Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Особенности дипломатии в XIX – начале ХХ вв.: «золотой век» классической дипломатии




На протяжении XIX вв. продолжалось совершенствование
дипломатической системы и дальнейшее развитие теорий международных
отношений. Война как таковая не была объявлена европейцами вне закона, но все же благодаря системе равновесия прежние кровопролитные религиозные войны прекратились, что позволяет говорить о «золотом веке» классической дипломатии.

Классический период дипломатии, начавшись в 1648 г., был ознаменован постепенным сосредоточением управления внешней политикой в руках исполнительной власти. Весьма популярным среди политиков стало сравнение Европы с большой шахматной доской, на которой государственные деятели и дипломаты с математической точностью двигают фигуры, создают изменяющие конфигурацию союзы и перебрасывают армии, постоянно восстанавливая нарушенное равновесие. Смена союзов стала обычной практикой, и это никого не шокировало. В качестве искусных представителей подобной системы выступали такие известные политики, как Кауниц и Меттерних.

Внешняя политика окончательно превратилась в самостоятельную отрасль государственного управления. Дипломатическая служба была повсеместно реформирована. С целью повышения профессионального уровня чиновников вводились конкурсные экзамены. В общем и целом, дипломатическая служба оставалась элитарной, однако успешная сдача экзаменов позволяла вступить на дипломатическое поприще и представителям третьего сословия. Реформа создавала строжайшую иерархическую систему карьерной лестницы.

В XIX столетии идея баланса сил в отношениях между государствами по-прежнему сохраняла свое значение. Договоры, подписанные в 1813 г. между Австрией, Пруссией, Россией, провозгласили восстановление баланса сил в качестве одной из приоритетных целей.

На Венском конгрессе 1814–1815 гг., правовым основам международных отношений и дипломатической службы стали уделять особое внимание. Вместе с тем среди правоведов-международников все большую популярность приобретала теория, в соответствии с которой вера в равенство всех суверенных государств, лежавшая в основе теории баланса сил, себя изжила. Уже в «Регламенте» 1815 г., определившем классы глав дипломатических представительств, было зафиксировано неравенство держав. Они подразделялись на великие державы с широкой сферой интересов (только эти державы могли обмениваться дипломатическими представителями в ранге
послов) и державы с ограниченной сферой интересов (могли обмениваться
посланниками и поверенными в делах). После Венского конгресса пять великих держав стали контролировать не только международную ситуацию, но и внутриполитическое положение в различных странах. На смену конгрессам Священного союза пришел «европейский концерт», основанный на том убеждении, что великие державы должны действовать
совместно для разрешения любого кризиса. Главы держав, а чаще их министры иностранных дел, периодически встречались, чтобы координировать внешнеполитическую стратегию своего государства, направленную на поддержание монархических порядков, предупреждение революционных выступлений и сохранение баланса и стабильности на континенте.

Осмыслению баланса сил продолжали уделять большое внимание. К середине столетия принцип баланса сил превратился в своего рода конституционный принцип, которым руководствовались европейские политики. Основанные на балансе сил международные отношения и окончательное утверждение государственного суверенитета благоприятствовали расцвету дипломатии.

Французская революция и наполеоновские завоевания трансформировали европейскую административную систему управления. Абсолютные монархии уступали дорогу монархиям конституционным. В это время на политическую арену выходят новые социальные слои, требовавшие своего участия в государственной политике. Представители этих слоев стали весьма эмоциональными проповедниками новых концепций националистического, социалистического и либерального характера. Немалое место в новых схемах занимали будущие модели международных отношений и дипломатии, принципиально отличающиеся от прежних.

Наиболее распространенной на Европейском континенте стала теория
национального принципа. Большинству националистов идея баланса сил
казалась устаревшей. Утверждалось, что государства-нации придут к новому, более естественному и в силу этого более эффективному и длительному равновесию. Процессы объединения Германии и Италии, кризисные явления в многонациональной империи Габсбургов свидетельствовали о торжестве принципа национальности.

Лидеры набиравших в Европе силу движений социалистического толка выступали защитниками неимущих классов, социализм представлялся как справедливое общество, основанное на труде, равноправии и братских отношениях. Представители этого течения утверждали, что народы, уничтожив границы и упразднив государство, положат конец империалистическим войнам и буржуазной игре в равновесие сил.

Еще в эпоху Просвещения среди либерально настроенных реформаторов
распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи и
извлекаемая государствами выгода могут стать эффективным средством
прекращения международных конфликтов. Сопровождаемая свободным передвижением людей и идей, она сможет гораздо сильнее связать государства и общества, чем какие бы то ни было наднациональные институты. Упор на экономический фактор в международных отношениях означал недоверие в отношении дипломатической практики и её институтов. По их мнению, дипломатическая система равновесия сил, возникшая в Европе три столетия тому назад, в лучшем случае была досадной помехой, а в худшем - угрозой миру. Возникал вопрос – нужна ли вообще дипломатия, если скоро истинную сущность взаимоотношений между государствами составляют торговля и экономические связи? Многие английские либералы эпохи Просвещения вопреки историческим фактам утверждали, что система равновесия сил порождена торговлей и продолжительность существования этой системы обусловлена успешной коммерцией.

Либералы, чьи идеи приобрели наибольшую популярность в
Великобритании, утверждали, что подлинные связи между странами должны обеспечиваться не министерствами внешних сношений и профессиональными дипломатами, а многочисленными  неправительственными контактами, возникающими во время путешествий, интеллектуального общения и торговли. Сторонники фритрейдерства выступали за сведение к минимуму официальных отношений между государствами.

Представители всех трех идейных течений не оставляли места для
традиционной теории баланса сил в международных отношениях и ставили под сомнение рациональность существующей модели дипломатии.  Творчество других авторов второй половины XIX – начала XX вв., участников дискуссий о будущем международных отношений, свидетельствует об интенсивных поисках новой дипломатической теории, которая в отличие от «скомпрометировавшей себя теории баланса сил» станет надежным гарантом стабильности и мира. На этом фоне происходило постепенное усложнение структур дипломатических институтов и механизмов реализации внешней политики.

Отметим, что становление современной модели дипломатии обусловливало распространение парламентских институтов и появление массовых политических партий, возникновение международных межправительственных и неправительственных организаций, что создавало новые рамки для выработки внешнеполитического курса государства. Политизация дипломатии выразилась во все более пристальном интересе общественного мнения к проблемам мировой политики. В конституционных монархиях и республиках министр иностранных дел был обязан периодически появляться в законодательном собрании с целью разъяснения внешней политики страны. В министерствах иностранных дел появилась должность заместителя министра по связям с парламентом. Депутаты парламента создавали комитеты и комиссии, курирующие вопросы внешней политики. В их задачу входила подготовка законопроектов, касавшихся механизма принятия внешнеполитических решений. В законодательные собрания поступали на ратификацию международные соглашения и договоры, подписанные с другими странами. Вотирование бюджетных ассигнований давало парламентариям мощный рычаг влияния на дипломатическую службу.

В то же время сложные комбинации больших, средних и малых
государств, участвовавших в системе баланса сил в предшествующие столетия, сменились гораздо более простыми альянсами двух-трех великих держав, пытающихся взаимно уравновесить друг друга. На смену «европейскому концерту» пришло ничем не сдерживаемое соперничество. Следование принципам реальной политики последователями Бисмарка привело их к исключительной зависимости от военной силы. В ряде стран, и, прежде всего, в Германии, все громче звучали требования отвергнуть принцип баланса сил, препятствующий свободе действий держав и снижающий эффективность политики каждой из них. Начался лихорадочный поиск новой
системы международных отношений, в ходе которого идеологи «новейшей
системы», вновь обратились к утверждению моральных ценностей как основе будущей внешней политики. Но образование Германской империи внесло коренные перемены в международное положение Европы. У России и Франции появился опасный сосед, обладающий значительной военной силой и желающий приобретать чужие территории. Война 1914-1918 гг. была вызвана, в первую очередь, борьбой за передел колоний и сфер влияния.

После Первой мировой войны распространилось мнение о «кризисе» дипломатии. Общественность резко критиковала дипломатов, поскольку они не выполнили свою главную задачу - решать конфликты мирным путем – и допустили вооруженное столкновение держав. Дипломатию обвиняли в ее элитаризме, невозможности для молодых талантливых людей незнатного происхождения поступить на дипломатическую службу.

После Первой мировой войны произошли важные события, которые дали новое течение в развитии дипломатии. Напомним, что в странах Западного полушария политика баланса сил не практиковалась. С момента возникновения Североамериканских Соединенных Штатов были очевидны их претензии на имперскую политику. Большинство отцов-основателей придерживались того мнения, что США должны доминировать в Западном полушарии, что впоследствии нашло свое выражение в известной доктрине Монро 1823 г., не допускавшей вмешательства европейских держав в американские дела. А в 1918 году провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его «14 пунктов» так называемой «открытой дипломатии» и «экономического равенства» государств дало толчок дальнейшим изменениям в международных отношениях. Гарантом мирового порядка в его концепции выступал уже не баланс сил, а универсальное международное право. В январе 1917 г. американский президент заявил, что в послевоенном мире необходимость в балансе сил отпадет. Соперничество государств сменится их сообществом, стремящимся к обеспечению всеобщего мира. Координатором этих усилий станет международная организация, в рамках которой государства будут отстаивать не столько свои собственные, сколько общие интересы. Вильсон считал, что торжество принципа коллективной безопасности будет означать всеобщее признание цели сохранения мира в качестве правового постулата. Определять, был ли нарушен мир, вменялось в обязанность создаваемой Лиге Наций, причем институты американского федерализма должны были послужить прообразом будущего «мирового парламента».

В то же время правительства большинства европейских стран приступили к реформированию дипломатической службы. Следовало считаться с тем, что появились новые технологии, а связи с общественностью и экономическая дипломатия приобретали все большее значение. В министерствах и посольствах появилось большое число специалистов конкретного направления. Вопросы долгов и репараций требовали усиленного присутствия экономических и финансовых советников. Вследствие реформ дипломатическая служба стала более доступным поприщем для проявления талантов бизнесменов, политиков и журналистов. Начался процесс слияния дипломатической и консульской карьер. Дипломатическая служба стала доступной выходцам из бизнес-сообщества. Женщины тоже все чаще получали возможность стать дипломатами.

Однако, радикальный национализм, ставший государственной идеологией, создал основу тоталитарных фашистских государств. В середине 1920х годов с установлением фашистского режима в Италии начался процесс фашизации и её дипломатической службы. Глава правительства Бенито Муссолини взял себе портфель министра иностранных дел и назначил своим заместителем Дино Гранди, одного из зачинателей фашистского движения. Итальянские дипломаты, хотя в основном и были выходцами отнюдь не из аристократических, а буржуазных семей, мнили себя членами закрытого «рыцарского ордена». По их мнению, дипломаты были высокопрофессиональной гильдией, стоящей над схваткой различных политических течений. В своем кругу они поддерживали иллюзию,
будто коллаборационизм позволит им проводить прежнюю патриотическую
политику. В итальянском МИДе многие полагали, что рано или поздно фашисты переболеют болезнью экстремизма и эволюционируют в сторону либерализма, часть дипломатов была уверена в том, что им удастся контролировать фашистских комиссаров, используя свое профессиональное превосходство.

Режим поддерживал националистические движения в других странах,
стремился дестабилизировать обстановку в стратегически важных регионах,
выступал в поддержку франкистского путча в Испании и нацистской Германии.

В Германии с приходом в 1933 г. к власти национал-социалистов
начиналось усиленное внедрение в аппарат министерства иностранных дел
нацистской идеологии и проверенных кадров НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии). Неоднократные чистки привели к увольнению с дипломатической службы более ста двадцати чиновников высокого ранга, которых сочли неблагонадежными. В аппаратах ведомства и посольств появились сотрудники СС и так называемой «Заграничной организации НСДАП». Представитель этой службы стал также статс-секретарем министерства и возглавил специальный департамент – отделение службы СС. Под его руководством проводилась усиленная нацификация министерства иностранных дел. При германских посольствах были созданы специальные должности атташе - представителей партии. Создавались специальные подразделения и структуры, нацеленные на проведение пропагандистской и дезинформационной работы.

Сам фюрер весьма нелестно отзывался о дипломатах: «Мусорная свалка
интеллектуалов, способных действовать лишь в мирное время», - так
презрительно величал он ведомство на Вильгельмштрассе[4]. В конечном счете Гитлер сосредоточил принятие всех важных внешнеполитических решений в собственных руках в обход министерства иностранных дел, выказывая при этом полное презрение к положениям международного права и международным обязательствам Германии.

Итак, модель дипломатии, существовавшая в той или иной стране, самым непосредственным образом зависела от господствовавшего там мировоззрения и типа государственного устройства. В XIX – начале ХХ вв. происходит развитие капитализма, когда промышленный капитал сращивается с банковым: устанавливается господство монополий и финансового капитала; всё большее значение приобретает вывоз капитала; завершается раздел мира между государствами. В этот период возникает задача передела мира между сильнейшими державами, чему и послужила внешняя политика и дипломатия ведущих государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...