Требования к кабинету педагога-психолога
Требования к кабинету педагога-психолога
Для продуктивной работы педагогу-психологу необходим отдельный кабинет и помещение для групповых занятий (или кабинет, по размеру позволяющий совместить все необходимые для профессиональной работы зоны).
При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей, но соблюдая основные требования к оформлению кабинета.
1. Небольшой размер комнаты (если есть отдельное помещение для групповых занятий, если нет, то вмещающий 7-8 человек для занятия группой), обязательно с окном.
2. Цветовое решение должно быть мягким (можно бледно-розовым, бледно-голубым, бледно-зеленым; если обои, то с мелким рисунком, а лучше без рисунка ).
3. Окно должно быть занавешено (т. е. обязательно наличие плотных штор, для звукоизоляции, закрыть от солнца, создание уюта – шторы пастельных тонов).
4. Кабинет должен иметь хорошую звукоизоляцию ирасполагаться в отдалении от медицинского кабинета, физкультурного зала, музыкального зала, кабинета администрации.
5. Подбор оборудования и мебели осуществляется в соответствии с направлениями работы педагога-психолога и особенностей образовательной организации.
6. В кабинете психолога выделяют несколько зон:
- организационно-планирующее пространство. Рабочий стол, стул, шкаф с материалами, сейф (закрытый шкаф) для хранения личных карт, результатов диагностики;
- рабочая зона. Для работы с группой детей: несколько столов, стульев, очень хорошо подходит длинный узкий стол вдоль стены; небольшой ковёр 2 на 2 круглой формы, длинный ворс, набор ковриков, чтобы можно было лечь;
- консультационное пространство. Журнальный столик и два кресла;
- зона по выбору направления психолога-психолога. Например, арттерапевтическая зона: песок, глина. Изотерапия: краски, альбомы. Сказкотерапия: костюмы, декорации. Куклотерапия: куклы, ширма и т. д.;
- техническая зона. Компьютер, принтер, сканер, компьютерные диагностики, аппаратура с функцией записи, подбор аудио, видео;
- методическая зона. Библиотека: книги по общей, специальной психологии, словари, библиотечка для родителей;
- релаксационный уголок. Нецветущие, безопасные растения, которые хорошо очищают воздух. Аквариум небольшой, без шумных приспособлений, с неприхотливыми рыбками, другие животные не рекомендуются. Чайный сервиз, успокоительные и стимулирующие чаи. Можно использовать ароматизирующие свечи, лавандовое масло.
7. Оформление кабинета. Для оформления кабинета педагога-психолога можно использовать картины нейтрального сюжета: спокойный, мягкий натюрморт (цветочно-посудный), пейзаж - поздняя весна – сочная зелень, нельзя: осень, зима, жёлтые цвета.
8. В кабинете может размещаться следующая информация: области применения психологических знаний, сведения об отраслях психологии, психологический календарь, почтовый ящик психолога, психологические советы дня, рекомендации для педагогов, родителей, сменные тематические стенды по разным проблемам, реклама намеченных психологических мероприятий.
9. Кабинет должен стать зоной безопасности: шкафы прикреплены, привинчены, обстановка соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
10. Освещение кабинета должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Важно, чтобы кабинет был уютным и комфортным, хорошо оснащённым, т. к. хорошо оборудованный кабинет предоставляет педагогу-психологу возможность для научной организации труда, повышает эффективность его работы, помогает создать обстановку доверительного общения.
9. Деятельность социального педагога
в структуре ППМС сопровождения обучающихся
Основной целью деятельности социального педагога являетсяорганизация и проведение работы по профилактике противоправных деяний, правонарушений, преступлений среди обучающихся, а также осуществление государственных гарантий на защиту гражданских прав детей и подростков, обеспечение их безопасности и удовлетворение потребностей в развитии с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье и ближайшем окружении.
Цель работы данного специалиста определяет основные направления и содержание деятельности, формы ее организации, а также методы реализации.
№
| Направление деятельности
| Содержание
|
| Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
| - проведение социальной паспорти-зации классов, образовательной организации, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях обучающихся;
- изучение и анализ морально-психологического фона образовательной организации с целью выявления ее воздействия на личность обучающегося и разработка мер по ее оптимизации;
- определение центров социально-культурного влияния на обучающихся в микрорайоне образовательной организации с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи и др.
|
| Социально-педагогическая защита прав ребенка
| - выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, школьный консилиум, Комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура, суд и т. д. );
- защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
|
| Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающегося
| - раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс.
|
| Социально-педагогическое консультирование
| - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, обучающихся по социально-педагогической проблематике и др.
|
| Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
| - организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- консультирование и специализированная помощь обучающимся в профессиональном определении;
- консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения у обучающихся;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета, а также требующими особого педагогического внимания;
- организация превентивно-профилактической работы с обучающимися;
- способствование пропаганде здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью профилактики девиантных форм поведения;
- организация реабилитации обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации, а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы и т. п.
|
| Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
| - сосредоточение внимания администрации образовательной организации на проблемах и потребностях обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) при планировании и организации образовательного процесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, обучающимися и родителями (законными представителями).
|
| Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)
| - забота о больных, инвалидах и т. п.;
- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
- работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, поселка, двора;
- охрана природы и памятников культуры;
- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению обучающегося, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
|
| Организационно-методическая деятельность
| - разработка превентивных программ социально-ориентированной работы с обучающимися;
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: