Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Своеобразие византийской культуры





Еще в IV веке Римская империя разделилась на две части, каждую со своим императором, - Западную и Восточную. На месте прежней греческой колонии Византии императором Константином был воздвигнут Константинополь, ставший столицей Восточной империи. После падения Рима Византия стала единственной наследницей традиций Античности и сохранила статус «империи ромеев». Византия была страной с величественной и блестящей культурой (античные статуи не были уничтожены, а продолжали украшать улицы Константинополя), чем разительно отличалась от своих соседей, примитивных варварских государств. Но несмотря на внешнее сходство с Античной культурой, собственные идеалы и устремления Византии были иными.

Византийское искусство своеобразно тем, что в нем слиты воедино два противоположных начала: спиритуализм и пышная зрелищность. Однако, блеск и парадность, золото и мрамор, красочность и сияние - все оказалось уместным, как символ духовного блаженства. А вместе с тем, эта роскошь, эта зрелищность так хорошо отвечали всему «земному» стилю восточной ромейской империи, вкусам богатого, знающего толк в наслаждениях константинопольского двора.

Сама церемония богослужения являлась «бестелесным и духовным» театром. Когда послы киевского князя Владимира в X веке побывали в Царьграде (так называли на Руси Константинополь) на богослужении в соборе cв. Софии, они, как повествует летопись, не знали, на земле они или на небе. По преданию, это и послужило одной из причин тому, что Русь приняла христианство византийского образца, а не западного. Видимо, столь сильное впечатление на послов произвел не только богослужебный ритуал, но и храм, где он совершался, - знаменитая константинопольская cв. София.

Функциональное назначение средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с сакральной архитектурой античности. В античных храмах главенствующую роль играло их наружное пластическое решение, становящееся кульминацией сооружения, и очень малую - внутреннее пространство. Связано это было с тем, что в античной традиции предполагалось все обряды и празднества проводить снаружи, на площади, а в храме, который считался жилищем бога, в полумраке находилась статуя божества. Назначение христианской церкви было иным: она воспринималась, прежде всего, как место, где собирается община верующих для общения с Богом. Теперь главной задачей зодчих становится организация внутреннего пространства, а внешний вид здания решается, как производное, оболочка. В это время в церковном зодчестве складываются формы, ставшие каноническими для христианских храмов: базиликальная, более характерная для архитектуры католической и крестово-купольная форма православных храмов, имеющая восточные корни. Эти здания - чаще всего квадратные в плане, их внутреннее пространство делится четырьмя массивными столбами на девять ячеек, обрамленных арками, и освещается центральным куполом, символизирующим небесный свод.



В Византии складываются основные виды живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), причем использовались не только христианские сюжеты, но и светские: бега на ипподроме, природа, животные, птицы, театральные представления; икона; книжная миниатюра.Наиболее древние мозаики сохранились в храмах и усыпальницах Равенны, когда-то бывшей столицей остготов и их культурным центром. Здесь покоится прах Теодориха, первого остготского короля, здесь Данте завершил «Божественную комедию», здесь же он похоронен.

Образцом зрелого, законченного византийского стиля XI-XII вв. является монастырь Дафни близ Афин или в Чефалу (Сицилия). Здесь представлена окончательно сложившаяся строго установленная иерархическая система сюжетов, иллюстрирующих основные догматы Христианства:

в куполе помещается большое поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя);

в апсиде - фигура Богоматери, чаще типа Оранты (молящейся с воздетыми руками);

по сторонам от нее, как стражи - фигуры архангелов;

в нижнем ярусе – апостолы;

на парусах – евангелисты;

на столбах – Благовещение;

на стенах - сцены из жизни Христа и Марии;

на западной стене - сцены Страшного суда.

XIV век - новый и последний подъем византийского искусства (династия Палеологов). Но в XV веке Византия пала под натиском турок - собор Св.Софии был превращен в мусульманскую мечеть, византийское искусство прекратило свое существование. Но византийский стиль распространился далеко за пределами Византии - его влияние ощущается в Болгарии, Сербии, южной Италии, Венеции, отчасти Армении и Грузии. Первоклассные византийские мастера работали и в Древней Руси - в Киеве, Новгороде, Владимире. Их ученики развивали на местах эти традиции по-своему. Когда Византия дряхлела, средневековое русское искусство оказалось в расцвете сил.

Тема VIII. Культура эпохи Возрождения

Сущность, основные идеи и принципы эпохи Возрождения

Свое название эпоха Возрождения или Ренессанса получила из-за широкого освоения античного наследия, которое после многих веков забвения было вновь востребовано и как бы возродилось. Переводятся и издаются произведения древнегреческих поэтов и философов, актуализируются и античные представления о прекрасном и идеальном, о гармонии. Принято различать Итальянское и Северное Возрождение. Если основой первого стало возрождение не только принципов античного гуманизма, но и художественных традиций античности (как части истории своей культуры), то для северных стран античный художественный контекст не был естественным, и художники: Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Мартин ван Клеве - обращались к собственным истокам и художественным традициям.

Хронологическими рамками Возрождения стали в Италии XIV-XVI века, а в других странах - конец XV-XVI вв. Несмотря на то, что Ренессанс - явление общеевропейское, наиболее заметный след оно оставило в Италии, где прошло ряд этапов развития: Проторенессанс - конец XIII - первая половина XIV в. («треченто»); раннее Возрождение - вторая половина XIV-XV в. («кваттроченто»); Высокое Возрождение - конец XV - первые три десятилетия XVI в. («чинквеченто»); позднее Возрождение - вторая половина XVI в.

Предпосылки Возрождения:

переход от феодализма к капитализму,

высокий уровень урбанизации,

широкий размах торговли, ремесленного производства, финансового дела,

рост светских настроений, который привел к изменению самоощущения человека и осознанию его личных способностей и росту его творческой активности.

Теоцентрическое мировоззрение Средневековья сменяется антропоцентризмом Возрождения, и основным принципом становится гуманизм. Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Эпоха Возрождения отмечена и выдающимися научными достижениями: активно развиваются философия (Р.Декарт, Ф.Бэкон), физика, математика (Паскаль, Кардано), астрономия (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей), химия, биология, медицина и анатомия (Парацельс, Везалий). Более того, само творчество художников и скульпторов подобно научным исследованиям, предметом которых становится абсолютно новый для этой эпохи объект – человеческое тело. Важнейшим изобретением становится печатный станок Гуттенберга, ставший первым шагом на пути к формированию единого информационного пространства; великие географические открытия способствуют созданию новой картины мира, нанося удар по богословской концепции мироздания.

Однако стремление к самостоятельности социальной и художественной сопрягалось с такими чертами, как рационализм, расчетливость и стремление к чувственным радостям, противостоявшими аскетизму распространенной повсеместно церковной морали. Многочисленные противоречия эпохи Возрождения многими воспринимались как падение духовности, бывшей основой культуры Средневековья.

Таким образом, эта эпоха смогла совместить в себе несовместимое: тотальная религиозность смогла наложиться на светское содержание, ставшее альтернативой религии как единственной и идеальной системы духовной жизни. Далее, это привело к сосуществованию Античности и Христианства - как на уровне миропонимания, так и на уровне сюжетно-ситуативном, причем, сама культура не превратилась ни в ортодоксально-религиозную, ни в языческую. Как отмечают многие исследователи, культура Ренессанса включила в себя элементы и средневековой культуры, и культуры Нового времени, но сама не стала ни феодальной, ни буржуазной.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.