Анализ и управление объемом производства и реализации продукции
Основные задачи анализа: º оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; º определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; º выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; º разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости (Те) и по стоимостными показателями. Объем производства хар-ся валовой и чистой прод-ей (ВП и ЧП), выпуска – готовой (ГП) и товарной прод-ей (ТП), реализации – отгруженной и реализованной продукцией. Важнейшими показ-ми объема продукции являются: в стр-ве – товарная строительная продукция, объем строительно-монтажных работ; на транспорте – грузооборот; в торговле – товарооборот. Основными зад-ми эк-го анализа объема производства и реализации продукции на п/п являются: º оценка динамики по основным показ-м объема, структуры и качества продукции; º проверка сбалансированности и оптимальности планов; º выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции; º разработка мероприятий по использованию резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее конкурентоспособности. Объем вып-х работ определяются их трудоемкостью, т.е. кол-вом затраченного труда. Общий объем производства в стоимостном выражении хар-ся валовой продукцией (ВП), к-ая зависит не только от Те, но и от Ме и рентабельности производимой продукции. С помощью разных измерит-ей (нормо-часов, нормат-й з/п и т.д.) опр-ют Те продукции, что лучше характеризует действительный обьем выполненных работ, чем полные стоимостные показатели.
Применение показателей Те продукции для оценки результатов производст деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показатели обьема продукции. Приступив к анализу влияния производ-х факторов на обьем производства продукции, выявляют сами факторы (кач-ные, кол-ные), их изменение и влияние изменений на выпуск продукции. Анализ объема спроса. Под объемом спроса понимается определенное количество некоторого товара, который приобретают один, несколько или все покупатели в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий обычно относят: 1. цену данного товара, 2. цены всех остальных товаров (а не только заменителей), 3. денежные доходы покупателей, 4. накопленное ими имущество, а также 5. вкусы и предпочтения. Таким образом, можно сказать, что спрос - это некоторая явная (заявленная на рынке) потребность в каких-либо благах, подкрепленная покупательской способностью. Существует определенное различие между объемом спроса, как таковым, и спросом в целом. Объем спроса - всегда величина четко определенная внешними факторами, влияющими на покупательское поведение (ценой на данный и прочие товары и т.д.), в то время как спрос - это набор всевозможных реакций со стороны покупателей при различных ценах на данный товар. Исключения из закона спроса. Если все факторы, кроме первого (цены самого товара) считать неизменными, то можно сформулировать закон спроса, отражающий зависимость его объема от изменения цены самого товара: с ростом цены объем спроса падает и наоборот. Однако на практике может наблюдаться и обратное: увеличение цены приводит к увеличению объема спроса. В действительности подобное поведение объема спроса определяется за счет воздействия факторов 2, 3, 4, 5. Большую роль играют субъективные воззрения покупателей.
«Исключения»: - «эф-т цена-качество». Высокая цена зачастую понимается покупателями как показатель высокого качества. Вывод: покупателю нужен товар не дешевый, а подешевле; линия спроса всегда ограничена минимальным и максимальным уровнями цены. В заданном интервале товар имеет определенную индивидуальность, которая характеризуется его потребительскими свойствами, качеством, внешним видом. Если цена окажется ниже минимальной границы товар будет воспринят как низкокачественный т. е. как совершенно другой. - «эф-т престижа». Связан со спросом на товар в основном не для удовлетворения потребностей, связанных с его функциональным назначением, а со спросом на товар как объект престижа. Высокая цена ограничивает доступность товара и тем самым повышает его ценность с точки зрения покупателя. - «эф-т динамики цен». Цена увеличивается, но покупатель, ожидая, что она увеличится еще больше, увеличит спрос и наоборот. Действительным исключением из закона спроса является парадокс Гиффена. Обусловлен влиянием преимущественно эффектом дохода. Коэффициенты эластичности. Сущность эластичности спроса заключается в его изменчивости в зависимости от различных социально-экономических факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как цена товара и доход покупателей. Их, с некоторой степенью условности, можно назвать объективными факторами, воздействующими на уровень спроса. Наряду с ними существуют и факторы, определяемые вкусами и предпочтениями покупателей. Они субъективны с той точки зрения, что зависят, во первых, от потребностей конкретных групп покупателей, а во-вторых, от представлений и ожиданий покупателей. Именно на эти факторы оказывается воздействие с помощью рекламы и методов стимулирования сбыта. Чаще всего рассматриваются три показателя эластичности: 1. Эластичность спроса по цене. Если элиминировать влияние на объем спроса всех факторов, кроме уровня цены на данный товар, то объем спроса окажется равным некоторой функции от цены. Суть этой зависимости можно выразить следующим: с увеличением цены объем спроса падает и наоборот. Для определения чувствительности спроса к изменению цены и используется данный показатель эластичности. Он выражает в количественном виде относительное изменение объема спроса в ответ на относительное изменение цены, вызвавшей это изменение:
, где - изменение объема спроса и уровня цены на товар; - базисные объем спроса и цена. При e < 1 спрос называется неэластичным, при e=1 - единичная эластичность и при e> 1 - спрос является эластичным. 2. Эластичность спроса по доходу. Если исследуется реакция спроса на изменение денежных доходов покупателей, то количественно она может быть выражена с помощью следующего показателя , где - относительное изменение объема спроса на какой-либо товар; - относительное изменение дохода покупателей. Товар считается «некачественным», если e<0 (с увеличением уровня доходов покупателей его потребление сокращается за счет переключения спроса на другие, более совершенные, пусть и более дорогие, товары) и «нормальным по качеству» при e>0. 3. Перекрестная эластичность спроса по цене. Данный показатель чаще всего применяется при выявлении влияния цены одного товара на объем спроса на другой товар: , где - относительное изменение объема спроса на товар 1; - относительное изменение цены товара 2. В зависимости от величины данного показателя товары 1 и 2 могут быть взаимозаменяемыми (e<0), взаимодополняемыми (e>0) и нейтральными (e=0). Расчет групповых (для разных социально-экономических групп) и региональных коэффициентов эластичности имеет очень важное практическое значение, поскольку спрос со стороны различных покупателей по-разному реагирует на одни и те же факторы. Так, для потребителей с низким уровнем доходов увеличение цен уже на 1 % может вызвать существенное сокращение уровня спроса, в то время как для высокодоходной группы покупателей эта величина будет недостаточной (не превышает их «порога чувствительности»). Вследствие этого, при наблюдении изменения объема спроса на один и тот же товар при переходе от одной группы покупателей по доходу к другой можно заметить непропорциональность такого изменения (в зависимости от того на каком месте в иерархии потребностей данной группы находится товар).
На величину коэффициентов эластичности (главным образом, величину коэффициента эластичности по цене) оказывают влияние следующие факторы: ºналичие хороших заменителей. Чем больше таких заменителей, тем больше показатель эластичности спроса по цене; ºинформированность покупателей о наличии заменителей. Большая информированность покупателей также оказывает влияние на увеличение коэффициента эластичности; ºдоля расходов на данный товар в доходе покупателя. Чем она меньше, тем, при прочих равных условиях ниже величина показателя; ºвременной интервал, используемый для оценки реакции со стороны спроса. Чем больше времени истекло с момента изменения цены, тем больше времени имели покупатели для обнаружения наличия заменителей товара и оценки их пригодности для удовлетворения собственных потребностей и, таким образом, больше величина коэффициента эластичности. Более насыщенными информацией о характере развития спроса являются трендовые модели типа , которые выражают основную тенденцию развития, позволяют выявить наличие ускорения или замедления роста объема спроса на отдельные товары или группы товаров, его абсолютное уменьшение или уменьшение. Использование многофакторных регрессионных моделей позволяет оценить позволяет оценить роль ряда социальных и экономических факторов (прироста численности населения, изменения его денежных доходов и т.д.) на динамику объема спроса, а также количественную меру этого влияния. Следует также иметь ввиду, что эластичность спроса проявляется не только в форме изменения его объема, но и в изменениях его структуры. Эластичность спроса от цены может определяться не только по статистическим данным, но и на основе опросов потребителей. Существует несколько способов выявления реакции потребителей на предложенный уровень цен, отражающий эластичность спроса: Дельфи, панельный опрос и его модификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|