссийском субъекте Федерации. В России чуть более 40 женских колоний. Летом 2006 г. на Алтае (с. Шипуново) открылась такая колония, поскольку в год По мнению прокуратуры Алтайского края, обстановка в пенитенциарных (исправительных) учреждениях региона продолжает оставаться напряженной. Репрезентативно это можно показать на медицинском состоянии заключенных. Так, в конце 90-х гг. в колониях Алтая заболеваемость туберкулезом была у 650 чел., в следственных изоляторах – у 130 чел.Из-за значительного перенаполнения краевой больницы и противотуберкулезной колонии в среднем на одного человека приходится 1,5–2 кв. м жилой площади, что не соответствует нормам (данные ГУИН по Алтайскому краю).
Сами исправительные учреждения должны в рыночных условиях занять определенную нишу. Следует применять отечественный и зарубежный опыт использования труда осужденных в условиях рыночной экономики. Как известно, за рубежом труд осужденных не может быть использован в конкурентной борьбе товаропроизводителей на мировом рынке. Советский Союз в свое время поставлял во многие страны мира продукцию, в изготовлении которой (полностью или в частично) использовался труд осужденных, Сейчас действует своеобразная система противовесов: при максимальном смягчении условий отбывания наказания для осужденных, соблюдающих режим содержания, проявляющих стремление к исправлению, одновременно применяются строгие меры воздействия в отношении злостных нарушителей режима. Осужденному как будто предоставляется право выбора условий, в которых В 2002 г. выпущено промышленных товаров всеми предприятиями ГУИН Министерства юстиции РФ на сумму 12321,1 млн руб., или на 8,6% больше, чем в 2001 г., получено прибыли 560 млн руб. Предприятия ГУИН Минюста РФ по Алтайскому краю в 2002–2004 гг. производили примерно 1,2% от всей промышленной продукции территории. В рационе питания специального контингента исправительных учреждений Алтая используются продукты собственного производства: макароны, картофель, хлебобулочные изделия. Во всех учреждениях функционируют мини-пекарни. Обеспечивается полная потребность в хлебе и макаронных изделиях, также имеются
Было создано Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие ГУИН Минюста России по Алтайскому краю. На базе различных учреждений пенитенциарной системы края развернуто и функционирует шесть унитарных предприятий, на которых в 2003 г. работали 4215 чел., включая лиц вольнонаемного и аттестованного состава. Среднемесячная заработная плата в 2003 г. составила у них около 6000 руб., у рабочих – 2650 руб., у осужденных – 525 руб. Основной задачей указанных организаций должно стать совершенствование системы профессионально-технического образования осужденных для их последующей ресоциализации и успешной реадаптации к условиям жизни на свободе, организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда. Глава 9. Современная система управления регионом
9.1. Общие вопросы управления С 1993 г. в субъектах Российской Федерации начала формироваться новая система управления социально-экономическими процессами, включая создание трех независимых ветвей власти. Однако за прошедший период удалось немного достичь однозначно позитивно оцениваемых результатов. Большинство населения страны воспринимает затраты на законодательную власть в субъектах РФ как лишние расходы. Многие избиратели не видят необходимости в принятии законов в регионах (краях и областях). Их низкий институционально-юридический уровень, процедуры многоразового принятия поправок и постоянного уточнения порождают скептические оценки роли данной ветви власти в развитии территорий страны. Слабостью гражданского общества объясняют отрицание многими избирателями необходимости иметь разветвленную сеть представительных (законотворческих) органов: от региона до города, района, села, хотя, конечно, с дальнейшим внедрением в жизнь основных демократических принципов все меньше граждан считают нужным отказываться от выборности органов исполнительной власти и прозрачности политической системы.
В середине 2000-х гг. глава администрации (президент республики, председатель правительства) субъекта Российской Федерации имеет возможность сформировать структуру исполнительных органов управления регионом при наличии устава области (края), конституции республики, нормативно-правовых документов, принятых Государственной Думой РФ, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствии со своим пониманием социально-экономического положения на территории и желанием изменить его. Формирование исполнительной системы управления регионом стало сильно зависеть от субъективных факторов, чего, можно твердо утверждать, никогда не было В советский период всю экономику страны можно было представить как один громадный завод, а республики, края, области – как цеха, работавшие по единому плану во исполнение задач, поставленных директором – руководителем коммунистической партии, государства. В настоящее время в результате получения регионами большей независимости, чем раньше, их можно сравнить с закрытыми и открытыми акционерными обществами. Современная квазикорпорация (субъект РФ) имеет активы, как прежде это было на уровне государства: основные фонды, минерально-сырьевые, человеческие ресурсы. Однако в ЗАО власть ограничивает руководящий клан, а в ОАО совет директоров – лица, в качестве которых выступают депутаты законодательного органа, выбранные населением, и глава администрации, которого с 2005 г. они должны избирать из кандидатур, предложенных Президентом РФ. С 1997 по 2004 г. во всех субъектах РФ глав исполнительной власти выбирало население. Однако своеобразие гражданского общества России привело к тому, что во многих территориях руководящие позиции занял правящий клан, связанный или с крупными финансовыми, или криминальными структурами, или вообще индифферентными
Субъекты РФ – ЗАО характеризуются большой властью первого лица, созданием преград для привлечения «посторонних» новых социальных технологий и экономических институтов. У них непрозрачная бюджетная политика, поскольку с ее помощью решаются вопросы: наделять или не наделять инвестициями местные муниципалитеты. В этих регионах довольно часто распространена реализация неактуальных для территории, но привлекательных для населения инвестиционных проектов. Для ЗАО характерно также малое поступление инвестиций с других территорий и стремление как можно больше эксплуатировать уже имеющиеся производственные мощности. Гораздо сложнее управлять регионом – ОАО. Необходимо учитывать проблемы и повышения уровня жизни населения, и экономического роста, и обновления основных фондов и др. Бюджетная политика должна быть направлена на финансирование не только популярных проектов, но и планов развития производств, прибыль от которых начнет поступать через 3–5, а то и более лет. Привлечение внешних, в том числе и иностранных, инвестиций должно обеспечивать не простое переоборудование и закрытие существующих предприятий, а организацию новых производств, оказание Для отсталых и депрессивных регионов функционирование и развитие экономики, которые во многом определяются бюджетными ассигнованиями, «независимость» главы администрации субъекта Федерации наиболее болезненна. При нулевом балансе собранных федеральных налогов и полученных дотаций (трансфертов) из федерального бюджета развитие территории минимально зависит от степени эффективности работы региональной администрации. В случае же, если федеральные налоги меньше получаемых дотаций, успешное функционирование территории во многом определяется тем, насколько государственная экономическая политика ориентирована на оказание финансовой помощи отсталой или Развитие Алтайского края в соответствии с таким подходом на 85–90% предопределено предшествующей и задается современной политикой Центра. Половину поступлений в консолидированный бюджет края составляют собственные доходы, но при этом только 10–15% их, по нашему мнению, формируются благодаря реализации местной экономической политики. Другую половину доходов край получает из федерального бюджета в виде дотаций (трансфертов) для минимального обеспечения денежными средствами, в основном, имеющихся социальных объектов. В каждом субъекте РФ находятся субъекты управления, организующие экономическую деятельность: – на территории и реализующие федеральную региональную политику; – на местах и реализующие региональную политику, участвующие в хозяйственном обороте; – в муниципальных образованиях, реализующие муниципальную социально-экономическую политику, участвующие в хозяйственном обороте (Чертов, 2003, с. 22–23). На каждой территории страны функционируют определенные федеральные структуры, которые образуют управленческую вертикаль федеральных органов и не подчинены администрации региона. К ним относятся правоохранительные органы (МВД, ФСБ В администрации субъекта РФ (региональный уровень) имеется в среднем 30–40 юридически самостоятельных органов исполнительной власти. Местные органы самоуправления должны осуществлять негосударственное регулирование всех социально-экономических процессов на территории муниципальных образований. Определенное место в управлении территорией занимают общественные организации типа региональной торгово-промышленной палаты, союза промышленников и предпринимателей. Наличие одновременно значительного количества федеральных и региональных органов, располагающих различными по силе финансовыми ресурсами, в определенной степени копирует систему управления в советский период. Основное отличие состоит в том, что с конца 20-х гг. ХХ в. партийные структуры ВКП(б), затем органы КПСС занимались прежде всего управлением крупными По Конституции Российской Федерации 1993 г. ответственность за развитие территории несет глава ее администрации. Но если рассматривать фактическое управление регионом, то, на наш взгляд, федеральные органы управления продолжают сохранять в нем значительную власть с соответствующей институционально-материальной базой. Это не позволяет главе администрации среднеразвитого региона в полном объеме выполнять возложенные на него обязанности по нормальному функционированию и устойчивому развитию экономики и социальной сферы субъекта Федерации. С целью повышения эффективности системы управления, квалификации ее кадров система оплаты их труда и порядок ее применения самостоятельно устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных учреждений – органами местного самоуправления. Это должно служить стимулом к эффективному труду, но реально осуществить это можно только в развитых регионах, к примеру, в Москве или Ханты-Мансийском – Югре – автономном округе. Большинство структур управления как федерального, так и территориального уровня в середине 2000-х гг. сохраняют в себе рудименты (пережитки) советской системы управления. Во многом права глав администраций субъектов РФ имеют декларативный характер, так как правоустанавливающие законы не обеспечивают главе исполнение его функций устойчивыми источниками финансирование расходов. Главные инструменты рыночной формации – бюджетная и налоговая системы – не в состоянии профинансировать стабильное развитие территории, а регионы не имеют реальных прав кардинально влиять на принципы финансового обеспечения своих бюджетов. На администрацию субъекта РФ возложены большие обязанности по развитию предпринимательства, так как федеральными органами управления взят курс на быстрый уход из экономики и передачу государственной собственности в частные руки. На начало 2006 г. в государственной и муниципальной собственности в РФ находилось только 8,7% организаций, учреждений и предприятий (в 2004 г. – 9,2%). В 90-е гг. фактически прекратилось сооружение новых производств в государственном секторе экономики. Поэтому задачи устранения старых системных проблем, а также новых экономических вопросов, которые складываются под влиянием научно-технического прогресса, администрации регионов могут решать путем формирования правового поля для функционирования предпринимательства и развития малого бизнеса. Чтобы диверсифицировать экономику, т.е. создать разнообразные комплексы, исполнительная власть пытается разрабатывать и проводить соответствующую промышленную политику, и периодически у главы администрации Алтайского края даже появляется специальный заместитель, отвечающий за нее. Однако общепринятого представления о том, какой должна быть промышленная политика в переходный период, как ее реализовывать, нет. Часто под этим понимается предоставление преимуществ одним отраслям (предприятиям) в ущерб другим с помощью субсидий, налоговых льгот и т.п. Администрация субъекта Федерации занята главным образом текущим управлением, т.е. реализацией различных федеральных программ, составлением прогнозов, формированием годового бюджета и индикативного плана социально-экономического развития территории, ведением местного хозяйства, отслеживанием выполнения инвестиционного плана, функционирования и развития социальной сферы (здравоохранение, дошкольное и среднее образование, практически все учреждения культуры и искусства), социальной защиты. Значительное место в работе территориальных органов управления занимают агропромышленный комплекс и вопросы функционирования сельских поселений. В каждом регионе сложилась своя система управления, и эти системы существенно отличаются друг от друга. С середины 1990-х гг. в некоторых областях России стали формироваться правительства при избираемом населением главе субъекта Федерации. Можно утверждать, что глава области (края) стал перекладывать ответственность за экономическое состояние территории на председателя правительства, утверждаемого законодательным органом. На наш взгляд, такой разнобой в схемах органов исполнительной власти приводит к ощутимой неразберихе в управлении регионами. Региональная администрация выступает как агент центрального правительства в реализации функции гаранта по защите прав отдельных индивидов, а также осуществляет производство общественных благ и услуг, объемы которого установлены заключенным В Алтайском крае с 1 января 2006 г. стало действовать 797 муниципальных образований (МО), которые в соответствии с Законом №131 должны проводить новую местную (муниципальную) политику. Однако Алтай не имеет финансовых ресурсов, чтобы содержать в каждом муниципальном образовании необходимые кадры специалистов. Если формировать исполнительную власть в соответствии с вступившими в действие кодексами, то в каждой администрации надо иметь до 24 специалистов, а всего в крае – свыше 17 тыс. чел. В 2005 г. в структурах МО работали чуть более 4 тыс. чел., т.е. возможен рост в 4 с лишним раза. Численность чиновников растет, но нет гарантии улучшения качества функционирования социальных, имущественных, экономических и иных структур. Сохранив все существовавшие в 2003 г. МО, власти края создали правовые условия для искусственного увеличения числа муниципальных служащих, а реальных предпосылок для этого как не было, так и нет. Если сравнить регионы Сибири по количеству работников органов государственной власти и местного самоуправления, то лидирует Красноярский край (33,1 тыс. чел.), далее идут Алтайский край (31,3 тыс. чел.), Новосибирская (26,9 тыс. чел.), Иркутская (24,8 тыс. чел.), Кемеровская (23,7 тыс. чел.) области. Естественно, на последнем месте в Сибири располагается маленький Эвенкийский автономный округ – 0,9 тыс. чел. Приняв 1 декабря 2003 г. изменения и дополнения в закон «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае», адаптирующий Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», краевые органы власти и управления сэкономили на проведении текущих выборов в местные органы исполнительной и законодательной власти. Однако они не прогнозировали последствия своих решений после вступления в силу нового Закона №131. Срок до его введения в действие в 2006 г. федеральные органы давали и для того, чтобы региональные власти В федеральном законе, к сожалению, множество недостатков. Рассмотрим, например, подход к определению среднего количества проживающих в МО в соответствии со средней плотностью населения по РФ. Исходя из заложенных в законе формул в 16 районах Алтайского края отмечают повышенную плотностью проживающих, а все потому, что этот показатель в знаменателе учитывает все земли России, включая и малозаселенные Якутию, Красноярский край и др. В результате сельские районы Алтая с расстояниями Практически не решаемы проблемы малой численности жителей в образованных МО. В Алтайском крае из 797 муниципальных образований 410 поселений имеют численность граждан меньше 1000 чел. Также запутана ситуация с единственным ЗАТО края – пос. Сибирский, который с 2006 г. переведен на финансирование из краевого бюджета, в результате чего он должен получать в 3 раза меньше денег, чем выделялось из федерального бюджета в 2005 г. За 14 лет сменилось пять глав администрации Алтайского края. По этой ситуации Алтай сопоставим только с Чеченской Республикой. Но там фактически была гражданская война. Край не имеет реальной стратегии и тактики развития, они меняются с приходом к власти нового главы, когда перечеркиваются зарождающиеся тенденции и начинается поиск новых путей выхода из кризиса. Органы власти других, более успешных, территорий в переходной период имели большую стабильность, Так, Томская область за этот срок ни разу не сменила главу, то же в Ростовской и Свердловской областях, в ряде других. Татарстан, имеющий одни из лучших в стране показателей социально-экономического развития, вообще последние 20 лет находится под руководством одного лидера (первого секретаря обкома КПСС, затем президента республики). Анализ ситуации в крае за годы реформ убеждает, что развитие региона невозможно без поддержки федеральных органов. Наибольшее количество документов об особом экономическом механизме для Алтайского края было принято Правительством РФ при главе администрации Л. Коршунове (конец 1993 г. – конец 1996 г.). Именно тогда было утверждено специальное постановление Правительства РФ о формировании комплекса мероприятий для депрессивного региона (после данного постановления высшие органы управления страной больше не принимали решений, где бы признавался системный кризис в целом субъекте РФ). Формирование особой экономической политики для депрессивного региона означало бы возврат ко многим принципам управления, которые действовали в советское время. Но ориентация президента Б. Ельцина на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|