Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные особенности народной культуры.




Народная культура - это традиционная культура, включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Ее основные черты:

· существование в устном, б есписьменном варианте,

· опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности – как в области поведения, так и мышления;

· непосредственный способ передачи - от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы;

· консервативность, не подверженность влиянию иных культурных традиций, малая приспособленность к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций;

· способность регулировать все аспекты жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни и специфику социальных взаимоотношений ее членов, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности воспитания детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык;

· в настоящее время основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией.

Ее субъектом является народ – коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива – отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Между тем, рассматривая данный вопрос, большинство исследователей склоняется к выводу о том, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой, напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуры. Одна имеет древние корни, уходящие вглубь веков и отражает мечты, обычаи, склад характера того или иного народа, другая меняет вкусы и идеалы с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Во-вторых, народная культура всегда национальна, тогда как массовая - космополитична, рассчитана на любые национальные характеры и вкусы. Наконец, массовая культура, в отличие от народной, псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях, вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее.

Если массовая и элитарная культура изучаются, в основном, социологией, философией и искусствоведением, то народная культура является предметом изучения этнологии, культурной антропологии, фольклористики, этнолингвистики, искусствоведения, истории культуры.

Раздел II. История мировой культуры

Тема IV. Культура первобытного общества

Теории возникновения человека и культуры

Наиболее древняя теория возникновения человека и культуры, но получившая сегодня актуальность и общественный резонанс - креационная, согласно которой мир появился в результате волевого акта Демиурга - Бога. Человек и Культура в данной концепции понимаются даром Божьим, а основным назначением человека становится приближение к образу Бога, приобщение к высшим духовным ценностям. Космологическая концепция воспринимает разум и культуру как результат трансплантации их на Землю из Космоса. Эволюционная теория происхождения человека находится в рамках марксистской парадигмы, согласно которой формирование человека связано с трудовой деятельностью, преобразующей мир Природы в мир Культуры.

По мнению ученых, первые люди (Homo gabilis - «человек умелый») появились на Земле около двух с половиной миллионов лет назад. Их предками были не человекообразные обезьяны, а самостоятельная ветвь, развивавшаяся параллельно с данной. Их особенности: прямохождение, относительно развитый головной мозг и наличие сформировавшейся кисти руки с противостоящим большим пальцем. В это время возникают зачатки материальной (производство орудий труда, оружия, одежды и жилища) и духовной культуры (регулируемые коллективом правила и нормы поведения представителей различных полов и возрастных групп).

Но только с появлением Homo sapiens (человека разумного) возникла собственно культура первобытного общества (примерно 40-35 тыс. лет назад) - как материальная, так и духовная. В это время: увеличивается разнообразие каменных и иных орудий, появляются сложные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Особенностями духовной культуры этого периода становится усложнение общественных отношений: появление брака, запрещающего инцест, рода и семьи. В это время формируются ранние формы религии, появляется художественное творчество, складывается система научных знаний.

Предпосылки появления человека как человека культурного:

1. экстремальные условия жизни, обусловившие выживаемость индивидов с высокой степенью адаптации, гибкостью поведения и парадоксальностью мышления,

2. переход к прямохождению,

3. использование орудий труда,

4. совместная деятельность, которая привела к развитию коммуникации,

5. появление знаков, символов, языка и переход от языка инстинктов, которым владеют животные, к языку мышления, оперирующему знаками.

Существует несколько теорий глоттогенеза (от греч «глота» - язык, «генезис» - развитие, т.е. формирование языка):

· постепенное суммирование речемыслительных навыков;

· Б.Ф.Поршнев в работе «О начале человеческой истории» выделяет три стадии развития языка: животную имитацию, суггестию (внушение) ископаемых людей, формирование собственно речи. В качестве фактора, приведшего к формирования человека и языка автор выделяет не труд, а именно коммуникацию;

· экологическая теория формирования языка, где в качестве ведущего фактора глоттогенеза рассматриваются изменения климата: поздний палеолит (40-25 тыс. лет назад) - охота в холодном климате, когда к призывам и сигналам добавляются уточнители, обозначающие предметы; 25-15 тыс. лет назад первые имена получают животные (это время их активного изображения на стенах пещер); обозначение же человека появляется значительно позже - в эпоху мезолита.

 

Материальная и духовная культура первобытного общества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...