Основные направления современного западного искусства
1. Модернизм ( франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - главное направление западного искусства XIX-XX вв. В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание, обретая новую ценность как фактора физического - акустического - воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы, трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т.п. 2. Абстракционизм - направление в искусстве XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений, проявившее себя в живописи, скульптуре и графике. Сам термин «абстракционизм» свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 1910-х годах как анархический вызов общественным вкусам, в конце 40-х - начале 60-х годов это направление принадлежало к наиболее распространенным явлениям западной культуры. В абстракционизме существуют два основных направления:психологическое (е го основателем считают В.Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего) и геометрическое (или интеллектуальное, логическое). Его родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представляющим в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.
Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) - в русле психологической тенденции - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, В.Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и обогатили ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным. 3. Сюрреализм. К началу 1920-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения – сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм - сами стремятся причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925-26 гг. Наиболее типичные сюрреалистические полотна создали бельгиец Р. Магритт и каталонец С. Дали. Эти картины представляют собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит французскому поэту и психиатру Андре Бретону. Огромное влияние на развитие сюрреализма оказало творчество З.Фрейда и его концепция психоанализа, где психика трактована как подчиненная непознаваемым, иррациональным, вечным силам, находящимся за пределами сознания. Глубинным фундаментом психики, влияющим на реальную, сознательную жизнь человека, по З.Фрейду, становится бессознательное. И, по его убеждению, бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью в сновидениях и искусстве, и именно в них открывается истинный путь познания «естественной сущности» человека.
К рубежу 20-30-х гг. сюрреализм проник в живопись других стран Европы - Англии, Швеции, Чехословакии, в 30-е гг. достиг Латинской Америки, Австралии, Японии, проявив себя не только в живописи, но и в скульптуре. 4. Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art - общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 году. Само же течение возникло в 50-х годах XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачей замены абстракционизма, так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себя новым реализмом, так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи. Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялся художественно-эстетическим статусом. В поп-арте вещь эстетизируется как предмет массового потребления, а произведение становится материализованной мечтой потребителя. Среди разновидностей поп-арта выделяют оп-арт, характеризующийся широким использованием оптических эффектов, цветовых пятен, эл-арт с движущимися конструкциями и окр-арт с предметами, окружающими зрителя. Однако разновидности поп-искусства не отличаются друг от друга по смыслу. Стиль этот похож на стиль оформления товаров на витрине или рекламу. Поп-арт идеально подходит для «человека толпы», ориентированного на потребление, воспитанного на рекламе и средствах массовой коммуникации. Тема XI. Культура в эпоху глобализации
Этапы глобализации. Прежде всего, необходимо отметить, что глобализация - процесс, начавшийся отнюдь не в последние десятилетия, а разворачивающийся, по крайней мере, в течение последнего столетия. · Первым этап глобализации - рубеж XIX-XX вв. Это была фаза активного распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе. Теоретиками первой волны глобализации стали Р. Кобден, Дж. Брайт, Н. Эйнджел, которые обосновывали идею о том, что основные внешнеполитические антагонисты Англия и Германия, являющиеся и основными экономическими партнерами, не станут участвовать в военных конфликтах друг с другом.Однако Первая мировая война опровергла эти предсказания, и глобализация как процесс была прервана. · Вторая волна глобализации развернулась в 70-е гг., после двух мировых войн и Великой депрессии. Ее основными предпосылками стали революция в информатике и телекоммуникациях. · Современный этап глобализации.Условиями его развертывания стали: 1. Распадение Советского Союза и системы стран социалистического лагеря, что привело к нарушению мирового паритета сил. 2. Развертывание информационной революци и, которое привело к формированию электронных экономик, электронных финансовых структур, электронных денег, электронных правительств. 3. Усиление к концу XX века роли ТНК в мировой экономики. Наиболее мощные из которых контролируют сегодня более 90 % прямых зарубежных капиталовложений в станах Запада и практически 100% инвестиций в экономику стран «третьего мира». 4. Глобализационным процессам способствует деятельность ряда международных организаций и институтов (среди них - МВФ, Всемирный банк и ВТО), которые должны поддерживать сложившийся в послевоенный период новый экономический порядок и не допускать перераспределения ресурсов и рынков сбыта между теми, кто входит в группу стран-лидеров и теми, кто стремится освободиться от экономической и политической зависимости, используя механизмы ускоренной модернизации. 5. И, наконец, это ставший очевидным к 90-м годам крах проекта модерна и идеологии Просвещения и вырождение его основного принципа рационализма в прогрессизм и технологизм. Это приводит сегодня к экологическим катастрофам, разрушению как пространства природы, так и пространства культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|