Культура «серебряного века». Символизм в литературе и искусстве
Этот период развития культуры России Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса, имея в виду религиозные искания, расцвет поэзии и философии, творческий подъем в изобразительном искусстве. Велики достижения русской религиозной философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского. В это время перелом осуществляется и в научной сфере, где получают развитие новые области, в том числе, воздухоплавание (работы Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского), разрабатываются новые теории (квантовая, относительности), появляются новые науки (биохимия, биогеохимия, радиогеология), основы которых заложены В.И. Вернадским. И.Н. Павлов создает учение о высшей нервной деятельности. В это время окончательно сформировалось течение русского космизма, которое представляли различные по воззрениям философы, писатели, художники, ученые: К.Э Циолковский, Д.И. Менделеев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев. С наибольшей научной доказательностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем В.И.Вернадским и изложены в его основной работе «Научная мысль как планетарное явление». Ученый считал, что эволюция человека закономерна, биосфера должна перейти в качественно новое состояние – ноосферу (от «ноос» - разум). Литература этого времени переживает небывалый взлет, где сочетаются реалистические и антиреалистические тенденции. К реалистическому направлению на рубеже веков принадлежали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Однако новые художественные качества реализма связаны с распространением неоромантизма («Макар Чудра», «Челкаш» и другие произведения А.М. Горького). Л итература «Серебряного века» - явление сложное и неоднородное, распадающееся на отдельные направления акмеизма, футуризма и символизма.
Символизм как направление сложился во Франции после подавления Парижской Коммуны 1879 г. Был также распространен в Германии, Австрии, Бельгии, Польше, Швейцарии, Англии. В России появляется в начале 1890-х годов. Принято различать «старших» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, З.Гиппиус) и «младших» (А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев) символистов. Если для первых были характерны культ красоты и стремление к свободе самовыражения, то для вторых основой становятся философские и теософские искания. Основные особенности символизма: 1- философское основание - идеалистические учения Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше и Маха, русского философа Вл. Соловьева. Они исходили из тезиса о том, что сознание является первичным по отношению к бытию, видимая действительность мнима, иллюзорна, а действительная сущность скрыта; 2- символу отводится функция посредника между этими двумя мирами/ о тсюда - обилие намеков, иносказаний; 3- отрицательное отношение к западной цивилизации, к капитализму - «химере нашего века» (С.Соловьев); 4- и деализация докапиталистических отношений и романтизация Средневековья с его образами, легендами, символами; 5- индивидуализм, самолюбование, противопоставление себя толпе (отсюда – такие поэтические метафоры, как «Люблю я себя, как бога» З.Гиппиус, такие названия произведений, как «Самогимн» и «Я людям чужд» И.Северянина); 6- т ребование «чистого», «свободного» искусства; 7- неприятие объективной реальности,искажение ее, изображение в негативном качестве (стихотворение З. Гиппиус «Все кругом»). В 1910 году символизм вступает в пору кризиса, и в атмосфере споров о его судьбах родится акмеим ( от греч.akme - время расцвета, цветения) (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Кузмин), отрицающий символистское стремление к идеальному, его нравственные и духовные искания и склонность к эстетизму и призывающий к возвращению к ясности и вещности поэзии.
Одновременно с акмеизмом сформировался футуризм (от лат. Futurum - будущее), культивировавший урбанизм, эстетику большого города и машинной индустрии. Он распадался на несколько группировок: «Гилея» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский - «кубофутуристы» или «будетляне»), «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин), «Мезонин поэзии» (Р.Ивлев, Б.Лавров), «Центрифуга» (Н.Ассев, Б.Пастернак). К этому же времени относится и творчество стоящих особняком М. Цветаевой и М.Волошина. Тема XVIII. Отечественная культура советской и постсоветской эпохи Социокультурные доминанты послереволюционной эпохи Октябрьская революция 1917 года была выступлением не только и не столько против прежней политической системы, сколько против основных духовных ценностей прежней культуры. Данный процесс демократизации России стал периодом пробуждения социальной активности масс и их вступления в общественно-политическую жизнь. Процесс национализации культуры был законодательно закреплен на VIII съезде РКП (б), и в собственность народа перешли музеи, образовательные учреждения, театры – то есть, все объекты культуры и искусства. Это был, безусловно, прогрессивный политический шаг, так как доступ к культуре получили представители абсолютно всех классов. Между тем, в процессе национализации многое погибало – уничтожалось, разрушалось, как не обладающее культурной ценностью: архивы, некоторые издания, ветшали усадьбы, в обезглавленных церквах устраивались тюрьмы, склады, клубы, приюты. Безусловно негативным фактором развития культуры был узкоклассовый к ней подход, сопровождавшийся подозрительностью к дореволюционной культуре и ее представителям, антиинтеллигентскими настроениями и лозунгами о «бдительности» к старым специалистам. Структура дореволюционной культуры (см. таблицу) принципиальным образом изменилась – ни один из прежних носителей культуры не сохранил своих функций, и ни одна из субкультур не осталась в прежнем качестве.
Сложность и противоречивость становления новой советской культуры обозначилась сразу после революции. Эта культура рождалась в условиях ожесточенной классовой борьбы, гражданской войны, хозяйственной разрухи, голода, интенсивной индустриализации и коллективизации. Коренные изменения произошли не только в области политического устройства общества, но и в мировоззрении и мироощущении людей, а также в сфере художественной культуры. Здесь политика государства была направлена на уничтожение духовного господства и монополии одного класса на культуру, открытие доступа к ней и превращение отчужденной от народа культуры в его достояние. Эти преобразования были составной частью культурной революции (термин «культурная революция» был введен В.И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»). На ее реализацию были направлены следующие преобразования в духовной сфере: - создание новой социалистической системы образования и просвещения, - перевоспитание буржуазной и формирование новой интеллигенции;
- создание новой литературы и искусства, подъем науки; - утверждение атеистического мировоззрения; - формирование интернациональной культуры; - преодоление противоречий между городом и деревней, физическим и умственным трудом. 18.2. Отечественное искусство 30-х годов: реализация адаптационной стратегии Начало 30-х годов было ознаменовано постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», завершившем период относительной автономии искусства от идеологии. Согласно Постановлению, все художественные группировки упразднялись, а вместо них формировались творческие союзы - художников, писателей, композиторов, архитекторов. С одной стороны, это было весьма прогрессивным шагом, так как открывало возможности для публикации произведений, участия в выставках и вернисажах. С другой стороны, эти союзы возглавлялись, как правило, людьми весьма далекими от искусства, но верно понимавшими «линию партии» и считавшими свои вкусы художественным эталоном. Это не позволяло развиваться искусству новаторскому, отказывающемуся от реалистической формы выражения. В 1932 году на I Съезде писателей была принята эстетическая доктрина, новый художественный метод, который получил наименование «социалистический реализм» (термин был предложен А.М.Горьким, но долгое время приписывался И.Сталину). Теперь требования к искусству законодательно сводятся к следующим качествам: - идейность, активность (на этом основании отвергаются все варианты социально-опосредованного искусства), - реалистичность, где отражение действительности может реализовать философский тезис о ее познаваемости, - народность, однако, понятая в данное время как общедоступность. Социалистический реализм, являвшийся эстетическим выражением социалистически осознанной концепции мира и человека и отображавший жизнь в свете социалистических идеалов, не был, однако, антихудожественным, сугубо идеологическим направлением. Этот метод наследовал плодотворные эстетические традиции мирового искусства, его принципы легли в основу произведений М.А. Шолохова, В.И. Мухиной, С.С. Прокофьева, С.М. Эйзенштейна, И. Дунаевского. Главной концепцией искусства соцреализма становится позитивный, оптимистичный настрой, ориентация на созидание, утверждение ценностей советского строя, где оптимизм произведения объясняется главенством сверхличной цели, обусловленной исторической неизбежностью торжества государственной идеологии и морали. Это искусство проникнуто предощущением глобальных перемен, в которых принимает участие каждый человек, оно формирует нового героя, человека великой эпохи. Это работы Ряжского («Председательница», «Колхозница-бригадир», «Чувашка-учительница», «Делегатка»), Иогансона («Рабфак идет»), Бродского («Ударник Днепростроя»).
К сожалению, искусство, которое не вписывалось в рамки соцреализма, подвергалось критике. Новаторские произведения рассматриваются как формалистические. Вопросы формы становятся темой многочисленных дискуссий 1930-40-х годов, выходя за рамки области творчества и приобретая идеологическую направленность. Это: - общезначимая дискуссия, развернутая статьями О.Бескина «О формализме» и «О незаинтересованности эстетического суждения», - диспуты вокруг метода соцреализма на Первом съезде советских писателей в 1934 году, - статьи в газете «Правда», их продолжающие («Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь»,«О художниках-пачкунах», «Какофония в архитектуре»), - работа общемосковского собрания писателей по вопросам формализма и натурализма в литературе (1936, март). Здесь осуществляется последовательное наступление на искусство, называемое «формалистическим». Последствием этой кампании стало осознанное «вымывание» из пласта советского искусства тех имен и произведений, которые не отвечали требованиям идейности и партийности: М.Булгакова, А.Платонова, А.Бека, А.Рыбакова, И.Бабеля, И.Дешевова, Е.Замятина, А.Мосолова и многих других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|