Экологического образования дошкольников
Стр 1 из 33Следующая ⇒ Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
Аннотация В методическом пособии представлены интегрированные занятия для детей 6-7 лет на основе программы «Детство». Дано поквартальное перспективное планирование занятий в подготовительной группе по экологическому воспитанию дошкольников. Особое внимание уделено диагностике педагогического процесса в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 2
Модели Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников 3 Организованная форма обучения 3 Совместная деятельность воспитателя и детей 4 Самостоятельная деятельность детей 4 Перспективное планирование по сезонам 5 Модель построения занятия 5 Планирование занятий Тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада 6 Перспективное планирование занятий по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада 9 Конспекты занятий Осень 15
Зима 35 Весна 51
Приложения Приложение 1. Примерная диагностика педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении 67 Приложение 2. Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста (по блокам) 74 Приложение 3. Моделирование в экологическом воспитании 85 Приложение 4. Мнемотехника в экологическом воспитании 87 Приложение 5. Календари природы 90
Список использованной литературы 91
ПРЕДИСЛОВИЕ
Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии: - биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом; - социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы; - прикладная экология, или охрана природы. Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером: - всё связано со всем; - всё куда-нибудь девается; - всё что-нибудь да стоит; - природа знает лучше. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Настоящее пособие предназначено для работы с детьми подготовительной группы. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Занятия построены согласно временам года. На каждое время года составлено 12 занятий. Занятия состоят из трех частей: 1 часть – беседа (рассказ, экскурсия); 2 часть – экологическая игра; 3 часть – опытническая деятельность. В пособии использованы рекомендации из учебного пособия Л. Маневцовой «Мир природы и ребенок». Экологические игры запланированы согласно плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство». Опыты запланированы из плана-программы «Детство» и из программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа». Особое место в пособии занимает диагностика педагогического процесса. Педагогическая диагностика – измерение и оценка результатов части педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить: - в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний; - как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями; - какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное). Для решения этих задач воспитатели используют разнообразные методы обучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др. (см. Приложение). Создайте определенную развивающую среду, приобретите необходимое оборудование, подберите необходимую методическую литературу, проявите творчество, измените свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – и вы воспитаете новое поколение с новым экологическим мышлением. Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|