Ведущие принципы критического реализма.
1. Воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации. 2. Жизненная достоверность изображения, стремление к досконально точной, непосредственной передаче действительности в сочетании с осмыслением жизненных закономерностей. 3. Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии), внимательное отношение к общественному развитию, когда человек не рассматривается вне его социальной среды. Эстетику реализма в западном искусстве развивали Ги де Мопассан, Анатоль Франс, ромен Роллан, Генрик Ибсен, Генрих Манн, Томас Манн, Джон ГолсуорсииБернард Шоу. Все они в большей или меньшей степени следовали традициям реализма, заложенным в европейской литературе Бальзаком, Стендалем и Флобером.
Импрессионизм (от франц. Impression - «впечатление») - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать средствами живописи свои мимолетные впечатления. Импрессионизм появился в 1860-х годах во французской живописи в работах Э.Мане, О.Ренуара, Э.Дега. Название направлению дала картина Э.Мане «Впечатление. Восход солнца», выставлявшаяся в художественном салоне Парижа вместе с произведениями аналогичного содержания. Первоначальная реакция художественной общественности на подобную живопись была резко негативной, и представителей нового направления стали пренебрежительно называть «импрессионистами», то есть, «впечатленцами». Для живописи импрессионизма характерно: - свежесть и непосредственность восприятия,
- изображение мгновенных, случайных ситуаций, фрагментарность, неуравновешенность композиции, неожиданность ракурсов, - стремление писать серии картин на один сюжет для того, чтобы подчеркнуть изменение освещения (стога, кувшинки, Руанский собор и т.п.). В 70-80-е годы импрессионистские тенденции проникают в жанр пейзажа. К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей впервые за всю историю живописи выработали последовательную систему пленэра, предполагающую работу непосредственно на воздухе, а не в студии, и позволяющую передавать переливы солнечного света или тумана, сам цвет света, полусвета, тени, ощущение богатой световоздушной среды. Новые задачи живописи предполагали и наличие иной техники письма, когда краски наносились чистыми, в виде мазков на холст и смешивались, таким образом, не на палитре, а в глазу наблюдателя, зрителя. Для импрессионистов стали характерными такие черты, как высветление колорита, техника мелких мазков, использующих не основные цвета, а дополнительные, богатство рефлексов, тонов и полутонов, расплывчатость контуров, создающих иллюзию непостоянства, трепетности изображения. Восприятие действительности импрессионистами отличается яркостью и праздничностью, а мир на их картинах предстает сверкающим чистыми, яркими, сочными красками. Импрессионизм приобрел огромное значение в культурной жизни Франции, вызвавшее значительный резонанс в последующие десятилетия: в то время, когда импрессионизм начал себя изживать, ему на смену пришел постимпрессионизм, ставший своеобразной реакцией на первый и обогативший его реалистичностью в лице Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса. Впоследствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музыку, а также на литературу и театр. Тема X. Европейская культура XX века Основой современной европейской культуры становится такая модель мира, где в центре находятся идея субъективности как основополагающего качества совершенного, свободного, творящего человека и идея линейности, неограниченности развития. Этими качествами данная эпоха принципиально отличается от предыдущих и, особенно, от эпохи Средневековья с ее традиционализмом и настроенностью на воспроизводство лишь бывшего в опыте, а также низким уровнем самооценки личности, связанным с господством теологического мировоззрения.
10.1. Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: гуманизм, сциентизм, европоцентризм 1. Ведущей отличительной особенностью современной европейской культуры стала ее гуманистическая ориентация – но это не элитарный гуманизм Возрождения, значимый для избранных, а универсальный, демократический, ориентированный на каждого, любого человека и провозглашающий право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. В области политической культуры эта тенденция отразилась в создании «Всеобщей декларации прав человека», основные идеи которой были выработаны во Франции эпохи революции и зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина»» (1789). 2. Существенной чертой культуры этого времени является сциентизм – представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности, а о науке как о способной решать все проблемы, стоящие перед человечеством. Эта тенденция оформилась уже в XVIII веке, в эпоху Просвещения, в XX же веке наука превращается в производительную силу, что приводит резкому ускорению научно-технического прогресса и феномену НТР. Мировая научная целостность следствием имела экономическую целостность мира, образование транснациональных корпораций и компаний (на их долю приходится более 1/3 промышленного производства, более 1/2 внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий). В то же время, вера в безграничные способности науки не является всеобщей, и формируется антисциентистская установка – принижение научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала кризисы: экономический экологический, национальный, а сама наука воспринимается как «чума XX века». Данная ситуация обрисована Ч.-П.Сноу в книге «Две культуры», где автор противопоставляет художественной интеллигенции и интеллигенцию научную – в частности, ученых-физиков.
3. Характерно, что в XX веке многие истины и ментальные установки обращаются в свои противоположности – такие изменения наблюдаются по отношению к европоцентризму – культурфилософской и мировоззренческой установке, согласно которой духовный уклад Европы является центром мировой культуры и цивилизации. Но на рубеже XIX-XX веков наблюдается кризис европоцентризма. О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы» отмечал, что Европа вступила в стадию цивилизации, характеризующуюся высоким развитием науки и техники, но падением уровня литературы и искусства, потерей народом «души культуры», омассовлением всех сфер жизни. Европоцентризм в XX веке, с точки зрения Шпенглера, не имеет смысла, так как Европа – небольшое пятнышко на карте мира, и китайский историк может построить всемирную историю, исключив из нее, к примеру, Крестовые походы или эпоху Возрождения.
10.2. Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: кризис культуры, глобальные проблемы современности Устойчивым стереотипом современного сознания становится констатация кризиса западной культуры, что свидетельствует о смене одного типа культуры другим и переоценке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Критерием упадка культуры является внутреннее ощущение человека в культуре – психологический комфорт или чувство неустроенности. В качестве основных признаков кризиса выделяются: - распад постоянного образа и представления культуры о себе самой, утрата самотождественности – мифологической, ценностной, политико-идеологической, религиозной; - высокий уровень науки и техники, но упадок в области литературы, искусства; - подмена образования пустым знанием; - урбанизм; - исчезновение традиционной культуры; - тревожное сознание, рост смертности, суицидов, наркомании, обращение к таким средствам снятия психоэмоционального напряжения как алкалоиды и наркотические вещества; - «смерть Бога» (понятие Ф. Ницше) как идеала и организующего начала мира и культуры, превращение религии в простую формальность;
- О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев в качестве одного из ведущих признаков кризиса отмечали демократизацию культуры, ее омассовление, стандартизацию человека, рождение ее «среднего», посредственного субъекта; - писатели-гуманисты (А.Швейцер, М.Ганди, Т.Манн, Р.Роллан, Л.Толстой) в качестве отрицательного качества современной культуры выделяли ее элитарность, отсутствие ориентации на простого человека, утрату любви, милосердия, отказ от традиции и многовековой мудрости. Между тем, не все исследователи рассматривали динамику XX века как негативную, были и мыслители, оптимистично воспринимающие процессы развития. Так, в работах В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена представлены идеи космической культуры. Основными из них стали идея активной эволюции, когда разум становится ведущей силой мирового развития, а человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию и должен проникнуться духом космической этики и идея о единстве забот о космическом целом и нуждах конкретных людей. По мнению названных мысли- телей, гуманистический оптимизм основан на законах развития культуры и самой природы. Причинами появления ноосферы, по Вернадскому, становятся развитие науки, НТР, объединение человечества и процессы глобализации. Но, объективно, глобализация культуры приводит и к появлению ее глобальных проблем (от «глобус» - земной шар) – это экологический кризис, истощение природных источников энергии, технологический детерминизм, неравномерность развития передовых европейских стран и стран «третьего мира», демографический взрыв и т.п. Основными причинами их возникновения становятся: целостность современного мира; возросшая экономическая мощь человека; неравномерность развития стран и культур с различной степенью развития общественного сознания. В качестве задач по преодолению глобальных проблем выступают: задача преодоления экологического кризиса; предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения; борьба с голодом, нищетой, неграмотностью; нахождение новых источников сырья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|