Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология и философия культуры.




А.В.Костина

Культурология

Конспект лекций


Москва

Раздел I. Теория культуры

Тема I. Культурология как наука.

Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета.

Появление культурологи было обусловлено следующими причинами:

1) необходимостью выработки такого понимания культуры, которое может способствовать связи теоретических представлений о ней и практического ее воплощения в о всех сферах человеческой деятельности;

2) стремлением к выработке в условиях глобализации наиболее объективного понимания культуры, основывающегося не на особенном, а на общем, которое может способствовать диалогу культур (в том числе, европейских и неевропейских);

3) необходи мостью целостного анализа культуры как объекта государственной политики для принятия в этой сфере всесторонне обоснованных решений;

4) необходимостью формирования культурных потребностей человека в потребительском обществе;

5) стремительным развитием информационных технологий, приводящим к росту рационализма и технократизма.

Исследовательским предметом культурологии является:

· изучение закономерностей развития культуры как сверхсложной системы – ее содержания, структуры и функций;

· раскрытие динамики и технологий ее функционирования, транслирования и интерпретации;

· прояснение смысла понятий «диалог культур», «взаимодействия культур», «культурный кризис», «тип культуры», «массовая культура», «элитарная культура», «динамика культуры», «культурный регресс», «культурная политика» и многих других;

· изучение генезиса и процесса взаимодействия культуры и цивилизации;

· поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур;

· выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры;

· прояснение смысла таких понятий как «диалог культур», «духовность», «тип культуры»;

· соотношение культуры и науки, культуры и религии, культуры и природы, культуры и морали, культуры и идеологии;

· выявление специфических особенностей и базовых ценностей русской культуры[1].

Итак, культурология - это

· наука, которая предметом научного анализа видит культуру - уникальный, сложный объект, глобальный феномен, не имеющий локализации во времени и пространстве;

· интегративная наука, метанаука, которая систематизирует и интегрирует то знание о культуре, которое накоплено различными частными науками о культуре: философией культуры, социологией культуры, историей, искусствознанием, литературоведением, семиотикой, этнологией и др. – и осмысливает накопленные знания о культуре на более высоком, по сравнению с частными науками о культуре, уровне.

 

Место культурологии в системе гуманитарного знания

Относительно предмета культурологии сегодня можно выделить несколько точек зрения:

1. близкая уровню обыденного понимания, где культурология трактуется как предмет, изучающий «наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования»;

2. культурология предстает как совокупность или комплекс наук о культуре;

3. в некоторых концепциях культурология трактуется более узко и рассматривается как теория и история культуры;

4. культурология как философия культуры;

5. культурология как аналог культурной антропологии, в качестве составных элементов включающей археологию, этнологию, лингвистику.

Поэтому задача исследователя – рассмотреть науки, занимающиеся изучением культуры и доказать специфику культурологии и ее отличие от иных наук о культуре.

Культурология и философия культуры.

Известный отечественный философ В.М. Межуев считает, что философия культуры и культурология соотносятся так же, как философия и наука в целом. Различия между наукой и философией можно обобщить в следующей таблице:

Наука Философия
1. Существует вне культурного контекста – ее законы объективны для любой культуры. 1. Существует в определенном культурном контексте и имеет смысл только в границах определенной культуры.
2. Наука познает мир вне связи мира с познающим субъектом. 2. Философия познает мир в связи с человеческой субъективностью, всегда культурно обусловленной.
3. Картина мира. Культура рассматривается отстраненно и объективно, то есть в науке проявляется стремление к натурализации мира.   3. Создавая картину мира, философ проецирует на нее свое представление о человеке в ситуации своего времени и своей культуры. То есть, в философии проявляется стремление к гуманизации мира.
4. Природа по своему физическому строению выступает как одна и та же в любой культуре 1. Природа по смыслу и значению – разная в разных культурах. Задачей культурфилософии и была выработка идеи природы, которая предстает в своем культурном значении.
5. Научное отношение к культуре – описательное и дескриптивное. Здесь акцентируется то, что присуще человеку в любые времена и в любых обстоятельствах. 2. Философское отношение к культуре – оценочное и нормативное.
Итак, культурология – это знание о разных культурах в их отличие друг от друга. Философия культуры – это знание о культуре, которую мы считаем своей, то есть это самосознание.
Наука о культуре и философия культуры предполагают друг друга: осознавая свою культурную идентичность, мы не можем обойтись без знания о разных культурах, а последнее лишено смысла без «идеи культуры» - т.е. того, что она значит для нас. Вне научного осмысления изучения культура – отвлеченная идея, вне философского осмысления – простое множество культур[2].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...