7. Деятельность учителя-дефектолога
7. Деятельность учителя-дефектолога в структуре ППМС сопровождения обучающихся
Деятельность учителя-дефектолога в системе ППМС сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из ведущих мест. Цель деятельности: обеспечение наиболее успешного усвоения основной общеобразовательной программы; содействие познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка; развитие жизненных компетенций ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, повышая возможности его успешной интеграции. Для достижения этой цели в процессе профессиональной - проводить педагогическое обследование обучающихся с целью своевременного выявления особенностей их развития, определения структуры и степени выраженности имеющихся у них нарушений развития; - участвовать в динамическом изучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционного воздействия, освоения адаптированных основных общеобразовательных программ; - оказывать коррекционно-развивающую помощь в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - проводить максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся с нарушениями в развитии на групповых и индивидуальных занятиях; - разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы; - участвовать в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ и программы коррекционной работы основной общеобразовательной программы образовательной организации;
- взаимодействовать с другими специалистами ППМС сопровождения и семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для создания более эффективных коррекционно-развивающих условий в образовательной организации; - проводить просветительскую деятельность, консультирование педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, определению и выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В рамках ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются конкретные направления деятельности учителя-дефектолога. Диагностическое направление в деятельности учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ПМПк образовательной организации и психолого-медико-педагогической комиссии (центральной, территориальной). На заседаниях ПМПк результаты дефектологического обследования сопоставляются с имеющимися психологическими, медицинскими, педагогическими данными. Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-дефектолога предусматривает проведение максимально возможной коррекции нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналитическое и профилактическое направления деятельности предусматривают анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в образовательной организации. Это достигается за счёт организации отслеживания динамики развития каждого обучающегося и анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных учебных планов. Консультативно-просветительское направление деятельности направлено на оказание помощи родителям (лицам, их заменяющим) и педагогам в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений.
Организационно-методическое направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к ПМПк, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также тщательное оформление и систематическое ведение установленной документации. Документация учета деятельности и отчетности учителя-дефектолога в структуре ППМС сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
К обязательной документации учителя-дефектолога относится:
1. Должностная инструкция. 2. План работы учителя-дефектолога на учебный год. 3. График работы учителя-дефектолога, утвержденный директором образовательной организации. 4. Расписание коррекционно-развивающих занятий, утвержденное директором образовательной организации. 5. Списки обучающихся (зачисленных на занятия с учителем-дефектологом, рекомендованных к индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям, состав групп). Зачисление на занятия с учителем – дефектологом осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (центральной, территориальной) и ПМПк образовательной организации, составленного в результате комплексной диагностики изучения ребенка в индивидуальной и групповой деятельности в начале учебного года или при поступлении вновь прибывшего обучающегося. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития обучающегося. 6. Карты динамического развития обучающихся. В состав карты динамического развития обучающегося входит протокол обследования; дефектологическое представление на обучающегося; лист наблюдений за обучающимся, отражающий этапы и результат коррекционно-развивающей работы, динамику усвоения программы. 7. Журнал учетаобследуемыхобучающихся.
8. Журнал движения обучающихся (с указанием даты зачисления на занятия, направления и вида коррекционно-развивающей работы, даты выпуска обучающегося). 9. Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий. 10. Журнал учета консультаций. 11. Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу или перспективный план работы с группой по ведущему нарушению. 12. Рабочая программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с обучающимся. Для каждого обучающегося, испытывающего трудности в обучении, составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы, которая включает основные направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат и методическое обеспечение, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать коррекционно-развивающую работу. 13. Рабочие тетради обучающихся. 14. Аналитический и статистический отчет о работе учителя-дефектолога за учебный год.
Администрацией образовательной организации может быть установлено ведение дополнительной документации (исходя из потребностей и специфики образовательной организации). Ведение такой документации должно регламентироваться локальным актом образовательной организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|