Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шумеро-аккадская культура.




Аккадцы, подчинившие и ассимилировавшие затем шумеров, восприняли и переработали культуру своих предшественников. Своеобразным центром Передней Азии становится основанный ими Вавилон. Город окружали высокие стены с зубцами, а башни были украшены изразцами с изображением фантастических грифонов. Среди вавилонских дворцов выделялся дворец с висячими садами Семирамиды - одно из чудес света - и вавилонский зиккурат с храмом бога Мардука - Э-Темен-Анки, ставший прообразом знаменитой библейской Вавилонской башни.

В Вавилонском царстве были разработаны первые законы, которыесчитались самыми совершенными вплоть до составления Римского права. Это законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), где регламентировались различные аспекты частного права: охрана собственности, защита арендатора, регуляция брачных отношений, наказания (различались для свободных, полусвободных и рабов). Основным достижением законов стали следующие положения: юридическое определение вины и замена кровной мести государственным наказанием.

Значение месопотамской культуры. Ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и вошли в сокровищницу мировой культуры, в том числе, в Библию и повлияли на формирование ветхозаветных сюжетов и догматов. К таковым относится идея Рая, сада богов, сюжет создания человека из праха (глины), а женщины - из ребра его. Описание всемирного потопа и спасения единственного человека на ковчеге вместе с обитавшими на земле тварями впервые дается в «Эпосе о Гильгамеше».

 

Специфика культуры Древней Индии

По своему происхождению и языку арьи (или арии) - создатели древнеиндийской культуры - принадлежат к индоевропейской семье народов (включающей древних греков, германцев, кельтов, славян, иранцев). Однако культурная традиция Индии резко отличается от ближневосточно-средиземноморского типа. Для духовной культуры индийцев характерен тот набор качеств, которые швейцарский психоаналитик К.Г.Юнг назвал «интровертированностью», то есть обращенностью вовнутрь, которая выразилась в углубленном самоанализе и саморегуляция, в практике аскезы и йоги, акценте на собственном индивидуальном поиске спасения.

Кастовая система. Религия.

В древнеиндийском обществе существовали «варны» - замкнутые группы, занимающие строгое место в обществе, принадлежность к которым определялась рождением. Варны впоследствии стали основой кастового строя. Высшей кастой считались брахманы - жрецы, следующими в иерархии были кшатрии - воины, затем - вайшьи - земледельцы, торговцы, ремесленники и шудры - рабы, бесправные и парии, настолько презираемые обществом, что даже прикосновение к ним считалось тяжким грехом.

Как и в других древних цивилизациях, культуру древней Индии во многом определяла ее мифология и религия. Господствующая форма религии и по сей день - индуизм. Стадии развития индуизма:

1 - ведическая религия (III тыс. до н.э.). Характерная черта ведической религии - обожествление сил природы, основа культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. Основные боги: Индра - бог бури и грома, бог-воитель (аналог славянскому Перуну), Агни - бог огня - и Сурья. Ведическая религия известна, главным образом, по Ведам (букв. «знание») - обширному набору культовых текстов на ведийском языке - грань II-I тыс. до н.э. Ведические гимны до сих пор считаются в Индии священными письменами, ранее их устно передавали из поколения в поколение. Название «Веды» наиболее близко соответствует древнегреческому слову «философия».

2 - в начале первого тысячелетия до н.э. в Индии получает распространение мифология брахманизма. Верховные боги - Брахма (создатель), Вишну (охранитель), Шива (разрушитель). Брахманические тексты содержат представления о развитии Вселенной, проходящей по кругу сквозь золотой, серебряный, медный и железный века, а затем гибнущей, и начинающей новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Брахманизм создает мифы о подвигах героев Рамы и Кришны, излагающиеся в древних поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

3 - сутью индуизма, формирующегося в середине первого тысячелетия до н.э., становится учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма - сумма добрых и злых дел человека). Эта концепция сансары определила гарантию Индии от всех социальных потрясений, когда нищета и принадлежность к низким кастам воспринималась как кара и следствие предыдущей греховной жизни и дурной кармы. Подобные религиозные воззрения коренным образом отличаются и от оптимистических египетских, и от пессимистических шумерских, где возвращение человека на землю принципиально невозможно. Целью индуизма было не простое улучшение кармы, а выпадение из круга перерождений и достижение освобождения - мокши, доступного только брахману-аскету (комплекс упражнений для освобождения - йога).

Из лона индийской культуры вышла одна из трех мировых религий - буддизм (VI-V вв. до н.э.), основателем которой считается принц Сиддхартха Гаутаме - Будда (623-544 гг. до н.э.). Будда провозгласил четыре «благородные истины» и основные законы бытия:

1. Существует страдание. Жизнь есть страдание, человек вынужден жить в муках.

2. Причина (корень) страдания - в жажде жизни и в его привязанности ко всем ее проявлениям.

3. Страдание уничтожается с уничтожением жажды жизни. Приблизиться к нирване можно путем преодоления пяти привязанностей - к телу, чувствам, понятиям, воле и сознанию. Подавить эти привязанности - значит уничтожить страдания.

4. Существует путь уничтожения страдания. Это путь к выходу из «колеса жизни». Среди элементов бытия (к таковым относятся, в первую очередь, знание и сосредоточение) есть такие, которые имеют способность нейтрализовывать процесс волнения, затормаживать его.

Привлекательность Буддизма, по сравнению с Индуизмом, состоит в том, что Буддизм провозглашает возможность спасения, независимо от варн и каст. В отличие от Христианства, ставящего в центр мироздания божественную личность - Логос, Буддизм не видит в центре мира ни человека, ни богов, миром управляет безличная мировая сила и ее законы.

Характерно, что буддизм нашел признание не в Индии, а в культурах Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, Тибета.

Культура Древнего Китая

Китайская культура принципиально разнится с индийской - ее отличает рационализм, высокая оценка жизни. Здесь не было влиятельной жреческой касты, как в Индии или Египте, зато был необыкновенно развит аппарат чиновничества. Отличительными чертами Китайской культуры стали консерватизм, стабильность (культура Китая возникла на рубеже III-II тысячелетий и почти без изменений просуществовала до XVII века), уважение к порядку и ритуалам. Воплощением этой культуры стала Великая Китайская стена как символ изоляционизма и традиционализма.

Такой тип культуры во многом был определен учением Конфуция (Кун-цзы, 551-479), основными чертами которого являются: следование традициям и обычаям, идеализация древности, сохранение патриархальных отношений со строгим подчинением младших старшим, проекция структуры семьи на государственную структуру («Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном»), высокая образованность (знание древних текстов и изречений мудрецов, умение писать (в том числе, трактаты) в свободном стиле.

Вторым источником особого типа духовности явился Даосизм. Его основатель - Лао-цзы (604 г. - жил, по преданиям, 160-200 лет). Основная концепция – это концепция Дао, Великого Пути, порождающего «инь» и «ян» - два начала (светлое и темное, мужское и женское и т.п.), уравновешивающих друг друга. Идеал правителя даосов – быть пассивным, не вмешиваться в естественный ход событий, ибо «когда правительство деятельно, народ становится несчастным». Даосизм скоро перерос в религиозное направление, внутри которого развивались алхимия (для подготовки смертного в бессмертные), астрология и геомантия (наука о связи космических и небесных сил и земного рельефа), что привело к изобретению пороха и компаса.

Но период формирования собственно культурного типа Древнего Китая приходится на эпоху «Воюющих царств» ( V-II вв. до н.э.), когда образуется устойчивый культурный комплекс средних царств - Чжань-го и формируется представление об их превосходстве над остальным миром «варваров четырех стран света». Единая система ирригационных сооружений вызывает необходимость централизации управления и наличия деспотической власти. В это время создается огромная империя с единой бюрократической системой управления и централизованной властью императора - Сына неба. Духовным основанием для складывающейся культуры становятся основные принципы даосизма и конфуцианства.

Однако в Царстве Цинь ( сер. IV в. до н.э.) при императоре Цинь Ши-хуане этим идеалам был противопоставлен тезис о том, что «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Принципами управления этой, так называемой, «школы законников» стали: метод наказаний вместо метода наград, жестокая кара за мелкие преступления, чтобы большим было неоткуда взяться, система круговой поруки, доносительство.

Все философские книги были сожжены, а ученые - истреблены или сосланы на строительство Великой Китайской Стены, которая стала символом изоляционизма Китая. После смерти императора все его бездетные жены были умерщвлены, строители гробницы - замурованы живьем, а самого императора в последний путь сопровождало воинство из десятков тысяч воинов, сделанных из глины. И хотя новая династия Хань вернулась к принципам конфуцианства, свободомыслие и множественность направлений философской мысли перестали быть характеристикой китайской культуры, а сами принципы управления законников были актуализированы в эпоху «культурной революции».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...