Основные черты менеджера исследовательского типа
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом деятельность менеджера считалась эффективной, если он стремился к четкому исполнительству, умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы. В современном управлении исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера. Ему надо понять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это одна из заметных тенденций развития управления. Сегодня в управлении, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняются социально-психологические характеристики человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из всё возрастающего разнообразия и количества их вариантов. Каждая фирма находится в постоянном развитии, которое подразумевает возникновение множества проблем, следующих одна за другой и требующих своевременного решения. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или не решение грозит кризисом, а может быть, и катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Исследование как функция управления необходимо для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, готовности к парадоксам будущего, оценки шансов успеха, который надо увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на хорошее видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачное и надежное прогнозирование невозможно без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы). В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование». Самостоятельность тоже может проявляться по-разному – в исполнении, целенаправленном развитии, проявлении инициативы; бывает самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самостоятельность поиска. Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Что это такое и в чем его особенность? Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное управление испытывает потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решении проблем, разработке управленческих решений.
Можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа: • проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет; • умение превентивно (т.е. когда они еще зарождаются) формулировать проблемы; • системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта; • антиномичность – умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им; • экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации; • развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку; • способность к имитации функций различных членов коллектива; • психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей. Компенсатором проницательности является психодиагностика; • инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного; • аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения; • способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач; • умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера; • способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью. Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупности. Именно это и характеризует особенность менеджера исследовательского типа.
Роль мышления и его типы в исследовательской Деятельности менеджера Мышление – это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.
Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности - накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности. В определенной мере мышление зависит от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния здоровья человека. Мышление определяет успех деятельности, чем бы человек ни занимался. Деятельность менеджера предусматривает работу с людьми, принятие управленческих решений, которые должны выполнять сотрудники. Поскольку качество решений зависит oт характера и типа мышления менеджера, он должен развивать свое мышление. С учетом характеристик мышления и формируется команда: легче работать, если существует определенное сопряжение характеристик мышления. Сотрудники лучше понимают менеджера, если понятен тип его мышления, если он дополняется типологическими характеристиками мышления других служащих. Для развития индивидуального мышления и для учета характеристик мышления при формировании команды необходимо знать типы мышления. Существует мнение, что имеется столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуализировано. Конечно, именно в мышлении человека проявляется главная особенность его личности и индивидуальности. Однако разнообразие типов мышления можно классифицировать, не только его упорядочить, но и наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности, выделить те типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в деятельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание. По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы: - догматическое - приверженное какой-либо идее без оценки ее актуальности, для которого характерны превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции. Присутствует явное нежелание критической переоценки ценности исходной идеи размышлений и мыслительных процессов;
- стереотипное или переносное - характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами, боящихся отойти от этих шаблонов, потерять ориентиры оценок; - гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности. Такой вид мышления часто рассматривается как некоторое положительное явление. Но в действительности это качество может быть как положительным, так и отрицательным - все зависит от того, по отношению к каким факторам мышление проявляет это свое качество, ведь такими факторами могут быть конъюнктурность, стремление к власти любой ценой, беспринципность и др. По критерию индивидуальности можно выделить следующие типы мышления: - индивидуализированное, т.е. такое, в котором наиболее ярко проявляются черты личности, индивидуальность, неординарность. Часто это качество играет положительную роль в науке. В деятельности менеджера индивидуализированное мышление также может играть положительную роль, если оно сочетается с развитым чувством ответственности и сопряжено с творческим подходом к решению проблем. К сожалению, иногда индивидуализация мышления: направлена на самоутверждение, манипулирование сознанием людей; - тенденциозное, ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов. Эти тенденции могут быть результатом опыта, или господствующей идеологии, или деформации системы знаний. Часто такой тип мышления характерен для менеджеров узкой специализации; - коллективизированное -реагирующее на коллективное мнение или определенным образом аккумулирующее различные типы мышления, господствующие в коллективе. Каждый тип мышления основан на определенной методологии, которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется как выражение накопленного опыта, позитивного и негативного (поэтому опыт необходимо корректировать и дополнять знаниями). По факторам методологии (подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования) можно выделить следующие тип мышления: аспектное, системное и концептуальное. Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные аспекты. Этот тип мышления проявляется наиболее ярко в том случае, когда проблема достаточно сложна и в целом ее решать весьма трудно или когда нет необходимости все аспекты проблемы решать в комплексе. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки: одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов, искаженное, деформированное представление о проблеме, при котором выделяется одна ее сторона и остаются без внимания другие. Вот почему сегодня наиболее эффективным типом мышления является мышление системное.
Следует заметить, что мышление - это не просто выбранная методология анализа, изучения какого-либо объекта, это характеристика человека, которая отражает, с одной стороны, его способности, индивидуальные особенности, а с другой - приобретенные в процессе образования и накопления опыта навыки, профессиональные привычки. В этом отношении следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессе его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мышления. Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что помогает оценить и проанализировать всё явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное - системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов. Разновидностью и некоторой модификацией системного мышления является мышление концептуальное, которое имеет все преимущества системного, но, в отличие от него, уделяет повышенное внимание формированию концепции. Этот тип мышления предполагает всесторонний учет особенностей изучаемого явления на основе комплекса принципов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют от «потери сущности» в процессах анализа, оценок, изучения явления, что часто случается в практике проведения исследований. Концепция - это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли. Для исследований в области управления такими положениями могут быть следующие: - управление - это деятельность человека, в которой решающую роль играют цели и интересы; - управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сводить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни казался; - управление имеет два взаимосвязанных аспекта существования, функционирования и развития - социально-экономический и организационно-технический; - управление построено на стремлении к гармонии (согласование, организация, координация и пр.), но это гармония равновесия противоречий, их сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, единственности. Концепция - отражает своеобразную способность человека соединить в исследовании имеющиеся знания с прогностическими; существующее понимание того или иного явления с предположениями о его сущности. В мышлении каждого человека, а исследователя тем более, ярко проявляются как структура его знаний, так и предрасположенность к тем или иным видам знаний, готовность пользоваться ими в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность. Здесь можно выделить мышление гуманитарное, математическое и технократическое. Гуманитарное мышление, как правило, отдает предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и своим инструментарием выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситуациями, объяснение образами, характером поведения. В отличие от него математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в осмыслении зависимостей, моделировании общности. В этом сила и одновременно слабость математического мышления. «Очищение» явлений от частностей помогает определить их сущность, но при этом может вести к потере очень важных деталей, специфических черт и особенностей. Технократическое мышление построено на сведении всех связей в явлении или проблеме к простым причинно-следственным связям, которые существуют в технических устройствах. Для изучения социально-экономических проблем это может быть не только малоэффективным, но в отдельных случаях и опасным, потому что упрощает реальные процессы, исключает из исследования связи опосредованные, косвенные, ситуационные, периодические, функциональные, вариабельные и пр. Хотелось бы еще раз напомнить, что нет плохих или хороших типов мышления - есть типы мышления, которые в тех или иных условиях могут быть более или мене эффективны, формирование которых или использование при групповой деятельности можно регулировать. По степени абстрактности и обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое. Теоретическое мышление характеризуется стремлением к aбстрактному обобщению, поиску закономерностей, формировании теории, определению общих признаков объективности тех или иных выводов и результатов исследования, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление опасно «отходом» от действительности, абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму или неоправданному глобализму. Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает обобщение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта. Наличие опыта рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации. Фактологическое мышление - это оценка и систематизация фактов, построение всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда отмечаются искусственное преувеличение того или иного факта, недостаточно глубокое понимание роли факта в установлении сущности явления. В этом случае возникает опасность замены научного объяснения фактологией, которая, как правило, ограничивается существующими фактами, но не всегда стимулирует поиск, распознавание и глубокое осмысление фактов. Мышление каждого исследователя можно оценить с позиций механизма, т.е. совокупности средств, благодаря которым рождаются идеи, формируются выводы, мнения, гипотезы, находятся аргументы, реализуются полученные знания. По механизму мышления можно выделить ассоциативное, непосредственное и интуитивное мышление. Ассоциативное мышление - это использование разнообразных ассоциаций, т.е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности и различия. Степень различия ассоциативного мышления у разных людей проявляется близостью или отдаленностью ассоциируемых явлений. Очень часто ассоциативное мышление помогает аккумулировать новые знания в пограничных сферах науки, распознавать проблемы, не имеющие «чистой» принадлежности к той или иной области знаний. Однако ассоциативное мышление имеет и недостатки: - опасность механистического переноса знаний из одной области в другую; - подмены понятий; - расширительных трактовок тех или иных положений; - замены научной строгости положений их «художественной расплывчатостью». Некоторой противоположностью ассоциативного мышления является непосредственное мышление, которое характеризуется прямым осмыслением фактов действительности и категорий науки. Если здесь и используются ассоциации, то чаще всего близкие по смыслу. Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание, поэтому интуитивные оценки и выводы трудно объяснить. Но интуиция - это не только природное качество, но и результат интеллектуального развития человека, трансформация знаний и опыта в особый вид мышления, связанного с подсознанием и использующего подсознание в определенные моменты. Идеи и мысли, возникающие при интуитивном мышлении, в последующем легко входят в существующую систему знаний, но первоначально кажутся необычными, неожиданными, иногда сомнительными. По способам мышления можно выделить эвристическое, абстрактно-знаковое и образное мышление. Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении действительности посредством слов, понятий, терминов, обычного языка общения людей и изложения их мыслей. Абстрактно-знаковое мышление сродни математическому. Оно пользуется знаковыми обозначениями явлений и событий и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений. Эти знаки не обязательно имеют математическую форму и подчиняются математическим способам моделирования. Построение различных структур - хороший пример абстрактно-знакового мышления. Своеобразным продолжением этого способа мышления или его комбинацией с эвристическим является образное мышление, которое построено на восприятии и представлении действительности в виде совокупности образов. Разновидность образного мышления - голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации. Это весьма эффективный тип мышления, позволяющий рассмотреть разные ракурсы проблемы и, следовательно, глубже ее понять. По характеру оценок и направленности выделяются такие типы мышления: критическое (негативизм), позитивное, конструктивное. Критическое мышление характеризуется поиском негативных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценкам явлений с позиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к отрицательным сторонам деятельности. Этот тип мышления часто присущ научным работникам, потому что он способствует установлению противоречий, распознаванию проблем. Вообще наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению. Hо вместе с тем скептицизм является и «самым дешевым видом ума». Утверждать гораздо труднее, чем отрицать, и иногда сложнее найти средства и пути решения проблемы, чем распознать ее. Позитивное мышление является противоположностью негативизму, поскольку направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, которые являются скрытыми пружинами развития. Иногда в совместной работе исследователей эти два типа мышления уравновешивают друг друга. Конструктивное мышление направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Оно не останавливается ни на критических моментах, ни на утверждении позитивных аспектов, а стремится к преобразованию, трансформации, инновациям. Для данного типа мышления проблемы являются средством утверждения нового или будущего. Это наиболее сильный и ценный тип мышления. По способу воспроизведения действительности в мышлении можно выделить репродуктивное, аналоговое, творческое мышление. Репродуктивное мышление подразумевает прямое воспроизведение действительности, главной его проблемой являются реальность и точность такого воспроизведения. Аналоговое мышление: - это воспроизведение по аналогии; - это мышление постоянного поиска тождества и различий явлений или проблем для более глубокого их понимания и осмысления; - это мышление категориями «типологии», «сравнения», «определения понятий» и пр. Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналогового мышления. Оно включает и факторы интуиции, и методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже когда оно направлено на отрицание чего-то. По целевым установкам, которые так или иначе всегда действуют в сознании человека, можно выделить следующие типы мышления: научное, практическое, прагматическое. Научное мышление ориентировано на поиски закономерностей, формулирование научных положений, развитие науки, использует научную методологию анализа и оценки явлений. Практическое мышление имеет установку на практическое решение проблем, и отбор проблем здесь происходит только по критерию возможности их практического решения, практической значимости. Некоторой модификацией практического мышления является мышление прагматическое, характерной чертой которого является стремление к непосредственной пользе, сиюминутному эффекту. Прагматическое мышление в серьезных исследованиях малоэффективно, потому что не способно достаточно глубоко и перспективно оценивать и решать проблемы. По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно выделить следующие типы мышления: эмпирическое, аксиоматическое и диалектическое. Эмпирическое мышление основано на готовых образцах, отождествлении по памяти, накоплении, систематизации и организации опыта, проверке опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти. Аксиоматическое мышление использует правила в виде аксиом, которые рассматриваются как истины, не требующие доказательств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое, построенное на однозначности формулируемых положений. Диалектическое мышление опирается на критерии противоречий, различение качества и количества, общего и частного и т.д. Поиск противоречий и путей их разрешения - главный отличительный признак диалектического мышления. Некоторой разновидностью этой типологической группы является разделение мышления по критерию проблемности на стандартное (оперирование готовыми рецептами, общепризнанными положениями, устоявшимися понятиями), проблемное (определение проблем как главных единиц мышления, как его основы) и смешанное (совокупность стандартного и проблемного). Типология мышления позволяет сформировать исследовательские группы по критериям разнообразия типологических характеристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской деятельности,позволяет менеджеру оценить свои особенности, чтобы полнее использовать свой интеллектуальный потенциал, может подсказать менеджеру, как развивать свои способности в области мышления, строить программы образования и профессионализации, обеспечить эффективность реализации этих программ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|