Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты менеджера исследовательского типа




 

Современные тенденции развития управления рождают и но­вые требования к менеджеру. В прошлом деятельность менедже­ра считалась эффективной, если он стремился к четкому исполнительству, умел исполнять распоряжения вышестоящих инстан­ций или инструкции, нормативы.

В современном управлении исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера. Ему надо понять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и спосо­бы закрепления успеха, используя научный аппарат исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это одна из заметных тенденций развития управления. Сегодня в управлении, как правило, нет простых ре­шений, усложняются условия управления, усложняются социально-психологические характеристики человека. Невозможно сегод­ня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективно­сти деятельности человека, необходим обоснованный выбор ре­шений из всё возрастающего разнообразия и количества их вари­антов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии, которое подразумевает возникновение множества проблем, следующих одна за другой и требующих своевременного решения. Многие ситуа­ции и проблемы возникают неожиданно, остро и не дают време­ни на обдумывание. Несвоевременное их решение или не решение грозит кризисом, а может быть, и катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозиро­вание. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Исследование как функция управления необходимо для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, готовнос­ти к парадоксам будущего, оценки шансов успеха, который надо увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опи­раясь на хорошее видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачное и надежное прогнозиро­вание невозможно без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к лю­бым изменениям.

Исследование – это не только функция современного менед­жмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требова­ния, ответственность, мотивация, нормативы).

В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без твор­чества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Самостоятельность тоже может проявляться по-разному – в исполнении, целенаправленном развитии, проявлении инициати­вы; бывает самостоятельность, ограниченная определенной кон­цепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самосто­ятельность поиска.

Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Что это такое и в чем его осо­бенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное управление испытывает потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработ­ки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формиро­вании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реа­лизации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их осо­бенность – обостренное внимание к исследовательскому подхо­ду в оценке внешних и внутренних ситуаций, решении проблем, разработке управленческих решений.

Можно выделить следующие черты менеджера исследователь­ского типа:

проблемное видение мира, способность распознавать пробле­мы там, где, кажется, их нет;

умение превентивно (т.е. когда они еще зарождаются) формулировать проблемы;

системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;

антиномичность – умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;

экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;

развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку;

способность к имитации функций различных членов коллек­тива;

психологическая проницательность, позволяющая распозна­вать сущность людей. Компенсатором проницательности являет­ся психодиагностика;

инновационность и безынерционность мышления, способ­ность выйти за границы формального, привычного, проверенно­го, традиционного;

аттрактивность – способность привлекать людей к совмест­ной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению прин­ципиально новых задач;

умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обра­титься за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупнос­ти. Именно это и характеризует особенность менеджера исследо­вательского типа.

 

Роль мышления и его типы в исследовательской

Деятельности менеджера

Мышление – это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.

Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности - накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности. В определенной мере мышление зависит от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния здоровья человека.

Мышление определяет успех деятельности, чем бы человек ни занимался. Деятельность менеджера предусматривает работу с людьми, принятие управленческих решений, которые должны выполнять сотрудники. Поскольку качество решений зависит oт характера и типа мышления менеджера, он должен развивать свое мышление.

С учетом характеристик мышления и формируется команда: легче работать, если существует определенное сопряжение харак­теристик мышления. Сотрудники лучше понимают менеджера, если понятен тип его мышления, если он дополняется типологическими характеристиками мышления других служащих.

Для развития индивидуального мышления и для учета характеристик мышления при формировании команды необходимо знать типы мышления.

Существует мнение, что имеется столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуализировано.

Конечно, именно в мышлении человека проявляется главная особенность его личности и индивидуальности. Однако разнообразие типов мышления можно классифицировать, не только его упоря­дочить, но и наиболее успешно использовать знания о типах мыш­ления в практической деятельности, выделить те типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в дея­тельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание.

По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы:

- догматическое - приверженное какой-либо идее без оцен­ки ее актуальности, для которого характерны превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции. Присутствует явное нежела­ние критической переоценки ценности исходной идеи размыш­лений и мыслительных процессов;

- стереотипное или переносное - характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблона­ми, боящихся отойти от этих шаблонов, потерять ориентиры оце­нок;

- гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельнос­ти. Такой вид мышления часто рассматривается как некоторое положительное явление. Но в действительности это качество мо­жет быть как положительным, так и отрицательным - все зави­сит от того, по отношению к каким факторам мышление проявля­ет это свое качество, ведь такими факторами могут быть конъюнктурность, стремление к власти любой ценой, беспринципность и др.

По критерию индивидуальности можно выделить следующие типы мышления:

- индивидуализированное, т.е. такое, в котором наи­более ярко проявляются черты личности, индивидуальность, не­ординарность.

Часто это качество играет положительную роль в науке. В деятельности менеджера индивидуализированное мыш­ление также может играть положительную роль, если оно сочета­ется с развитым чувством ответственности и сопряжено с твор­ческим подходом к решению проблем. К сожалению, иногда индивидуализация мышления: направлена на самоутверж­дение, манипулирование сознанием людей;

- тенденциозное, огра­ниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора ва­риантов.

Эти тенденции могут быть результатом опыта, или гос­подствующей идеологии, или деформации системы знаний. Часто такой тип мышления характерен для менеджеров узкой специа­лизации;

- коллективизированное -реагирующее на коллективное мнение или определенным образом аккумулирующее различные типы мышления, господствующие в коллективе.

Каждый тип мышления основан на определенной методологии, которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется как выражение накопленного опыта, позитивного и негативного (поэтому опыт необходимо корректировать и дополнять знаниями).

По факторам методологии (подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования) можно выделить следующие тип мышления: аспектное, системное и концептуальное.

Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные аспекты. Этот тип мышления проявляется наиболее ярко в том случае, когда проблема достаточно сложна и в целом ее решать весьма трудно или когда нет необходимости все аспекты проблемы решать в комплексе. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки: одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов, искаженное, деформированное представление о проблеме, при котором выделяется одна ее сторона и остаются без внимания другие. Вот почему сегодня наиболее эффективным типом мышления является мышление системное.

Следует заметить, что мышление - это не просто выбранная методология анализа, изучения какого-либо объекта, это характеристика человека, которая отражает, с одной стороны, его способности, индивидуальные особенности, а с другой - приобретенные в процессе образования и накопления опыта навыки, профессиональные привычки. В этом отношении следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессе его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мышления.

Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что помогает оценить и проанализировать всё явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное - системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов.

Разновидностью и некоторой модификацией системного мыш­ления является мышление концептуальное, которое имеет все преимущества системного, но, в отличие от него, уделяет повышен­ное внимание формированию концепции. Этот тип мышления предполагает всесторонний учет особенностей изучаемого явления на основе комплекса принципов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют от «потери сущности» в процессах анализа, оценок, изучения явления, что часто случа­ется в практике проведения исследований.

Концепция - это комплекс ключевых положений или устано­вок мышления, позволяющих сохранять направленность исследо­вания, это своеобразный компас в движении мысли. Для иссле­дований в области управления такими положениями могут быть следующие:

- управление - это деятельность человека, в которой решающую роль играют цели и интересы;

- управление разнообраз­но и многовариантно, поэтому нельзя его сводить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни казался;

- управле­ние имеет два взаимосвязанных аспекта существования, функци­онирования и развития - социально-экономический и организационно-технический;

- управление построено на стремлении к гармонии (согласование, организация, координация и пр.), но это гармония равновесия противоречий, их сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, един­ственности.

Концепция - отражает своеобразную способность человека соединить в исследовании имеющиеся знания с прогностическими; существующее понимание того или иного явления с предположениями о его сущности.

В мышлении каждого человека, а исследователя тем более, ярко проявляются как структура его знаний, так и предрасположен­ность к тем или иным видам знаний, готовность пользоваться ими в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разде­лить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность. Здесь можно выделить мышление гу­манитарное, математическое и технократическое.

Гуманитарное мышление, как правило, отдает предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и своим инструментарием выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситуациями, объяснение образами, характером поведения.

В отличие от него математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в осмыслении зависимостей, моделировании общности. В этом сила и одновре­менно слабость математического мышления. «Очищение» явлений от частностей помогает определить их сущность, но при этом может вести к потере очень важных деталей, специфических черт и особенностей.

Технократическое мышление построено на сведении всех свя­зей в явлении или проблеме к простым причинно-следственным связям, которые существуют в технических устройствах. Для изучения социально-экономических проблем это может быть не только малоэффективным, но в отдельных случаях и опасным, потому что упрощает реальные процессы, исключает из исследования связи опосредованные, косвенные, ситуационные, периодические, функциональные, вариабельные и пр.

Хотелось бы еще раз напомнить, что нет плохих или хороших типов мышления - есть типы мышления, которые в тех или иных условиях могут быть более или мене эффективны, формирование которых или использование при групповой деятельности можно регулировать.

По степени абстрактности и обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое.

Теоретическое мышление характеризуется стремлением к aбстрактному обобщению, поиску закономерностей, формировании теории, определению общих признаков объективности тех или иных выводов и результатов исследования, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление опасно «отходом» от действительности, абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму или неоправданному глобализму.

Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает обобщение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта. Наличие опыта рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.

Фактологическое мышление - это оценка и систематизация фактов, построение всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда отмечаются искусственное преувеличение того или иного факта, недостаточно глубокое понимание роли факта в установлении сущности явления. В этом случае возникает опасность замены научного объяснения фактологией, которая, как правило, ограничивается существующими фактами, но не всегда стимулирует поиск, распознавание и глубокое осмысление фактов.

Мышление каждого исследователя можно оценить с позиций механизма, т.е. совокупности средств, благодаря которым рождаются идеи, формируются выводы, мнения, гипотезы, находятся аргументы, реализуются полученные знания.

По механизму мышления можно выделить ассоциативное, непосредственное и интуитивное мышление.

Ассоциативное мышление - это использование разнообразных ассоциаций, т.е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности и различия. Степень различия ассоциативного мышления у разных людей проявляется близостью или отдаленностью ассоциируемых явлений. Очень часто ассоциативное мышление помогает аккумулировать новые знания в пограничных сферах науки, распозна­вать проблемы, не имеющие «чистой» принадлежности к той или иной области знаний.

Однако ассоциативное мышление имеет и недостатки:

- опас­ность механистического переноса знаний из одной области в дру­гую;

- подмены понятий;

- расширительных трактовок тех или иных положений;

- замены научной строгости положений их «художественной расплывчатостью».

Некоторой противоположностью ассоциативного мышления является непосредственное мышление, которое характеризуется прямым осмыслением фактов действительности и категорий на­уки. Если здесь и используются ассоциации, то чаще всего близ­кие по смыслу.

Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание, поэтому интуитивные оценки и выводы трудно объяснить. Но интуиция - это не толь­ко природное качество, но и результат интеллектуального разви­тия человека, трансформация знаний и опыта в особый вид мыш­ления, связанного с подсознанием и использующего подсознание в определенные моменты. Идеи и мысли, возникающие при ин­туитивном мышлении, в последующем легко входят в существу­ющую систему знаний, но первоначально кажутся необычными, неожиданными, иногда сомнительными.

По способам мышления можно выделить эвристическое, абстрактно-знаковое и образное мышление.

Эвристическое мышление построено на восприятии и объясне­нии действительности посредством слов, понятий, терминов, обычного языка общения людей и изложения их мыслей.

Абстрактно-знаковое мышление сродни математическому. Оно пользуется знаковыми обозначениями явлений и событий и опе­рирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений. Эти знаки не обязательно имеют математи­ческую форму и подчиняются математическим способам модели­рования. Построение различных структур - хороший пример аб­страктно-знакового мышления.

Своеобразным продолжением этого способа мышления или его комбинацией с эвристическим является образное мышление, кото­рое построено на восприятии и представлении действительности в виде совокупности образов.

Разновидность образного мышления - голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации. Это весьма эффективный тип мышления, позволяющий рассмотреть разные ракурсы проблемы и, следовательно, глубже ее понять.

По характеру оценок и направленности выделяются такие типы мышления: критическое (негативизм), позитивное, конструктивное.

Критическое мышление характеризуется поиском негативных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценкам явлений с позиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к отрицательным сторонам деятельности. Этот тип мышления часто присущ научным работникам, потому что он способствует установлению противоречий, распознаванию проблем. Вообще наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению. Hо вместе с тем скептицизм является и «самым дешевым видом ума». Утверждать гораздо труднее, чем отрицать, и иногда сложнее найти средства и пути решения проблемы, чем распознать ее.

Позитивное мышление является противоположностью негативизму, поскольку направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, которые являются скрытыми пружинами развития. Иногда в совместной работе исследователей эти два типа мышления уравновешивают друг друга.

Конструктивное мышление направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Оно не останавливается ни на критических моментах, ни на утверждении позитивных аспектов, а стремится к преобразованию, трансформации, инновациям. Для данного типа мышления проблемы являются средством утверждения нового или будущего. Это наиболее сильный и ценный тип мышления.

По способу воспроизведения действительности в мышлении можно выделить репродуктивное, аналоговое, творческое мышление.

Репродуктивное мышление подразумевает прямое воспроизведение действительности, главной его проблемой являются реальность и точность такого воспроизведения.

Аналоговое мышление:

- это воспроизведение по аналогии;

- это мышление постоянного поиска тождества и различий явлений или проблем для более глубокого их понимания и осмысления;

- это мышление категориями «типологии», «сравнения», «определения понятий» и пр.

Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналогового мышления. Оно включает и факторы интуиции, и методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже когда оно направлено на отрицание чего-то.

По целевым установкам, которые так или иначе всегда действу­ют в сознании человека, можно выделить следующие типы мыш­ления: научное, практическое, прагматическое.

Научное мышление ориентировано на поиски закономерностей, формулирование научных положений, развитие науки, использу­ет научную методологию анализа и оценки явлений.

Практическое мышление имеет установку на практическое решение проблем, и отбор проблем здесь происходит только по кри­терию возможности их практического решения, практической значимости.

Некоторой модификацией практического мышления является мышление прагматическое, характерной чертой которого является стремление к непосредственной пользе, сиюминутному эффек­ту. Прагматическое мышление в серьезных исследованиях мало­эффективно, потому что не способно достаточно глубоко и перс­пективно оценивать и решать проблемы.

По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно выделить следующие типы мышления: эмпирическое, ак­сиоматическое и диалектическое.

Эмпирическое мышление основано на готовых образцах, отождествлении по памяти, накоплении, систематизации и организа­ции опыта, проверке опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.

Аксиоматическое мышление использует правила в виде акси­ом, которые рассматриваются как истины, не требующие доказа­тельств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое, построенное на однозначности формулируе­мых положений.

Диалектическое мышление опирается на критерии противоре­чий, различение качества и количества, общего и частного и т.д. Поиск противоречий и путей их разрешения - главный отличи­тельный признак диалектического мышления.

Некоторой разновидностью этой типологической группы явля­ется разделение мышления по критерию проблемности на стан­дартное (оперирование готовыми рецептами, общепризнанными положениями, устоявшимися понятиями), проблемное (определе­ние проблем как главных единиц мышления, как его основы) и смешанное (совокупность стандартного и проблемного).

Типология мышления позволяет сформировать исследователь­ские группы по критериям разнообразия типологических характе­ристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской деятельности,позволяет менеджеру оценить свои особенности, что­бы полнее использовать свой интеллектуальный потенциал, может подсказать менеджеру, как развивать свои способности в области мышления, строить программы образования и профессионализации, обеспечить эффективность реализации этих программ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...