Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура античной Греции: условия возникновения. Особенности религии и мифологии




Предпосылки возникновения и основные черты античной культуры:

1. Влияние предшествующей Крито-микенской цивилизации.

2. Переход в начале I тыс. до н.э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека.

3. Уникальное государственное устройство - полис (город-государство) - формируется в VIII-VI вв., высший расцвет - V-IV вв. Это демократическая республика, где каждый свободный грек выступал как землевладелец, как носитель высшей законодательной власти (участвовал в народном собрании) и как воин.

4. Двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу, и государственную, обеспечивавшую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом.

5. Демократизация общественной жизни. Участие всех граждан полиса в жизни государства - все они входили в высший законодательный орган - народное собрание.

6. Отсутствие паразитирующей бюрократической прослойки.

7. Преобладание политики над экономикой. Трата дохода государством на организацию досуга и развитие культуры.

8. Ориентация культуры не на царствующих особ, а на рядового свободного гражданина, и прославление таких его гражданских качеств, как героизм, самопожертвование, духовная и физическая красота.

9. Светский характер культуры определялся отсутствием замкнутой касты жрецов, и на жреческие должности мог быть избран любой, не имевший физических недостатков, гражданин. Религию и мифологию отличало гуманистическое содержание, где боги были близки людям в своих проявлениях, а человек вступал с богами в спор и мог, подобно хитроумному Одиссею, выходить в этом споре победителем.

Основные периоды развития греческой культуры

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I в. до н.э.)

Гомеровский период

В этот период в Греции появляются первые изделия из железа, что становится мощным импульсом движения вперед и основой будущего процветания Греции не только в качестве ведущего очага индустрии железа в Восточном Средиземноморье, но и в качестве ведущей культуры. В это время Грецию заселяли: эолийцы, дорийцы и ионийцы. Гомеровский период стал временем расцвета эпической традиции («Илиада» и «Одиссея»). Сказания передавались устно профессиональными певцами - аэдами или рапсодами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма. Отсюда - термины «стих» (первоначально вид боевой шеренги, где каждому воину отведено свое место) и «ритм» (от греч. «стройность» - особый воинский строй). Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс морали, куда входили: доблесть («арете»), честь («тиме»), стыд («айдос»), т.е. ориентация на общественное мнение была весьма значительной. В поэмах же Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (родословная богов) отмечаются и иные ценности - трудолюбие и доброта. Поэтому принято считать, что античная этика начинается именно с Гесиода.

Архаический период

Эта эпоха - время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определяются специфические особенности цивилизации античного типа. Ее отличительной чертой было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Первоначально агон возник в среде аристократов, где участие в соревновании и победа в нем, не приносящая материальной выгоды, были символами знатности и бескорыстия. Затем «агональный дух» проникает и в другие социальные слои, где утверждается мысль, что победа над соперником есть высшая ценность в любой сфере деятельности.

Агон проявляется не только во всех областях материальной и духовной жизни, но также в экономике и политике.

- В спорте агональный дух воплотился в устройство всегреческих игр в Олимпии (VIII в. до н.э.). Аналогичные игры устраивались и в искусстве – это Пифийские игры, проводимые в честь победы Аполлона над змеем Пифием, где состязались кифареды (исполнители на кифаре) и арфисты (исполнители на арфе).

- В науке агональный дух проявился в оформление трактатов в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которого и выясняется истина. Это обстоятельство и явилось предпосылкой для возникновения в Древней Греции впервые в истории человечества науки со своими законами и системой доказательств.

- Диспут становится и основной формой обучения.

- Театральные представления являются состязаниями драматургов, в которых «отец трагедии» Эсхил побеждает 13 раз, Софокл - 24, а Еврипид - 5 раз.

В период архаики сложились основные типы и формы греческого искусства:

1. В архитектуре - тип храма-периптера, окруженного колоннадой, и система ордеров (дорический – древнейший, где основание колонны и ее высота соотносились как 1/6 – это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины, ионический, ориентированный на пропорции женской фигуры: 1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом).

2. В скульптуре - раскрашенные статуи стройных обнаженных юношей и девушек в возрасте акмэ - куросы и коры.

3. В рельефе - сцены битв и состязаний.

4. В росписи сосудов - чернофигурная и краснофигурная вазопись.

5. В литературе - новое течение - лирика, сменившее классический эпос (Архилох, Анакреонт, Сафо).

6. В философии - первые догадки о бесконечности Вселенной и множественности миров (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Античную философию эпохи архаики также трудно представить без «Пифагорейского союза», который был одной из первых научных школ, научно-философским и этико-политическим сообществом единомышленников. Основателем его стал Пифагор (вторая половина VI в. - начало V в.), учившийся, по преданию, мудрости в Вавилонии и даже в Индии. По Пифагору, «самое мудрое - число», которое лежит в основе мира и управляет всеми вещами, даже нравственными и духовными. Пифагор вошел в историю не только как основатель теоремы о сумме квадратов сторон прямоугольного треугольника, но и как астроном (учение о гармонии небесных сфер), а также теоретик музыки (учение о консонансах и диссонансах, доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела).

Классический период

Литература и философия, скульптура и архитектура этого периода стали нормой и образцом для всей последующей античности. Это время расцвета таланта политиков-реформаторов Солона и Ликурга, скульпторов Фидия, Поликлета, Праксителя, трагиков Эсхила, Софокла, Эврипида, творца комедии Аристофана. Воплощением эллинской мудрости стал великий Сократ, учитель Платона. Он не создал философской системы и не оставил ученых трактатов, цель его философствования была иная - своими беседами он заставлял мыслить самостоятельно, побуждая к творческому, незаинтересованному, отвлеченному мышлению, изменяя обывательские представления о вечных истинах: знании, благе, добродетели, красоте, истине. Название этого метода - «майевтика» - искусством, помогающее рождению истины. Семидесятилетний Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в порче нравов юношества, и окруженный учениками, принял смерть, выпив чашу с цикутой.

Одним из учеников Сократа был Платон. Наряду с преходящим миром вещей Платон открывается мир «эйдосов», или «идей», постигаемых не чувствами, а разумом. Однако в конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущую идею добра, что отражается в написании диалога «Законы» - одной из первых в европейской истории антиутопий, предвосхищающей «1984» Оруэлла, где изображается полицейское тоталитарное государство «казарменно-социалистического типа». Значительно пересмотреть взгляды Платона смог Аристотель, его ученик, которому принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель является основателем логики, его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, политике.

Во многом расцвет греческой культуры в V-IV вв. до н.э. был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. После обучения грамоте преподавалась литература, классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода, не менее важным считалось музыкальное и математическое образование. С 13-14 лет начинали посещать гимнастические школы - палестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государственные, содержащиеся богатыми гражданами - «гимнасиархами» - Академия (здесь основал свою философскую школу Платон), Ликей (где размещалась философская школа Аристотеля) и Киносарг.

«Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» - софистов (самыми известными из них были Протагор, Горгий и Продик). Софисты учили не добывать истину, а побеждать в споре, утверждая, что истина у каждого своя. Протагору принадлежит знаменитое изречение «Человек есть мера всех вещей», что утверждало относительность истины и означало «Сколько людей, столько истин». Подобные доказательства, как правило, основывались на сознательном нарушении логических законов и позже получили название «софизмов».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...