Особенности русского Просвещения. Формирование русской национальной культуры (вторая половина XVIII в.)
Идеи Просвещения проникают в Россию в 40-60-е годы под названием «вольтерьянство» (синоним вольнодумства). Однако русское Просвещение отличалось своеобразием, а наиболее острым стал вопрос о положении крестьянства в условиях крепостничества. Проблема крепостного рабства стала предметом размышлений и дискуссий не только передовых людей своего времени, но привлекла внимание и императрицы Екатерины II. Она была знакома с философией Просвещения и состояла в переписке с Вольтером. Екатерина II, претендующая на звание «просвещенной императрицы», оказывала покровительство просветителям после начавшихся репрессий во Франции – по ее инициативе был приглашены в Петербург Д.Дидро, д’Аламбер, изгнанному из Франции Ж.Ж.Руссо графом Разумовским было предложено имение на Украине, в Гааге на средства князя Голицына печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция «О человеке», в России были изданы произведения французских просветителей и статьи из «Энциклопедии» (с 1767 по 1777 гг. – около 480 статей и заметок). Между тем, самый острый для России того времени крестьянский вопрос решен не был, несмотря на то, что в 1766 году по предложению Екатерины II было создано Вольное экономическое общество, объявившее конкурс на лучшую работу о собственности крестьян. Из 140 работ (в том числе, Вольтера и Мармонтеля, требовавших отмены крепостничества) лучшая выбрана не была, а само общество прервало свою работу. Идеи же укрепления абсолютизма красной нитью проходят через «Наказ» Екатерины II, где обосновывается необходимость самодержавного строя для России. Просветительство как течение русской общественной мысли было открыто М.В.Ломоносовым, академиком Петербургской академии наук, почетным членом Шведской и Болонской академий, считающим науку и просвещение ведущими силами в развитии общества и выступающим за независимость науки от церкви. Эти принципы ученый воплотил при создании Московского университета – нового центра культуры и науки. Открытия Ломоносова затрагивают многие, абсолютно разнообразные научные области – математику, физику, химию, историю. С именем Ломоносова также связывают подготовку основ общенационального литературного языка. В этот период формирования и утверждения капитализма в России складывается национальная культура – то есть, культура, отличающаяся значительной степенью общности.
Литература. Здесь утверждается классицизм, ставший к этому времени общеевропейским литературным направлением. Особенностью русского классицизма явились предпочтение национальной тематике, связь с традициями русского фольклора, а также более тесная, чем на западе, связь с просветительством, больший демократизм. Наибольшее распространение в данный период получают формы сатиры, оды, лирической песни. В русской литературе классицизм господствует до конца 60-х гг., и наиболее талантливым его поэтом и теоретиком является А.П. Сумароков (1717-1777). Однако к концу XVIII столетия в литературе (особенно, в драматургии) начинает складываться новый метод – реализм, представленный комедиями Д.И. Фонвизина. Разрушение замкнутости и ограниченности классицистской эстетики и усиление национальных черт культуры было обусловлено общественной активностью всех сословий. Решающий вклад в развитие реалистической лирики сделал Г.Р. Державин. Реализм, опираясь на идеи Просвещения, утверждал достоинство человека и его способность к великим свершениям. Величие человека и право его на счастье утверждал и сентиментализм (его основоположником явился Н.М.Карамзин), ставший главенствующим направлением дворянской литературы последних десятилетий XVIII века.
Архитектура. Специфика русской архитектуры середины века определялась параллельным сосуществованием стилей, на Западе последовательно сменявших друг друга: барокко, классицизма и рококо. Наиболее выдающимся архитектором этого времени был Ф.-Б. Растрелли, автор проектов Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца в Петербурге, комплекса Смольного монастыря, Большого Дворца в Петергофе. Для его построек характерно: - роскошь скульптурного убранства, - игра светотени, - красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты, - грандиозность основной композиции. В 60-е годы барокко сменяется классицизмом, основной становится наряду с дворцовой и административная архитектура. Центр Петербурга застраивают лучшие отечественные и иностранные зодчие – А.Ф. Кокоринов, Д. Кваренги, Н.А. Львов, И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, автор Казанского собора. В Москве старомосковская традиция была сохранена, что выразилось в собственном понимании барочной формы. Московскую архитектурную школу в это время представляли крупнейший зодчий Д.В. Ухтомский и его ученики: А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Живопись. Особенностью русской живописи рассматриваемого периода становится сочетание в ней западной традиции, которую представляют приглашенные елизаветинским двором иностранные художники, работающие в стиле рококо: итальянец П. Ротари, немец Г.Х. Грост и др. - и национальной, составленной рядом русских художников, учившихся на родине и воспринявших русские традиции, - И.Я. Вишняковым, А.П. Антроповым, И.П. Аргуновым. Поскольку направление развития русского искусства в данный период определяла Академия художеств, основанная в 1757 году, то, естественно, что ведущим направлением академической живописи был классицизм, прославлявший гражданские и патриотические идеалы. Его основные принципы наиболее последовательно воплотились в историческом жанре (его основоположником был А.П. Лосенко, наиболее известные работы которого - «Прощание Гектора с Андромахой» и «Владимир и Рогнеда»), позволяющем наполнять античные, библейские и национально-исторические сюжеты современным содержанием и идеологией.
Продолжает развиваться и жанр парадного портрета, первые образцы которого были представлены еще в первой половине века. Портреты же данного периода обладают большей реалистичностью и психологизмом, хотя и не лишены еще некоторой условности, диктуемой самим их назначением. К ним принадлежат, в первую очередь, полотна Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого, сумевших впервые в русской живописи увековечить черты своих современников. Здесь запечатлен не только визуальный облик модели, но и ее внутренний мир. Последний выдающийся портретист века В.Л.Боровиковский свои лирические работы создавал под влиянием не только классицизма, но и сентиментализма. Итак, середина XVIII - начало XIX века - важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия. По сравнению с петровским временем, в этот период еще более возрастает значение науки, образования, делаются новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, а также литературе и искусстве. В это время продолжается процесс формирования русской национальной культуры и закладываются основы русского литературного языка, развивается реалистическая литература, профессиональный театр и национальная классическая музыка, осваивается эстетика художественной культуры Нового времени и утверждаются особенности ее национального варианта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|