Бухарина К. Е. Оглавление. Предисловие
Стр 1 из 17Следующая ⇒
К. Е Бухарина
Логопедическая тетрадь
для занятий с детьми 4-5 лет с ОНР
Москва УДК 376. 1-056. 264 ББК 74. 3я71 Б94
Бухарина К. Е. Б94 Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет / К. Е. Бухарина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 95 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).
ISBN 978-5-691-02208-1 Агентство CIP РГБ.
Первая тетрадь из комплекта «Логопедических тетрадей для занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР» предназначена для занятий с детьми 4-5 лет. В тетрадь включены 29 лексических тем, охватывающих все периоды обучения ребенка этого возраста в ДОУ. В рамках каждой лексической темы используются все виды работ: словообразование, словоизменение, работа над предложно-падежными конструкциями, предложением, развитие связной речи, графо-моторных навыков, высших психических функций и др. Занятия построены так, что в процессе игры с ребенком осуществляется плавный переход от простых, доступных занятий к более сложным, комплексным. В результате такой организации коррекции и развитию подвергается речь ребенка в целом, а не отдельные ее части. Результаты занятий, а также вопросы родителей к педагогу, возникающие по ходу их выполнения, записываются в специальном разделе тетради - разделе «Примечание»; завершающем рассмотрение каждой лексической темы. Это существенно облегчает индивидуальную работу родителей с детьми дома, так как позволяет отследить те недостатки и успехи, которые были у малыша в определенные периоды обучения. Комплект логопедических тетрадей рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста, в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
УДК 376. 1-056. 264 ББК 74. 3я71
© Бухарина К. Е., 2015 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015 © Оформление. 000 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015 ISBN 978-5-691-02208-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………. 4 Методические рекомендации ………………………………………………….... 7 Игрушки…………………………………………………………………………... 9 Фрукты……………………………………………………………………………13 Овощи……………………………………………………………………………. 17 Фрукты – овощи…………………………………………………………………20 Осень……………………………………………………………………………... 22 Деревья. Лес……………………………………………………………………... 26 Перелетные птицы………………………………………………………………. 30 Дикие животные и их детеныши………………………………………………. 33 Домашние животные и их детеныши…………………………………………. 38 Дифференциация понятий «домашние» и «дикие» животные …………….. 42 Домашние птицы и их птенцы…………………………………………………45 Дифференциация понятий «животные» и «птицы»…………………………. 49 Одежда………………………………………………………………………….... 51 Головные уборы…………………………………………………………………. 55 Обувь …………………………………………………………………………….. 58 Семья……………………………………………………………………………... 62 Квартира. Мебель……………………………………………………………….. 66 Зима………………………………………………………………………………. 71 Праздник Новый год………………………………………………………….... 75 Зимующие птицы……………………………………………………………….. 78 Дифференциация понятий «дикие» и «домашние» птицы.. ………………... 82 Профессии. Инструменты………………………………………………………. 85 Весна. 8 марта……………………………………………………………………89 Продукты питания ………………………………………………………………93
Посуда ……………………………………………………………………………96 Насекомые………………………………………………………………………100 Цветы……………………………………………………………………………104 Лето……………………………………………………………………………... 108 Времена года……………………………………………………………………112 Список литературы……………………………………………………………. 114
ПРЕДИСЛОВИЕ В ваших руках одна из тетрадей логопедических домашних заданий для детей с общим недоразвитием речи из комплекта «Занимаемся дома». Комплект состоит из трех тетрадей: Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 4-5 лет. Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 5-6 лет. Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 6-7 лет. Данный комплект пособий рассчитан на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Пособие может быть использовано и в работе с нормально развивающимися детьми. Оно будет полезно как специалистам- логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребенком дома. Содержание пособия организовано по лексическим темам. В начале каждой темы приводится словарный материал, который ребёнок должен освоить во время её изучения: это дает логопеду возможность быстрее и проще сориентироваться в подборе материала для занятий, а родителям понимать, что должен усвоить и знать ребенок по данным лексическим темам. В каждой рабочей тетради есть типовые задания, в которых предусматриваются: • работа над обобщающими понятиями («Четвертый лишний», «Назови и раскрась» и др. ); • подбор прилагательных («слов- признаков»), глаголов («слов - действий»), существительных («слов -предметов»): («Добавь словечко», «За- кончи предложение», «Какой, какая? Что делает? » и др. ); • работа над предложно-падежными конструкциями («Исправь ошибку», «Поможем Незнайке», «Один - много» и др. ); • работа над согласованием имен существительных с числительными, прилагательными, глаголами («Посчитай-ка», «Ошибки Незнайки», «Добавь слово», «Один, три, пять» и др. );
• работа над уменьшительно-ласкательной формой слова («Назови ласково»); • работа над предложением («Закончи предложение», «Составь предложение», «Исправь ошибку» и др. ); • работа над связной речью: составление загадок - описаний, рассказов по серии картин, рассказов - описаний, рассказов - сравнений, пересказов; • работа над высшими психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением, восприятием • работа над графо-моторными навыками («Дорисуй», «Раскрась»). Разработанная автором система игр и упражнений позволяет: • развивать речь детей, преодолевать общее недоразвитие речи (развивать и корригировать лексико-грамматический строй и связную речь) • стимулировать познавательную активность дошкольников, высшие психические функции • формировать и обобщать базовые знания о предметах и явлениях окружающего мира • развивать у ребенка интерес к учебной деятельности • развивать графо-моторные навыки детей. Занимаясь по данным тетрадям, родители вовлекаются в коррекционную работу, у них появляется возможность контролировать знания и умения своего ребенка, лучше видеть и распознавать его речевые проблемы, а также самим наблюдать прогресс в развитии ребенка. В основу организации занятий по данным тетрадям легли следующие принципы: Принцип системности (коррекции и развитию повергается речь ребенка в целом, а не отдельные ее части). Принцип постепенного и систематичного освоения материала (переход к новому этапу обучения, новому виду деятельности осуществляется только после освоения в полном объеме предыдущего материала: от простых, доступных игровых заданий к более сложным, комплексным). Принцип соответствие материала возрастным и индивидуальным возможностям ребенка (подбор учебно-развивающего материала и динамика его усложнения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития ребенка: именно поэтому для каждого возраста своя тетрадь).
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Занятия по данным тетрадям позволяют родителям и педагогам ДОУ (воспитателям, учителям - логопедам, дефектологам) выступать равнозначными партнерами: используя единую систему игр и упражнений, педагоги занимаются развитием, коррекцией речи детей, родители закрепляют полученные ребенком знания, занимаясь с ним дома. Преимущество именно этих тетрадей состоит в том, что: Количество лексических тем, подобранных в тетрадях позволяет охватить все периоды обучения ребенка в ДОУ. Помимо этого, присутствуют темы, часто не взятые в других подобных изданиях (такие как «Детский сад», «День Защитника Отечества», «Спорт» и др. ), но которые присутствуют в программах дошкольных образовательных учреждений. В рамках каждой лексической темы используются все виды работ - словообразование, словоизменение, работа над предложено-падежными конструкциями, работа над предложением, развитие связной речи, развитие графомоторных навыков, развитие высших психических функций и др. Родители активно и грамотно вовлекаются в коррекционный процесс за счет тщательной подготовки к занятию (например, необходимость подобрать реальные предметы для демонстрации ребенку и т. д. ); записи ответов ребенка, а также заполнения раздела «Примечания», Простота в использовании. Зачастую родители удивляются, почему на занятии в саду ребенок может выполнить тот или иной вид заданий, а дома нет. Это происходит из-за того, что родители не знают, как донести до ребенка требуемое, как научить навыкам. В тетрадях дана четкая инструкция и последовательность действий для родителей (особенно при обучении ребенка составлению рассказов или пересказов (чтение произведения, беседа по содержанию, повторное чтение произведения, составление рассказа или пересказа ребенком), а не просто задание «перескажи» или «составь рассказ»). После каждой лексической темы идет раздел «Примечание», созданный для того, чтобы родители могли записать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы или трудности и тем самым обратить на это внимание педагога. А педагог, в свою очередь, помочь родителям в выполнении задания или оценить его выполнение. Так как не всегда бывает, что родители могут напрямую спросить педагога о чем-то (родители очень рано приводят ребенка, не знают часов работы педагога, не успевают на родительские собрания и т. д. ) и их трудности и вопросы остаются незамеченными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|