Языческих, связанных с народной культурой.
Парадоксом Средневековой культуры становится взаимодействие фольклорной традиции с официальной церковной доктриной, когда многие тексты испытывают влияние фольклора. Конечно, долгое время гарантом единства веры был сакральный язык - латынь, на котором была представлена вся богословская литература (более того, в течение долгого времени это был единственный письменный язык). Но живая речь и фольклорное мышление проникали и в литературную речь. Причинами этого процесса являлись следующие факторы: церковь стремилась завладеть сознанием каждого слушателя - отсюда простой язык, опора на фольклор и его стилистику, образы и сюжеты; переписчики книг Священного писания, вносящие изменения в тексты были, как правило, вчерашними крестьянами; сами священники часто являлись выходцами из народной среды. 3. Каноничность культуры Средневековья проявлялась в стремлении к воспроизводству известных образцов, приводящее к бесконечному варьированию хорошо знакомого и ранее усвоенного. Христианская культура стремилась к канонизации образцов, стилей, жанров, так как истина - одна, она давно открыта и требует лишь подтверждения, нового иллюстрирования. Тот же, кто ставит под сомнение очевидные истины и стремится к новому - еретик. Поэтому в музыке существовала традиция переработок: наиболее простые из них - это перетекстовки одноголосных напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus, в живописи - обращение к одним и тем же сюжетам. Точно так же в архитектуре, где готические соборы в Сен-Дени, Реймсе, Париже являлись иконографическими образцами, которые возникали там, где учреждалась церковная метрополия в союзе с королевской властью.
4. Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом произведений является Бог, а человек - лишь его орудие. 5. Символичность и аллегоричность произведений искусства. Символизм Средних веков был средством интеллектуального освоения действительности. Средневековый художник стремился к тому, чтобы раскрыть в образе духовную сущность мира, аналогично тому, как Бог воплотился в человеке в образе Христа. Однако, двойственность искусства в том, что изначальный образ, который художник стремится отразить в своем произведении - это высшая, духовная сущность, а материал, воплощающий этот образ, - низшее состояние мира.Назначение символики - как раз в том, чтобы найти компромисс между этими двумя противоположностями. Мир есть создание Бога, следовательно, в каждом предмете скрыта божественная сущность. Символы существуют, чтобы обнаружить, а, с другой стороны - скрыть истину от недостойных. Символичной становится архитектурная форма сакральных построек, которые мыслятся моделью Вселенной. И базиликальные, и крестово-купольные храмы имеют в плане форму креста. Ту же семантику имеет и роскошь внутренних церковных интерьеров, где блеск и нарядность становятся символами вечного блаженства. Символическую нагрузку несет цвет внутреннего пространства: голубой воспринимается символом божественной мудрости, чистоты, духовности (как правило, это цвет Богоматери), золотой уподобляется сиянию Царства небесного, белый символизирует чистоту и т.п. Многочисленные символы становятся знаками, носителями определенного смысла, часто сакрального, и могут быть «прочитаны»: так рыба становится знаком первых христиан и часто сопутствует изображению Спасителя, так как ichtius есть аббревиатура И.Х. (Иисус Христос); голубь - символом Бога ( Духа Святого); фонтан - символом обновления; виноградная лоза - символо м искупительной жертвы Христа; сосуд с водой - символом крещения; Солнце - символом Бога-Отца; поднятая рука - символом клятвы.
На средневековых фресках и мозаиках часто встречаются изображения цветов, где: лилия символизирует чистоту Богоматери; ирис - ее величие; водосбор (трилистник), а также анютины глазки становятся символом Троицы; колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечики, саранча, ящерицы) - адские существа - воплощение дьявола; cмирение символизируют маргаритки и подорожник; славу - лавр; поклонение Христу - подсолнечник. Культура франков На развалинах старого Рима (разрушен окончательно в 476 г.) возникли многие государства - Византия, ставшая наследницей античности, и многочисленные варварские королевства: остготское (а затем Лангобардское) на Апеннинах,вестготское на Пиренеях, англосаксонское в Британии, франкское на Рейне и др. Из всех варварских государств наиболее крупным и сильным оказалось государство франков, основанное Хлодвигом, принявшим Христианство, и расширившееся при его преемниках (династия Меровингов). Искусство варваров несло на себе отпечаток времени - создаваемое в условиях позднеродового строя, оно совмещало собственно эстетические функции предмета с утилитарными. Так, большинство произведений являлось не только украшением оружия, сбруи, одежды в виде металлических пластин, пряжек, подвесок, но и играло роль амулетов. Эти произведения включают и изображения животных - как правило, могучих, стремительных, коварных и жестоких, оплетенных вязью растительного орнамента. И сам стиль в своем названии несет содержание произведений - «тератологический» - ужасный, звериный. В это время складывается так называемый и полихромный стиль: изделия из металла украшаются вставками из драгоценных камней, цветного стекла, эмали. В это время начинается строительство церквей - первоначально небольших, грубых, но дублировавших план римских базилик (где прямоугольное здание, вытянутое в длину и в плане представляющее крест, делится на три, пять и больше продольных нефов, с входом в западной части и полукруглой апсидой с алтарем в восточной). Первые изображения христианских святых, погруженных в орнаментальную вязь из причудливых растений и фантастических животных, сначала были выполнены в «тератологической» манере, использующей элементы народного творчества: фольклорные мотивы, языческую фантастику, животный эпос, любовь к яркой узорности.
Наивысшего расцвета раннефеодальная европейская культура достигла при Карле Великом, легендарном герое эпоса «Песнь о Роланде», устроившем при дворе школу, именуемую «Академией», где он сам и его приближенные занимались «свободными науками» - упражнениями в риторике, грамматике, диалектике. Карл Великий мечтал восстановить связи с эллинистической культурой, поощряя художников, поэтов и ученых, однако сам оставался неграмотным. Отсутствие естественной преемственности с античностью обусловило основные черты каролингского искусства, являвшегося неустойчивым соединением разнородных частей. Распад империи Карла и возникновение на его основе Франции, Германии, Италии означал начало новой эпохи и в развитии искусства Европы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|