Правила работы с микроскопом. Практическое занятие. Тема: «Органоиды общего и специального назначения, включения клетки».
Правила работы с микроскопом. 1. Установить микроскоп у края стола перед собой. 2. Установить (до защелкивания) объектив малого увеличения и осветить поле зрения вогнутой стороной зеркала. 3. Поместить препарат на предметный столик обязательно вверх покровным стеклом и установить фокус вращением макроскопического винта. 4. Передвигая препарат рукой, рассмотреть его при малом увеличении. Винты столика при этом не используются. 5. Установить нужное место препарата в центре поля зрения и лишь после этого перевести микроскоп на большое увеличение. Найти изображение объекта осторожным вращением (не более 1 оборота! ) макрометрического винта. Вращение микрометрического винта необходимо для рассмотрения препарата на всю его глубину. Винты столика служат только для перемещения препарата в пределах одного поля зрения. Для улучшения освещенности и контрастности препарата допускается перемещение конденсора (винт справа ниже столика). 6. Закончив работу, перевести микроскоп на малое увеличение. Наибольшее увеличение дают иммерсионные объективы – 90 х и 100 х. Их фронтальные линзы погружают в среду (иммерсионное масло), которая препятствует рассеиванию лучей, что улучшает качество изображения. При работе с иммерсионным объективом допустим лишь незначительный поворот микрометрического винта, так как расстояние между покровным стеклом и фронтальной линзой объектива очень мало. Общее увеличение микроскопа равно произведению увеличений объектива и окуляра. Контрольные вопросы: 1. Этапы приготовления гистологического препарата. 2. Цель и принципы фиксации. 3. Цель и способы заливки. Изготовление срезов.
4. Методы и принципы окрашивания препаратов. Основные и кислые красители. 5. Понятие об оксифилии и базофилии. 6. Методы микроскопирования. 7. Методы, дающие количественную и функциональную оценку структур препарата. 8. Правила работы с микроскопом. Практическое занятие. Тема: «Органоиды общего и специального назначения, включения клетки». 1. Актуальность темы. Клетка как структурная единица организма несет значительную функциональную нагрузку. Рост организма, его строение, функционирование и смерть есть выражение кооперативной работы клеток нашего организма. Выявление структурных проявлений в функциональной активности клеток. 2. Цель занятия. Изучить микро- и ультрамикроскопическое строение и функциональное значение органелл общего назначения. Для достижения конечной цели студент должен знать: а) основные положения современного учения о клетке как элементарной живой системе, основы формообразования всего органического мира; б) строение основных структурных компонентов клетки (ядро, цитоплазма, цитолемма) и мелких структурных компонентов (органелл и включений). Должен иметь: а) понятие о секреторном цикле клетки; б) понятие о жизненном цикле клетки (рост, дифференцировка, старение и смерть клетки); в) понятие о регенерации, митотическом цикле и его фазах; г) понятие о методах исследования живых и фиксированных клеток. 3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин. 4. Место проведения самоподготовки читальный зал библиотеки, кабинет самоподготовки кафедры. 5. Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы, электронные микрофотографии, методические пособия, атласы. Контрольные вопросы: 1. Расскажите историю создания и основные положения клеточной теории. 2. Дайте определение клетки, какой формы могут быть клетки. 3. Каковы строение, химический состав и физико-химические свойства биологической мембраны и плазмолеммы?
4. Какие способы транспорта веществ через плазмолемму вам известны? Что такое фагоцитоз и пиноцитоз? 5. Перечислите неклеточные структуры. Расскажите об их строении. Приведите примеры. 6. Структуры поверхности клеток. Микроворсинки или щеточная каемка как органоиды, участвующие в процессе всасывания питательных веществ клетками. Строение и значение контактов между клетками. 7. Химический состав, основные физико-химические и биологические свойства цитоплазмы. 8. Строение интерфазного ядра. Значение ядра в жизнедеятельности клетки. 9. Классификация, строение и функциональная характеристика органелл общего и специального назначения. 10. Дайте определение включений. 11. Включения клетки: классификация, гистохимическая и морфологическая характеристика. 12. Функциональные особенности включений. Учебные микропрепараты. 1. Комплекс Гольджи – нервные клетки спинномозгового узла. Импрегнация солянокислым серебром. При большом увеличении найти крупные округлой формы нервные клетки (сконцентрированные по периферии среза) с центрально расположенным ядром. Комплекс Гольджи выявляется в виде сети или зерен, расположенные в цитоплазме, концентрируясь вокруг ядра. Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: ядро, клеточная оболочка, комплекс Гольджи в цитоплазме. 2. Митохондрии в эпителии кишки. Окраска по Альтману. При малом увеличении найти срез эпителиального слоя кишки. При большом увеличении микроскопа рассмотреть высокие призматической формы эпителиальные клетки. В базальной части этих клеток располагаются овальной формы ядра со слабой окрашиваемостью. Границы клеток также трудно различимы. В цитоплазме выявляются скопления митохондрий в виде зерен и палочек, разбросанных по всей цитоплазме и с некоторой концентрацией в апикальной части клетки. Зарисовать 3-5 клеток и обозначить на рисунке: ядро эпителиальной клетки, оболочка клетки, цитоплазма клетки, митохондрии. 3. Жировые включения в клетках печени. Окраска осмиевая кислота + сафранин. При малом увеличении микроскопа найти срез органа, импрегнированный осмием. Установить срез в центре поля зрения.
При большом увеличении рассмотреть клетки полигональной формы с розовыми ядрами и четкими темными границами. В цитоплазме хорошо видны жировые включения в виде черных капель различной величины. Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: цитоплазма, ядро и жировые включения. 4. Включения гликогена в клетках печени. Окраска ШИК-реакция. При большом увеличении микроскопа рассмотреть в цитоплазме клеток печени гранулы гликогена, окрашенные в малиновый цвет. Зарисовать и обозначить: цитоплазма, ядро, гранулы гликогена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|