Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологического образования дошкольников




Бондаренко Т. М.

Экологические занятия с детьми 6-7 лет

 

 

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ

 

 

Аннотация

В методическом пособии представлены интегрированные занятия для детей 6-7 лет на основе программы «Детство». Дано поквартальное перспективное планирование занятий в подготовительной группе по экологическому воспитанию дошкольников. Особое внимание уделено диагностике педагогического процесса в ДОУ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие                                                                                  2

 

Модели

Модель педагогического процесса экологического образования

дошкольников                                                                                     3

Организованная форма обучения                                                       3

Совместная деятельность воспитателя и детей                                4

Самостоятельная деятельность детей                                               4

Перспективное планирование по сезонам                                 5

Модель построения занятия                                                               5

Планирование занятий

Тематическое планирование занятий по экологическому

воспитанию в подготовительной группе детского сада                      6

Перспективное планирование занятий по экологическому

воспитанию в подготовительной группе детского сада                      9

Конспекты занятий

Осень                                                                                               15

Зима                                                                                               35

Весна                                                                                              51

 

Приложения

Приложение 1. Примерная диагностика педагогического процесса

в дошкольном образовательном учреждении         67

Приложение 2. Опытническая деятельность с детьми

дошкольного возраста (по блокам)              74

Приложение 3. Моделирование в экологическом воспитании     85

Приложение 4. Мнемотехника в экологическом воспитании           87

Приложение 5. Календари природы                                           90

 

Список использованной литературы                                                  91

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И. В. Гете

 

Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

- биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

- прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Настоящее пособие предназначено для работы с детьми подготовительной группы.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической де­ятельности воспитателя и детей.

Занятия построены согласно временам года. На каждое время года составлено 12 занятий.

Занятия состоят из трех частей:

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);

2 часть – экологическая игра;

3 часть – опытническая деятельность.

В пособии использованы рекомендации из учебного пособия Л. Маневцовой «Мир природы и ребенок». Экологические игры запланированы согласно плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство». Опыты запланированы из плана-программы «Детство» и из программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Особое место в пособии занимает диагностика педагогического процесса.

Педагогическая диагностика – измерение и оценка результатов части педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач. Она призвана выявить:

- в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

- как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения этих задач воспитатели используют разнообразные методы обучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др. (см. Приложение).

Создайте определенную развивающую среду, приобретите необхо­димое оборудование, подберите необходимую методическую литературу, проявите творчество, измените свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – и вы воспитаете новое поколение с новым экологическим мышлением.

Модель педагогического процесса

экологического образования дошкольников

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...