Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ инновационной деятельности организации




Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «КОМПЛЕКНСЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

1. Анализ инновационной деятельности организации. 1

2. Классификация методов и приемов экономического анализа, характеристика его видов. 4

3. Система комплексного экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности. 4

4. Информационное обеспечение экономического анализа. 5

5. Методы анализа технико-организационного уровня и других условий производства. 6

6. Анализ и управление объемом производства и реализации продукции. 7

7. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. 8

8. Методы формирования и оценка эффективности ассортиментных программ. 9

9. Анализ и оценка влияния на объем продукции экстенсивных и интенсивных факторов использования производственных ресурсов. 9

10. Анализ и оценка состояния и использования основных средств. 10

11. Анализ эффективности использования основных средств. 11

11. Анализ движения основных средств. 11

12. Анализ эффективности использования нематериальных активов. 11

13. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. 12

14. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами. 13

16. Анализ производительности труда и ее влияния на объем производства. 14

17. Анализ фонда оплаты труда. 15

18. Анализ себестоимости продукции. 17

19. Анализ прямых затрат на производство продукции. 18

20. Анализ косвенных затрат на производство продукции. 19

21. Методы факторного анализа затрат на 1 рубль продукции. 19

22. Анализ и оценка влияния инфляции на данные бухгалтерской отчетности. 20

24. Анализ взаимосвязей между себестоимостью продукции, объемом производства и прибылью (CVP–анализ). 22

25. Анализ эффекта операционного рычага. 24

26. Анализ уровней, динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия. 25

27. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг). 26

28. Анализ формирования и использования чистой прибыли. 26

29. Анализ доходности (рентабельности) организации. 27

30. Общая оценка финансового состояния на основании экспресс-анализа баланса организации. 28

31. Анализ финансовой устойчивости организации. 28

32 Анализ платежеспособности и ликвидности организации. 30

34. Анализ ликвидности баланса. 30

35. Анализ состава, структуры и динамики имущества. Оценка структуры активов. 30

34. Оборотные средства организации. Анализ эффективности использования оборотных средств. 31

35. Анализ дебиторской задолженности. 34

36. Косвенный способ анализа движения денежных средств. 35

37. Анализ кредиторской задолженности. 37

38. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества. Оценка структуры собственного и заемного капитала. 38

39. Анализ эффективности привлечения заемных средств. Эффект финансового рычага. 38

40. Анализ и оценка потенциального банкротства организации. 39

41. Анализ кредитоспособности организации. 40

42. Прямой способ анализа движения денежных средств организации. 41

43. Основные направления анализа эффективности капитальных и финансовых вложений. 43

44. Методика рейтинговой оценки результативности хозяйственной деятельности организации. 47

Анализ инновационной деятельности организации

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация.

НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации (либо к процессу создания нововведения).

Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Типология нововведений. Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

ºобеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

ºобеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;

ºобеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;

ºразработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;

ºвыработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С т.з. влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

ºсовершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

ºувеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;

ºвозможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Развитие каждой базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии становится экономически нецелесообразным.

Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который влечет за собой серьезную реорганизацию производства. Каждая организация разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии.

Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем - технологические инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

Взаимосвязь продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам Ансофф И. Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технологии.

Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.

В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

º они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

º они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

º их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

º при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

º они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

3. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

º замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);

º отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

º возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

º открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

º ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Анализ эффективности инновационной деятельности. Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

º показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара

º показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации

º показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период

º важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами

º показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации

º показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации

º проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость. Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы:

r =     R c где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве, Q – фактические затраты на НИОКР за i-год, N – число лет анализируемого периода, H1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении, H2 – это же на конец анализируемого периода.
N N S Q i - S (H2 – H1) i=1 i=1

Система показателей эффективности инновационной деятельности

  Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства)  
 
Экономический эффект от осуществления инноваций в организации   Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных
 
Экономический эффект   Научно-технический эффект   Социальный эффект   Экологический эффект
           
º прибыль от лицензионной деятельности º прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау º прирост объема продаж º улучшение использования производственных мощностей º сокращение срока окупаемости инвестиций º сокращение сроков капитального строительства º улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.   º количество зарегистрированных авторских свидетельств º увеличение удельного веса новых информационных технологий º увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов º повышение коэффициента автоматизации производства º повышение организационного уровня производства и труда º рост количества публикаций (индекса цитирования) º повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран   º прирост дохода работников организации º повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников º повышение степени безопасности условий труда работников º повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей º увеличение рабочих мест º повышение квалификации работников º улучшение условий труда и отдыха º увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей   º снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов º снижение отходов производства º повышение эргономичности производства º улучшение экологичности выпускаемых товаров º улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров º снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...