1.2. Особенности дипломатии в XIX – начале ХХ вв.: «золотой век» классической дипломатии
На протяжении XIX вв. продолжалось совершенствование Классический период дипломатии, начавшись в 1648 г., был ознаменован постепенным сосредоточением управления внешней политикой в руках исполнительной власти. Весьма популярным среди политиков стало сравнение Европы с большой шахматной доской, на которой государственные деятели и дипломаты с математической точностью двигают фигуры, создают изменяющие конфигурацию союзы и перебрасывают армии, постоянно восстанавливая нарушенное равновесие. Смена союзов стала обычной практикой, и это никого не шокировало. В качестве искусных представителей подобной системы выступали такие известные политики, как Кауниц и Меттерних. Внешняя политика окончательно превратилась в самостоятельную отрасль государственного управления. Дипломатическая служба была повсеместно реформирована. С целью повышения профессионального уровня чиновников вводились конкурсные экзамены. В общем и целом, дипломатическая служба оставалась элитарной, однако успешная сдача экзаменов позволяла вступить на дипломатическое поприще и представителям третьего сословия. Реформа создавала строжайшую иерархическую систему карьерной лестницы. В XIX столетии идея баланса сил в отношениях между государствами по-прежнему сохраняла свое значение. Договоры, подписанные в 1813 г. между Австрией, Пруссией, Россией, провозгласили восстановление баланса сил в качестве одной из приоритетных целей.
На Венском конгрессе 1814–1815 гг., правовым основам международных отношений и дипломатической службы стали уделять особое внимание. Вместе с тем среди правоведов-международников все большую популярность приобретала теория, в соответствии с которой вера в равенство всех суверенных государств, лежавшая в основе теории баланса сил, себя изжила. Уже в «Регламенте» 1815 г., определившем классы глав дипломатических представительств, было зафиксировано неравенство держав. Они подразделялись на великие державы с широкой сферой интересов (только эти державы могли обмениваться дипломатическими представителями в ранге Осмыслению баланса сил продолжали уделять большое внимание. К середине столетия принцип баланса сил превратился в своего рода конституционный принцип, которым руководствовались европейские политики. Основанные на балансе сил международные отношения и окончательное утверждение государственного суверенитета благоприятствовали расцвету дипломатии. Французская революция и наполеоновские завоевания трансформировали европейскую административную систему управления. Абсолютные монархии уступали дорогу монархиям конституционным. В это время на политическую арену выходят новые социальные слои, требовавшие своего участия в государственной политике. Представители этих слоев стали весьма эмоциональными проповедниками новых концепций националистического, социалистического и либерального характера. Немалое место в новых схемах занимали будущие модели международных отношений и дипломатии, принципиально отличающиеся от прежних.
Наиболее распространенной на Европейском континенте стала теория Лидеры набиравших в Европе силу движений социалистического толка выступали защитниками неимущих классов, социализм представлялся как справедливое общество, основанное на труде, равноправии и братских отношениях. Представители этого течения утверждали, что народы, уничтожив границы и упразднив государство, положат конец империалистическим войнам и буржуазной игре в равновесие сил. Еще в эпоху Просвещения среди либерально настроенных реформаторов
Либералы, чьи идеи приобрели наибольшую популярность в Представители всех трех идейных течений не оставляли места для Отметим, что становление современной модели дипломатии обусловливало распространение парламентских институтов и появление массовых политических партий, возникновение международных межправительственных и неправительственных организаций, что создавало новые рамки для выработки внешнеполитического курса государства. Политизация дипломатии выразилась во все более пристальном интересе общественного мнения к проблемам мировой политики. В конституционных монархиях и республиках министр иностранных дел был обязан периодически появляться в законодательном собрании с целью разъяснения внешней политики страны. В министерствах иностранных дел появилась должность заместителя министра по связям с парламентом. Депутаты парламента создавали комитеты и комиссии, курирующие вопросы внешней политики. В их задачу входила подготовка законопроектов, касавшихся механизма принятия внешнеполитических решений. В законодательные собрания поступали на ратификацию международные соглашения и договоры, подписанные с другими странами. Вотирование бюджетных ассигнований давало парламентариям мощный рычаг влияния на дипломатическую службу.
В то же время сложные комбинации больших, средних и малых После Первой мировой войны распространилось мнение о «кризисе» дипломатии. Общественность резко критиковала дипломатов, поскольку они не выполнили свою главную задачу - решать конфликты мирным путем – и допустили вооруженное столкновение держав. Дипломатию обвиняли в ее элитаризме, невозможности для молодых талантливых людей незнатного происхождения поступить на дипломатическую службу. После Первой мировой войны произошли важные события, которые дали новое течение в развитии дипломатии. Напомним, что в странах Западного полушария политика баланса сил не практиковалась. С момента возникновения Североамериканских Соединенных Штатов были очевидны их претензии на имперскую политику. Большинство отцов-основателей придерживались того мнения, что США должны доминировать в Западном полушарии, что впоследствии нашло свое выражение в известной доктрине Монро 1823 г., не допускавшей вмешательства европейских держав в американские дела. А в 1918 году провозглашение президентом США Вудро Вильсоном его «14 пунктов» так называемой «открытой дипломатии» и «экономического равенства» государств дало толчок дальнейшим изменениям в международных отношениях. Гарантом мирового порядка в его концепции выступал уже не баланс сил, а универсальное международное право. В январе 1917 г. американский президент заявил, что в послевоенном мире необходимость в балансе сил отпадет. Соперничество государств сменится их сообществом, стремящимся к обеспечению всеобщего мира. Координатором этих усилий станет международная организация, в рамках которой государства будут отстаивать не столько свои собственные, сколько общие интересы. Вильсон считал, что торжество принципа коллективной безопасности будет означать всеобщее признание цели сохранения мира в качестве правового постулата. Определять, был ли нарушен мир, вменялось в обязанность создаваемой Лиге Наций, причем институты американского федерализма должны были послужить прообразом будущего «мирового парламента».
В то же время правительства большинства европейских стран приступили к реформированию дипломатической службы. Следовало считаться с тем, что появились новые технологии, а связи с общественностью и экономическая дипломатия приобретали все большее значение. В министерствах и посольствах появилось большое число специалистов конкретного направления. Вопросы долгов и репараций требовали усиленного присутствия экономических и финансовых советников. Вследствие реформ дипломатическая служба стала более доступным поприщем для проявления талантов бизнесменов, политиков и журналистов. Начался процесс слияния дипломатической и консульской карьер. Дипломатическая служба стала доступной выходцам из бизнес-сообщества. Женщины тоже все чаще получали возможность стать дипломатами. Однако, радикальный национализм, ставший государственной идеологией, создал основу тоталитарных фашистских государств. В середине 1920х годов с установлением фашистского режима в Италии начался процесс фашизации и её дипломатической службы. Глава правительства Бенито Муссолини взял себе портфель министра иностранных дел и назначил своим заместителем Дино Гранди, одного из зачинателей фашистского движения. Итальянские дипломаты, хотя в основном и были выходцами отнюдь не из аристократических, а буржуазных семей, мнили себя членами закрытого «рыцарского ордена». По их мнению, дипломаты были высокопрофессиональной гильдией, стоящей над схваткой различных политических течений. В своем кругу они поддерживали иллюзию, Режим поддерживал националистические движения в других странах, В Германии с приходом в 1933 г. к власти национал-социалистов Сам фюрер весьма нелестно отзывался о дипломатах: «Мусорная свалка Итак, модель дипломатии, существовавшая в той или иной стране, самым непосредственным образом зависела от господствовавшего там мировоззрения и типа государственного устройства. В XIX – начале ХХ вв. происходит развитие капитализма, когда промышленный капитал сращивается с банковым: устанавливается господство монополий и финансового капитала; всё большее значение приобретает вывоз капитала; завершается раздел мира между государствами. В этот период возникает задача передела мира между сильнейшими державами, чему и послужила внешняя политика и дипломатия ведущих государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|