Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция исследования и принципы ее разработки




Деятельность исследователя можно сравнить с деятельностью проектировщика, который проектирует новое устройство, руко­водствуясь соответствующими принципами проектирования.

Исследователь тоже проектирует, но предметом его проекти­рования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции раз­вития или концепции исследования комплексной проблемы.

Концепция – это комплекс положений, связанных общей ис­ходной идеей, определяющих деятельность человека (исследова­тельскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

Существуют, например, американская и российская концепции исследования космического пространства, различные концепции реформирования экономики и пр.

В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, органи­зовывать исследования.

В области практической деятельности человека концепция отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения. Например, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются вари­анты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. Можно назвать несколько различных концепций управле­ния: концепция культуры управления, концепция неформально­го управления и т.д.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирова­ния.

Специфика такого объекта исследования, как система управ­ления, в значительной степени определяет и принципы его иссле­дования. Эффективность достигается интеграцией, последователь­ным использованием принципов дивергенции, трансформации и конвергенции.

Дивергенция - это расширение границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивости или неопределенности цели исследования. Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению - противоречивые, не имеющие отношения к проблеме, отдаленные, неточные, - что и расширяет поле поиска.

Дивергенция - это проверка устойчивости идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отража­ющих суть проблемы.

Непосредственным результатом дивергенции являются наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений.

Трансформация - это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, в наи­большей степени отвечает потребностям и целям исследования, представление проблемы в виде ясной схемы, отражающей содер­жание и особенность исследовательских задач. Трансформация включает декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирование ключевых понятий, которыми сле­дует оперировать при проведении исследования.

Принципы трансформации - классификация, смещение, ограничения, установление взаимодействий, уточнение структуры проблемы, морфологический анализ, выбор критериев ранжиро­вания.

Конвергенция - это последовательное разрешение альтернатив­ных и второстепенных проблем, пока не определится окончатель­ное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенность конвергенции - использование методик строго­го логического отбора, устранение неопределенности, исключение альтернатив по установленным критериям. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно сни­жающая их разнообразие. Конвергенция - это конкретизация и де­тализация исследовательских решений, сокращение поля поиска.

Принципы конвергенции - это практическая конкретизация, выбор оптимального варианта, ресурсно-стоимостный анализ, концептуальное упорядочение, обсуждение практической ценности.

Итак, на основе дивергенции осуществляется расширение об­ласти или поля поиска как проблем, так и их свойств; на основе трансформации - поиск наиболее точной формулировки концеп­ции исследования, установление ее содержания и подходов к ре­шению; на основе конвергенции – построение концепции ново­го управления, выделение главного, определение необходимого сочетания свойств и характеристик.

Эти принципы включают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критери­альные оценки и отбор вариантов. Кроме того, эти принципы включают и процедурные проблемы исследования - изучение в процессе исследования того, как лучше анализировать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

 

Содержание и особенности диалектического подхода

К исследованию систем управления

 

Диалектика (от rpeч. Dialektike) – это теория и метод позна­ния явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Важнейшие категории диалектики: противоречие, ка­чество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность.

Основные ее законы: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Диалектические методы исследования – это способы разделе­ния (дифференциация) и соединения (интеграция) свойств, сто­рон, проблем по критериям диалектического анализа (поиск про­тиворечий).

К диалектическим методам исследования относятся: определенность и неопределенность, возможное и действительное, предмет и объект, абстрактное и конкретное, материальное и идеальное, существование и несуществование, первичное и вторичное, ста­тика и динамика, объект и субъект, прошлое и будущее, количество и качество, причина и следствие, необходимое и случайное, противоречие и тождество, содержание и форма, общее и особен­ное, отрицание и утверждение, функционирование и развитие, сущность и явление, пространство и время, часть и целое, слож­ное и простое, главное и второстепенное, внутреннее и внешнее, живая и неживая природа, система и элемент, макро- и микро-, сознание и деятельность.

Охарактеризуем некоторые из них.

 

Система и элемент

Элемент – это понятие объекта, входящего в состав определен­ной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отно­шениях и связях между собой и образующих определенную цело­стность, единство. Для системы характерно неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые включают си­стемы неорганической природы, живые системы; особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления.

 

Часть и целое

Часть и целое – философские категории, выражающие отно­шение между совокупностью предметов (или элементов отдель­ного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и при­водит к появлению у этой совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разоб­щенности. Через эту связь задается целое, по отношению к кото­рому отдельные предметы выступают в качестве частей. Целое ха­рактеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно назвать свой­ством интегративности, - важнейший общий признак всех таких образований, позволяющий понять и все остальные специфические черты целого. К ним относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение но­вых структурных уровней и их иерархическая соподчиненность; разделение целостных систем на органичные и неорганичные, основанные на том, что в неорганичной системе свойства частей хотя и отражают природу целого, но все же определяются, глав­ным образом, внутренней природой частей, тогда как в органич­ной системе свойства частей целиком определяются свойствами целого. Компоненты органичного целого, будучи продуктом его развития, не могут быть выделены из него как внешне обособленные части без утраты их новой природы.

 

Сущность и явление

Сущность и явление – философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явление – это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действитель­ности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: сущность всегда скрыта за поверхностью явления, и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее по­знание в теории. Познание сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процес­са. Оно представляет собой качественный скачок от эмпиричес­кого к теоретическому уровню познания, связано с раскрытием, главным образом, определяющего в предметах, законов их изме­нения и развития. Это сопровождается переходом от описания к объяснению явлений, раскрытию их причин и оснований. Один из критериев познания сущности - точная формулировка законов движения и развития объектов и подтверждаемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия. Сущность может считаться познанной, если дополни­тельно известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала.

 

Содержание и форма

Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания и способа существования, и выражения этого содержания, его раз­личных модификаций, т.е. формы. Взаимодействие содержания и формы в процессе развития обязательно включает воздействия как различных компонентов содержания на форму, так и различных компонентов формы на содержание. Во взаимосвязи содержания и формы содержание - ведущая, определяющая сторона объекта, а форма - та его сторона, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь, форма, обладая относитель­ной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздей­ствие на содержание; форма, соответствующая содержанию, ус­коряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответство­вать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие. Единство содержания и формы относительно, преходя­ще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и проти­воречия между ними. В результате появляется несоответствие между содержанием и формой, которое, в конечном счете, разре­шается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной изменившемуся содержанию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...