Масса и элита как социокультурные феномены
C конца XIX века ученые проявляют интерес к феномену массы. Психологию толпы изучают Г. Тард, Г. Лебон, У. Мак-Дауголл, З. Фрейд и др. Данная проблема разрабатывается и в России Бехтеревым, Михайловским, Войтоловским. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» прошла несколько стадий: сначала масса рассматривалась как толпа, растворяющая индивидуальность, рвущаяся к власти, которой надо преградить путь (Г.Лебон, Х.Ортега-и-Гассет). Затем категория «масса» (введена в 30-х годах Л.фон Визе) рассматривается как разделяемая на «латентную» (лишенную прочных социальных корней и традиций, неуверенную, мятущуюся) и «наличную» или «актуальную», готовую на экстремистские действия. К.Маннгейм и Э.Ледерер понимали массу как консервативную силу, управляемую элитой, Д.Рисмен, Э.Фромм, Г.Маркузе - как «толпу одиноких», дезинтегрированных, «одномерных», отчужденных людей, в которой человек теряет свою индивидуальность и, по выражению Э.Фромма, «бежит от свободы», личность становится ориентированной извне и уподобляется «человеку-локатору» (Д.Рисмен). Для 30-40-х годов XX века становится характерным восприятие массы как совокупности атомизированных индивидуумов, где происходит самоотчуждение личности. Одним из первых попытался дать системный анализ определений «массы» американский социолог Д.Белл, подчеркнувший, что разнообразие теорий «массового общества» и их недостаточная четкость предопределено изначально неопределенностью термина «массы», являющегося организующим началом подобных теорий. В работе «Конец идеологии» Д.Белл выделил пять основных значений данного термина: · массы как недифференцированное множество (в противоположность классу или иной относительно однородной группе людей). Характерными чертами «человека массы» становится конформизм, «стадная экзальтация», безответственность, потеря индивидуальности. Потребление информации, распространяемой средствами массовой коммуникации осуществляется всеми группами населения единообразно, поэтому Д.Белл приходит к выводу, что средства массовой информации создают «своего» человека массы, отличного от реального;
· cмысл массы как синонима невежественности Д.Белл выявляет на основе работы Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», видящего причину их выдвижения «к рампе» с «заднего плана социальной сцены»(84) в низком качестве цивилизации и культуры; · индустриальное, «механическое общество» накладывает на людей свой отпечаток, предопределяет и регламентирует их образ жизни, пристрастия и предпочтения. Здесь бытие человека характеризуется превращением индивидуального в его техническую функцию и приобретает маскоподобный характер, а массы трактуются как механизированное общество; · понимание массы как бюрократизированного общества прослеживается в работах М.Вебера, К.Маннгейма, Р.Липсета, Д.Рисмана, Э.Фромма, суть которых сводится к следующему: ориентация производства на повышение его эффективности создает ситуацию, где все решения принимаются наверху, в отрыве от основных производителей, теряющих свои личностные характеристики в «пользу стадности»; · основы сугубо психологической трактовки массы как толпы были заложены еще Г.Ю. Лебоном, затем продолжены З.Фрейдом, считающими поведение людей в толпе формой «массового психоза». Однако, разнообразие значений термина «масса» не предполагает проявления аналогичных различий на поведенческом уровне, где человек как часть массы неизбежно становится воплощением стадности, шаблонности и унифицированности. В основу сущностной характеристики подобного индивида могут быть положены такие его свойства, как обезличенность, замена индивидуальности инстинктивными реакциями, («массовое опьянение», «массовое безумие»), преобладание эмоции над разумом, понижение интеллекта массы по сравнению с интеллектом составляющих ее единиц (масса - «сниженный уровень человечества»), утрата личной ответственности, нарушение контроля за своими действиями.
Элиты - это господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику. Элиты являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования общества любого типа. В Западной Европе начиная с XVII века понятие «элита» употреблялось для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве. Согласно Оксфордскому словарю 1823 года, термин «элита» применялся в качестве определений категорий высшей знати, «избранных» людей. Истоки идеи элиты как правящего класса, состоящего из философов-профессионалов, восходят к Платону. Т. Карлейль противопоставлял «героев» и «толпу», Ф. Ницше предложил ряд возможных интерпретаций идеала «сверхчеловека». В современных исследованиях различаются полит, и культурные элиты; первые, называемые также «правящими», «властными», сегодня, благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч. Р. Миллса, Р. Милибанда, Дж. Скотта, Дж. Перри, Д. Белла и др. социологов и политологов, достаточно подробно и глубоко изучены. В концепциях элитизма В. Парето, Р. Михельса и Г. Моски проводится идея о том, что единственной надеждой на спасение культуры от омассовления является элитарная культура и элита как ее субъект, которая формируется всегда как меньшинство против подчиняемой им массы управляемых. По мнению этого представителя итальянской школы, существует закон социальной дихотомии общества, который может быть интерпретирован следующим образом: в любом обществе возникают два класса - господствующий и подчиняющийся, правящий и управляемый. Первый - всегда малочисленный - монополизирует власть и извлекает выгоду из своего положения. Индивиды, его составляющие, отличаются от масс материальным, интеллектуальным или моральным превосходством, это наиболее сильные, энергичные. Другой же, более многочисленный класс, контролируется первым классом, обеспечивающим управляющему большинству материальные возможности для существования, а также средства для функционирования политического организма. Идеи итальянской школы политической социологии получили дальнейшее развитие и распространение не в Италии, а в США, где в начале 30-х годов в Гарвардском университете прошел семинар по изучению концепций Парето. В нем приняли участие Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Хомас, У. Уайт - в будущем известные социологи, находящиеся в состоянии поиска закономерностей, дающих возможность эффективно воздействовать на поведение «некомпетентных масс» и формировать его в русле, отвечающем интересам господствующей элиты.
Гораздо менее чем властные, исследованы элиты культурные — страты, объединенные не экономическими, социальными, политическими и властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|