Глобализация: к проблеме определения.
· Экономический подход к определению глобализации. Такие исследователи, как Э. Валлерстайн, Дж. Сорос трактуют глобализацию как объективный процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему под влиянием глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. А.И. Уткин отмечает следующие факты, свидетельствующие об экономическом объединении стран-лидеров: Создание Европейского экономического и валютного союза в мае 1998 г., которое дало стимул для создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и организации Азиатско-Тихоокеанской экономической кооперации (АПЕК); Договоренность в Богоре в 1994 г. между США и членами Азиатско-Тихоокеанской экономической ассоциации зоны свободной торговли (к 2010 г. - среди развитых стран АТЭС, а к 2020 г. – для всех стран региона); Намерение, высказанное в Майами в декабре 1994 г. американским руководством, о создании в Западном полушарии зоны свободной торговли к 2005 г. Американские геостратеги и геоэкономисты утверждают, что создание свободной зоны между США и ЕС увеличит ВНП обоих регионов как минимум на 0,5%. · Информационный аспект глобализации подчеркивают исследователи, которые в качестве важнейших атрибутов глобализации рассматривают глобальное ТV, Интернет, виртуальную реальность, интерактивность, способствующие формированию единого общемирового финансово-информационного пространства. Эти трансформации приводят к изменению предмета труда. Теперь вместо изменения природы, как было на всем протяжении истории, преобразуется живое человеческое сознание – и индивидуальное и коллективное. Преобразование сознания становится наиболее выгодным бизнесом. Во всех государствах начинает выделяться информационная элита, участвующая в формировании сознания.
· Политико-идеологический подход к глобализации. В работах В.Л. Иноземцева, М.Г. Делягина, А.С. Глазьева, А.С. Панарина представлена точка зрения, согласно которой глобализация является идеологической доктриной, пришедшей на смену потерпевшему крах неолиберализму, эффективным инструментом установления членами «глобального клуба» «нового мирового порядка». · В экологическом подходе сущность глобализации связывается с существованием глобальных проблем, которые ни одной страной и ни одним народом не могут быть решены автономно, изолированно и безотносительно друг к другу. Людей объединяет не только благо и любовь, но и проблемы, которые обрушиваются на них, вне зависимости от цвета кожи и национальности. · Наконец, в социокультурном подходе глобализация трактуется как тотальная вестернизация. Наиболее полно данная точка зрения выражена в работах П. Бергера, С. Хангтингтона, С. Амина, Л. Бентона, А. Гилпина, А. Каллиникоса, Н. Глейзера, которые отмечают, что глобализация непосредственно связана с распространением информации и средств развлечения, под влиянием которых изменяется характер любой культуры. Опасность глобализма состоит также в том, что он ограничивает ресурсы поливариантного развития человечества, необходимые как гарантия коррекции хода и перспектив его развития в возможных кризисных ситуациях. Итак, глобализация – это процесс стремительного формирования единого экономического, политического и информационного пространства, обусловленный бурным развитием информационных и коммуникационных технологий. Несмотря на многие издержки, связанные с глобализационными процессами, глобализация носит объективный характер. Об этом свидетельствует возрастающее единообразие товаров повседневного пользования, поставляемых на мировой рынок, стандартизация навыков и приемов в сфере профессиональной деятельности (в производстве, науке, технологии), распространение поведенческих стереотипов, форм и норм общения людей, универсализация бытовых удобств и развлечений.
11.4. Глобализация: социокультурные аспекты. · Г лобализация опирается на принципы, которые определяют специфику развития западного мира. Даже лучшие свои постулаты, воплощенные в Декларации прав человека, западный мир навязывает не западному как политические универсалии. Однако те ценности, которые составляют основу Декларации, остаются чуждыми остальному миру, особенно мусульманскому и конфуцианскому. А стремление ООН применить санкции против тех стран, где нарушаются европейские права, часто выступают в качестве средства политического давления. · Глобализация сегодня выступает как распространение, прежде всего, североамериканской культуры. Это и позволяет говорить некоторым исследователям о том, что глобализация (по крайней мере, в России) выступает в форме американизации. Этот процесс определяется как объективными причинами, в том числе, экономическим первенством США, так и субъективными, а именно целенаправленным распространением североамериканской культуры как «великого агента глобализации» (о чем писали З. Бжезинский и Р. Стил). · Формирование монокультурного мира сопровождается падением статуса национального государства с его экономикой, социально-политическими структурами, культурой. Происходящая регионализация в рамках глобальной системы лишила государство монополии на власть. · Разрушаются традиции, обычаи и обряды, что свидетельствует о распадении целой системы представлений, ценностей, социальных связей, которые и составляют своеобразие каждой из национальных культур. Эти процессы сопровождаются разрушением традиционных механизмов продуцирования и распространения культурных ценностей, а культура утрачивает способность к самовоспроизводству. · В процессах глобализации изменяется соотношение между высокой специализированной, народной и массовой культурой, где последняя, безусловно, доминирует. Массовая культура управляет и элитарной культурой и народной культурой, включая их в систему культурной циркуляции только через адаптацию их ценностей к массовому сознанию и превращая их в продукты массового потребления. Массовая культура в процессах глобализации выступает в качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры, и в этом смысле она становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, механизмом культурной экспансии и (если учитывать политическое и экономическое лидерство США) американизации культуры.
· Ф ормирование монокультурного мира сопровождается распадением естественных связей в культуре и нарушением механизмов идентификации. Это выражается в кризисе и национальной, и политической, и религиозной, и культурной идентичности, когда человек теряет способность сопоставить свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности. И как маргинал, он становится легко управляемым. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения в рамках новых границ, новой идеологии, нового экономико-политического проекта. · Глобализация приводит к трансформации национальной специфики мышления под влиянием унифицированного англоязычного новояза. Сегодня распространение английского языка становится условием распространения универсального образа жизни. Английским языком пользуются сегодня в качестве средства общения около 1,5 млрд. людей, на английском во всемирной компьютерной сети хранится более 90 % всей информации, большинство компьютерных программ и инструкций к ним написаны на английском, английский становится языком мировых технических и научных периодических изданий, языком электроники, медицины и космических технологий. Сегодня, как отмечает Э. Гидденс, мы все хотя и живем локально, но говорим на глобальном языке. Между тем, язык является способом сохранения и трансляции культуры, традиций и общественного самосознания данного речевого коллектива, этноса и нации, за ним стоит весь образ жизни данного народа с его ценностными приоритетами, его менталитетом, национальным характером, традициями, обычаями, мироощущением и видением мира.
Итак, вопрос о глобализации культуры гораздо сложнее, чем вопрос о глобализации экономической, политической и финансовой сферы. Унификация духовной составляющей культуры приведет к ее стагнации, внешними признаками которой выступят, прежде всего, ее неизбежное упрощение, архаизация и возвращение к неактуальным формам межгруппового общения. Необходимый же запас прочности общественного и культурного развития связан, в большой степени, с разнообразием культур, инновационный потенциал которых может быть востребован в любой момент как способный противостоять разрушительным тенденциям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|